Обоснование роли Московского государства и сущности цар­ской власти нашло отражение в следующих идеях.

• В утверждении и распространении идеи «Москва - Третий Рим»,изложенной игуменом псковского Елизарова монастыря Филофеем в письме к великому князю Василию III (нач. XVI в.). Ее суть за­ключалась в обосновании исторического значения столицы Рус-ского государства - Москвы - как всемирного политического и церковного центра, хранителя православия, особенно после Фло­рентийской унии 1439 г. Рим и Византия пали, так как не смогли сохранить вчистоте христианские идеи. Москва же провозглаша­лась третьим Римом, а московские цари - преемниками римских и византийских императоров, защитниками и опорой православия.

• В программе Ивана Пересветова(перв. пол. XVI в.) - о создании дворянской самодержавной монархии, изложенной в его публици­стических сочинениях (сильная царская власть, опора царя в лице дворянства, возвышение людей не по знатности рода, а по заслу­гам).

• В программе князя Андрея Курбскогообосновывавшего необхо­димость утвердить на Руси сословно-представительную монархию и ограничить власть царя.

В результате противоборства мнений победила точка зрения «ио­сифлян»: церковь вступила в союз с государством и оказалась зависи­мой от царской власти; в политическом устройстве утвердилась само­державная монархия, что оказало непосредственное влияние на куль­туру России. В течение двух столетий сложилось самобытное единое общественно-политическое и культурное пространство. Московская Русьпостепенно превратилась в "Святую Русь".

11.6. ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, ИСКУССТВО В IX-XVI ВВ.

Распространение письменности, просвещение, образование и знания на Руси

Распространение письменности на Руси связывают с принятием христианства. Заслуга создания славянской азбуки принадлежит про­светителям славянских народов, Кириллу и Мефодию. Вначале созда­ется глаголица, затем - кириллица, получившая свое название по имени одного из братьев.

Славянские языки в X в. были достаточно близки между собой и поэтому язык болгарских книг (старославянский или староболгарский), давший начало различным вариантам ("изводам") церковнославянского языка оказался вполне понятен древним русичам. После принятия хри­стианства на Руси стала складываться так называемая письменная, "книжная культура".

Постепенно сформировался древнерусский язык. Считается, что он был представлен в двух вариантах: старославянский, на котором бы­ли написаны все книги, связанные с христианской тематикой, и древ­нерусский литературный язык, обслуживавший различные сферы куль-турной, общественной и деловой жизни. Это язык "Русской Правды", "Слова о полку Игореве", летописей и т.д.

Появление письменности создало предпосылки для развития обра­зования на Руси. Начало школьному образованию на Руси положил князь Владимир. Сразу же после введения христианства он приказал отдавать "на книжное учение" детей "лучших людей", т.е. местной ари­стократии. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей ста­рост и духовных лиц. Имелись школы и высшего типа. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. "Книжными мужами" (так летопись называет широко образованных и начитанных людей) были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл и др. В княжеских семьях встречались и образован­ные женщины. Культурные потребности страны требовали значитель­ного количества грамотных людей для переписки книг, так называемых "книжных списателей".

Появляются библиотеки. Первая известная библиотека Древней Руси основана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым в Софийском собо­ре в Киеве.

Распространение литературы на Руси связано с развитием книжно­го дела. До XV в. книги были рукописными. Материалом для их напи­сания служил пергамен (пергамент) из кожи телят или ягнят. Для дело­вой, хозяйственной или бытовой переписки использовали бересту - ко­ру березы (т.н. берестяные грамоты).

Наиболее древними из сохранившихся на Руси книг являются "Остромирово Евангелие" (1057 г.), написанное для посадника Остро-мира, и два "Изборника". Один из них (1073 г.) был переписан с бол­гарского оригинала по заказу князя Святослава и включал более 380 статей (выписки из библейских книг, сочинений византийских бого­словов и проповедников и т.п.), принадлежавшие двадцати авторам; в основу другого (1076 г.) был положен аналогичный принцип.

Просвещение и грамотность в Московской Руси

В эпоху средневековья распространение грамотности и знаний шло разными путями в княжеских дворцах, монастырях, торговых го­родах и в деревне.

