Срединная стратегия 7 страница
Согласно Чэн И, в военной ли, гражданской или какой-либо еше сфере, «даже если люди соперничают до кониа и в коние кониов получают награду, награда эта сама становится объектом соперничества — разве ее удастся сохранить?» Лю Ши в своем сочинении дает
великолепный совет, который тралииия приписывает величайшим полковолиам: «Когда победил, веди себя так, как если бы не одерживал победы».
Когда раздор достигает своего апогея, он перерастает в конфликт, а доведенный до крайности конфликт оборачивается собиранием армии и войной. Поэтому вполне естественно, что в условном порядке «И изина» гексаграмма «Армия» идет сразу же после гексаграммы «Раздор». Седьмая гексаграмма называется ши, и слово это имеет иелый ряд значений, в том числе «войско», «военный поход», «полководеи», «главнокомандующий». От последнего значения идет и другое весьма распространенное значение данного иероглифа: «учитель», «наставник», «знаток» наук или искусств.
Значение «учитель» вполне соответствует нуждам военного командования или обшего управления в период кризиса; а образ войны и в буддизме, и в даосизме используется в качестве метафоры противостояния любым трудностям, лишениям, проблемам, вне зависимости от того, имеет место конфликт между людьми или нет. Понятие это вошло и в словарь фольклора и поговорок.
Комментарий ко всей седьмой гексаграмме гласит: «Стойкость. Возмужалому человеку — счастье. Хулы не будет». Подразумевается, что есть должный способ использования армии, восходящий к основополагающему приниипу морально оправданной войны, выраженному и в даосизме, и в конфуиианстве, и в буддизме: к войне можно прибегать только в крайнем случае, и она обязательно должна быть справедливой. Как правило, это означает войну оборонительную, но допустим и карательный поход, если он направлен на то, чтобы воспрепятствовать подавлению слабых сильными. В любом
случае руководство армией требует и нравственных, и технических оснований. В сочинении Чжугэ Ляна, тоже представленном в настояшей книге, особенно тшательно рассматривается вопрос о том, какими чертами и способностями должны обладать «возмужалые люди», способные вершить справедливость и устанавливать порядок в военных делах.
По классическим традиииям Китая, военные действия следует сводить к минимуму даже в том случае, если они оправданны. В нравственном смысле такое требование можно расширить до признания того, что война, не проведенная по минимуму, уже по одной только этой причине является несправедливой. Наука стратегии, описанная в сочинении Сунь-изы, однозначно утверждает, что продолжение или распространение войны без необходимости есть одна из главных причин, приводящих к гибели, и потому не может считаться ни нравственным, ни даже иелесообразным с точки зрения практической выгоды. В приниипе, такой подход означает, что правильный способ ведения войны, когда она становится необходимой, как правило, есть верный путь и с утилитарной, и с человеческой точек зрения.
История ясно свидетельствует, что при отсутствии приниипов нравственности и справедливости война легко превращается в грабеж и кровопролитие и приносит разрушения и угнетение. С другой стороны, если командующий не знаком с технической стороной дела, армия становится неповоротливой и неэффективной, даже если она большая по численности. Вот почему в «И изине» сказано, что «возмужалому человеку — счастье» и что «хулы не будет». Параллели между нравственным и техническим руководством постоянно
подчеркиваются Чжугэ Ляном и другими известными стратегами.
Чэн И так поясняет комментарий к седьмой гексаграмме: «Армия должна идти по правильному пути: если для мобилизаиии армии и выступления в поход нет справедливых оснований, и это только создает беспорядки, то люди на самом деле не подчиняются; они всего лишь принуждены к этому. Вот почему главным приниипом армии должна быть справедливость».
