Срединная стратегия 8 страница

У меня восемьсот тутовых деревьев и восемь акров скудной земли, так что моим детям и вну­кам хватит и еды, и одежды. Сейчас я нахожусь за пределами государства и не имею никакого


особенного снаряжения; я ношу выданное госу­дарством официальное одеяние и ем государ­ственный хлеб, никакого другого дохода у меня нет. После моей смерти не оборачивайте мое тело слишком большом куском ткани и не го­товьте никакой особой погребальной утвари, за которые я остался бы в неоплатном долгу перед государством».

Как свидетельствует завещание Чжугэ Ляна, его отношение к жизни, к государственным делам в не­малой степени проникнуто даосскими идеями, что станет еше более очевидным, если мы обратимся к его письмам, адресованным сыну и племяннику. Своему племяннику он пишет:

«Устремления должны быть взвешенными и продуманными. Бери за образец примеры из жизни совершенномудрых. Устраняйся от чувств и эмоций; освобождайся от привязанностей. Следуй возвышенному, будь исполнен присут­ствия духа и сострадания. Сохраняй терпение как в трудных ситуациях, так и в легких; не стремись за ничтожным.

Иши подлинного знания, ставя широкий круг вопросов; отбрось чувства отвращения и не­приятия. И тогда какая утрата может быть в до­стоинстве, какое беспокойство в неудаче?

Если воля твоя не непреклонна, если всеми мыслями не противостоишь несправедливости, растратишь свою жизнь по мелочам, молча по­коряясь путам чувственных пристрастий, вечно дрожа перед посредственностями, вечно скаты­ваясь вниз».


«Путь благородного мужа заключается в том, чтобы совершенствоваться в тишине и укреплять добродетель бережливостью. Не отстранившись, не сумеешь очистить волю; не погрузившись в ти­шину, не сможешь далеко продвинуться.

Учение требует спокойствия, талант требует учения. Без учения невозможно развить талант; без спокойствия невозможно завершить учение.

Если будешь лениться, не сможешь постичь глу­бины вешей; если будешь несдержан, не сможешь подчинять свою природу.

Годы уходят с минутами, устремления исчеза­ют с годами. В коние кониов, приходят старость и смерть. Какой прок тогда будет горевать о бед­ности?»

Наконеи, собственный жизненный девиз Чжугэ Ляна демонстрирует то главное качество, за которое он и удостоился восхищения и почитания со стороны потомков — искренность. Честность и чистота Чжугэ Ляна и в общественной, и в личной жизни стали прит­чей во языиех, а его сочинения об искусстве управ­ления обществом и государством показывают, что он считал искренность самым необходимым условием для достижения успеха в делах. Главное правило своей жизни Чжугэ Лян формулировал так:

«Переменчивые отношения едва ли могут быть постоянными. Знакомство с достойными людьми, даже если они на расстоянии, не добавляет иве- тов в теплое время года и не убавляет листьев в холодное: оно не увядает на протяжении всех четырех сезонов и укрепляется день ото дня, про­ходя через мгновения и счастья, и опасности».


56 Представленные ниже мысли Чжугэ Ляна об ис­

кусстве управления и организаиии государства, за­писанные им самим и переданные другими, взяты из сочинения «Чжун у хоу изи», «Записи о верном полководие», входящего в даосский канон.

 

Путь полководца


Власть полководца, ведущего армию в поход, за­висит от силы авторитета главнокомандующего.

Если полководец может держать в руках нити управ­ления армией и использовать ее силу, он надзирает над своими подчиненными как свирепый крылатый тигр, паря над всеми четырьмя морями, вступая в битву всегда, когда бы он ни встретился с врагом.

 
 

Если полководец утрачивает свою власть и не в состоянии контролировать силу армии, он подобен дракону, брошенному в озеро: он, быть может, и стре­мится взмыть в небо и обрести свободу, но как ему туда добраться?


Преследование зла

В армии государства в период упадка проявляются пять видов зла:

Первое зло — когда образуются клики, которые находят друг друга и объединяются для убийства военачальника, которые осуждают и порочат мудрых и достойных.