В бесписьменной деревне знания о природе, человеке, устройстве мира, родной истории передавались молодому поколению из уст в уста в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, сказок, эпической поэзии, обрядов и т.п. Просвещение в городах основывалось на книгах и, следовательно, грамотности населения.

ники о свойствах реальных и легендарных животных, камней и деревь­ев).

В Киеве в XI в. переводятся такие повести, как "Александрия", "Девгениево деяние", "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, "Повесть об Акире Премудром", "Повесть о Варлааме и Иоасафе" и т.п.

Со втор. пол. XVI в. на Руси переводческая деятельность активи­зируется. Популярны болгарские и сербские жития, сборники Пролог, Четьи - Минеи, "Измарагд", переводы греческих хроник.

Начиная с XI в. на Руси начинает складываться собственная ли­тература, основанная на богатых национальных традициях устного на­родного творчества. Книги создавались и переписывались в основном монахами в монастырях. Из известных имен создателей литературных трудов можно назвать Нестора-летописца, Кирилла Туровского (ум. до 1182 г.), Климента Смолятича (ум. после 1164). Среди ранних ли­тературных произведений наиболее значительным является «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.

Древнерусская литература сразу же стала складываться как мно­гожанровая. Среди наиболее распространенных жанров можно на­звать: летопись, жития (агиографию), повесть, сказания, слово. Наиболее известные сочинения XI-XIII вв.: "Повесть временных лет", "Киево-Печерский патерик", «Сказание о Борисе и Глебе» "Поучение Владимира Мономаха", "Житие и хождение Даниила, русской земли игумена", "Моление Даниила Заточника", "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели земли русской", "Повесть о разорении Рязани Баты­ем".

Литература органично восприняла мифопоэтические традиции устного народного творчества. Приведем небольшой отрывок из «Сло­ва о погибели земли русской»:

"О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская!

Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местно-чтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубра­вами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчис­ленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами мно­гими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о, правоверная вера христиан­ская!"

Эти строки, проникнуты глубоки любовью к своей земле. Они составляют начало древнего литературного памятника «Слово о погибели Русской земли". К сожалению, сохранился только отрывок, который был обнаружен в составе другого произведения - «Повести о житии Александра Невского». Время написания «Слова» -1237-нач. 1246 г

В XIV-XVI вв. русская литературная традиция получила дальней­шее развитие. Наиболее ярким откликом на Куликовскую битву (1380г.) были "Сказание о Мамаевом побоище" и "Задонщина" Сафония Ря­занского. В начале XV в. возродилась традиция общерусского летопи­сания, отражающая не только местные, но и общенациональные идеи единства Руси. Продолжали создаваться жития святых, получили рас­пространение хождения, бытовая повесть и другие жанры.

Среди наиболее известных произведений «Сказание о князьях владимирских", в котором обосновывается происхождение власти мо­сковских государей от римского императора Августа и византийского Константина; переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским; "Вели­кие четьи-минеи" (Великие Месячные Чтения), "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Ермолая Еразма, "Хожение за три моря" Афанасия Никитина, "Домострой" Сильвестра. Важную роль в соз­дании "Великих Четьи - Миней", Лицевого летописного свода, "Сте­пенной книги" во второй пол. XVI в. сыграл митрополит Макарий.

Древнерусской литературе был свойствен монументальный ис­торизм: в центре произведения были, как правило, важные политиче­ские, общественные или духовные проблемы, героями - исторические личности, обладавшие типическими чертами; авторами поднимались важные общественно-политические и нравственные вопросы, произ­ведения были проникнуты патриотическим пафосом.

Как и западноевропейской, древнерусской средневековой литера­туре был свойственен дидактизм и морализаторство. Авторство, как правило, было анонимно, авторами чаще всего были представители ду­ховенства, сочинения писались в монастырях.

Устное народное творчество

Развитие литературы на Руси опиралось на богатые традиции уст­ного народного творчества. Они складывались веками и отражали раз­личные периоды жизни народа. В них выражались представления о жизни, добре и зле, героическая история страны, бытовые сюжеты. Русская речь была насыщена яркими, образными выражениями, по ка­ждому поводу народная мудрость предлагала суждение, пример или повествование, передающее исторический опыт, этническую память и систему ценностей народа. Фольклор был представлен различными жанрами и видами.