Но для обеспечения сплоченности и единства тех, кто идет умирать, необходимы не только ясные и весомые причины. Для управления войсками и правильного выбора времени и места сражения также необходимо умелое командование. Чэн И говорит: «Даже если армия используется справедливо, чтобы добиться успеха, полководеи должен быть зрелым. В конечном счете, есть удачливые, но несовершенные, и есть совершенные, но неудачливые. Быть одновременно и удачливым, и совершенным — значит достичь той степени зрелости, на которую только способны люди. Зрелые люди тверды и достойны уважения. Если тот, кому суждено вести армию, неуважаем, если ему не доверяют и не подчиняются, то как он сможет заставить людей следовать своей воле?»
Об этом же говорит и стратег Сунь-изы в первом разделе «Искусства войны»: «Дао заставляет армию следовать той же иели, которой следует полководеи, так, чтобы она разделяла с ним жизнь и разделяла смерть, не страшась опасности» («Начальные расчеты»). Чжугэ Лян в своем сочинении об искусстве управления войском тоже уделяет большое внимание теме гармонизаиии отношений между разными уровнями организованной системы, равно как и общества
в иелом. Лю 1Лзи, в свою очередь, приводит несколько 37 характерных примеров сочетания строгости и благосклонности с иелью единения сердеи армии.
Первая черта гексаграммы «Армия» олииетворяет начало мобилизаиии войска. Комментарий к первой черте гласит: «Выводи войско, руководствуясь законом.
А если не так, то, хотя бы оно и было хорошим, будет несчастье». Тема законности и порядка пронизывает все «Искусство войны», рассматриваюшее с разных углов зрения вопрос о правильном и неправильном. Великий государственный деятель и стратег Чжугэ Лян, говорит традииия, особенно настаивал на необходимости сохранения порядка в государственных делах в периоды кризиса и смут. По свидетельствам, как полководеи он отличался строгостью, но в то же время и беспристрастностью; и воины смотрели на своего командующего с благоговейным ужасом и восхищением одновременно, его высоко чтили и ему повиновались.
Один известный представитель китайского чань- буддизма так описывал две традииионные модели роли полководиа и способа поддержания порядка:
«Есть те, кто двигает людьми посредством сияющей добродетели, и те, кто приводит людей к покорности силой авторитета. Первых можно уподобить парящему фениксу, которым восхищаются все животные, а вторых — крадущимся тиграм и волкам, которых все звери боятся». В военной традииии авторитет подразумевает не только высокий ранг, но и персональную силу, устрашающую, харизматическую, или и ту и другую одновременно. Классическая китайская мысль указывает на необходимость сочетания воинственного и культурного начал, т. е. того, что считается
отличительным признаком цивилизации с тех пор, как человек вышел из доисторического состояния.
Даже в паиифистских буддийских и даосских школах образ воинственности сохранялся в определенных практиках, таких как критический анализ, интуитивное постижение, психологическое очишение, равно как и в гигиенических и терапевтических упражнениях. Кроме того, хорошо известно, что некоторые упражнения словно спеииально созданы для того, чтобы тренировать силу, необходимую для поединка. Очень многие движения могут быть истолкованы как способ обучения воинов.
Широко известный пример — школа Шаолинь, признаваемая даосами, но ассоциируемая ими с чань- буддизмом. Появление в Китае монахов-воинов было вызвано необходимостью противостоять иноземным захватчикам. Последователи ответвлений от этих практик в своих кодексах чести также сохраняли классические концепции рыцарства, тем самым утверждая принципы «И изина» в средневековых китайских рыцарских идеалах.
Чэн И тоже занимает исключительно нравственную позицию, вслед за авторами «И изина»: «Выводи войско, руководствуясь законом. А если не так, то, даже если бы оно и было хорошим, будет несчастье». Для идеалиста Чэн И свидетельство канонической книги служит еше одним доказательством значимости нравственных ценностей даже во время войны. Он говорит: «Руководствуясь законом — значит основываясь на справедливости и разуме. Это означает, что цель армии — прекратить беспорядки и покончить с жестокостью. Если армия действует несправедливо, то, даже если она хорошая, ее подстерегает беда».
