Декрет о свободе совести. 12 страница
"Нарком народного просвещения тов. Луначарский сравнивает религиозную жизнь с духовным онанизмом. Так зачем же вам обогащаться за счет той семенной жидкости, которая извергается во время этого самого акта?" Так он писал о налогах. То есть, как видите, личность была весьма для властей неудобная. Он готов был пойти на конфликты с властями, поэтому власти хотели выдвинуть на первый план другого человека. Но здесь, ведь, речь шла все таки о епископе, пусть запрещенном в священнослужении, а другие обновленческие лидеры были священниками. Но власти, потом мы увидим, и это не остановит.
Таким образом, уже в конце лета 1922 года между обновленцами внутри их самих начинаются определенного рода раздоры. Красницкий, готовый полностью исполнять требования власти, стремится дискредитировать Антонина (Грановского), как человека импульсивного, не во всем покорного, власти понимают, что с Антонином (Грановским) трудно иметь дело, но одновременно они понимают, что Красницкий совершенно не авторитетен в Церкви, а вот Введенский - человек, гораздо более яркий, и, собственно говоря, вызвав к жизни обновленчество, власти всю его историю будут стремиться не консолидировать его, а тоже держать в состоянии постоянного разброда и раскола, чтобы обновленцами было легче управлять. И эта политика власти объективно способствовала тому, что обновленчество оказалось менее консолидированной силой, чем оно могло бы быть. К тому же нужно помнить, что честолюбивые стремления каждого из отдельных лидеров обновленчества заставляли их постоянно бороться между собой. Однако, в тот период времени, летом 1922 года, власти, все таки, были склонны к тому, чтобы усилия обновленцев консолидировать, и 23 июля (6 августа) 1922 года группа "живая церковь" открыла свой съезд, на котором должны были собраться все руководители обновленческого движения во всероссийском масштабе, чтобы четко определить свою политику, принять программные документы и сделать свою борьбу со сторонниками патриарха Тихона более действенной.
Съезд "живой церкви" открылся 23 июля (6 августа) 1922 года, и это была первая попытка объединить во всероссийском масштабе обновленческие силы, силы были уже нема-70
лые. Достаточно сказать, что на съезде присутствовало 37 епископов. Были тут епископы синодального поставления и епископы обновленческого "поставления", то есть лжеепископы, был даже конфликт между Антонином (Грановским) и епископами с одной стороны и сгруппировавшимися вокруг Владимира Красницкого протоиереями.
Вообще, на этом съезде проявилась одна из главных проблем обновленчества, которая заключалась в том, что обновленческое белое духовенство стремилось оттеснить на второй план епископат из черного духовенства и получить полноту власти. Обновленческий протопресвитер Владимир Красницкий и был главным инициатором этого движения. Но и сами обновленцы это понимали, и власти были в этом заинтересованы, следовало, все таки, постараться съезд этот провести и объединить все обновленческие силы, поэтому какие бы конфликты не имели место, в конце концов на съезде были приняты несколько резолюций, которые, по существу, и определяли программу действий обновленцев. Резолюции принимались по докладу участников съезда, и каждый доклад должен был рассмотреть тот или иной насущный церковный вопрос, как его понимали обновленцы.
Очень характерно то, что даже среди докладчиков на этом съезде присутствовали священники - оборотни, священники, которые до революции ни о каком обновленчестве и не думали, и даже среди докладчиков было несколько членов "Союза Русского Народа", но которые сейчас превратились в коммунистических батюшек. В частности, протоиерей Адамов, бывший член "Союза Русского Народа", делал доклад об ученом монашестве. По его докладу были приняты следующие резолюции, касающиеся, впрочем, не только монахов.
Во-первых, было подчеркнуто, что организация "живая церковь" должна настаивать на снятии сана с патриарха Тихона. Предписывалось немедленно прекратить поминовение его за богослужением, тем более, что власти настаивали, чтобы арестованных священнослужителей не поминали велегласно за богослужением.
