Срединная стратегия 35 страница
Комментарий
Даже для современных армий, пользующихся такими достижениями цивилизации, как защитные очки и бронированная техника, ветер и песок представляют скрытую опасность и серьезное препятствие. Древние армии, естественно, страдали от сложных климатических условий, например от сильного ветра, в еще большей степени и иногда
погибали из-за неспособности справиться с возможными последствиями. (В «Огневых стратегиях» и комментарии к главе «Ночь» уже отмечались сложности, возникающие при расположении армии вниз по ветру от противника, который может воспользоваться сухой погодой и предпринять огневую атаку.) В общем и целом, армии старались следовать правилу У Ци, изложенному в главе «Управление армией», и воздерживаться от нападения при сильном ветре: «Когда собираешься вступить в битву, определи направление ветра. Если ветер благоприятствует, издай клич и иди по ветру; если ветер встречный, займи прочную оборону и жди врага» (с. 268). Однако в обсуждении тактических принципов и речи полководца Ли Шоучжэнь этому принципу придается совершенно противоположный смысл, так как в данной главе рекомендуется воспользоваться обычными представлениями противника о том, что армия, расположенная вниз по ветру, будет привязана к своим оборонительным позициям, и вместо этого предпринять неожиданную атаку. Следуя этому совету, творчески мыслящий полководец реализует фундаментальный принцип «атакуй неожиданно» и применит необычную тактику, застанет неприятеля врасплох и одержит победу.
Снег
Изложение тактических принципов
Когда твоя армия и отряды врага вступают в стычки между собой, если беспрестанно идет дождь или снег и ты замечаешь, что противник неподготовлен, нужно спрятать отряды, чтобы нанести по нему удар, ибо тогда его стратегическая мощь может быть сломлена. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Атакуй там, где враг не готов*.
Исторический пример
Танский император послал Ли Су, Военного уполномоченного в Тандэне, уничтожить У Юаньцзи. Ли Су первым делом отправил одного из своих полководцев во главе более двух тысяч всадников на разведку. Они столкнулись с военачальником мятежников Тин Шиляном, вступили с ним в сражение и взяли его в плен. Тин Шилян, один из храбрых полководцев У Юаньцзи, долгое время беспокоил восточные рубежи, так что все войска хотели вырвать ему сердце из груди. Ли Су согласился, но Тин Шилян нисколько не испугался, и Ли приказал отпустить его. Тин Шилян попросил, чтобы ему дали возможность умереть на
службе у Ли и тем самым отплатить ему за милосердие. Ли Су поставил его во главе плененных войск.
Тин Шилян сказал Ли Су: «У Сюлинь занимает Вэнь- чэнчжа на левом фланге мятежников. Причина, по которой правительственные войска не осмеливаются к нему подступиться, заключается в том, что начальником штаба у него Чэнь Гуанся. Однако Чэнь храбр и нетерпелив и любит лично участвовать в боевых действиях. Я считаю, что если вы захватите его в плен, У Сюлинь сдастся сам». Ли Су последовал его совету, и после того как Те Вэнь и Чэнь Гуанся были взяты в плен, У, как и предсказывал Тин Шилян, сдался. Ли Су милостиво обошелся с Чэнем и спросил его о верной стратегии. Чэнь ответил: «Если вы действительно хотите разгромить мятежников, вам не удастся сделать это без Ли Ю».
Ли Ю был решительным полководцем, храбрым и одаренным человеком, отличавшимся стратегическими талантами. Он защищал Синцяочжа и пренебрежительно относился к правительственным войскам. В это время он вывел своих воинов жать пшеницу. Ли Су отправил Ши Юнчэна с тремя сотнями храбрых воинов, чтобы они устроили засаду в лесу, и У Сюлиню удалось захватить Ли Ю в плен и привезти его к Ли Су. Полководцы и командиры из армии Ли яростно оспаривали друг у друга право убить Ли Ю, и только Ли Су обращался с ним со всей обходительностью, как с почетным гостем. Время от времени Ли Су разговаривал с ним, но все его подчиненные были этим недовольны. Так как Ли Су не смог бы сохранить жизнь Ли Ю, он заковал его и отослал в столицу, но прежде тайно отправил послание: «Если вы казните Ли Ю, наши усилия не увенчаются успехом». Император приказал Ли Ю вернуться к Ли Су, и когда последний увидел его, то очень обрадовался и назначил его командующим, приказав ему носить меч, когда он будет входить и выходить из штаб-квартиры.