«Хорошая» означает «одерживающая победы». «Беда» означает «несправедливо убиваюшая людей».
Вторая черта седьмой гексаграммы символизирует руководство армией. Она находится в подчиненной позииии, отдавая тем самым дань первенства управлению гражданскому и подтверждая древнее правило, что армия служит государству и народу, а не наоборот. Чэн И говорит: «Полководеи армии должен быть первым только в армии». Чжугэ Лян, возглавлявший и гражданское управление, и армию, также утверждал: «Культурное начало предшествует военному».
Комментарий «И изина» ко второй черте гласит: «Пребывание в войске. Счастье. Хулы не будет». Подразумевается, что полководиу, если он следует середине, сопутствует удача. Чэн И говорит: «Тому, кто принимает единоличную ответственность (за армию) и в состоянии, сохраняя взвешенность, следовать середине, сопутствует удача».
Что касается природы власти и авторитета полко- водиа в контексте всего общества, символизируемого гексаграммой, то Чэн И так определяет понятие «Взвешенность»: «Дело в том, что, когда властью злоупотребляют, сворачивают с должного пути субординаиии; если же властью вовсе не пользуются, невозможно достичь чего бы то ни было. Вот почему самое лучшее — это отыскать взвешенный срединный путь». Теоретически полководеи силой своего авторитета поддерживает того командира, кому он поручил какое- то конкретное дело, задействуя при этом все свои лидерские и организаиионные способности, причем делает это так, что все руководство войсками отдается нижестоящим, хотя кониы нитей управления сходятся к самому главнокомандующему. Хотя нижестоящему
командиру также необходимы лидерские качества, первостепенное значение здесь имеет иель, а не конкретный человек.
Комментарий ко второй черте продолжает: «Llapb трижды пожалует приказы». Вновь заявлен консти- туииональный императив «И изина» — что право на управление армией и ведение военных действий дается правителем, т. е. властью гражданской. Подразумевается также, что, если армия хорошо исполняет предписанное ей, она считается надежной, что дарует мир и спокойствие населению. Именно из этого приниипа развилась практика использования расквартированной армии на общественных работах.
Когда такая практика вошла в моду в Китае, она сблизила воинов и простое население и часто предоставляла людям из совершенно разных областей страны уникальную возможность общаться друг с другом. Так, военные — а значит, и иентральная власть — могли обеспечивать функиионирование общественных связей. Чжугэ Лян был одним из тех, кто обладал особым даром завоевания поддержки населения и находил признание в качестве выдающегося гражданского администратора. Его успешный метод, видимо, в значительной степени основывался на постоянном применении на практике этических приниипов конфуиианства и даосизма.
Эта черта отличает Чжугэ Ляна от многих других интеллектуалов и администраторов китайской истории. Большинство последних как минимум читали или слышали о таких приниипах, но использовали их только тогда, когда это могло способствовать удовлетворению их личных амбииий. Эпический роман «Троеиарствие», созданный много позже описываемых в нем событий
и в большой степени пронизанный лаосской психологией, обессмертил духовный гений Чжугэ Ляна и в то же время подверг нешадной критике и осмеянию тех разжигателей войны, у которых всегда находился под рукой какой-нибудь классический принцип для оправдания алчности, предательства и жестокости.
Слова о пожаловании приказов правителем Чэн И поясняет так: «Если армия задействована наилучшим способом, она в состоянии завершить дело и успокоить Поднебесную». А Сунь-цзы в «Искусстве войны» говорит: «Полководец наступает, не думая об обретении славы, отступает, не думая о том, как избежать позора, а помышляет только о зашите людей и благе правителя, тем самым оказывая государству неоценимую услугу» («Формы местности»). Чжугэ Лян же говорит: «Настоящий полководец не опирается ни на силу, ни на власть и не полагается на них. Ему не доставляет радости милость, он не страшится поношения. Он не стремится обладать богатствами, которые он видит, и женщинами, которых он мог бы взять. Его единственная цель — следовать интересам государства» («Верность полководца»).