Второе зло — излишества в форменной одежде.

Третье зло — дикие небылииы и выдумки о сверхъ­естественном.

Четвертое зло — суждения, основанные на личных взглядах, заставляющие людей руководствоваться собственными пристрастиями.

Пятое зло — заключение секретных соглашений с врагом в поисках выгоды.

Совершающие эти пять зол — предатели, лишенные чувства долга. Убери их и никогда не имей с ними ничего обшего.


Распознавать людей

Нет ничего более трудного, чем распознавать при­роду людей. Хотя люди хорошие и плохие различаются, их поведение и внешний вид не всегда единообразны. Есть такие, кто достаточно хороши, но вороваты. Есть такие, кто вовне проявляют почтительность, а внутри себя смеются над всеми. Есть такие, кто внешне хра­бры, а на самом деле трусливы. Есть отдаюшие все сполна, но лишенные преданности.

Хотя распознавать людей —дело необычайно труд­ное, есть несколько советов.

Во-первых, можно спросить их о правильном и не­правильном, чтобы понять их взгляды.

Во-вторых, можно заставить их привести все свои доводы, чтобы увидеть, как они изменятся.

В-третьих, можно поговорить с ними об искусстве стратегии, чтобы выяснить, насколько они проница­тельны.

В-четвертых, можно объявить, что всем грозит опасность, дабы узнать, насколько они храбры.

В-пятых, можно напоить их, чтобы понаблюдать за их поведением.

В-шестых, можно соблазнить их будущей выгодой, чтобы посмотреть, насколько они скромны.

В-седьмых, можно дать им задание, приказав испол­нить его в строго определенное время, чтобы узнать, до какой степени на них можно положиться.


Есть девять типов полководцев:

Того, кто управляет добродетелью, относится ко всем беспристрастно и почтительно, невзирая на ран­ги, кто знает, когда армия страдает от голода и холода, замечает, когда она изнемогает от усталости, называют гуманным полководцем.

Того, кто не стремится избежать порученного дела, кого не прельщает выгода, кто предпочтет почетную смерть жизни в бесчестьи, называют полководцем, исполненным чувства долга.

Того, кто, получив высокий пост, не выказывает са­момнения, кто не превозносит своих побед, кто мудр, но при этом скромен, кто силен, но терпим к другим, называют почтительным полководцем.

Того, кто непостижимым образом двигает войска­ми, кто наступает и обороняется разными способами, кто обращает несчастье в удачу и вырывает победу из лап смертельной опасности, называют умным полко­водцем.

Того, кто щедро вознаграждает идущих вперед и сурово наказывает отступающих, кто награждает немедленно, а карает, невзирая на ранги, называют надежным полководцем.

Того, кто, отправляясь в пеший или конный поход, бросается в бой с мужеством ста человек, кто прекрас­но владеет оружием ближнего боя, мечом и копьем, называют полководцем пехоты.

Того, кто преодолевает головокружительные высо­ты и пересекает опасные ушелья, кто умеет стрелять на всем скаку, словно паря в вышине, кто наступает


в первых рядах, а отступает в последних, называют 63 полководцем конницы.

Того, кто своим мужеством и отвагой заставляет врага дрожать от страха, кто своей самоотверженно­стью обезоруживает сильного противника, кто не без колебаний вступает в мелкие стычки, но проявляет несравненную храбрость в самом жарком месте сра­жения, называют бесстрашным полководцем.

Того, кто считает себя недостойным, зная свою мудрость, кто следует хорошему совету, словно плывет по течению, кто великодушен, но вместе с тем умеет проявлять твердость, кто прост, но при этом владеет многими стратегиями, называют великим полковод­цем.


 


Способности командиров неодинаковы; одни из них выше, другие — ниже.

Тот, кто распознает предательство и опасность, кто завоевывает преданность других — командир над десятью воинами.

Тот, кто встает на рассвете, и засыпает за полночь, чьи слова осторожны, но вместе с тем глубоки — ко­мандир над ста воинами.

Тот, кто прям, но осмотрителен, кто храбр и умеет сражаться — командир над тысячью воинов.

