От философии природы к философии человека: софисты, Сократ.
Развитие демократии в Древней Греции потребовало умения доказывать собственную точку зрения, убеждать других и привело к возникновению софистики – платному обучению логическим подтасовкам, хитрости в ведении публичных споров, дебатов.
Софисты (Протагор, Горгий) учили добиваться не истины, а победы, они полагали, что наше познание относительно, что существуют только мнения, а не истина: каждый человек выносит суждение на основе собственного опыта, без какой-либо возможной объективной оценки (в философии это называется философским релятивизмом, т.е. учением об относительности истины). Софисты умели доказать что угодно, используя игру на многозначность слов и подмену одного термина другим.
Например: " То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога, значит, у тебя они есть".
"Полупустое ведро - то же самое, что и полуполное. Значит, пустое ведро-то же самое, что и полное."
Как утверждал Протагор, «человек есть мера всех вещей», что само по себе – великая истина. Однако продолжением этой фразы является следующее: «...существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Это означает, по мнению софистов, что человек сам, не основываясь ни на каком объективном факте, меряет истину. Получается, что «смерть есть благо для гробовщика и зло — для умирающего»! Софисты, действительно, совершили поворот к проблеме человека, обратили внимание на человеческую активность, умение использовать разум, логику в своих интересах. Однако в качестве меры для них выступает профессия, эгоистический интерес, а вовсе не человек как высшая ценность. А потому для каждого истина будет своей, что означает невозможность универсальных общечеловеческих ценностей и неспособность договориться по какому-то вопросу. Софистика размывает все устойчивые начала бытия и истины, все нравственные абсолюты, а потому она является опасным инструментом в руках лживых политиков, чиновников, адвокатов, стремящихся достичь своих целей любыми путями, даже самыми безнравственными.
Против этого выступил Сократ (конец 5 века до н.э.) - основоположник этикикак учения о нравственности, поведении в обществе.
Он открыл идеальный мир нравственных абсолютов, которые объективны, не зависят от воли и сознания индивидуального человека: это мир вечных идей Добра, Истины, Справедливости, Блага и пр. Все пороки и зло на земле, в мире людей творятся по незнанию, неведению этих идей, а потому познание нравственных абсолютов – залог нравственности. Сократ призывал: «Познай самого себя»! Он разработал метод рождения истины изнутри самого человека – метод майевтики(метод «повивальной бабки»). В диалоге Сократа с прохожим посредством правильной постановки вопроса, столкновения противоположных мнений у человека в итоге появлялось правильное решение, правильная оценка ситуации, события. Познанию должно предшествовать методологическое сомнение: «Я знаю, что я ничего не знаю", что позволяет усомниться в объеме своих знаний и стремиться их расширить.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 3257;