Срединная стратегия 10 страница

Когда время и естественные условия действуют, а люди не действуют, это называется «выступать про­тив людей».

 
 

Те, кто знают, не выступают против естественных условий, не выступают против времени и не выступают против людей.

Не выстраиваться в боевой порядок

В древности хорошо управлявшие государством не вооружались, а вооруженные не выстраивались в боевой порядок. Умело выстраивавшиеся в боевой порядок не сражались, искусно сражавшиеся не тер­пели поражений, а умевшие проигрывать не погибали.

Правление совершенномудрых древности было таким, что люди отдыхали в своих домах, с наслажде­нием предавались своим занятиям и жили до глубокой старости, никогда не нападая друг на друга.

Когда император Шунь (2255-2207 гг. до н. э.) установил законы и наказания для преступников, он создал и сословие воинов. Но люди не нарушали за­конов, и потому наказания не насаждались. «Хорошо управлявшие государством не вооружались».

Потом император Юй (2205-1197 гг. до н. э.) по­шел карательным походом на племена мяо, но все, что он сделал, так это продемонстрировал военное и гражданское, и племена мяо приобщились к куль­туре. «Умело выстраивавшиеся в боевой порядок не сражались».

Тан-ван (1766-1753 гг. до н. э.) иУ-ван (1134-1115 гг. до н. э.) собирали армию только для одного похода, которыми усмиряли всю Поднебесную. «Искусно сра­жавшиеся не терпели поражений».

Когда чуского Чжао-вана (515-488 гг. до н. э.) по­стигла беда, он бежал в иарство 1_1инь за помощью и в коние кониов вернул себе трон. «Умевшие проигры­вать не погибали».


Преданность полководцу

В древнем сочинении сказано: «Презрительно относящиеся к образованным не смогут полностью завоевать сердца людей; презрительно относящиеся к простому народу не смогут заставить его трудиться так, как он умеет».

Аля победы в войне необходимо завоевать сердца воинов, установить строгие принципы награждения и наказания, сочетать гражданское и военное начала и использовать твердую и мягкую техники.

Наслаждайся радующим взор и музыкой, позна­комься с поэзией и прозой. Поставь гуманность и справедливость прежде хитрости и отваги.

В покое будь таким же неслышимым, как рыба, прячущаяся на глубине; в движении будь таким же быстрым, как выдра. Разрушь сговор врагов; подорви их силы. Порази людей своими знаменами; объявляй тревогу гонгами и барабанами.

В отступлении уподобься движению горы, в на­ступлении стань похож на ливень. Атакуй и сокрушай с неистовой силой; бросайся в битву, словно тигр.

Преследуй врага и удерживай его; завлекай и за­манивай его. Сбивай его с толку и захватывай его; прояви смирение, чтобы он возгордился. Будь близок к нему, но при этом далеко от него; ослабь его, ссудив ему силы.

Оберегай тех, кто в опасности; развесели тех, кто в страхе. Если люди выступают против тебя, прими сказанное ими в свое сердце; если у людей есть жа­лобы, дай им высказаться.

120 Одергивай сильных, поддерживай слабых. Узнай

о тех, у кого есть планы; раз и навсегда покончи с кле­ветниками. Если армия захватила добычу, распредели ее справедливо.

Не обольщайся своими силами и не относись к вра­гу пренебрежительно. Не переоиенивай своих способ­ностей и не относись свысока к подчиненным.

Не позволяй личным пристрастиям оказывать влия­ние на принимаемые решения.

Сначала планируй, а потом действуй. Сражайся только тогда, когда знаешь, что можешь победить.

Не присваивай себе захваченные в войне тро­феи.

Если полководеи будет поступать так, то люди, по­лучив приказ, с радостью пойдут в бой, а враг потерпит поражение еше до того, как прольется кровь.