Тот, кто обладает воинственным характером и серд­цем тигра, кто знает трудности войска и спасает людей от голода и холода — командир над десятью тысячами воинов.

Тот, кто приближает мудрых и выдвигает достой­ных, кто тщательно обдумывает каждый свой про­житый день, кто искренен, великодушен и вызывает доверие, кто сохраняет бдительность и во время по­рядка, и в опасности — командир над ста тысячами воинов.

Тот, чья гуманность простирается на всех, находя­щихся под его началом, чьей верностью и справедливо­стью завоевывается преданность соседних государств, кто распознает знамения Неба наверху, знаки Земли внизу и дела Человека посередине, кто считает всех людей своей семьей — является полководцем Подне­бесной, тем, кому невозможно противостоять.

В искусстве командования армией есть восемь зол:

Первое — быть ненасытным и алчным.

Второе — испытывать ревность и зависть к мудрым и способным.

Третье — верить клеветникам и водить дружбу с предателями.

Четвертое — оценивать других, не оценив прежде самого себя.

Пятое — колебаться и проявлять нерешитель­ность.

Шестое — увлекаться вином и красивыми женщи­нами.

Седьмое — быть злобным лжецом с трусливым сердцем.

 
 

Восьмое — произносить необдуманные, непочти­тельные слова.


«Оружие есть инструмент неблагоприятных знаме­ний»; удел полководца невероятно опасен. Вот почему, если проявить узколобость, будет упадок; а высокий удел неизменно сопряжен с опасностью.

Поэтому настоящий полководец не опирается ни на силу, ни на власть и не полагается на них. Ему не доставляет радости милость; он не страшится очернения. Он не стремится обладать богатствами, которые он видит, и женщинами, которых он мог бы взять. Его единственная цель — следовать интересам государства.


 

Полководца отличают пять способностей и четыре стремления.

Пять способностей следующие:

— умение распознавать местонахождение и силу врага,

— знание способов наступления и отступления,

— понимание того, насколько пусто или полно государство,

— знание действия сил природы и дел человека,

— знание особенностей местности.

Четыре стремления таковы:

— стремление к необычному и неожиданному в стратегии,

— стремление к основательности в безопасности,

— стремление к спокойствию в армии,

 
 

стремление к единству умов и сердец воинов.

Полководец не должен быть высокомерным, ибо, если он высокомерен, он становится непочтительным, а если он становится непочтительным, люди отдаля­ются от него. Когда люди отдаляются, они замышляют мятеж.

Полководец не должен быть скупым, ибо если он скуп, он не вознаграждает достойных награды, а если он не вознаграждает достойных награды, воины не бу­дут самоотверженными. Если воины не самоотвержен­ны, армия действует без толку, а когда армия действует без толку, государство пустеет. Когда государство пустеет, количество его врагов множится.

Конфуций говорил: «Люди могут обладать выдаю­щимися способностями, но, если они высокомерны и скупы, все их остальные качества ничего не стоят».

 


Подготовка к войне

Подготовка к войне — великое дело для государ­ства. Маленькая ошибка может повлечь за собой большую беду. Если неистовая сила, действие которой убивает воинов и берет в плен полководцев, может сорваться с огромной быстротой, разве не следует соблюдать осторожность?

Вот почему, когда государство в опасности, прави­тель государства и его министры срочно составляют стратегические планы, отбирают мудрых и оценивают способных, чтобы возложить на них высокую ответ­ственность.

Если рассчитывать на безопасность и не думать об опасности, если не знать достаточно, чтобы быть на­готове при появлении врага, это значит уподобиться воробью, вьюшему гнездо на шатре, или рыбе, плаваю­щей в котле, — они не проживут и одного дня.

Древние говорили: «Без подготовки военный поход невозможен».

«Подготовленность к непредвиденному — вот путь должного управления».

«Даже у пчел есть яд — что уж говорить о государ­ствах. Если ты не готов, то, даже если у тебя много войск, рассчитывать на них нельзя».

В классическом сочинении сказано: «Готов только тогда, когда исполняешь свой долг; когда подготовлен, беды не будет».