Предполагалось увольнение на покой всех архиереев в монашеском сане, которые противодействуют обновленческому движению. То есть, по существу, та часть епископата, которая готова была сопротивляться, по мнению "живой церкви", должна быть низложена.
Далее говорилось о том, что съезд выражает одобрение деятельности обновленческого ВЦУ и считает его единственным законным органом высшей церковной власти.
Протоиерей Диаконов, тоже бывший член "Союза Русского Народа", делал доклад о церковно - приходской жизни. Это был доклад очень важный на этом съезде, потому что определял политику обновленцев на приходах, в это время за приходы шла очень активная борьба. Интересно содержание этой резолюции. Предполагалось всех противников обновленческого движения, особенно архиереев, высылать за пределы епархии. Как это можно практически осуществить? Вы сами понимаете, что в этих условиях высылку можно было осуществить только посредством привлечения органов государственной власти. Значит, и съезд это демонстрировал, государственная власть готова считаться с мнением обновленцев и готова по их указаниям предпринимать карательные меры против тех или иных представителей церковной иерархии, то есть высылать.
Исходя из того, что в условиях советского законодательства ответственность за приходскую жизнь была возложена на "двадцатки", из которых формировались приходские советы, съезд "живой церкви" постановил: не только высылать священников, не принимавших обновленцев в епархиях, но и распускать приходские советы, которые не принимали священников, поставленных обновленческим ВЦУ. Опять таки возникает вопрос: а как можно было распустить приходской совет, распустить "двадцатку", которая уже зарегистрирована властями, значит, с согласия власти эту "двадцатку" распускают, может быть посредством приходского собрания, а потом организуют новую, уже обновленческую "двадцатку", и власти готовы это принять.
Желая нанести удар по монастырскому монашеству, а монастыри, как вы понимаете, тогда у нас еще были, было принято решение о том, чтобы настоятелями всех монастырских храмов назначить священников из белого духовенства, членов "живой церкви", которые, по сути дела, должны были вести подрывную работу в монастырях, ибо характерным убеждением большинства обновленцев уже на этом съезде было
убеждение в том, что монашество себя изжило, и его следует ликвидировать. Вот почему и был конфликт между епископами из монашествующих во главе с Антонином (Грановским) и основной массой священников, участвовавших на этом съезде.
Далее было принято несколько резолюций, касающихся белого брачного епископата и вообще брачного права. Было разрешено на этом съезде (обратите внимание, что этот съезд принимает решения, в которых может быть компетентен только Поместный Собор) женатым пресвитерам проходить епископское служение. Священнослужителям было разрешено второбрачие. Монашествующие могли сложить с себя монашеские обеты, вступить в брак и остаться в сущем сане. Было разрешен священнослужителям брак на вдовах, не просто можно было вступить во второй брак, но и жениться на вдове. И женатые на вдовах считались вполне приемлемыми кандидатами для пресвитерской хиротонии. Кроме того, четвертая степень кровного родства и родство духовное изымались из числа препятствий для вступления в брак. Только троюродное родство сохранялось, как препятствие для вступления в брак, а духовное родство через восприемничество не считалось.
Кто был компетентен чисто формально вносить такие изменения в каноны? Разумеется Собор, и не всегда даже Поместный Собор, а это какой-то съезд организации "живая церковь". На этом съезде был избран ЦК "живой церкви" из 25-ти человек во главе с Владимиром Красницким. Съезд закрылся 4(17) августа 1922 года, но всем было очевидно, что эти резолюции съезда "живой церкви" должны стать основой решений будущего "Поместного собора" РПЦ, о созыве которого говорили обновленцы, который и должен был низложить патриарха и утвердить все те постановления, которые я вам перечислил. Показательно, что после закрытия съезда председатель ВЦИКа Калинин принимает делегацию съезда во главе с Красницким, опять демонстрируя свое благоволение этой организации.