Разработав с Ли Ю стратегию для разгрома войск в Цай- чжоу, Ли Су назначил Ли Ю командующим авангардом, отдав под его начало летучий отряд числом в три тысячи человек и подчинив ему Ли Чжунъи. Ли Су, в качестве Главного смотрителя, возглавил центральную армию в три тысячи человек, а Ли Цзиньчэн с тремя тысячами воинов составлял арьергард. Все они получили приказ выступить на рассвете. На следующий день они прошли шестьдесят ли, к ночи прибыв в Чжанчайцунь, где уничтожили всех защитников. Затем Ли Су дал войскам немного передохнуть, съесть сухой паек и привести в порядок упряжь, луки и оружие. К этому времени пошел густой снег; древки знамен и стягов сломались, а люди и лошади чуть не насмерть замерзали от холода. Все говорили, что их ждет неминуемая смерть, и несколько командиров обратились с предложением разбить лагерь, но Ли Су сказал: «Мы вступим в Цайчжоу и захватим У Юаньцзи». Все побледнели. Плача, они шептали друг другу, что попали в ловушку, устроенную вероломным Ли Ю, но, поскольку боялись Ли Су, не осмелились ослушаться приказа.
В полночь снег повалил еще гуще, и Ли Су отрядил легкие части, чтобы отрезать мятежников от горы Лан, от излучины реки Хуай и от мостов через нее. Они прошли семьдесят ли и достигли Сюаньхучэня. Весь город окружали ( озера с утками и гусями, поэтому Ли Су приказал напугать гусей, чтобы они подняли шум. С тех пор как жители Цайчжоу подняли мятеж против Тан и до этого дня, то есть около тридцати лет, ни один танский военачальник не приближался к городу, поэтому он оказался совершенно не готов к нападению. Ли Ю и с ним еще несколько воинов первыми взошли на городбкие стены, и за ними ринулись остальные. Они убили тех, кто защищал ворота, и распахнули их перед своими войсками, которые вступили в город, оставив в дозоре лишь несколько человек. К тому времени, как пропели петухи, снег перестал. В конечном итоге тан- ские войска захватили У Юаньцзи и отправили его под стражей в столицу. После этого область к западу от реки Хуай была усмирена.
Подобно предыдущему разделу, в этой главе предлагается использовать неблагоприятные погодные условия, чтобы застичь врасплох неприятеля, ослабившего бдительность, тем более что вражеские воины, вероятно, предпочли укрыться от непогоды. Ветер, дождь, холод и снег благоприятствуют высокомотивированным, воодушевленным войскам, хотя они должны проявить всю силу воли, чтобы выдержать длительные лишения и трудности. Поэтому Тай-гун говорил: «Сильный ветер и проливной дождь помогут ударить в лоб и захватить тылы» (с. 97). С другой стороны, У Ци считал, что враг, находящийся в смятении и беспорядке и несколько дней вынужденный переносить дожди, не выстоит перед энергичным нападением. Подобные попытки могут увенчаться поразительным успехом, так как армия нападает врасплох и часто в неожиданной для противника точке, как в историческом примере к данной главе, тем самым полностью подавляя неприятеля и получая возможность разгромить его наголову. Несмотря на это, проникновение' Ли Су в самое сердце вражеской территории и одержание победы при чрезвычайно неблагоприятных условиях следует считать выдающимся достижением.
В «Шести секретных учениях» Тай-гун рассматривает ослабляющее воздействие плохой погоды на войска и дает У-вану советы, направленные не только на исправление ' возможных последствий, но и на поддержание бдительности:
«У-ван спросил Тай-гуна:
— Предположим, что мы завели армию в глубь владений удельных князей, где столкнулись с противником. Погода или слишком жаркая, или слишком холодная, и в течение десяти дней и ночей непрерывно лил дождь. Рвы и валы размыты; лощины и ограждения не охраняются; наши патрули стали беспечны; а командиры и солдаты утратили бдительность. Предположим, что враг подходит ночью. Наши
три армии неподготовлены, верхи и низы в смятении и беспорядке. Что нам следует делать?