Вот почему поход армии требует тщательной под­готовки.

Тренировка

Воины, не имеющие тренировки, не выстоят и про­тив одного из ста врагов, но при этом каждого из них посылают сражаться против сотни. Вот почему Кон­фуций говорил: «Посылать людей на войну, прежде не обучив их, это все равно что бросить их». Также сказано: «Обучай людей в течение семи лет, и они тоже смогут отправиться в поход».

Поэтому воинов непременно следует обучать. В первую очередь, необходимо дать им понять, что такое правильное поведение и чувство долга, что значит быть преданным и надежным; нужно, чтобы они знали о правилах и взысканиях — устраши их на­градами и наказаниями. Когда они знают достаточно, чтобы не сворачивать с пути, обучай их перемешениям и маневрам.

Один человек может обучить десять, десять могут обучить сотню, сотня может обучить тысячу, тысяча может обучить десять тысяч — вот путь совершенство­вания войска. Обучай людей так, и враг непременно потерпит поражение.


 

Развращенная армия

 
 

В военном походе может случиться так, что раз­ведчики не заботятся о сигнальных огнях; что есть просчеты в составлении планов и, как следствие, за­держки; что правилами начинают пренебрегать; что на время и изменившееся положение не реагируют должным образом; что утрачивается порядок в рядах; что высшие отдают непродуманные и неразумные при­казания низшим; что люди преследуют корыстные иели; что о замерзших и голодных воинах не проявляется забота; что начинают распространяться небылицы и предсказания; что массы начинают роптать, сбивая с толку командиров; что некоторые храбрецы отказы­ваются подчиняться командам; что низшие ненавидят высших; наконец, что припасы и провиант начинают использовать для личного обогащения. Все это раз­вращает дух армии. Когда происходит подобное, армия обречена на поражение.

Преданные серлиа

У того, кто собирается повести за собой войска, должны быть преданные сердиа, преданные глаза и уши, преданные руки и зубы. Если у полководиа нет преданных людей, он подобен человеку, блуждюшему в ночи, не знаюшему, в каком направлении сделать следующий шаг. Без преданных глаз и ушей он похож на ослепленного темнотой, не знающего, куда ему направиться. Без преданных рук и зубов он похож на голодного, пожирающего отравленную пишу, которому суждено умереть.

Вот почему у хорошего полководиа обязательно есть умные и знаюшие помощники, действующие в ка­честве советников, внимательные и осмотрительные помощники, являющиеся его глазами и ушами, нако­нец храбрые и неустрашимые помощники, являющиеся его руками и зубами.

 

Тщательное расположение

Поражение армии всегда вызвано недооценкой врага, которая и приводит к беде. Вот почему армия выступает в поход в правильном порядке. Если порядок утрачен, армии не миновать поражения.

Есть пятнадцать принципов порядка в армии:

1. Осторожность: использование шпионов в каче­стве разведчиков.

2. Хорошая организация: собирание сведений и тщательный расчет.

3. Мужество, не зависящее от численности врага.

4. Скромность: выбор в пользу справедливости и долга, даже когда возникает соблазн выгоды.

5. Беспристрастность: награды и наказания должны касаться в равной степени и высших, и низших.

6. Терпеливость: умение сносить унижение.

7. Великодушие: искусство относиться к людям благосклонно.

8. Доверие, позволяющее утвердить дух взаимопо­мощи и взаимовыручки.

9. Уважение: почитание достойных и мудрых.

10. Ясность ума: неприятие клеветников.

11. Разумность: умение учиться на опыте прошлого.

12. Доброта: забота о всех без исключения воинах.

13. Преданность: полное самоотречение и верность государству.

' 14. Умеренность: знать, когда остановиться, если уже все имеешь.

15. Искусство составления планов: сперва — опен­ка себя, а уж потом опенка других.

Случай

Одолевать мудрость глупостью противно естествен­ному порядку вешей; одолевать глупость мудростью соответствует естественному порядку вешей. Однако, когда мудрость берет верх над мудростью, — здесь все зависит от случая.

