Особенности философии Возрождения.
Возрождение(конец XIV – XVI вв.) – этап развития европейской культуры, литературное, художественное и философское движение, зародившееся в Италии в конце XIV века и затем распространившееся по всей Европе. Возрождение связано с возобновлением достижений античной культуры. Представители: Пико делла Мирандола, Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Никколо Макиавелли, Николай Кузанский, Лоренцо Валла, Мишель Монтень, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Эразм Роттертамский, Николай Коперник, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи и др.
Особенности философии Возрождения:
1.Антропоцентризм –принцип, согласно которому человек есть центральное звено мироздания.
2.Секуляризация –освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности и художественном творчестве, антиклерикализм -движение против привилегий церкви и духовенства.
3.Пантеизм – принцип, отождествляющий Бога с природой и рассматривающий природу как воплощение божества.
4. Гуманизм –ценностный принцип и культурное движение эпохи Возрождения, характеризуемое антропоцентризмом, титанизмом (верой в безграничные возможности человека-титана), возвышением человеческой личности, признанием права человека на свободу, счастье, развитие своих способностей. Гуманист Пико делла Мирандола в своей «Речи о достоинстве человека», а также Лоренцо Валла полагают, что человек – творец себя, он может возвыситься до ангелов и пасть до животного, т.е. человек изменяет себя, в то время как животное или ангел этого делать не могут. Гуманизм стал культурным и общественным движением, аккумулировав вокруг себя самых талантливых ученых, мыслителей, переводчиков.
§ 5. Социальная философия Возрождения:повышенный интерес к проблемам общества государства.
1) Учение о «Государе».Никколо Макиавелли (1469-1527) создал одну из первых политических концепций, описывающих систему управления обществом. Он полагал, что самый сильный стимул человеческих действий – эгоистический интерес, личная заинтересованность сохранить свое имущество, собственность: «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества». Для ограничения эгоизма требуется учреждение государства. Макиавелли оправдывает любое насилие во имя государственного блага: мудрый правитель обязан «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Государь должен быть сильным, как лев, и хитрым, как лисица. «И раз государю необходимо владеть искусством подражания зверям, из всех живых существ пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев не защищён от капканов, а лиса — от волков. Следовательно, нужно быть лисой, чтобы избежать ловушек, и львом, чтобы отпугнуть волков. Те, кто выбирает одного льва, этого не понимают. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана».
2) Учение об утопии (Томас Мор «Утопия», Томмазо Кампанелла «Город Солнца»). Утопия – буквально «несуществующее место», любая благородная и впечатляющая, но невыполнимая на практике идея. В утопиях описывается идеальное государство, где царят равенство, справедливость, всеобщее благополучие. Так в «Утопии» Т. Мора отсутствует частная собственность, все граждане подвержены всеобщей трудовой повинности, произведенные продукты труда поступают на общественные склады, откуда равномерно распределяются между всеми жителями Утопии, а в «Городе Солнца» Кампанеллы жизнь граждан регламентирована до мельчайших подробностей, и все делается совместно. Утопии эпохи Возрождения явили собой первые социалистические учения, в которых проявилась надежда на справедливое, гармоничное общество.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1279;