Тай-гун сказал:
— Что касается трех армий, то бдительность выливается в твердость, а расхлябанность приводит к поражению. Прикажи страже, охраняющей валы, окликать каждого. Пусть все, у кого есть сигнальные флажки, смотрят друг на друга, как в лагере, так и за его пределами, отвечая паролем на приказания друг друга. Но не позволяй им поднимать шум. Все усилия должны определяться внешним.
Пусть три тысячи человек составят отряд. Объясни им все и заставь дать клятву, что каждый из них будет предельно бдителен на своем посту. Если враг приближается, то, увидев нашу готовность и бдительность, повернет обратно. В итоге его силы истощатся, а дух будет сломлен. В этот момент наши отборные части преследуют и атакуют противника» (с. 114—115).
Очевидно, погодные условия требовали особого внимания полководца, как из-за благоприятных возможностей, которые они создавали, так и из-за опасностей, которые они влекли за собой.
Изложение тактических принципов
Когда вступаешь в битву с врагом, если твое войско было рассеяно и разбито неприятелем, нужно изучить душевное состояние командиров и воинов. Если они сильны духом, то воодушеви их и вновь веди в сражение. Однако, если 'они пали духом, нужно укреплять его в ожидании момента, когда с ними вновь можно будет идти в атаку. Тактический принцип из «Искусства войны» гласит: «Если внимательно заботиться о воинах и не перетруждать их, то ци соберется воедино, а силы войска будут непревзойденными» (с. 224).
Исторический пример
Первый император династии Цинь спросил Ли Синя: «Если мы решим захватить Чу, сколько воинов, по вашему мнению, нам для этого потребуется?» Ли Синь ответил: «Не более 200 000». Затем император задал тот же вопрос Ван Цзяню, который ответил: «Это невозможно, если не собрать по меньшей мере 600 000 человек». Император ответил: «Вы стары! Чего вы боитесь?» После этого он поставил Ли Синя и Мэн Тяня во главе 200 000 воинов и
приказал им напасть на Чу. Так как к советам Ван Цзя- ня не прислушались, он вернулся в Биньян, сказавшись больным.
Ли Синь и Мэн Тянь напали на Чу и разгромили чу- скую армию. После этого они отвели войска на запад, договорившись соединиться у Чэнфу. Армия Чу пошла за ними, не отдыхая и не останавливаясь три дня подряд, а затем нанесла сокрушительное поражение армии Ли Синя, вступила в его укрепления и убила семерых полководцев. Сам Ли Синь бежал обратно в Цинь.
Правитель в гневе лично прибыл в Биньян к Ван Цзяню и настаивал, чтобы тот возглавил армию. Ван ответил: «Ваш старый слуга смущен и приведен в замешательство. Но если мой великий господин действительно хочет воспользоваться моими услугами, я не смогу выполнить его приказ без 600 000 человек». Император согласился. Ван Цзянь принял командование, и император провожал его до самого Башаня. Когда жители Чу узнали об этом, они собрали все свои войска, чтобы выставить их против Ван Цзяня. Ван укрепил оборону, но не выступал в сражение, вместо этого давая своим командирам и воинам отдохнуть, заниматься личными делами и вволю есть и пить, чтобы поднять их дух и уверенность в себе. Кроме того, он делил с войсками все радости и горести. Спустя долгое время он спросил: «Как развлекаются войска?» Ему отвечали: «Как раз сейчас они соревнуются в метании камней и прыгании через препятствия». Тогда Ван Цзянь сказал: «Их можно вести в бой». Так как армия Чу не сумела втянуть циньское войско в сражение, она уже отошла на восток. Ван Цзянь пустился за ней в погоню, внезапно напал и разгромил ее. Дойдя до Цинань, он убил чуского командующего Сян Яня и затем разбил его войска. После этого Ван Цзянь воспользовался плодами своей победы, захватив и усмирив города и крепости в этой области.