Обрядовый фольклор уходил своими корнями в древность, язы­ческие мифы, был связан с народным аграрным календарем и ритуала­ми жизненного цикла: сменой времен года, свадьбой, рождением детей, похоронами и т.д.

Огромный пласт народного творчества составлял необрядовый фольклор. Он включал в себя: • загадки,

пословицы, поговорки, присловья, приметы;

заговоры,

песни, (особенно исторические песни);

эпические, героические сказания (былины или старины);

сказки;

былички и т.д.

Былины- чрезвычайно важный жанр народного творчества. Наи­более известны былины киевского и новгородскогоциклов. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красное Солнышко, богатырями, начали складываться в X - XI вв. Героический эпос как бы заменяет собой мифический. В бы­линах отразились нравственные идеалы народа. Основные герои былин - богатыри, защитники земли Русской, защитники народа (Илья Му­ромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.)-В былинах осо­бым уважением пользуется земледелец и его труд (Микула Селянино-вич, Илья Муромец - крестьянский сын). Особый пласт представляют былины Новгородского цикла ("Садко", "ВасилийБуслаев") - XIV-XV вв.

Ранние записи былин относятся к XVII - XVIII вв. В XVIII в. на Урале по приказу Демидовых Киршей Даниловым были записаны 28 былин, которые вошли в сборник, выпущенный в 1804 г. В середине XIX в. былины систематически начали записывать исследователи П.Н. Рыбников (1831 - 1885 гг.), А.Ф. Гильфердинг (1831 - 1872 гг.) и другие ученые, благодаря которым сохранились многие образцы мифопоэти-ческого творчества наших предков.

Сюжеты былин и сказок очень ярко представлены в творчестве русских художников.Особый интерес к созданию иллюстраций к произведениям устного народного творчества проявился в конце XIX-нач. XX вв. (И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, М.А. Вру­бель и др.)

Устное народное творчество тесно связано с праздничной, сме-ховой культурой, которая проявилась в гуляньях, забавах, играх, хо­роводах и в таком явлении народной культуры как скоморохи - стран­ствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, остросло­вы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Ско­морохи были известны с XI в., но особую популярность получили в XV-XVII вв. Они подвергались гонениям со стороны православной церкви.

Архитектура

Градостроительство и зодчество на Руси имеет длительную исто­рию. Истоки строительной деятельности восточных славян прослежи­ваются примерно с V-VI вв. Найденные поселения этого периода были неукрепленными. Начиная, по-видимому, с VII-VIII вв. стали строить и укрепленные поселения.

По древнерусской традиции всякие укрепленные поселения назы­вались городами(от слав, "огорожа", "город", "огород" - ограждение, укрепление), а их остатки, т.е. места, где прежде располагались такие поселения, получили название городищ.

Славянские города, как и поселения древних германцев, представ­ляли собой большие огороженные села-крепости, имевшие скорее военное значение, чем промышленное илиторговое. Они имели кру­говую, центрическую планировку, носившую не только функциональ­ную (защищенность), но и символическую значимость, связанную с ве­рованиями славян.

На основании археологических раскопок можно судить о типе жи­лищ у восточных славян. Выделяются два типа построек. В южной части все жилища строили из дерева (столбовой или срубной конст­рукции). Стены их снаружи были присыпаны землей, пол углублен ни­же поверхности земли, отчего их называют полуземлянками, хотя сте­ны практически целиком возвышаются над землей. В северной части все жилища были наземными. Стены их были рубленными, двухскат­ная кровля, деревянный пол. Печи складывали из камней.

В течение VIII-XII вв. шел процесс эволюции восточнославянских жилищ. Наземные жилища широко распространились к югу, постепен­но вытесняя и заменяя собой полуземлянки. Печь стали ставить в пра­вом переднем от входа углу. Жилища знати и богатых людей (хоромы, терема) строились в два этажа, украшались башенками, галереями, рез­ными украшениями.

