Основные этапы Европейского Средневековья.

Хронологические границы Европейского Средневековья весьма неопределенны и во многом совпадают с поздним эллинизмом (I-V вв. - XV вв. н.э.).

Философия средневековья развивается под определяющим воздействием христианства. В период Средневековья христианский догмат о сотворении мира единым Богом развернул мировоззрение людей на 180º. Мир стал восприниматься ими как единое целое, а все его части и единичные образования – принадлежащими его целостности и подчиненными ей. Если сознание древнего языческого человека ещё «плясало» от окружающих его единичных предметов, то сознание нового монотеистического человека уже стояло на точке зрения мира как целого и исходило из неё как единственно данной.

Основные этапы европейского средневековья:

1) Патристика (от греч. πατηρ, лат. pater — "отец") (II-VIII вв.) – совокупность богословских, философских, социально-политических доктрин, представленных Отцами Церкви (духовными основателями христианской Церкви, ортодоксальными учителями христианской веры).

Представители: Августин Аврелий (Блаженный), Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).

Особенности патристики:

· В период патристики шло оформление христианского вероучения, происходила канонизация (от греч. κανονίζω — регулировать, определять, узаконивать) текстов Библии: в Новый Завет вошло только 4 текста Евангелия, послания апостолов, откровение Иоанна Богослова и др. тексты. Большое количество произведений первоначальной христианской литературы были признаны апокрифическими (не вошедшими в библейский канон).

· Шла разработка христианской догматики ( от др.-греч. δόγμα, δόγματος -мнение, решение, постановление), т.е. утверждённое высшими религиозными инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике (сомнению): был принят Символ веры (система основополагающих догматов вероучения), на Никейском Вселенском Церковном Соборе в 325 г. и дополнен в 381 г. на Никео-Константинопольском Вселенском Соборе).

· Апологетика и борьба с христологическими ересями (от др.-греч. αἵρεσις - «выбор, направление, школа, учение, секта») - сознательными отклонениями от общепринятого религиозного учения, предлагающеми иной подход к религиозному учению: арианством, не признающим божественную природу Христа, монофизитством, признающим только божественную природу Христа, несторианством, признающим божественную природу Христа лишь как результат духовного приобщения к Богу.

· Создание комментариев к Библии, необходимых для правильного понимания Священного Писания (Ветхого и Нового Заветов, других христианских текстов).

· Период патристики характеризуется своей тесной связью с трудами дневнегреческого философа Платона, отличающегося идеализмом и мистицизмом.

2) Схоластика (IX-XV) (от латинского слова schole)– средневековая «школьная философия», представители которой – схоласты (Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский) – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. В схоластике философию понимают не как свободное исследование, научный поиск, а как обучение и преподавание (как культура школы). Схоластика как разновидность философии Средневековья представлялась одновременно и как религия, и как форма любого иного типа мировоззрения. Одна формулировка Петра Дамиани много значит: "Философия есть служанка богословия".

Особенности схоластики:

  • Систематизация христианского учения и вообще всего знания: составление «Сумм» (от лат. summa — литературная форма, или литературный жанр, соединяющий в себе признаки научного трактата и энциклопедического справочника) — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу. Например, «Сумма философии», «Сумма теологий» «Сумма против язычников» (Фома Аквинский), «Сумма логики» (Уильям Оккам).
  • Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений.
  • Высокая культура цитирования.
  • Разделение философии и теологии. Подробнее см. §3.2.
  • Опора на тексты и формальную логику Аристотеля (рационалиста античности).







Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1392;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.