В главах 95, 96 и 97 вновь рассматривается психология ци, боевого духа, а в данном разделе обсуждаются меры, необходимые для воодушевления армии, павшей духом или испытавшей горечь поражения. Здесь в сущности предлагаются те же советы, что и в главе 58 «Поражение», хотя акцент смещается на вопросы морального состояния собственного, а не вражеского войска. Такая последовательность и частые автоповторы вовсе не удивительны, так как мы имеем дело с текстом, составленным одним автором. В исторических примерах, разбросанных в данной книге, также можно часто встретить ситуации, когда армия, оправившись от поражения, тут же одерживает победу, причем зачастую это происходит (как предупреждает глава 57 «Победа») из-за излишней самоуверенности противника. Как говорится в обсуждении тактических принципов, главный вопрос состоит в том, подавлены ли солдаты поражением или сохранили достаточно душевных сил, чтобы предпринять новую попытку обрести победу. Для этого следует добиться энтузиазма и самоотверженности, описанных в главе 74 «Дух», пройдя те этапы, заимствованные из произведения Сунь Биня, которые рассмотрены в комментарии к этой главе. Если этот результат не будет достигнут, если не получится воодушевить войска и вселить в них гнев, как описано в главе «Гнев», это позволит врагу вновь и вновь одерживать победы. И напротив, воины, ожидающие справедливого наказания за свою неудачу, могут устыдиться, если противно их ожиданиям такого наказания не последует, и, вполне вероятно, получат мощный стимул к действию, согласно трактату «Сыма фа»:
«В случае полного поражения не наказывай никого, ибо тогда и высшие, и низшие чины признают свой позор. Если высшие будут упрекать себя, они раскаются в своих ошибках, если низшие будут упрекать себя, они обязательно постараются избежать повторения бесчестья» (с. 171).
т
В историческом примере описывается знаменитая война 226-224 годов до н. э., которую вело государство Цинь на последнем этапе достижения абсолютной .власти, за три года до формального основания императорской династии Цинь. (Хотя в начале повествования фигурирует первый император династии Цинь (Цинь Шихуанди), в третьем абзаце он именуется «правителем», так как еще не закончил завоевание Поднебесной и не принял императорский титул.) К той эпохе, то есть к концу периода Борющихся Царств, размеры полевых армий достигли огромных размеров, о чем говорят упоминаемые здесь цифры проводимых мобилизаций — сначала 200 000, а затем 600 000 человек. Естественно, обеспечивать войска такой численности всем необходимым было чрезвычайно сложно. Кроме того, в данной главе вновь подчеркивается важная роль, которую играет способность полководца правильно оценить стратегическое положение, так как Ван Цзянь сумел верно назвать нужную .численность войск, меж тем как Ли Синь и Мэн Тянь проявили излишнюю самоуверенность, хотя, несомненно, они боялись императора и не осмелились разгневать его, предъявив высокие требования, которые могли бы быть расценены как свидетельства их неумелости или страха перед противником. (В то время 200 000 человек составляли стандартную численность боевой армии.) Они также не последовали известному совету Сунь-цзы, посвященному как раз правилам оценки необходимого количества войск:
«Что касается военных методов: первый называется измерением; второй — оценкой сил; третий — расчетом количества людей; четвертый — взвешиванием относительных сил; пятый — победой.
Местность порождает измерение; измерение производит оценку сил. Оценка сил порождает расчет количества людей. Расчет количества людей порождает взвешивание сил. Взвешивание сил порождает победу.
Поэтому победоносная армия подобна тонне в сравнении с унцией, а побежденная армия подобна унции в сравнении
с тонной. Битва победоносной армии подобна внезапному освобождению стесненного потока, низвергающегося в пропасть с высоты тысячи саженей. В этом заключается стратегическая диспозиция сил» (с. 206-207).
В историческом примере также можно найти иллюстрацию нескольких принципов, обсуждавшихся в предыдущих главах. Во-первых, командующий должен завоевать преданность своих воинов, разделяя с ними радости и тяготы («Любовь»), опасности и мирные удовольствия («Трудности»). Во-вторых, Ван Цзянь применил принцип уклонения от сражения, пока его армия не подготовится и пока ему не удастся вселить в воинов былую уверенность, требующую выражения в действии («Отказ от сражения», «Уклонение», «Оборона»). Таким образом, он воплотил в жизнь черты, приписываемые искусному полководцу в трактате Сунь- цзы, то есть не пошел в наступление, несмотря на общую обстановку, просто потому, что от него ожидали решительных действий, и не вступил в битву просто потому, что этого требовал правитель государства.