Со временем, для обозначения традиционного крестьянского жи­лища утвердилось слово «изба».Сложился целый комплекс сакраль­ных и хозяйственных требований, которые предъявлялись к строитель­ству, внутреннему убранству, распределению жилых зон в избе, утвари и т.д. Многие традиционные устои деревенской жизни сохранили свое значение до конца XIX в. По ним можно представить себе как обуст­раивали свою жизнь наши предки.

Оборонительные сооружениявосточных славян представляли со­бой деревянные стены, стоящие на земляных валах, перед которыми были выкопаны рвы. При сооружении оборонительных систем широко использовались естественные защитные рубежи - склоны, овраги, бере­га рек и т.п. Начиная сX в. появляются укрепления, площадка которых была окружена по всему периметру земляным валом со срубными сте­нами. Единичными примерами возведения оборонительных стен из камня были Ладога и Изборск (IX-X вв.)

Восточные славяне были хорошими плотниками и возводили свои постройки из дерева. Каменное строительство началось в конце X в. ибыло связано с принятием Русью христианства и началом храмового строительства.

Храм был в средние века одним из ведущих видов искусства, объ­единяющим и синтезирующим все стороны церковной жизни: живое учительское слово пастыря, монументальную и станковую живопись (мозаику-фреску и икону), прикладное искусство, музыку - церковное пение, искусство создания, оформления и хранения книги. Храм являл­ся в средневековом городе или селе средоточием общественной, поли­тической, культурной и духовной жизни. Поэтому при рассмотрении вопросов архитектуры храму отводится ведущее место. Сооружение каменных церквей - монументальных архитектурных сооружений -было связано со знаменательными историческими событиями в жизни государства, народа. Вот почему храмы являются настоящей каменной летописью истории нашей страны, народа.

Древнерусская архитектура IX - XIII вв.

Первая каменная церковь, посвященная Богородице, была по­строена в Киеве в 990-996 гг. константинопольскими мастерами и на­зывалась Десятинной.По преданию, она имела двадцать пять глав, была украшена фресками, мозаикой, мрамором. Стены были сложены из плоского византийского кирпича "плинфы", который скреплялся це-мянкой - известковым раствором розового цвета (благодаря добавле­нию в него толченой керамики), что, в сочетании с красным кирпичом, придавало храмам особую красоту. Подобная техника получила широ­кое распространение. Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева войсками Батыя в 1240 г.

Русское храмовое каменное зодчество было заимствовано из Ви­зантии. За образец был взят крестово-купольный тип храма(строи­тельный канон и символика). Однако архитектурные памятники Киев­ской Руси существенно отличаются от византийских.

Древнерусское каменное зодчество уже со второй пол. XI в. начало вырабатывать собственные традиции, получило свой путь развития.В качестве отличительных особенностей можно отметить: многоне-фность,галереи, угловые башни, многоглавые и общую пирамидаль­ную композицию.Наряду с каменными, широкое распространение по­лучили и деревянные храмы.

Храмовое строительство является важным ориентиром в развитии и совершенствовании отечественной архитектуры. До XIIв. в ней гос­подствовал стиль, названный Д.С. Лихачевым монументальным ис­торизмом.В период феодальной раздробленности получает распро­странение так называемый придворно-княжеский жанр(стиль), пред­ставленный более камерными храмами, увенчанными одной главой.

Храмовое строительство становится предметом соревнования различ­ных княжеств, одним из проявления их могущества. Постепенно сло­жились самостоятельные архитектурные школы: новгородская, вла-димиро-суздальская, черниговская и т.д.

Наиболее значительная постройка раннего средневековья - Софий­ский собор в Киеве, заложенный в 1037 г. Ярославом Мудрым.

Особенностями новгородской архитектурной школы являются более строгий и суровый облик храмов и широкое применение местной известняковой плиты в сочетании с плинфой. В Новгороде также воз­водят Софийский собор(1045-50 гг). Строительная артель состояла из константинопольских мастеров и местных зодчих. Были построены Николо-Дворищенский собор (1113 г.) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.), видимые с любой точки города, благодаря гро­мадным размерам.

