Период эллинистических школ. Итоги античности.

Период эллинизма связан с разрушением городов-полисов, утратой демократии, завоеваниями Александра Македонского. Идея вечного порядка, Космоса, Логоса была утрачена. В ситуации нестабильности встала трудная задача: найти новые основания либо в самом себе (киники, стоики, эпикурейцы), либо в чем-то высшем, Едином (неоплатонизм).

Школы эллинизма:

1) Кинизм(от греч. «собака») - одна из наиболее значительных сократических философских школ. Представители: Антисфен, Диоген Синопский (V- IV век до н.э.).

Главные идеи:

· единство философии и жизни,

· протест против законно установленного общественного порядка,

· свобода как ликвидация излишних потребностей: на вопрос Александра Македонского: «Чего бы ты от меня хотел?» Диоген ответил: «Посторонись и не загораживай мне солнце!»

· отказ от культуры во имя возврата к природе.

2) Стоицизм (от греч. портик, у которого учитель проводил беседы с учениками) - философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Стоицизм — твёрдость и мужество в жизненных испытаниях.

Представители:Древняя Стоя, Афины (III в. до н.э.): Зенон из Китона. Поздняя Стоя, Рим (I-III вв. н.э.): Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет.

Главные идеи:

· фатализм: в мире все предопределено, действие судьбы (по-другому, фатума, рока) нельзя изменить. «Желающего судьба ведет, нежелающего – тащит» (Сенека);

· человек свободен и счастлив тогда, когда живет разумно, бесстрастно (апатично), когда он свободен от всякой суеты, пустых хлопот и волнений, стойко принимая превратности судьбы. «Владей своими страстями – или они овладеют тобой! (Марк Аврелий);

· одной из основных добродетелей стоиков является способность спокойно и мужественно встретить собственную смерть. Если терпения не осталось, необходимо уйти из жизни (пример Сенеки);

3) Эпикуреизм (IV – III век до н.э.) ­- философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикур основывает свою школу в 310 г. до н. э. сначала в Колофоне, а затем, в 306 г. до н. э., переносит ее в Афины. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад». Девиз индивидуалистической этики Эпикура: «Живи незаметно!».

Главные идеи:

· философия – лекарство от страданий и страхов (страх перед богами, страх смерти, страх боли);

· смерти нет, так как «когда мы есть, то смерти нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»;

· эвдемонизм: учение о стремлении к счастью. Счастье не есть сиюминутное наслаждение (как в гедонизме). Счастье – постоянное наслаждение, рождающееся от отсутствия любой боли. Это состояние – безмятежность духа, атараксия;

· мир состоит из атомов, им присуща свобода: атомы способны случайно отклоняться от заданной траектории.

4) Скептицизм (от греч. взвешивать, быть в нерешительности) - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Основатели - Пиррон (IV-III вв. до н.э.), Секст Эмпирик.

Главная идея:

· воздержание от каких бы то ни было суждений,

· пессимизм,

· отказ от догматизма.

5) Неоплатонизм (III-VI вв. н.э.) - идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Представители: Плотин, Порфирий, Прокл видоизменили учение Платона с философского на религиозно-мистическое.

Главные идеи:

· задача неоплатонизма – выведение из божественного единства (Единого как последнего основания всякого бытия) всего остального, существующего в мире, и указание пути, ведущего к исходному единству;

· создание системы иерархического мира: первично Единое (аналог Бога, только обезличенного, обладающего полнотой бытия), из Единого происходит Ум (мир многого, мир идей и форм), потом происходит мировая Душа (одушевляющее весь мир начало), из Души истекает (эманирует) видимый материальный мир (материя);

· эманация (от лат. emanare - истекать) – переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Пример: от Солнца эманирует (проистекает) солнечный лучик. При этом солнечный лучик не является самостоятельным началом бытия, творением.

· освобождение души человека от материальной обремененности лежит через достижение чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 2725;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.