Изложение тактических принципов
Когда вступаешь в битву с врагом, если в армии есть такие, кто охвачен страхом и ужасом, кто не наступает при бое барабанов, но отступает раньше, чем услышит гонг, нужно отделить их и казнить в предостережение остальным. Однако если вся армия в страхе, нельзя казнить всех. Нужно явить войску спокойствие, показав им, что бояться нечего, и, обратившись к ним с речью, разъяснить выгоды и убытки. Когда они поймут, что им нечего страшиться смерти, тогда их дух успокоится сакгсобой. Тактический принцип из «Сыма фа» гласит: «Схвати и казни любых дезертиров, чтобы уничтожить страх. Если они напуганы, не угрожай им казнями, но прояви великодушное спокойствие и поговори с ними о том, для чего они живут».
Исторический пример
В эпоху Северных и Южных династий император У из династии Чэнь решил снарядить поход, чтобы уничтожить Ван Сэнбяня, поэтому сначала он вызвал Чэнь Цяня, чтобы обсудить с ним план войны. В это время Ду Кань, зять Ван Сэнбяня, с большим количеством войск занимал Усин.
Император У тайно приказал Чэнь Цяню быстро вернуться в Чанань, укрепить позиции и подготовиться. Ду Кань отправил полководца Ду Тая, чтобы воспользоваться пустотой и застать их врасплох. Когда люди Чэнь Цяня увидели приближающиеся войска Ду Тая, командиры и полководцы переглянулись и побледнели. Однако Чэнь Цянь говорил и смеялся, будто ничего не случилось, а затем привел в порядок боевые построения, и сердца воинов успокоились.
Комментарий
В этой главе продолжается анализ вопросов, связанных с боевым духом армии. На сей раз главным предметом рассмотрения оказывается страх. Все авторы военных трактатов сходятся в том, что «люди не стремятся к своей гибели» и больше всего боятся смерти; поэтому важнейшей задачей полководца является вызвать у воинов гнев (как обсуждается в главе «Гнев») и воспламенить их ци (как показано в главе 74 «Дух»), чтобы вытеснить или преодолеть страх. Как говорится в трактате «Сыма фа»: «Когда сердца воинов наполнены победой, все, что они видят, это врага. Когда их сердца наполнены страхом, все, что они видят, это страх» (с. 178).
Одним из способов достижения этих целей, предлагаемых в обсуждении тактических принципов, а также в главах «Устрашающая сила» и «Наказания», является суровая кара, которой должны быть подвергнуты трусы, чтобы предостеречь прочих воинов от следования их примеру. Однако устрашающая сила не должна преступать определенных пределов; подобный выход также может создать сложности, как отмечается в «Сыма фа»:
«Когда у армии устрашающей силы в избытке, люди будут дрожать от страха, но если она потеряет устрашающую силу, люди не добьются победы. Если высшие делают так, что люди не могут быть справедливыми, сто родов не в состоянии установить правильную организацию, ремеслен
ники не могут кормиться от работы, лошади и скот не могут работать в поле., а чиновники обижают народ — это называется „избыточная устрашающая сила“, и люди будут дрожать от страха. Если высшие не почитают добродетель, но используют хитрых и злых; если они не почитают Дао, но используют храбрых и воинственных; если они не почитают послушных, но используют вздорных и сварливых; если они не почитают добрых, но используют надменных и наглых — это называется „ослабленная устрашающая сила“. Если она преобладает, люди не добьются победы» (с. 169).
Кроме того, может возникнуть такое положение, когда люди не смогут избавиться от страха, несмотря ни на какие угрозы и кары (которые, конечно, могут лишь побудить к действию, но неспособны воздействовать на душевное состояние) и невзирая ни на какие награды (которые также могут лишь подтолкнуть к выполнению обязанностей). В подобных случаях, даже если завести войско в гибельную местность, это не принесет желаемого результата, поэтому командиры должны прежде всего заставить воинов думать о жизни, вместо того чтобы отчаиваться, предвидя неминуемую гибель. Это представляется естественным продолжением позитивных мер по воодушевлению войска, описанных в «Вэй Ляо-цзы»
«Чтобы воодушевлять воинов, богатство народа нельзя не сделать достаточным. Ранги знатности, различия в смерти и трауре, поступки людей нельзя не сделать очевидными. Необходимо управлять людьми в соответствии с их потребностью жить, и делать ясными различия в соответствии с их поступками. Плоды земли и награды, угощение родственников едой и вином, общее веселье в деревенских ритуалах, общая печаль в смерти и в трауре, сердечные проводы войск — вот то, что воодушевляет людей» (с. 306).