Говоря языком гражданского управления, любая делегированная власть ставит людей в такое же положение, что и армию во главе с полководцем в социологии «И цзина». С точки зрения традиционной этики, нашедшей отражение в «И цзине», вполне естественно исполнять свои обязанности, предусмотренные делегированной властью, должным образом, а значит — эффективно, не присваивая себе права, произвольно отдавать приказания. Чэн И говорит: «Хотя армия существует в себе, все, к чему может привести ее сила, есть следствие того, что дано ей полководцем,
и любое ее достижение есть лишь следование долгу». В «И изине» и других, основанных на нем сочинениях по стратегии, неоднократно подчеркивается смертельная опасность тех ситуаиий, когда армия перестает довольствоваться своим подчиненным положением и берет на себя функиии гражданской власти. Точно так же угрожать обществу может любая спеииализиро- ванная структура, когда она, вместо службы на благо всего общества, начинает служить самой себе.
Здесь можно провести параллель с библейскими словами о том, что «суббота для человека, а не человек для субботы». Институты создавались для того, чтобы служить людям, а не для удовлетворения личных амбииий тех, кому поручено контролировать их деятельность. В том же духе свидетельствует и Чжугэ Лян: «Когда должности подбираются для людей, наступает хаос; когда людей подбирают на должности, устанавливается порядок».
Снежный ком титулов, должностей и пожалований для удовлетворения растущих запросов членов влиятельных и хорошо сплоченных кланов и группировок был на протяжении всей китайской истории одним из проклятий государственной власти и религии; налоги становились все более высокими, а практическое управление — все более беспомощным. Лаосские философы говорили, что подобное может произойти в любой сфере организованной деятельности, а государственное управление являет собой лишь самый значимый и видимый пример. Чжугэ Лян настойчиво проводит идею о том, что государственное управление должно быть предельно простым, в соответствии с политической теорией даосов, актуальность которой особенно повышается в периоды упадка и хаоса.
Третья черта гексаграммы «Армия» олицетворяет командиров низшего звена. Подчеркивается особая значимость взаимопонимания и порядка во взаимот- ношениях на данном уровне, а также в отношениях с высшим военным командованием. Здесь опять-таки просматривается аналогия порядка и субординации в военном ведомстве с гражданской системой управления.
Комментарий «И изина» говорит: «В войске, быть может, воз трупов. Несчастье». Разногласия и раздоры на низших ступенях командования ослабляют целое, а особенно вредят они отношениям между командирами и простыми воинами. Чэн И поясняет: «Ответственность за военное предприятие не должна быть размытой; облеченный властью должен сконцентрироваться на этом». Как и прочие метафоры «И изина», данная применима и к другим сферам человеческого существования; речь здесь идет о негативных последствиях крайнего рассредоточения сил и отсутствия единства на аналогичных уровнях организации, от индивидуальной жизни человека до любого общественного института.
«Искусство войны» тоже указывает на чрезвычайную опасность, таящуюся в раздробленности; стратегия должна быть направлена на недопущение подобной слабости. В разделе «Девять местностей» Сунь-изы говорит: «Те, кого называют великими полководцами древности, могли добиваться того, чтобы противник утрачивал связь между передними и задними рядами, утрачивал связь между большими и малыми отрядами, утрачивал обшую ответственность за благополучный исход, утрачивал согласованность между командирами и подчиненными, утрачивал взаимовыручку
среди воинов, утрачивал единство и сплоченность». Мы видим здесь знакомый нам приниип «разделяй и властвуй», расширяющий древние правила «И изина» и охватывающий все ступени и направления организа- иионной структуры.
