Философское определение человека

 

Если судить по мерке животного, то человек просто деградировал, ибо он хуже приспособлен к окружающей среде: не имеет шерсти, когтей, острых зубов, не так быстро бегает и т.п. Как говорил Руссо, «размышляющий человек – просто испорченное животное».

Однако человек сумел по-другому, по-новому наладить отношения с природой, со средой своего обитания. По сравнению с животным человек живет как бы в новом измерении реальности: вместо приспособления к природе человек приспосабливает ее к себе. Человек создает специфическую сферу своего бытия – культуру. В ней он опредмечивает и тем самым закрепляет свои способности. С помощью культуры человек усваивает и предшествующий опыт, накопленный человечеством. Культура подразумевает процесс духовного и материального производства, поэтому Homo sapiens – человек обязательно производящий (и именно в этом смысле можно говорить об антропологическом значении труда). Весь человеческий прогресс укрепляет сферу культуры. Физическая реальность становится для человека менее значимой по мере того, как растет его культурная активность.

Определение человека как существа культурного имеет принципиальное значение и устанавливает не количественное, а именно качественное отличие человека от животных. Но это определение является формальным: выяснив, как содержит себя человеческая сущность, необходимо еще определить, чтоона из себя представляет.

Опытным путем доказано, что высшие животные могут совершать вполне умные действия. Старое представление о том, что животным присущи лишь инстинкт и память, не выдерживает критики. Когда между обезьяной и целью ее влечения (например, плодом) воздвигали все более сложные препятствия, животное изобретало самые запутанные обходные пути и мастерило самые различные приспособления, добиваясь своей цели. В этом проявляются зачатки трудовой деятельности, целеполагания и даже сознания. Таким образом, животное – не механизм влечений. Оно может их определенным образом регулировать и в известных пределах даже избегать близкой выгоды ради достижения более отдаленных во времени, зато больших преимуществ. Чего действительно нет у животного, так это предпочтения в выборе самих ценностей, например, полезного в ущерб приятному.

Очевидно, что специфика человека, или то, что можно назвать его особым положением, возвышается над техническим интеллектом и способностью к выбору. Человек не появится, даже если бы интеллект и избирательная способность животного возросли до бесконечности. То, что делает человека человеком, есть принцип, который не сводим к естественной эволюции жизни. Для его обозначения можно употребить широкое по смыслу слово, которое заключает в себе и понятие разума, но наряду с ним охватывает и целый ряд ценностей и высших чувств. Это слово – дух. Таким образом, содержательное определение человека в том, что он есть духовное существо.

Большое заблуждение считать ум, интеллект высшим человечески проявлением. Чтобы этого не делать, достаточно вспомнить о наличии морали, в частности совести и ее угрызений, которые рационально не объяснимы. Всякое животное – высоко- или низкоорганизованное – действует сообразно своим влечениям, каким бы хитроумным это действие ни было. Человек же, как духовное существо, вольно или невольно пропускает свои влечения через систему своих идей и ценностей и только потом действует сообразно своей духовности.

Только человеку присуще самосознание – как способность осознавать себя и отделять от окружающего мира. С возникновением самосознания появляется и представление о мировом пространстве. Животное, не имеющее самосознания, не в состоянии рассматривать свое тело как предмет, со стороны. Только человек, будучи личностью, может сделать предметом своего познания всё, в том числе себя самого. Таким образом, человек как духовное существо превосходит и мир, и себя как живое существо.

Что же такое дух, поднимающий человека над природой? В Новое время с этим словом обходились весьма безответственно и далеко не всегда вкладывали в него какой-то определенный смысл. Необходимо различать, прежде всего, понятия духа и души, первое из которых возвышается над жизнью, а второе представляет собой ее психическое проявление. Душа и тело человека тесно связаны, о чем свидетельствуют весьма распространенные психосоматические заболевания. То, что называется физиологическим и психическим, это две стороны одного и того же процесса – жизни. Духовность человека отличается от его психофизических проявлений. Она включает в себя принципы, которые не вырастают из жизни, а в определенном смысле даже противостоят ей. Отсюда вытекает особая проблема взаимосвязи природного и духовного в человеке.

 








Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 640;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.