Естественно, такой подход чреват определенными угрозами и порождает некоторую неопределенность, поскольку было принято считать, что стремление выжить напрямую ведет к поражению и смерти, но в данных обстоятельствах у полководца нет иного выхода. Поэтому в «Сыма фа» говорится: «Поговори с ними о том, для чего они живут». В действительности, в отрывке, предшествующем этой цитате, намечается несколько конкретных мер для управления боевым духом и борьбы со страхом:
«Солдаты, которые стоят в своих боевых порядках, должны выдвинуться и припасть к земле; те, кто стреляет сидя, должны выдвинуться и припасть на колено. Если они испуганы, сделай ряды плотными, если они в опасности, пусть они сядут. Если враг на расстоянии, они не испугаются его; если, когда он близко, они не смотрят на него, то не бросятся врассыпную.
Когда полководец сходит с колесницы, командиры правого и левого флангов также сходят; все, носящие доспехи, сидят; клятва произнесена, после чего армия медленно продвигается. Все начальники, от полководца до командиров „пятерок", носят доспехи. Расположи легкие и тяжелые войска. Выпусти конницу, пусть пехота и воины в доспехах поднимут шум. Если они напуганы, стяни войска в плотные ряды. Те, кто стоит на коленях, должны сесть на корточки, сидящие на корточках должны лечь. Пусть они ползут вперед на четвереньках, потом дай им отдохнуть. Пусть они встанут, прокричат и подойдут к барабанам. Затем просигналь на колоколах команду „стой!". Затем пусть войска вернутся назад ползком. Схвати и без промедления казни любых дезертиров, дабы у других исчезла всякая мысль о бегстве. Кричи, чтобы повести их. Если они напуганы, не угрожай им казнями или жестокими наказаниями, но прояви великодушное спокойствие. Поговори с ними о том, для чего они живут, и следи за тем, как они выполняют свои обязанности» (с. 177).
В историческом примере мы находим описание того, как духовное и эмоциональное состояние полководца воздействует на его воинов. Как хорошо известно, военачальник, охваченный сомнениями, подрывает боеспособность
целой армии, а охваченный боязнью вселяет страх в солдат. Тот, кто сохраняет спокойствие перед лицом смертельной опасности, становится опорой для воинов, успокаивая и воодушевляя их, подобно Чжугэ Ляну в историческом примере к главе 43 «Пустота*.
Письма
Изложение тактических принципов
Когда вступаешь в противостояние с врагом, сидя в укреплениях, нельзя позволять воинам получать письма от своих родных или разрешать им принимать гостей, так как их вести будут отличаться, и сердца твоих людей охватят смятение и сомнения. Тактический принцип гласит: «Когда письма вызывают вопросы, они начинают беспокоить разум. Когда навещают родственники, разум не может от них оторваться».
Исторический пример
В эпоху династии Поздняя Хань полководец Гуань Юй из государства Шу стоял лагерем в Цзянлин. Как раз тогда в государстве У Люй Мэн сменил Лу Сяо на посту командующего войсками, стоявшими в Лукоу. Как только Люй Мэн прибыл к армии, он удвоил усилия по насаждению добродетели и проявлению милостей, а также предпринял шаги к примирению с Гуань Юем. Тем не менее втайне он организовал внезапные нападения на Гунань и Нань- цзюнь, захватив их и принудив к сдаче многих полководцев Шу.
Когда войска Люй Мэна заняли города, он захватил родственников солдат и командиров из армии Гуань Юя. В каждом случае он успокаивал и утешал плененных и отдал приказ, чтобы ни один солдат не посмел взять что-либо из их имущества. Среди подчиненных Люй Мэна был один командир из его родной области Жунань, который взял бамбуковую шляпу, чтобы прикрыть свой шлем. Хотя он сделал это для выполнения служебных обязанностей, Люй Мэн все же счел его действия нарушением военного приказа и не мог не выполнить требования закона, даже несмотря на то, что они были земляками. Плача, он приказал отрубить ему голову, отчего вся армия затряслась от страха. После этого никто не осмеливался даже поднять что-либо с дороги.