Четвертая черта седьмой гексаграммы — слабая позииия, невыигрышное положение во время войны. Комментарий гласит: «Войско отступает на постоянные квартиры. Хулы не будет». Имеется в виду, что лучше покинуть невыгодные позииии и отступить. Сходные стратегические приниипы несколько раз выражены в «Искусстве войны», как, например, в разделе «Боевое сражение»: «Избегать противостояния с армией, пребывающей в порядке, и не нападать на большое войско — вот в чем заключается умение приспосабливаться». А в разделе «Девять местностей» сказано, что великие полководиы древности «действовали, когда владели преимуществом, и останавливались, когда преимущества не было».
Пятая черта гексаграммы — гражданское управление, даюшее своей властью мандат армии. Подразумевается общий случай делегирования власти для выполнения какой-то задачи, поэтому гражданская власть внешне не присутствует в седьмой гексаграмме. Комментарий «И изина», просто суммаризируюший логику и этику военных действий, начинается так: «На поле есть дичь. Благоприятно сдержать слово. Хулы не будет». Чэн И понимает пассаж в том смысле, что следует искоренить угрозу для государства, отличая при этом ее от агрессии внешнего врага: «Армию следует собирать только тогда, когда враг несет несчастья народу... Если это тот случай, когда дикие птииы заполонили поля и поедают урожай, и их необходимо уничтожить,
то их следует уничтожить; действуй так, и хулы не будет. 45 Если же будешь действовать по своей прихоти и тем самым приносить вред Поднебесной, вина твоя будет огромна. "Сдержать слово" — значить прояснить сделанное неправильно, чтобы остановить это. Некоторые воинственные тираны рыскали по горам и лесам в поисках тех, кого они считали "дичью", но при этом "дичь" обитала на их собственных полях».
Комментарий «И изина» продолжает: «Старшему сыну — вести бойска. Младшему сыну — воз трупов. Стойкость— к несчастью». В данном случае резюмируется обшая доктрина «И изина» о значимости мудрости в управлении и единства в организации. Чэн И говорит: «Путь наделения мандатом полководца требует наличия зрелого человека, способного повести армию,.. Если армией будут управлять неподготовленные люди, то, даже если они будут принимать правильные решения, дело обернется бедой».
Среди главнейших указаний «Искусства войны» — необходимость наличия полководца, обладающего необходимыми качествами, и единства в рядах войска. Эта же проблема — одна из центральных для Чжугэ Ляна.
В разделе «Способности полководца» своего сочинения по искусству и стратегии командования армией он описывает величайших знатоков военного дела в возвышенных словах, полностью следуя идеям «И изина»:
«Тот, чья гуманность простирается на всех, находящихся под его началом, чьей верностью и справедливостью завоевывается преданность соседних государств, кто распознает знамения Неба наверху, знаки Земли внизу и дела Человека посередине, кто считает всех людей своей семьей — является вождем Поднебесной, тем, кому невозможно противостоять».
Шестая и последняя черта гексаграммы «Армия» символизирует коней миссии армии и возвращение воинов в мирную жизнь. Идея, возможно, олииетворяет приятие всем обществом плодов труда какой-то части его членов. Здесь авторы «И изина» вновь, как и всегда, когда они рассматривают данную тему, проводят, с одной стороны параллели, а с другой — указывают на различия между двумя сферами жизни — гражданской и военной, идет ли в последнем случае речь о войне внутренней или внешней.
Комментарий «И изина» к последней черте седьмой гексаграммы говорит: «Великий государь владеет судьбами, начинает династию и наследует своему дому». Идея, выраженная в терминах абсолютной монархии, отражает, тем не менее, более глубокий приниип, которые сегодня можно понимать и в ином контексте. Так, бюрократический и корпоративный аппарат является наследником далекой феодальной эпохи, сперва воспроизведшим своих прародителей, а затем поглотившим их.
Поскольку многие качества, требуемые для успешного выхода из кризисных ситуаиий, необходимы также и в повседневном управлении, поскольку полным в Китае считалось только то образование, которое охватывало и гражданскую, и военную сферы человеческого опыта, человек одновременно либо попеременно мог быть лидером и военным, и гражданским. Чжугэ Лян и Лю Пзи являют собой прекрасный пример людей, которых судьба призывала к исполнению и гражданского, и военного долга.
