Особенности средневековой философии.

1) Теоцентризм – теологическая концепция, полагающая Бога источником, центром и целью всего существующего; характеристика средневековой европейской науки, парадигмально построенной на Библии как на абсолютной истине.

2) Креационизм – идея о том, что Бог сотворил мир из ничего, и его всемогущество сохраняет, поддерживает бытие каждый миг.

3) Эсхатологичность (от греч. — последний, конечный, учение) - система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние.

4)Историчность – представление об истории как линейном и прогрессивном движении, восхождении от несовершенного «града земного» (государства, державы дьявола) к совершенному «граду Божьему» (царствию небесному, сообществу праведников) (взгляд Августина). Идея истории как последовательности событий, имеющих смысл единственных и неповторимых, - это завоевание иудео-христианской мысли, оформившейся только в средневековье.

Основные проблемы средневековой философии.

3.1. Проблема человека:

· Представление о человеке как созданном по образу и подобию Божьему, обладающем духом, совестью, свободой воли. Человек – это не часть Космоса, полиса, как в античности, это личность, обладающая внутренним миром. Именно внутренний мир стал предметом исследования родившегося в средние века исповедального жанра литературы («Исповедь» Августина Блаженного).

· Проблема соотношения свободы воли человека и божественного предопределения. Перед новым средневековым человеком встала проблема: ведь если Бог абсолютен и всемогущ, все видит, всем управляет, то откуда в мире зло? Бог же не может сотворить зло? Так появляется теодиция - попытка оправдания Божьего авторитета перед лицом существующего в мире зла. По мнению Августина Блаженного, зла нет как сущности, оно появляется лишь как отдаление человека от Бога в акте свободы (так, например, появился Дьявол – падший ангел Люцифер, который в своей гордыне возомнил себя выше Бога и был низвергнут из Божественного мира). В дальнейшем спор о соотношении свободы воли и Божьего предопределения продолжили Эразм Роттердамский, признающий некоторую степень свободы человека, и Мартин Лютер, отрицающий свободу, кроме абсолютной воли Бога (человек – раб божий).

3.2. Проблема соотношения веры и знания.

Эта проблема стала актуальна с возникновением христианства и с последующим развитием христианской культуры и общества.

На протяжении всего средневековья выделилось три позиции:

1. На этапе патристики существовал абсолютный приоритет веры над разумом, что выразилось в словах Тертуллиана: «Верую, ибо это абсурдно». Вера не нуждалась в знании, главное было верить в Бога.

2. В дальнейшем стало признаваться, что знание дополняет, укрепляет веру: «Знаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр). Философы стали заниматься доказательствами существования Бога, так как одной веры стало мало. Ансельм Кентерберийский дал свое онтологической доказательство бытия Бога:

· Бог абсолютен, поэтому он вбирает в себя все возможные положительные атрибуты.

· В том числе и свое существование.

· Иначе можно придумать какие-то другие абсолюты, которые не обладают бытием, и тогда Бог будет не абсолютен.

3.На этапе схоластики произошло разделение знания и веры: возникла теория гармонии знания и веры Фомы Аквинского. Этот философ и богослов полагал, что знание, философия подчиняются разуму, вера, теология – Откровению, сверхъестественному. Оба метода познания (религиозное откровение и рациональное обоснование) не исключают, а дополняют друг друга, так как познают один и тот же предмет – Бога и созданный им мир, но с разных углов зрения.

3.3.Спор между реалистамии номиналистами по поводу природы универсалий (общих понятий): что первично в акте сотворения мира Богом – общие понятия или единичные вещи.

1. Реализм(Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский) – учение, согласно которому подлинной и первичной реальностью обладают только общие понятия – идеи в божественном разуме как прообразы всей индивидуальной множественности (всех вещей).

2. Номинализм (Росцелин, Уильям Оккам) – учение, согласно которому общие понятия – лишь имена, название вещей (всего лишь колебание голоса). Признавалось, что Бог творил сперва не идеи, но инди­видуальные, единичные вещи, которые в процессе своего существования размножились, и потом уже человек их назвал и классифицировал (дал им имена). У номиналистов была ориентация на эмпирический мир, интерес к познанию природы, за что их порицала Римская католическая церковь.

3. Концептуализм(Пьер Абеляр) - (от лат. conceptus - понятие) - филос. учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая схоластический реализм, концептуализм, в отличие от номинализма, утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом.

Римская Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм был осужден.

Вывод:период средневековья ни в коем случае нельзя считать временем застоя и упадка философском мысли. Западноевропейское средневековье внесло новое представление о человеке как личности, обладающей свободой, без чего не было бы последующего развития культуры, науки, общества. Средневековая философия несла позитивный вклад в развитие гносеологии,формальной логики, обосновало необходимость изучения природы. В этот период накопились творческие силы человека, которые в полной мере нашли свое применение в Возрождении.








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1466;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.