Хотя епископ Антонин (Грановский) со своими сторонниками остался на съезде, вскоре после его закрытия он разорвал свои связи с "живой церковью" и создал свою организацию 11(23) августа 1922 года в Москве "Союз церковного возрождения". Количественно он очень уступал "живой церкви", но зато объединял идейных сторонников Антонина (Грановского).
С сентября 1922 года начинается борьба между еп. Антонином и его организации против сторонников "живой церкви". Однако, самая мощная группа обновленческого духовенства (петроградская группа), в том числе Введенский, поддерживали в этой борьбе "живую церковь". Но постепенно и между Введенским и Красницким начинаются расколы.
Эти разногласия между обновленческими лидерами в каком-то смысле слова обновленчество ослабляли, и когда 22 сентября 1922 года еп. Антонин (Грановский) разорвал свои связи с обновленческим ВЦУ, вышел из него, обновленчество оказалось под угрозой очевидного раскола.
С одной стороны ВЦУ, в котором задает тон Красницкий и Введенский, с другой стороны группа Антонина (Грановского), бывшего возглавителя ВЦУ, обновленческого "митрополита Московского и всея Руси".
Обновленцы в панике. Красницкий прибегает к помощи государственной власти, он обращается в ГПУ с просьбой оказать ему содействие в борьбе с "Союзом церковного возрождения". И здесь власти ведут себя неожиданно даже для Красницкого, они заявляют, что это внутреннее дело Церкви, они вообще во внутренние дела Церкви не вмешиваются. Выясняется, что, создав обновленцев, власти все равно до конца им не доверяют и стремятся не только углубить, усилить раскол между "тихоновцами" и обновленцами, но и раскол внутри самих обновленцев, поэтому, Красницкому приходится искать пути какого-то компромисса с Антонином (Грановским).
В октябре же 1922 года происходит еще один раскол у обновленцев. Петроградское духовенство, которое перешло на сторону Антонина (Грановского), во главе с Введенским, выходит из организации "Союз церковного возрождения" и организует "Союз общин древлеапостольской церкви" во главе с Александром Введенским. Так появляется третья обновленческая организация.
И эти три организации борются между собой за власть, стремятся заискивать перед ГПУ, рассчитывая с его помощью укрепить свои позиции, а ГПУ спокойно наблюдает эту грыз-
ню, используя ее в своих интересах, и даже призывая обновленцев искать каких-то компромиссных решений.
Чтобы вам было понятно, как власть смотрела на все эти события, я приведу опять вам несколько выдержек из заседаний еще одного органа государственной власти, который занимался церковными делами, а именно комиссия ВЦИКа по проведению отделения Церкви от государства. Вот выдержки из его постановления на заседании этой комиссии октября 1922 года.
Присутствовали Красиков (один из специалистов по церковной работе), Смидович, Скворцов - Степанов (тоже ставший в начале 20-х годов главным идеологом антирелигиозной пропаганды у нас), Флеровский, Менжинский (ГПУ), Тучков (шестое отделение секретного отдела ГПУ) и Дерибас (потомок французского дворянского рода, который перешел на русскую службу, который был одной из ключевых фигур ГПУ к этому времени).
Итак, был доклад о положении дела борьбы с "тихоновщиной" и информация о работе ВЦУ. Сделано тов. Тучковым.
"Показали, что организация новых групп, ослабившая "живую церковь" тогда, когда еще тихоновских приверженцев епископов осталось около 65 человек, оказалось мероприятием преждевременным, что "Тихоновны", пользуясь неразберихой, стали после первого испуга приходить в себя и организовываться, правда, не под открытым тихоновским флагом, а в иных местах, и действуют, выгоняя обновленцев из епархиальных управлений, и не подчиняются ВЦУ. И много других положений неудовлетворительности этой работы.
Постановили. Взять более твердую ставку на группу "живой церкви", коалируя с ней левую группу".
То есть, видите, большевики не хотят пока раскола у обновленцев, потому что они недостаточно активно из-за этих расколов борются с "тихоновцами", и решают вопрос о том, чтобы вокруг "живой церкви" консолидировались все обновленцы.