Постепенно на смену торжественному, монументальному стилю архитектуры в XI - нач. XII вв. приходит камерный, приближенный к повседневной жизни, т.к. заказчиками храмов часто выступают уже не князья, а бояре, торговые и посадские люди. Храмы становятся более компактными (как правило, одноглавые), не теряя при этом монумен­тальности и величественности. В последние тридцать лет XIIвв. в Нов­городе было построено не менее 17 каменных храмов (церкови Рожде­ства на Перыни (Перынская), которая была построена на месте древне­го святилища бога Перуна (перв. пол. XIII в.),Спаса Преображенья на Нередице (Спаса-Нередицы), 1198 и др.). Почти все новгородские храмы расписывались фресками.

Во второй пол. XII- нач. XIIIв. происходит расцвет зодчества вла-димиро-суздальской земли. При Андрее Боголюбском создаются -центральный собор Владимира - Успенский(1158-60 гг.), княжеская резиденция в Боголюбово, Золотые ворота во Владимире и церковь Покрова на реке Нерль(1166 г.) - шедевр русской и мировой архи­тектуры. Затем Дмитриевский соборво Владимире (1194-1197 гг.), богато украшенный декоративными деталями и белокаменной резьбой, и Георгиевский собор вЮрьеве-Польском (1234 г.), покрытый сплошным ковром рельефов, в сюжетах которых сочетаются христиан­ская символика и сказочное узорочье фольклорных мотивов.

Архитектура Руси XIV - XVI вв.

Монгольское вторжение надолго приостановило каменное строи­тельство на Руси. С конца XIII в.оно сосредотачивается в двух основ­ных районах: на Северо-западе (Новгород и Псков) и во Владимирской земле (Москва и Тверь), затем распространяется и на другие города.

Первая каменная церковь на Руси после монгольского вторжения была построена в Новгороде в кон. XIIIв. (Николы на Липне, 1292). Она стала толчком для развития нового стиля в зодчестве Новгорода, основанного на местных традициях и вкусах. Вместо плинфы стали применять местный волховский плитняк, который в сочетании с валу­нами и кирпичом придавал своеобразие новгородским постройкам. Уже в сер. XIV в. это привело к созданию храмов, отмеченных зрело­стью форм, классической ясностью своих пропорций. Среди сохра­нившихся храмов: церкви Федора Стратилата на Ручью (1361 г.), Спа-са-Преображенья на Ильине улице(1374 Г.), Петра и Павла в Кожев­никах (1406). Сложившийся тип новгородского храма применялся в те­чение столетия, вплоть до 1478 г., когда Новгородская республика была подчинена Москве, утратив и своеобразие архитектурной школы. В XIVв. самостоятельной ветвью новгородской архитектуры стало псковское зодчество.

По мере возвышения Москвы и складывания единого государства возрастает значение московской архитектурной школы, традиции кото­рой получают широкое распространение. Складывается общенацио­нальный стиль. Каменное гражданское и храмовое строительство ве­дется, начиная с конца XV в. повсеместно.

Важным этапом развития московской архитектуры стало правле­ние Ивана III.При нем перестраивается и окончательно формируется ансамбль Московского Кремля.Его создание - плод совместной дея­тельности русских и итальянских мастеров. Архитектор Аристотель Фиоровантизаново строит Успенский собор(1475-79 гг.) - централь­ный храм метрополии, куда была перенесена из Владимира главная святыня Руси - икона Владимирской Богоматери.

Псковские мастера возводят церковь Ризположения (1484-86 гг.) и Благовещенский собор(1484-89 гг.) - домовую церковь великокняже­ского двора, который был расписан фресками бригадой мастеров под руководством Феофана Грека.Псковские зодчие строят в Троице-Сергиевом монастыре Духовскую церковь (1476-78 гг.).

Третий собор в ансамбле Кремля - Архангельский(усыпальница московских великих князей), построен Алевизом Новым (1505-08 гг.).

Поэт Осип Мандельштам писал об этих прекрасных сооружениях: И пятиглавые московские соборы С их итальянскою и русскою душой Напоминают мне - явление Авроры, Но с русским именем и в шубке меховой.