 

Часть вторая

Уроки войны

Размышления
Лю Цзи

о постижении стратегии


Предисловие составителя

Лю Ши родился в 1311 году, в правление династии Юань. Блистательный и талантливый ученый, он по­лучил высшую ученую степень на государственных экзаменах и получил чиновничью должность. На го­сударственной службе Лю Ши приобрел репутаиию неподкупного и честного человека, и хотя своими ка­чествами он снискал любовь населения тех мест, где он служил, для правящей монгольской элиты он оставался «белой вороной». Будучи чужеземной, династия Юань была вынуждена опираться на китайскую бюрократию, но всегда с большой подозрительностью относилась к случаям установления тесного взаимопонимания между местными чиновниками и простым народом.

С давних пор в системе китайского государственного управления стало традииией назначать чиновников на должности в чужие для них области, дабы предотвратить проникновение в государственные органы духа мест­ничества и родства. Это, в свою очередь, порождало новый клубок проблем, но, в любом случае, синдром соииальной напряженности, обусловленный столкно­вением интересов иентральной и местных элит, при чужеземных династиях, таких как монгольский дом Юань, только усиливался. Это противоречие проходит сквозной нитью через всю китайскую историю, оно нашло яркое выражение в победах и испытаниях, выпавших на долю одного-единственного человека — Лю Ши.

В 1348 году юаньский двор поручил Лю Ши по­давить мятеж в одной из областей, ибо к тому вре­мени Лю Ши прославился не только как выдающийся ученый, но и как умелый стратег. Загнанный в угол


мастерским ведением кампании предводитель мя­тежников попытался спасти свою жизнь с помошью большой взятки. Лю изи отказался это сделать, и тогда мятежник отправился в Пекин, монгольскую столицу, и там подкупами сумел вымолить себе прошение.

Так преступник получил должность и государствен­ное жалованье, а Лю Ши только ухудшил свои отноше­ния с властями. В конце концов, он подал в отставку и вернулся в родные места. Здесь он, сам не желая того, обрел последователей, ибо к нему приходило не­мало людей, бежавших от грабежей и преследования со стороны того самого предводителя мятежников, кото­рый деньгами и подарками сумел пробить себе дорогу прямо в центральный аппарат империи. В 1366 году Лю Изи пригласили в ставку Чжу Юаньчжана, одно вре­мя — последователя радикальной воинственной секты «Белого лотоса», а в ту пору — уже лидера народного антимонгольского движения на юге Китая.

Чжу Юаньчжан был поражен глубиной стратеги­ческого мышления почтенного Лю изи, которому в ту пору было пятьдесят пять и который обладал огром­ным политическим и военным опытом. С помошью советов и указаний Лю изи Чжу Юаньчжан за восемь лет объединил под своим началом все разрозненные китайские отряды на юге страны и двинулся на север, чтобы изгнать монгольских захватчиков. Чжу Юань­чжан основал китайскую династию Мин, а Лю изи стал одним из его самых приближенных и доверенных лиц и внес, пожалуй, наибольший вклад в создание нового государственного порядка.

Лю изи умер в 1375 году в возрасте шестидесяти четырех лет, и смерть его была не лишена какой- то трагической иронии, хотя, с другой стороны, ее


можно рассматривать и как финальный героический жест и последний урок, преподанный Лю Ши миру. На протяжении всей своей карьеры Лю Ши был ми­шенью для завистливых невежд, но при этом всегда отличался беспристрастностью суждений, что было одной из главных причин, по которым его советы вы­соко иенились, но что также стоило ему жизни. Один из тех, чье назначение на высокую должность Лю Ши отверг, сумел опорочить самого Лю Ши, убедив им­ператора, что тот замышляет узурпировать власть. Лю Ши лишили поста и жалованья, а клеветник получил долгожданное место.