"Усилить борьбу с "тихоновщиной", в чем бы она не выражалась, хотя в сопротивлении ВЦУ в центре и на местах.
Развернуть широкую работу по очистке тихоновского и вообще черносотенного элемента в приходских советах в центре и на местах.
Повести ударным порядком смещение тихоновских епископов.
Провести через ВЦУ повсеместное публичное признание сов. власти епархиальными советами, отдельными епископами и попами, а также приходскими советами. Предложить выполнить это к 1 января.
Предложить через епископа Красикова (видимо, ошибка в документе, надо "тов. Красикова", очень характерная ошибка; они уже настолько воспринимают обновленческих епископов, как своих людей в Церкви, что допустили такую ошибку; Красиков то был партийным функционером, который никогда в церковную жизнь не входил в качестве епископа) прокуратуре оказывать ГПУ всяческое содействие в административной борьбе с "тихоновщиной". Предложить ГПУ поставить хорошо дело с компрометацией попов здесь и на местах.
Находящихся в Москве на покое отстраненных епископов водворить через ВЦУ в какой-либо отдаленный монастырь.
Поручить тов. Тучкову на следующем заседании комиссии сделать доклад о том, в каком положении сейчас дело Тихона, какой материал имеется, нужно ли ставить процесс его и как с ним поступить в противном случае.
Товарищу Красикову к следующему заседанию сделать доклад о Заграничной Церкви. Автокефалию национальной Церкви не поддерживать до Собора.
Деллигировать тов. Скворцова с кем-либо от ВЦУ или ГПУ на Украину для изучения этого вопроса".
Видите, разные вопросы в общем-то внутрицерковной жизни, которые почему-то рассматриваются комиссией ВЦИКа по проведению отделения Церкви от государства. Далее идут другие вопросы, касающиеся антирелигиозной пропаганды, и вдруг опять в текущих делах:
"Епископа Сергия оставить в прежнем положении опального".
Этот документ показывает, как внимательно власти смотрели за, казалось бы, внутрицерковным делом конфликта между обновленцами и "тихоновцами".
Теперь еще один документ, более высокого уровня, который представлял собой доклад этой комиссии по проведению отделения Церкви от государства в Политбюро. Делал его председатель комиссии Красиков. А заместителем секретаря комиссии оказывается Тучков. А секретарем комиссии оказывается Дерибас. Обратите внимание, что деятели ГПУ в государстве постоянно выступают в качестве главных специалистов по церковной жизни. И так у нас будет впоследствии, почему уполномоченные по делам религии оказывались офицерами госбезопасности, либо в крайнем случае офицерами действующего резерва госбезопасности.
"На втором заседании по заслушании доклада от ГПУ, из коего было видно, что деятельность ВЦУ, в связи с образовавшимися в нем группами, значительно ослабела и потеряла влияние на местах, чем воспользовались тихоновско - черносотенный элемент, и начинают объединяться и ликвидируют обновленцев.
Было постановлено взять твердую ставку на группу "живая церковь", как наиболее активную, блокируя ее с левой группой.
Развернуть шире работу по очистке от тихоновского и вообще черносотенного элемента в приходских советах в центре и на местах.
Провести через ВЦУ повсеместное публичное признание советской власти епархиальными советами, отдельными епископами и попами, а также приходскими советами. А чтобы не встретить препятствия со стороны прокуратуры в проведении этой работы, ГПУ предложить последней оказывать содействие ГПУ в административной борьбе с тихоновщиной.
Также было постановлено, чтобы находящихся в Москве на покое епископов водворить через суд в отдаленные монастыри, так как их в Москве собралось до двадцати человек.
Часть намеченных комиссией мероприятий к настоящему времени уже выполнено.
На только что состоявшемся пленуме ВЦУ последний постановил объединение всеми тремя группами повести решительную борьбу с тихоновщиной и в один день назначил к высылке до пятидесяти человек тихоновских епископов в разных местах. "
Видите, обновленческое ВЦУ принимает решение о высылке тихоновских епископов, а на самом деле оно исполняет требование власти, проводит политику власти внутри Церкви, и об этом уже говорится так, как будто речь идет о действиях какой-то государственной структуры.