С утра до ночи Люй Мэн отправлял своих подчиненных утешать пожилых и старых и расспрашивать об их нуждах. Он доставал лекарства для тяжело больных, а одежду и пишу для холодных и голодных. В это время Гуань Юй, направлявшийся сюда, послал людей оценить общее положение. Люй Мэн хорошо их принял и приказал провести их по городам, чтобы они могли расспросить местных жителей. Когда люди Гуань Юя вернулись в свои отряды, все воины кинулись к ним с вопросами о своих семьях, а затем прониклись благодарностью за то, что они не пострадали и, по-видимому, живут даже лучше, чем до завоевания. Поэтому командиры и солдаты Гуань Юя не пылали жаждой сражаться с Люй Мэном и армией У. Как раз в это время сюда прибыл со своей армией Сунь Цюань, правитель У. Гуань Юй бежал на запад, но многие из его частей и близлежащих деревней сдались.
Комментарий
В этой главе предлагается решение общей военной проблемы — негативного воздействия писем из дома и посещений, которые побуждают человека задумываться о родных и близких, размышлять о тактическом положении, ощущать беспокойство и тревогу, даже впадать в раздражение, когда начинают приходить мысли о том, что другие не сталкиваются с такими трудностями, которые ты вынужден переносить каждый день. Решение сводится попросту к введению запрета на письма и любые другие формы личного общения. (По-видимому, возможность положительного воздействия подобных писем никогда не принималась во внимание.) Так как здесь поднимаются те же психологические вопросы, что и в главе «Человеческое» (в отношении предзнаменований), и затрагивается та же тема сомнений (которые ослабляют боевой дух армии и подрывают ее боеспособность), нет необходимости подробнее вдаваться в эти комментарии; можно разве что добавить, что сходный ослабляющий эффект могут вызвать современные средства массовой информации, например Си-эн-эн.
В историческом примере тактические принципы, которым посвящена данная глава, рассматриваются под несколько иным углом, так как, несмотря на то что солдаты были расстроены мыслями о своих семьях, в действительности это явилось следствием умелого использования Люй Мэном методов психологической войны, позволивших ему подорвать боевой дух врагов. Многие воины Гуань Юя были уроженцами двух городов, занятых войсками Люй Мэна, и потому они ожидали, что их семьям придется вынести всевозможные жестокости и зверства. Однако, когда они, к огромному облегчению, узнали, что с их семьями хорошо обращаются, их страхи улеглись, а гнев пропал, так что войска тут же потеряли всякое желание ринуться вперед и уничтожить армию Люй Мэна. Действия Люй Мэна увенчались столь блистательным успехом, что, когда их армии наконец столкнулись, Люй Мэн одержал легкую победу, по большому счету не встретив сопротивления. Гуань Юй бежал и вскоре был убит.
Некоторые авторы военных трактатов советуют применять доброжелательную политику в отношении оккупированных вражеских земель, хотя в конце эпохи Борющихся Царств эти советы, в сущности, игнорировались. Суть таких советов заключалась в стремлении ослабить вооруженное сопротивление, если не завоевать преданность местного населения. Поэтому Тай-гун говорил:
«Не сжигай того, что накопили люди; не разрушай их дворцы и дома; не срубай деревья; не уничтожай алтари и кладбища. Не убивай тех, кто сдался, и не уничтожай пленных.. Покажи им вместо этого свою гуманность и справедливость, распространи на них свою добродетель. Пусть люди скажут: „Виновен только один". Тогда тебе подчинится весь мир» (с. 118).
В «Вэй Ляо-цзы» эти принципы получают дальнейшее развитие:
«При ведении войны не нападай на города, которые не нарушали законов, и не убивай людей, которые не совершали преступления. Тот, кто убивает отцов и старших братьев; кто забирает богатство и добро других; кто порабощает сыновей и дочерей других, тот всегда слывет разбойником. Поэтому война — это средство наказать жестоких и беспутных и остановить несправедливых. Когда бы ни велась война, крестьяне не покидают свои поля, купцы не покидают свои лавки, а чиновники не покидают место службы — все это зависит от планов одного человека. Тогда даже без того, чтобы оружие обагрилось кровью, Поднебесная выражает покорность» (с. 314).
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 503;