Обновляются стены и башни Кремля (1485-1516 гг.), руководители работ - мастера итальянцы Антонио Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари. Самой высокой точкой Кремля стала церковь-колокольня Иоанна Лествичника(Ивана Великого), (арх. Бон Фря­зин, 1508 г.), около которой в 1532-43 гг. была выстроена звонница.

Одновременно в Кремле ведется гражданское строительство. Де­ревянные здания заменяют каменными. Создаются Казенный двор (арх. Марко Руффо (Фрязин), 1485 г.), Грановитая палата (Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари, 1491 г.). Традиции московского каменного строительства легли в основу формирования общенацио­нального архитектурного стиля.

Начавшийся расцвет монументального зодчества в Московском государстве получил блистательное развитие в XVIв. Каменно-кирпичные сооружения возводят теперь не только в Москве, крупных имелких городах страны, но и в монастырях, княжеских и боярских вот­чинах. За столетие было построено больше, чем за все предшествую­щие века русской истории. Многообразие технических приемов, вари­анты конструктивных решений и применяемого материала говорят о наличии большого количества опытных и совершенно различных по манере мастеров.

Архитектура XVIв. отличается большим разнообразием. Возводят несколько типов храмовых сооружений.

Получили распространение большие пятиглавые соборы, повто­ряющие общую схему Успенского в Москве (Софийский собор в Воло- * где, 1568-70). Начинается строительство шатровых храмов,вопло­тивших в себе идею храма-монумента - церкви Вознесенья в селе Ко­ломенском(1553-54), Иоанна Предтечи в селе Дьякове (1553-54).

В поиске новых художественных образов в архитектуре были предприняты попытки перенесения форм народного деревянного зод­чества в монументальное строительство и желание воплотить в камне идеи московской государственности. Наиболее убедительно это про­явилось в созданном зодчими Бармой и Постником в 1554-60 гг. на Красной площади в Москве собора Покрова на Рвув честь взятия Ка­зани - Покровского собора (получившего в народе название храма Ва­силия Блаженного,по имени юродивого, которому был посвящен один из приделов собора). На одном основании (подклете) вокруг цен­трального Покровского придела, архитекторы возводят восемь равно­великих церквей-башен, каждая из которых отличается неповторимым своеобразием декора.

В нач. 80-х гг. XVIв. создается "Приказ каменных дел", взявший на себя руководство государственными строительными работами.

Изобразительное искусство

Живописное искусство получило распространение на Руси с при­нятием христианства. Сюжеты живописных произведений были связа-ны с религиозной тематикой, и как в любом средневековом искусстве, форма и содержание произведений строго следовали канону. Основ­ными видами живописных произведенийбыли: мозаика, фреска, иконопись, миниатюра. Широко использовалась для украшения хра­мов монументальная живопись - мозаика и фреска. Древнерусская иконопись завоевала мировое признание. Первые иконы на Руси созда­вались греческими мастерами и писались в соответствии с византий­ским каноном. Однако в XI в. с греками уже работали местные масте­ра, рождались иконописные русские школы: новгородская, псковская, владимиро-суздальская, тверская, московская и т.д. Своеобразие рус­ских икон проявилось в несколько иной трактовке образов, понимании цвета, отражении реальных исторических событий, создании пантеона русских национальных святых.

Среди многочисленных русских икон особый интерес представля­ет иконография Христа и Богоматери, святителя Николая, Святого Ге­оргия, Святого Дмитрия Солунского, Святых Бориса и Глеба, житий­ные иконы.

Из ранних произведений иконописного искусстваможно отме­тить: мозаику в Святой Софии Киевской (Богоматерь Оранта «Неру­шимая стена»); икону XII в. "Богоматерь Владимирская", по преданию написанную с натуры евангелистом Лукой и из Византии попавшую в Киев, затем во Владимир и в Москву; "Богоматерь Великая Панагия" ("Панагия" по-гречески - "Всесвятая") - (Ярославская Оранта), XII в.; "Богоматерь Знамение", Новгород, XII в.; "Святой Георгий" из Георги­евского собора Юрьева монастыря в Новгороде, изображение Арханге­ла Гавриила - "Ангел Златые Власы", "Устюжское Благовещение" - XII в.