"ВЦУ выработало инструкцию местам по борьбе с тихоновскими и черносотенными элементами в приходских советах, и рассылается распоряжение по местам о проведении публичного признания советской власти попами и епископами...
Товарищем Степановым представлена статья для помещения в "Правде" о церковной политике".
Еще документ, это доклад Тучкова, который я уже упоминал. Вслушайтесь в сам подход. Это 30 октября 1922 года.
"Пять месяцев тому назад в основу нашей работы по борьбе с духовенством была поставлена задача борьбы с тихоновским реакционным духовенством, и, конечно, в первую очередь с высшими иерархами, как то митрополитами, архиепископами и епископами.
Для осуществления этой задачи была образована группа, так называемая "живая церковь", состоящая, преимущественно, из белых попов, что дало нам возможность поссорить попов с епископами примерно как солдат с генералами, ибо между белым и черным духовенством существовала вражда еще задолго до этого времени, так как последнее имело огромное преимущество в Церкви, ограждало себя канонами от конкуренции белых попов на высшие иерархические посты. Это обстоятельство было нами учтено, и с этого было приступлено к осуществлению означенной задачи.
Наряду с множеством статей, воззваний, речей и прочего, в коих клеймились тихоновская монашеско - архиерейская политика и сам Тихон, попы, взяв в свои руки верховную власть, приступили к реальному осуществлению этой задачи, то есть к удалению от управления епархиями тихоновских архиереев и замены их лояльными по отношению к сов. власти.
В первую очередь заменялись архиереи особо реакционного толка. Эта задача в течение пяти месяцев более, чем наполовину, выполнена. Так, например, к настоящему времени в имеющихся шестидесяти восьми епархиях уволено на покой 72
тихоновских архиереев около ста, назначено в епархию правящими архиереями вновь посвященных живоцерковниками вдовых и холостых попов 11, плюс к ним неправящими 4 человека. Назначено и переведено старых служащих при Тихоне архиереев, относящихся лояльно к сов. власти и церковному обновлению 10 человек и таких же оставлено правящими в епархиях около 20-ти человек. Находятся совершенно без епископа 9 епархий. И, наконец, ярых тихоновцев осталось незамененными 5 человек".
Обратите внимание на эти разговоры о том, что "отправлены на покой". Это обновленческое ВЦУ отправляло на покой, а власти арестовывали и высылали. Здесь это, как бы, подразумевается.
"Таким образом, если даже из этих лояльных половинную часть отнести к тихоновцам, то получается, что половина тихоновских архиереев заменена обновленцами и полуобновленцами.
Окончательно разгромить тихоновский и полутихоновских епископат и лишить его управления Церковью возможно было бы только в том случае, если вопреки канонам посвящать женатых попов в епископы и выбрать из них епископов с любыми взглядами, то в этом случае, несомненно, был бы епископат явно настроен против Тихона и его политики. "
(Вы понимаете логику рассуждений? Любой женатый, то есть неканоничный, епископ уже по своему положению обречен выступать против каноничной иерархии п. Тихона. )
"По моему мнению, недурно было бы изгнать тихоновцев и из приходских советов. Начать эту работу примерно также, то есть натравливая одну часть верующих на другую. Осуществить же это возможно путем образования мирянских групп ревнителей обновленческого движения.
Для примера приведу пробу, проделанную Красницким в храме Христа - Спасителя 28 октября, где после его речи и приглашения записалась группа обновления 12 человек, указав в списке свои подробные адреса, правда эта цифра маленькая, но, как проба, довольно показательная, так как даже в этом храме миряне записались в обновленцы".
Почему вдруг в этом храме начинается такая деятельность? По процессу об изъятии церковных ценностей был арестован весь клир храма Христа - Спасителя, и его члены получили свои сроки, в частности, последний настоятель этого храма протопресвитер Александр Хотовицкий, недавно прославленный как новомученик. И вот, с 1922 года храм Христа - Спасителя стал обновленческим.