Однако в основе случайности лежат три закономер­ности: события, ход вешей и обстановка. Когда случай возникает благодаря стечению событий, но ты не в со­стоянии ухватиться за него, значит, ты лишен ловкости. Когда случай представляется самим ходом вешей, но при этом ты не в состоянии составить стратегический план, значит, ты лишен мудрости. Когда случай обуслов­лен обстановкой, но ты не в состоянии воспользовать­ся им, значит, тебе недостает мужества.

Тот, кто владеет искусством командования армией, одерживает победу благодаря умению пользоваться преимуществами, предоставляемыми случаем.


 

Искусный полководец

Искусные полководцы прошлого руководствова­лись некоторыми обшими принципами:

1. Покажи воинам, когда идти вперед, а когда от­ступать, и армия будет действовать по уставу.

2. Расположи воинов по отрядам справедливо и должным образом, и они будут повиноваться.

3. Прояви уважение к людям в словах, и воины будут гореть желанием отдать за тебя жизни.

4. Побуждай их к действию наградами и наказа­ниями, и войско будет доверять тебе.

Устав, повиновение, желание и доверие — вот обшие принципы полководцев древности, которые позволяли им одерживать победы в бою.

 
 

Посредственные полководцы совсем не похожи на древних: они не в состоянии остановить свои войска, когда те отступают; они не могут управлять армией, когда она наступает; они не различают хороших и пло­хих; они не дают наставлений воинам и не воодушев­ляют их; награды и наказания у них несправедливы и неясны. Когда армия не доверяет полководцу, мудрые и достойные уходят, а льстецов и клеветников возвы­шают. Такая армия обречена на поражение в войне.

 
 

Если борешься со злом, основанным на различии рангов, никто не сравнится с тобой в достоинстве. Если добиваешься победы, в основе которой лежит сила людей, никто не сравнится с тобой в величии триумфа.


Если в состоянии точно различить основания дей­ствия и присовокупить к ним достоинство и предан­ность, одержишь верх над самым могущественным противником и победишь самого храброго врага.

Победа и поражение

Когда талантливые и мудрые занимают высшие по­сты, а ничтожества — самые низшие, армию можно назвать счастливой. Если воины напуганы, но при этом говорят друг с другом о яростной схватке, берут друг с друга пример военной доблести и воодушевляют друг друга наградами и наказаниями — все это признаки несомненной победы.

 
 

Когда армия несколько раз сотрясалась, а воины ленивы, не подчиняются приказаниям, ненадежны и неуправляемы, пугают друг друга разговорами о враге, говорят друг с другом о добыче, упоминают о счастье или несчастье, наконец, смушают друг друга разговорами о знамениях и предсказаниях — все это признаки неминуемого поражения.

 
 

Жизнь и смерть людей, победа и поражение, беда и счастье — все во власти полководиа; поэтому, если полководеи не обладает властью награждать и нака­зывать, это подобно тому, как если связать обезьяну и пытаться заставить ее скакать, подобно тому, как если заклеить человеку глаза и спрашивать его, какого цвета та или иная вешь.

Если награды зависят от высоких сановников, а на­казания не исходят от полководца, люди будут искать личной выгоды — кто же тогда будет сражаться не на жизнь, а на смерть? В таких условиях даже с ис­куснейшей стратегией и воплошением ее оборона будет невозможной.


Вот почему Сунь-цзы говорил: «Когда армия на­ходится в походе, есть такие приказания, которые полководец не принимает даже от правителя государ­ства». Также сказано: «В армии слышны приказания полководца, но не слышно приказов правителя».

Скорбь по погибшим

 
 

Истинные полководцы древности заботились о сво­их воинах так, как отеи заботится о своем любимом ребенке. Когда возникали трудности, они первые сталкивались с ними, когда им сопутствовал успех, они отдавали его другим. Они со слезами сострадания на глазах утешали раненых и в глубокой печали соблюдали траур по погибшим. Они жертвовали собой, чтобы накормить голодных, и отдавали свои одежды, чтобы согреть замерзших. Они почитали мудрых и давали им все необходимое; они шедро вознаграждали храбрых и воодушевляли их. Если полководец таков, какими были полководцы древности, он может вести за собой войска куда угодно.

