Традиционное православиепредставлял Иосиф Волоцкий
(1439-1515 гг.), игумен Волоцкого (Волоколамского) монастыря. Его сторонники называли себя «иосифляне».
Иосиф Волоцкий придерживался следующих взглядов:
• выступал идеологом богоустановленности царской власти и права московских князей на абсолютное «самодержство»;
• был сторонником союза церкви и государства в лице царя - защитника православия;
• боролся за сохранение монастырского землевладения, сильной ибогатой церкви;
• был инициатором жестоких преследований еретиков;
• ратовал за проведение монастырской реформы на основе укрепления дисциплины и повиновения монахов;
• преувеличивал роль заупокойных молитв монахов в спасении души христиан, что снижало в глазах мирян ценность добродетельного поведения и труда при жизни в надежде, что их грехи будут замолены другими после смерти.
«Нестяжатели»- сторонники Нила Сорского(1433-1508 гг.), старца из Заволжского скита на реке Сорке; его ученик и последователь - Вассиан (Патрикеев Василий Иванович) (? - до 1545 г.) - вел полемику с Иосифом Волоцким, осуждая церковное землевладение.
Основные положения учения Нила Сорского и «нестяжателей»:
• проповедь восстановления идеала общинной жизни и равенства монахов в монастырях;
• осуждение церковного землевладения и призыв к церкви отказаться от богатства - «нестяжательству»;
• обязательность для монахов жить за счет собственного труда;
• независимость церкви от светской власти, государства, отстранение от него;
• признание возможности критики и толкования святого писания; дело духовное есть дело личной совести каждого;
• проповедь исихазма (греч. - отрешенность, внутреннее спокойствие) и ухода из мира, аскетизма и личного самоусовершенствования во имя спасения души.
Идеи Нила Сорского были близки постулатам западноевропейской реформаторской церкви «молись и работай», заложившие основы «духа» капитализма.
Рационально-критическое направлениенашло проявление в ересях (XIV-XVI вв.) - «стригольников», «жидовствующих», в московско-новгородской ереси. Еретики критиковали церковь по вопросам догматики, не признавали догмата троичности Бога (антитринитарии), как противоречащего тезису о единобожии, отвергали церковную иерархию, выступали за «дешевую» церковь, за право мирян самим проповедовать; более умеренные добивались права на некоторое свободомыслие в литературе и науке и так далее.
Еретические движения были подавлены, однако они разрушали традиционные стереотипы мышления, внося в него элементы секуляризации (от лат. saecularis - мирской, светский) и просвещения; пробуждали интерес к знанию, подрывали церковную ортодоксию.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 759;