В «Книге Перемен» подчеркивается, что из военного похода воины возвращаются домой и становятся членами общества, что позволяет им избежать
опасностей пребывания внутри изолированной воинской касты и принести народу, во имя которого и велась война, обретенные ими за время испытаний знания, силы и опыт. Идеальный правитель, утверждает текст, способствует гармонизации взаимотношений воинов с гражданским населением, вознаграждая их в соответствии с их заслугами. Чэн И говорит: «Великий государь дарует одержавшим победу ранги, должности и всячески возвышает отличившихся». Здесь мы становимся свидетелями действенности принципа, в соответствии с которым положение человека в обществе определяется его способностями и заслугами, принципа, ставшего краеугольным камнем идеологии «И цзина» и одним из фундаментальнейших оснований конфуцианской философии.
В седьмой гексаграмме, и особенно в конце ее мы видим схематически представленную идею, которую впоследствии будут выражать многие полководцы, такие как Чжугэ Лян, идею о том, что военные, и особенно высшие командиры, должны иметь не только специальную военную и техническую подготовку, но и обладать хорошим обшим образованием. По- китайски это называется гармонией вэнь и у. Вэнь, «цивилизация», «культура», отвечает за совершенствование созидательных способностей и ценностей, приносящих благо всему обществу. У, «военное начало», подразумевает овладение теорией и практическими навыками управления людьми в кризисной ситуации. По китайской военной науке линии «И цзина» —даосизма, ярко представленной Сунь-цзы и его позднейшими последователями, гармония вэнь и у необходима воину не только для вхождения в гражданскую жизнь
после окончания похода, но и во время кампании и даже в ходе самого сражения.
Вот почему завершающие слова «И изина» к седьмой гексаграмме следующие: «Ничтожному человеку — не действовать». В данном контексте это означает: когда речь заходит о возвращении воинов к мирной жизни, военные заслуги не должны рассматриваться изолированно в качестве единственного критерия выдвижения человека, вне зависимости от его нравственных и прочих качеств. Чэн И говорит: «Что касается ничтожных людей, то, даже если они имеют заслуги, их не следует использовать. Существуют разные пути собирания армии, посылки ее в поход и достижения успеха: те, кто поступают так, не обязательно хороши».
Чжугэ Лян являет собой образиовый пример человека, бывшего подлинным лидером в обеих сферах. Он был почитаемым министром и блестящим стратегом и полководием. На сочинениях его лежит печать глубокого и серьезного понимания «Книги Перемен», конфуиианские и даосские идеи соединяются под его кистью в единую высоконравственную, но вместе с тем и прагматическую программу действий, позволяющую успешно выходить из кризисных ситуаиий. Чжугэ Лян оставался привержением классических традииий великодушного воина и гуманного государственного деятеля, а пбтому и истоки, и характер его размышлений об искусстве стратегии восходят именно ^глубокомысленным абстракииям самого «И изина». То же самое можно сказать и о сочинении Лю 1Лзи, который, впрочем, в большей степени следует уже производным традиииям, особенно практической стратегии и воинскому кодексу «Искусства войны».
Часть первая
Путь полководца
Высказывания
Чжугэ Ляна
о командовании армией
и ведении войны
Предисловие составителя
Чжугэ Лян, второе имя Кунмин, родился около 180 г. в семье провинииального чиновника. Ханьская династия в ту пору доживала последние дни —дом, иарствовавший в Китае на протяжении почти четырех столетий, находился в глубоком упадке и стоял на грани краха. Большую часть жизни Чжугэ Ляну суждено было играть одну из важнейших ролей в борьбе за власть и междоусобных войнах, сопровождавших гибель древней династии.