Шок и гнев, вызванные такой вопиюшей неспра­ведливостью, подорвали силы Лю Ши, и вскоре он скончался. Еше будучи советником, он говорил импера­тору, что найти для управления государством хороших людей не так уж трудно, если император будет дей­ствительно честен и искренен, но никого из окружения Чжу Юаньчжана нельзя было считать действительно достойным. Кроме того, Лю Ши говорил императору, что человек, который будет пытаться строить про­тив него козни, будет подобен лошади, запряженной в колеснииу — она вполне может порвать упряжь. Как оказалось, именно тот самый человек, обвинявший Лю Ши в стремлении узурпировать власть, добившийся его изгнания и ставший высокопоставленным чиновни­ком минской династии, планировал государственный переворот с иелью установления собственной дина­стии. Он даже искал союза с монгольскими князья­ми, представителями уже канувшей в лету династии Юань, надеясь свергнуть дом Мин. Заговор раскрыли, и свыше тридиати тысяч человек признали виновными в предательстве. Так, последним уроком Лю Ши был


следующий: половина хорошего совета — это знание того, где взять его. Как говорил Лю Ши минскому императору: «К чему беспокоиться о том, что в Под­небесной нет талантов? Нужно лишь, чтобы мудрый правитель искренне хотел их найти».

Лю Ши известен не только как воин, стратег и го­сударственный деятель, но и как поэт и писатель. Одно из его первых сочинений, «Высоконравственный», на­писанное во время его первого вынужденного ухода от дел, прекрасно иллюстрирует его философию жизни, общества и управления. В одном из пассажей, темой которого является избежание военного конфликта, Лю Ши демонстрирует глубокое понимание даосской философии, которой пронизана высшая стратегия «Искусства войны» великого Сунь-цзы:

«Хороший полководец уменьшает врага, плохой полководец увеличивает врага. Тот, кто уменьшает врага, процветает; тот, кто увеличивает врага, гибнет.

Если хочешь завоевать другое государство, на­род этого государства есть твой враг. Поэтому тот, кто проявляет мудрость в уменьшении врага, не побуждает народ выступать против себя.

Совершенномудрые древности не имели врагов потому, что использовали врагов для подавления врагов. Только самые гуманные люди в Поднебес­ной могут использовать своих врагов для пода­вления врагов; вот почему враги не поднимались против них и покорялись».

Другие особенности политической и практической философии Лю Ши можно узнать из его поэзии. Некоторые его стихотворения свидетельствуют об удивительно глубоком и тонком понимании автором


противоречии исторических проиессов и парадок- 127 сальной стратегии «Искусства войны»:

Государство не проиветает само по себе;

Если людей достаточно, оно благоденствует.

Правители не сильны сами по себе;

Если у них много верных слуг, они непобедимы.

Поэтому, когда завистники заполняют должности,

Верные услуги удаляются от дел,

А правители истошают их запасы поборами.

Когда выдвигают лииемеров, народ пребывает в обиде,

И государство страдает безмерно.

Когда сила отнимает свободу,

Малая гибкость может одолеть великую мошь.

Когда ряды нерушимы,

Даже могущественным и свирепым Не одолеть малых, но надежных.

Вот почему тигр-людоед не может проглотить маленького дикобраза,

А козьим поводком можно обуздать девять буйволов.

Победы и неудачи Сменяются своей чередой;

Одной только хитростью не одержишь верх.

Славу можно обрести, а можно утратить,

Но силой не берется она.

Не стремящийся к мирской славе Вовсе не обязательно избежит клеветы.

Совету, ничего не требующему от других,

Вовсе не обязательно последуют.

Спасающие Поднебесную от смуты

Не отвлекаются на пустяки;

Утверждающие великие свершения в Поднебесной Не думают о ничтожных заслугах.

Чтобы разрезать тухлое мясо,

Необязательно брать острый меч.

Чтобы пробить голое тело,

Необязательно стрелять из хорошего лука.

Философия войны Лю Ши сжато изложена в его неоклассическом сочинении «Бай чжань ии люэ», «Не­обычные стратегии ста сражений». Эта книга, в основе которой лежит «Искусство войны» и близкие ему по духу тексты, одно из самых известных и популярных творений Лю Ши. В ней описываются случаи из воен­ной истории, приведенные в нашей книге. Следующие фрагменты позволяют хотя бы отчасти обозначить краеугольные моменты его философии и стратегии управления армией, свидетельствующие о глубокой приверженности автора классическим традиииям.