 
 

Командующий армией нуждается в союзниках, ко­торые были бы ему советниками и помощниками.

Каждый ищет себе проницательных и владеющих нестандартными стратегиями, выходящими за рамки обычного, тех, кто хорошо образован и обладает ши­роким видением, кто отличается разносторонними способностями и великими талантами. Таких людей можно сделать главными сподвижниками.

Люди, отличающиеся отвагой, быстротой, твер­достью и проницательностью, являются героями дня сегодняшнего. Их можно сделать сподвижниками второго ранга.


Те, кто много говорят, но не всегда по делу, кто не обладает особыми талантами, кто не отличается ничем выдающимся — это люди обычных способностей. Их можно использовать в качестве сподвижников низших рангов.

Чуткость

Когда в периоды спокойствия планируешь вперед, предвосхищая беду, когда делаешь большое, покуда оно еше невелико, когда сперва используешь награды, а уж потом наказания — вот путь наилучшего исполь­зования армии.

Тот, кто, когда войска уже стоят в боевом строю на поле брани, когда коннииа бросает вызов врагу, когда метательные орудия занимают положенные по- зииии, а пехота встречается с врагом в ближнем бою, способен явить устрашающую мошь своей власти, подкрепляющую преданность воинов и заставляющую врага сложить оружие — обладает способностями в управлении армией.

 
 

Тот, кто бросается под град камней и стрел в стрем­лении к победе, когда победа и поражение уже оче­видны, кто погибает сам, а советники его всего лишь ранены — посредственный командующий армией.

 
 

Искусство несомненной победы, обретение гармо­нии с изменениями зависят от возникающих возмож­ностей. Кто, как не обладающий пронииательностью, сумеет совладать с ними? А из всех способов рас­познавания возможностей нет более высокого, чем неожиданный.

Оценка перспективы

Полководцы древности, обладавшие несравненным искусством использования армии, оценивали способ­ности воинов, чтобы рассчитать вероятность победы или поражения.

В каком государстве правитель более мудр?

У кого более умные полководцы?

У кого более способные командиры?

У кого больше припасов и провианта?

Чьи воины лучше обучены?

Чьи построения более организованны?

У кого боевые лошади быстрее?

Чье расположение более опасно?

Чьи помощники и союзники находчивее?

Чьи соседи более напуганы?

У кого больше запасов и средств?

В чьем государстве спокойнее?

 
 

Если оценить положение по этим принципам, сила и слабость войска станут очевидными.


Скорпион жалит, ибо у него есть яд; воин будет храбр, когда он может положиться на снаряжение. Вот почему, когда оружие воинов остро, а доспехи прочны, воины с готовностью бросаются в битву. Если доспехи воинов не прочны, это все равно что оголить свои плечи. Если луки стреляют недалеко, они ничем не отличаются от оружия ближнего боя. Если стрела не попадает в иель, это все равно что не иметь оружия. Если разведчик невнимателен, это все равно что не иметь глаз. Если полководеи в сражении лишен хра­брости, это все равно что не иметь полководиа.

Сокрушающая мощь

Искусные полководиы древности сперва распозна­вали состояние своего врага, а потом составляли планы, как противостоять ему. Когда нападаешь на противника при перечисляемых ниже условиях, успех несомненен:

Если армия противника утратила боевой дух.

Если у противника кончились припасы.

Если народ в государстве врага пребывает в печали и страхе.

Если многие воины врага больны.

Если враг не составляет стратегии.

Если снаряжение воинов врага пришло в упадок.

Если армия врага не обучена.

Если противник не имеет резервов.

Если опустилась ночь, а противнику еше далеко идти.

Если воины противника истошены и устали.

Если полководиы противника самонадеянны и над­менны, а его командиры невнимательны.

Если противник пренебрегает необходимыми при­готовлениями.

Если при наступлении воины противника не стано­вятся в боевой порядок.

Если противник занимает боевое построение, но строй рассыпается.








Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 530;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.052 сек.