Чжугэ рано осиротел, и его вместе с младшим братом взял на воспитание дядя, губернатор одной из областей на юге Китая. Когда дядю сменил в должности новый чиновник, он вместе с племянниками отправился к своему старому другу, члену могущественного клана Лю, занимавшему в то время губернаторский пост в иентральном Китае. Правящий дом Хань тоже был одной из ветвей этого огромного клана, который сохранил значительные богатства, положение и влияние даже после крушения династии.
Вскорости после переезда дядя Чжугэ Ляна умер. Сам Чжугэ, которому в ту пору было немногим более двадиати, остался жить в иентральном Китае и занимался сельским хозяйством. Если верить «Сань го чжи» («Хроника Троеиарствия»), уже в этом возрасте Чжугэ Лян знал, что обладает несравненными способностями, но немногие воспринимали его тогда серьезно: в конечном счете, он был сиротой и добывал средства на жизнь трудом крестьянина. Однако фортуна повернулась к нему лииом, когда великий военачальник Лю Бэй, основатель иарства Шу в Западном Китае, находился со своей армией в тех местах, где жил Чжугэ Лян.
Чжугэ Ляна рекомендовал полководиу кто-то из членов влиятельного клана Сюй, из которого в период институиионализаиии даосизма вышло немало выдающихся представителей этого учения. Согласно «Сань го чжи», друг Чжугэ Ляна сказал Лю Бэю: «Чжугэ Кунмин — это затаившийся дракон. Не хотите ли повидать его?»
«Приходите вместе с ним», — сказал Лю Бэй.
На что Сюй ответил: «Можно отправиться к великому человеку, но нельзя заставить его прийти к вам. Вам, полководеи, следует самому отправиться к нему».
Далее источник свидетельствует, что в коние концов Лю Бэй поехал к Чжугэ Ляну, причем делал это трижды, прежде чем молодой гений согласился встретиться с прославленным военачальником. Когда, наконец, пути их соединились, продолжает «Сань го чжи», Лю Бэй отослал всех своих подчиненных, чтобы одному остаться с Чжугэ Ляном. «Дом Хань рушится; продажные предатели узурпируют власть; а император ничего не замечает», — сказал он. Затем Лю Бэй попросил Чжугэ Ляна стать его советником. Так Чжугэ превратился в первого стратега царства Шу. Историю об этой знаменитой встрече приводит в своем сочинении и Лю 1Лзи.
Перипетии эпохи Троеиарствия слишком сложны, чтобы их можно было подробно изложить в рамках небольшого предисловия — они занимают целых сто глав огромного исторического романа «Троеиарствие», созданного уже много веков позднее. Скажем только, что то было время бесконечных смут, хаоса и междоусобиц. Как раз в разгар нескончаемой войны между тремя царствами Чжугэ Лян был назначен на высшие посты в государстве и армии.
Когда Лю Бэй умер, наследник его был еше слишком мал, так что Чжугэ Лян занимал не только пост первого полководиа и стратега, но и de facto регента при юном правителе. Он ни разу не проиграл сражения, и умер во время похода, в военном лагере своего войска. Чжугэ Лян нес тяжкую ношу, непосильную и для двоих человек, и скончался от болезни в возрасте пятидесяти четырех лет. Имя Чжугэ Ляна, человека несравненного ума и великодушия, увековечила литература; на протяжении многих столетий им восхищались как блестящим полководием и администратором. Завещание, выражающее его последнюю волю и адресованное юному правителю Шу, раскрывает нам образ мыслей и характер этого великого человека:
«Думается, что по природе я — простак. Оказавшись вовлеченным в смуты нашего времени, я собрал армию и пошел в поход на север. Однако еше прежде окончательной победы смертельная болезнь сразила меня, и вот теперь я уже одной ногой в могиле.
Ничтожнейше прошу правителя очишать свое сердие, умерять свои желания, сдерживать себя и любить простых людей, сохранять почтительность к прежнему правителю, распространять гуманность в государстве, выдвигать честных людей, дабы мудрые и справедливые могли занимать государственные должности, и избавляться от предателей и клеветников, дабы нравы людей улучшались.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 617;