Не забывать о войне

Совершенномудрые древности никогда не забывали об опасности, находясь в безопасности, никогда не за­бывали о хаосе во времена порядка. Лаже когда в Под­небесной иарит мир, нельзя напрочь забывать о войне. Лишенный пронииательности окажется беззащитным. Следует совершенствовать духовные качества внутри и готовить войска к войне вовне. Будь внимателен и почтителен к чужеземиам, помни о неожиданностях. Регулярные военные упражнения на протяжении каж­дого из четырех сезонов есть способ показать всем, что государство не забывает о войне. Не забывать о войне — значит наставлять людей не забрасывать занятия боевыми искусствами.

Правило гласит: «Даже если в Поднебесной мир, забыть о войне — значит вести государство к гибели».

Осторожность

Во время войны необходимо быть осторожным и осмотрительным. Действуй только тогда, когда ви­дишь, что окажешься в выигрыше; если видишь, что преимушества нет, останавливайся. Сохраняй благо­разумие и не выступай слишком поспешно. Тогда не окажешься в смертельно опасном положении.

Правило гласит: «Будь недвижимым, как гора».

Отдых

Во время войны не расслабляйся даже после того, как одержал победу. Будь еше более бдительным, за­щищаясь от врага; находясь на отдыхе, будь еше более внимательным.

Правило гласит: «Всегда будь подготовленным, и не познаешь бед».

Безопасность

Когда враг пришел издалека и силы его на преде­ле, немедленно начать сражение выгодно для него; поэтому укрепи оборону, сохраняй бдительность и не отвечай — жди, когда силы его угаснут. Даже если противник попытается спровоиировать схватку и под­толкнуть тебя, не двигайся.

Правило гласит: «Находясь в безопасном месте, сохраняй неподвижность».

Изменения

Сущность приниипа ведения войны — откликаться на изменения; знания и опыт — вот путь понимания

армии. В любом действии важно прежде оиенить врага. Если противник не предпринимает никаких действий и не меняется, подожди, пока он сделает это. Восполь­зуйся преимушеством изменения, чтобы откликнуться соответственно, и обретешь выгоду.

Правило гласит: «Умение добиваться победы из­менением и приспособлением к врагу называется несравненным искусством».

Воинственность

Оружие есть инструмент зла, война противна гу­манности. На самом деле к ним следует прибегать толь­ко тогда, когда другого выхода нет. Идти военным по­ходом на другие земли только потому, что государство велико и богато — неправильно, ибо это закончится тем, что государство потерпит поражение и погибнет. И тогда будет уже поздно сожалеть о содеянном. Война подобна огню — если огонь не остановить, он сожжет самого себя без остатка. Воинственность и само­надеянность очень скоро приведут к гибели.

Правило гласит: «Даже когда государство велико, если оно воинственно, оно в коние кониов погиб­нет».

Как и труды всех выдающихся мыслителей Востока, сочинения по стратегии Лю Ши наиелены, в первую очередь, на пробуждение мысли и оиенку ситуаиии. Хотя, упоминая классических авторов, Лю Ши активно использует реальные исторические примеры, вопрос о том, когда и каким образом применять те или иные приниипы, по самой своей природе является откры­тым. Конфуиий говорил: «Если я построю один угол, а человек не сможет догадаться об остальных трех,

с ним не о чем говорить». В символическом плане это классическое высказывание понимается в том смысле, что философия действия значит не так уж много без исторического контекста и размышления.

Приводимые в настояшей книге эпизоды из ки­тайской истории представляют собой летописание войны, а потому они полны боли и ужаса. Будучи ре­дактором, Лю 1Лзи не высказывает своей точки зрения о том, как должно было бы обстоять дело с этической точки зрения, но он подробно описывает, что может произойти и что на самом деле происходит с мыслями и поведением человека в условиях войны и распрей. С одной стороны, предполагается, что истории эти следует рассматривать отстраненно, для того чтобы более объективно понимать характер человеческих поступков. С другой стороны, ужасы войны живопи­суются явно с дидактическим уклоном, подкрепляя тем самым исконно присущее китайской традииии не­приятие войны непосредственным физическим и эмо­циональным отврашением. Тем не менее, в конечном счете рациональный и этический моменты военных историй неизменно дополняет тот, кто обращается к ним в поисках уроков, даже если он делает это ценой поражения. По легенде, когда Соломону предложили на выбор мудрость или богатства, он выбрал мудрость, а богатства получил в придачу к ней.