"По выполнении этой задачи, то есть когда будет сломлена и дискредитирована тихоновщина, которая до сего времени имеет еще первенствующее значение, отсюда логический вывод, что наступит период паралича единства Церкви, что, несомненно, должно произойти на Соборе, то есть раскол на несколько верховных групп, которые будут стремиться осуществить и проводить в жизнь каждая свою реформу. "
Вы чувствуете качественно новый подход власти? Они вникают в церковные дела, они стараются изнутри проникнуть в церковную жизнь и разрушить ее.
Еще один документ. Это тоже доклад, представленный в конце ноября 1922 года в Политбюро, когда власти попытались сплотить обновленцев.
"Принятыми мерами удалось приостановить разгоревшуюся междоусобную борьбу обновленческих групп с целью создания хотя бы временно их общего фронта против тихоновщины, начавшей было заметно усиливаться в последнее время.
Результатом явилось усиление репрессий со стороны ВЦУ по адресу тихоновцев, устранение нескольких десятков епископов и принятие ряда постановлений, ярко демонстрирующих лояльность ВЦУ по отношению к сов. власти, в частности, признание 7 ноября церковным праздником. "
(Обновленцы начинают новую советскую обрядность привносить в церковную жизнь).
"В принципе, решен ВЦУ и в недалеком будущем будет приведен в жизнь переход к новому стилю с соответствующей передвижкой всех церковных праздников. Смысл означенных мер прежде всего сводится к дальнейшему углублению раскола в Церкви. За последнее время можно отметить беспрекословное исполнение со стороны ВЦУ всех директив надлежащих органов и усиление влияния на его работу.
Подготовка к собору со стороны ВЦУ в последнее время оживилась, происходит выработка различных тезисов. Есть все основания ожидать на соборе ожесточенных догматических споров между тремя группами, входящими в ВЦУ:
"Возрождения", "живой церкви", и "древлеапостольской церкви".
Недавно за пределами ВЦУ народилась новая группа "трудовой церкви" под лозунгом "Долой буржуев из храмов!". Эта группа требует своего присутствия на соборе.
Намечаются определенные симптомы раскола среди мирян. В Москве уже создалась компактная группа мирян "живоцерковников", которые на днях выпустили свое воззвание с лозунгом изгнания из приходских советов реакционных элементов. В группу реакционных элементов входят представители интеллигенции и мелкой нэповской буржуазии. Рабочих нет.
Аналогичные директивы по соответствующей линии даны на места. Работа по разложению Церкви требует средств, которые должны быть отпущены в распоряжение комиссии".
А на поверхности происходил второй крупный московский процесс группы церковников. Как раз к нему было привлечено в качестве обвиняемых 118 человек, и в частности, клирики храма Христа - Спасителя. Их еще не осудили, а уже в их храме утверждаются обновленцы. Впрочем, по этому, второму процессу, приговоры были мягче, чем по первому -смертных приговоров не было.
Усилилась в конце 1922 года и атеистическая пропаганда. Скажем, если за весь 1922 год появилось 15 антирелигиозных книг и брошюр, то за первые 3 месяца 1923 года уже 27. Этим, как раз, занимался Скворцов - Степанов и другой, выходящий теперь на первый план, партийный деятель, который вам известен лучше - это Емельян Ярославский (Губельман).
Это была пропагандистская кампания, закрытие храмов и монастырей, насаждение обновленческого раскола и, одновременно, изъятие ценностей и расстрелы. В 1922 году было расстреляно только по суду (а расстреливали еще и без суда) 2691 священнослужитель из белого духовенства, 1962 монашествующих и 3447 монахинь и послушниц, то есть, более восьми тысяч было расстреляно только за 1922 год (за всю гражданскую войну погибло около десяти тысяч священнослужителей), и в 1923 году это продолжится.