Хронология исторических пе­риодов, упоминаемых Лю Цзи

Эпоха «Весен и Осеней» (722-81 гг. до н. э.)

Обычно считается, что этот период стал свидетелем первого этапа упадка чжоуской династии и начала войны между отдельными царствами. В конце его жил Конфуций. По традиции, около конца этого периода было составлено и классическое даосское сочинение «Лао дэ изин».

Эпоха Борющихся царств (480-246 гг. до н. э.)

Период долгих междоусобных войн между различ­ными царствами, прежде объединенными в единую конфедерацию под эгидой Чжоу. Он характеризовался окончательным упадком и гибелью дома Чжоу. К это­му периоду относится основная часть классической литературы, принадлежащей древним философским школам, включая Мо-цзы, Мэн-цзы и «Искусство войны».

Династия Иинь (246-206 гг. до н. э.)

Первая династия императоров, уничтожившая прежнюю систему феодальной раздробленности и впервые объединившая Китай под централизованным управлением. От названия ее, видимо, происходит и английское слово China, которое, однако, не имеет ничего обшего с самоназванием китайцев2. [554]

иарствование династии 1_1инь, положившей конец междоусобицам Борюшихся иарств и объединившей страну в политическом и культурном плане, было не­долгим, но впечатляющим и богатым событиями.

Династия Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.)

При расточительном и жестоком втором императо­ре династии 1_1инь по всей стране начали вспыхивать бунты и мятежи, в коние кониов сокрушившие дина­стию. Ханьская династия была провозглашена одной из сторон, участвовавшей в свержении 1_1инь, а потом одержавшей победу и в борьбе за власть между преж­ними союзниками. Она просуществовала почти четыре столетия, за небольшим перерывом в начале новой эры. Хань оказала неизгладимое воздействие на куль­турное и иивилизационное самосознание китайиев: китайиы называют себя «ханьцами», а свой язык — «ханьским». В первое столетие правления Хань, во II веке до н. э., был создан знаменитый даосский текст «Хуайнань-цзы», на который несомненное влияние оказала и политическая философия Сунь-цзы.

Троеиарствие (190-265)[555]

Период Троеиарствия охватывает историю борьбы за власть в стране между территориями, на которые распался Китай после падения династии Хань. На землях единой прежде империи образовалось три соперничающих царства — Вэй, Шу и У, каждое из ко­торых стремилось восстановить единство страны под своим началом. Великое множество военных историй и легенд связано с этим периодом, временем Чжугэ Ляна и блистательного полководца Liao Liao.

Династия Цзинь (265-420)

Шиньская династия наследовала Вэй, одержавшей верх в борьбе с двумя остальными царствами. Дом Шинь сталкивался с постоянной угрозой с севера и уступал свои владения центральноазиатским пле­менам, провозглашавшим собственные государства, объединенные в историографии собирательным на­званием Шестнадцать государств.

Период Северных и Южных династий (420-589)

На севере страны сменяли друг друга некитайские династии, на юге правили династии китайские. Эпоха сопровождалась жестокими войнами не только между севером и югом, но и внутренними, как между север­ными династиями, так и между южными. Она заняла большую часть V и VI столетий.

Династия Суй (558-618)

В конце VI века династия Суй вновь объединила Китай, но в конце концов рухнула под чередой бес­прерывных восстаний, вызванных неумеренной экс­пансионистской политикой второго императора дома.

Династия Тан (618-905)

Династия Тан пришла на смену Суй, и ее почти трех­сотлетнее царствование считается вершиной истории культуры китайской цивилизации. Границы китайской империи при Тан расширились; она оказала огромное влияние на формирование новых государств в Корее, Японии и Тибете. Правление Тан ознаменовалось не­виданным расцветом буддизма, пришедшего из Индии и иентральной Азии, который затем распространился из Китая и в соседние с ним государства. При танской династии в Китае познакомились с христианством

и исламом — так были возобновлены контакты с За- 135 палом. Пройдя при Тан через апогей своего разви­тия, Китай в последующем утратил свое положение мировой державы, вновь вступив в многостолетние конфликты с другими азиатскими народами. Военные истории, приводимые Лю Изи, охватывают период от эпохи «Весен и Осеней» до начала правления танской династии.


 



Уроки войны


Стратегические расчеты

Лю Цзи сказал:

«Правильный путь использования армии и приме­нения оружия начинается с выбора стратегии. Перед тем как вступить в сражение, оцени способности полководцев врага, его относительную силу, размеры армий, характер местности и состояние провианта. Если выступаешь в поход только после того, как про­извел все эти расчеты, победа не минует тебя».

Правило гласит: «Определить силу врага, дабы предугадать победу, оценить возможные опасности и расстояния — вот правильный путь для полководца» (Сунь-цзы, «Искусство войны», разд. «Формы мест­ности»).

Лю Бэй (161-223) был одним из величайших полко­водцев эпохи Троеиарствия. Он основал государство Шу, или Шу-Хань, продолжавшее традиции дома Хань в западной части Срединного государства, на терри­тории древней области Шу.

Когда ханьская династия доживала последние дни, он трижды отправлялся к Чжугэ Ляну, чтобы испро­сить у него совета по стратегии. Чжугэ Ляну суждено было стать одним из самых прославленных стратегов в истории.

Чжугэ Лян сказал Лю Бэю: «С самого начала борь­бы за то, что осталось от некогда славной ханьской империи, в Поднебесной появилось немало отваж­ных людей. Они взяли власть в бесчисленных уездах и областях. Если сравнить нынешних претендентов на первенство в Поднебесной, то один из них — Liao Uao — начинал в безвестности и возглавлял небольшой


отряд, но при этом он смог одолеть своего противни­ка — полководца, у которого была куда более много­численная армия. Причина, по которой слабый сумел взять верх над сильным, заключается не только в сте­чении времени и благоприятных небесных знамениях, но и в умении планировать стратегию. Теперь армия Liao Liao составляет сто раз по десять тысяч воинов; он помыкает императором и отдает приказы владе­тельным князьям — на самом деле никто не в силах противостоять ему.

Другой полководеи, контролирующий земли к вос­току от Янизы, является представителем уже третьего поколения тамошних властителей. Земли его трудно­доступны, а люди — преданы ему, ему служат мудрые и способные. Он мог бы быть хорошим союзником, но рассчитывать на него не приходится.

Здесь же весьма удобные коммуникации и дороги. Эта местность подходит для ведения военных дей­ствий. Если правитель не сможет удержать ее, то разве это не будет благом для полководца. Нужна ли она вам? К юго-западу — горные преграды, за которыми про­стираются обширные плодородные равнины. Земля эта называется «небесной территорией», и именно здесь началась ханьская династия.

Губернатор этой области — человек невежествен­ный и слабый. К северу — твердыни не подчиняющейся ему даосской школы Небесных наставников. Люди здесь сильные, а земля —богатая, но они не знают, как позаботиться о ней. Люди талантливые и достойные жаждут отыскать наделенного сиятельной добродете­лью правителя.

Вы, полководец, потомок императорского дома, вашу честность и справедливость знают повсюду. Вы


собираете отважных воинов и всеми силами стре- 141 митесь приблизить мудрых людей. Если вы займете эту область, выставите посты на скалах и закроете проходы в ушельях, установите добрые отношения с дикими племенами на западе и юге, заведете дружбу с правителем земель к востоку, вниз по Я низы, и будете совершенствовать управление государством, тогда, если в эпоху хаоса и смуты вы начнете собирать ар­мию, простой народ будет приветствовать вас пищей и питьем. Если вы преуспеете в этом, вы сможете стать гегемоном, и дом Хань может быть восстановлен».