Может быть, кто-то из вас слышал, было недавно выступление от комиссии по реабилитации Яковлева с новыми данными по поводу расстрелянного духовенства? Он привел цифру, согласно которой к 1941 году было уничтожено более восьмидесяти одной тысячи духовенства. Он, правда, не проясняет, кто имеется ввиду. Наверное, имеются ввиду не только священники, диаконы, архиереи, но и монахи. Дело в том, что у нас белого духовенства было не более шестидесяти тысяч к моменту революции. Так что надо думать, что сюда включены и монашествующие.
Одновременно власти пытаются и с точки зрения законодательства усилить нажим на Церковь. Опять появляется инструкция о порядке регистрации религиозных общин 14(27) апреля 1923 года. В этой инструкции два очень выразительных пункта.
В каких случаях могут быть конфискованы здания храма? Один случай, если выяснится, что в религиозном объединении, в "двадцатке", состоят "антисоветские элементы" (это выяснить очень легко было по тем временам), но поражает другой пункт: "...если здание требуется для иных нужд". То, что в советское время постоянно была нужда в зданиях, это мы знаем по собственному опыту, но с юридической точки зрения что такое "для иных нужд"? Например, нужно построить туалет, давайте нам часовню! И это было сплошь и рядом. Так что эта формулировка давала очень большие возможности для произвола.
А, вместе с тем, готовится "второй поместный собор православной российской церкви", и на этом соборе предполагается уже реализовать на якобы каноническом уровне решения обновленческих организаций, как "живой церкви", о решениях которой мы говорили, так и "Союза общин древлеапостольской церкви", первый учредительный съезд которого прошел 2(15) марта 1923 года в Москве. В дальнейшем мы с вами познакомимся с программами обновленческих организаций, чтобы лучше представить идеологию этого движения и разберем, в частности, эту программу.
А 6(29) апреля 1923 года в храме Христа - Спасителя открылся "второй поместный собор православной российской церкви", как называли его обновленцы, но с нашей точки зрения первый обновленческий лжесобор. Печально было то, что на этом соборе присутствовали представители от 72-х из 74-х епархий. Это говорило о том, что обновленцы сумели распространить свое влияние на многие епархии Русской Православной Церкви.
Характерно, что на обновленческом "соборе" были представлены различные группы обновленцев, которые образовались к тому времени. Большая часть членов "собора" (ок. 200 чел. ) входила в "живую церковь", съезд которой и предопределил многие решения "собора".
Почти в 2 раза меньше (116 человек) входило в "Союз общин древлеапостольской церкви", организацию Введенского, близкую к Красницкому.
Очень слабо была представлена небольшая организация Антонина Грановского "Союз церковного возрождения".
Были там участники, не определившие себя в смысле принадлежности к одной из этих групп, но их было немного -в основном тон должны были задавать представители "живой церкви" и "Союза общин древлеапостольской церкви".
20 апреля (3 мая) 1923 года принимается постановление епископов относительно патриарха Тихона, которое должно было быть положено в основу решения "собора".
Обратите внимание, что среди членов "собора" были не только обновленческие лжеепископы. Это решение подписало 64 епископа, и среди них было 16 епископов синодального поставления и, тем не менее, они подписали постановление, в котором содержались такие слова о патриархе Тихоне:
"подлежит каре лишению сана и звания патриарха за то, что направлял всю силу своего морального и церковного авторитета на низвержение существующего гражданского и общественного строя нашей жизни, чем подвел под угрозу само бытие Церкви".
Если подойти к этому постановлению с формально -канонической точки зрения, то обнаружится, что здесь нет никаких оснований для таких жестких канонических мер.
На основе этого постановления была принята пространная резолюция "собора", в которой, наряду с оценкой деятельности патриарха, содержались пространные рассуждения о положении Церкви в новых условиях.
Я бы хотел обратить ваше внимание на сам стиль этой резолюции, за которым стоит даже чисто стилистическая зависимость "собора" от политики большевистской власти.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 503;