Лю Бэй согласился с Чжугэ Ляном, и вскоре все именно так и произошло.



План сражения

Лю Изи сказал:

«Когда бы враг ни начал замышлять сражение, дей­ствуй в соответствии с его изменениями, срывая тем самым его планы. Враг непременно сдастся».

Правило гласит: «Обладающий совершенным ис­кусством использования армии нападает уже тогда, когда враг еше только составляет план битвы» (Сунь- изы, «Искусство войны», разд. «Планирование на­падения»).

Около 500 г. до н. э., в период «Весен и Осеней», правитель иарства Шинь хотел напасть на иарство Lin. И он отправил в Lin своего человека, чтобы выяснить, как в этом государстве обстоят дела с управлением.

Правитель Lin радушно встретил посланника, пот­чевал его изысканными яствами и вином. Вино текло рекой, и вот посланник попросил разрешения выпить из кубка правителя. Такой жест свидетельствовал бы о близких отношениях, и в данном положении являлся оскорбительным.

«Я жалую гостю свой кубок», — сказал правитель

1_1и.

После того как изиньский посланник осушил кубок правителя, вперед выступил один из важных санов­ников двора Lin. Он взял кубок у посланника, а затем самолично поднес ему уже другой кубок с вином.

Тогда посланник, притворившись пьяным, встал и, изображая неудовольствие, обратился к первому министру двора: «Я желаю услышать музыку прослав­ленного Чжоу-гуна. Если вы сможете исполнить ее, то я готов станиевать под нее».


Чжоу-гун был в числе основателей чжоуской дина­стии, которая в эпоху «Весен и Осеней» уже начала распадаться.

Первый министр Lin ответил: «Я не изучал ее».

И изиньский посланник покинул зал.

Правитель Lin сказал своим придворным и мини­страм: «Шинь — большое государство. Вы прогне­вили посланника могущественной державы, который приехал узнать об управлении в нашем государстве. Что нам делать?»

Сановник сказал: «Насколько я могу судить, по­сланник разбирается в правилах этикета, поэтому я не мог способствовать тому, чтобы он безнаказанно оскорблял наше государство».

Первый министр сказал: «Музыка Чжоу-гуна — это музыка Сына Неба. Только Сын Неба имеет право ис­полнять под нее танеи. Этот посланник — всего лишь слуга одного из правителей, и тем не менее он хотел таниевать под музыку Сына Неба — вот почему я не исполнил ее».

Что же до изиньского посланника, то он вернулся в свое государство и явился на аудиениию к правителю. Он сказал так: «На царство Lin сейчас нападать нельзя. Я попытался оскорбить их правителя, и знатный санов­ник двора понял это; я попытался нарушить правила этикета, и от первого министра это не ускользнуло».

Конфуций так сказал о сановнике, который забрал кубок правителя у изиньского посланника: «Он может остановить угрозу, исходящую за тысячу ли, не вставая из-за стола».


Использование шпионов

Лю 11зи сказал:

«Когда бы армия ни выступала в поход, прежде чем выдвинуться, с помошью шпионов выясни численность врага, разведай его полноту и пустоту, покой и дви­жение. Тогда успех будет сопутствовать тебе, и ты не проиграешь сражения».

Правило гласит: «Шпионы полезны всегда» (Сунь- изы, «Искусство войны», разд. «Использование шпио­нов»).

В эпоху Северных и Южный династий полководеи Вэй, служивший дому Чжоу, занимал пост генерал- губернатора города Яшмовая Стена. Полководеи Вэй славился безукоризненным поведением. Он искусно управлял людьми и умел завоевывать их сердиа. Шпио­ны, которых он посылал ко двору Lin, делали для него все, что было в их силах, а некоторые люди Lin, которых подкупил полководеи Вэй, посылали ему письменные донесения. Поэтому при дворе Чжоу знали все, что происходило в Lin.








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 595;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.043 сек.