Живопись XIV-XVI вв.

В XIV-XVI вв. окончательно формируется русский национальный стиль в изобразительном искусстве, сложились иконописные школы, среди которых можно выделить новгородскую и московскую иконо­писные школы.

Новгородские живописцы достигли большого совершенства и ху­дожественной выразительности. Ряд икон сохранилось до наших дней. Это: «Николай Чудотворец» («Никола Липный») написанный в 1294 г. мастером Алексеем Петровым (первое произведение русской станко­вой живописи, имеющее подпись художника) для церкви Николы на Липне; «Битва суздальцев с новгородцами» (втор. пол.ХУ в.), "Святой Георгий" (конец XV в.) и другие.

Наивысший расцвет изобразительного искусства XIV-XV вв. наи­более ярко проявился в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.

Феофан Грек(30-е гг. XIV - после 1405 г.) - приехал из Византии на Русь в 70-е гг. XIV в. В 1378 г. он расписал фресками церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде Великом, его влияние сказывается на ра­ботах других новгородских мастеров. В нач. XV в. под его руково­дством проходили основные художественные работы в Москве: роспи­си церкви Успенья Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Наиболее достоверная работа Фео­фана Грека - ряд икон деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля ("Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел).

Андрей Рублев(ок. 1360 г.- ок.1430 г.). Достоверных сведений о его жизни и творчестве немного. Сохранились его фрески в Успенском соборе Владимира (Страшный суд), несколько икон так называемого "Звенигородского чина" ("Архангел Михаил", воплощающий идеаль­ную красоту юности, "Апостол Павел", образ высокой духовной силы и "Спас", который не мстит и не карает, он скорбен и светел; именно та­ким был близок русским людям человеческий образ Христа-учителя).

Самое совершенное произведение Рублева - икона "Троица",происходящая из Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. В постановлениях Стоглавого собора 1551 г. от иконописцев потребовали писать, как писал Андрей Рублев.

Дионисий(30 гг. XV в. - ок. 1508 г.) - мастер рублевского направ­ления. До нас дошли его фресковые росписи в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502 г.) и ряд икон.

Постепенно в искусстве развиваются тематическое разнообразие, интерес к сюжетам мировой и русской истории.Появляется потреб­ность в отражении средствами искусства официальных политических идей (икона "Церковь - воинствующая" - XVI вв., правильное название которой «Благословенно воинство царя небесного», посвященная побе­де Ивана Грозного над Казанью и триумфу Москвы). Историзм прояв­ляется в росписях Золотой палаты Кремлевского дворца (1547-52 гг.), в Лицевом летописном своде, насчитывающем 16 тыс. миниатюр, в портретных фигурах русских князей в Золотой и Грановитой палатах.

Русская средневековая культура в XV-XVI вв. достигла своего расцвета.

11.7. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ

И РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Этнические и национальные корни русской культуры

как основа национального характера

В период средневековья сложилась, в основном, русская культура и ценностные ориентиры национального самосознания. Эта культура основывалась на этнической общности народа и этническом само­сознании,которое включает в себя ощущение своего единства и ис­торической судьбы, самоназвание, особенности культуры (орудия труда, жилище, одежда, пища, язык, народное искусство) и психи­ческого склада (принцип «мы-они»).

Этническая (народная) культуравозникает вместе с этносами и основана на традициях предков. Возникая, как культура устная, с рас­пространением грамотности она постепенно облекается в письменные формы. Этнической культуре свойственны консерватизм, преемствен­ность, ориентация на сохранение «корней». Некоторые ее черты явля­ются символами самобытности народа и патриотической привязанно­сти.

В процессе развития общества, перехода от средневековья к Ново­му времени формируется национальная культура,как следствие пре­вращения народа или этнической общности в нацию. Как известно, на­ция - форма этносоциальной общности людей, которая формируется в эпоху зарождения и развития товаро-денежных отношений. Однако этот процесс достаточно длительный.

Национальная культуравключает:

этническую - народную(одного или нескольких этносов) культу­ру как наиболее древний пласт культуры,

• и культуру, основанную на письменности, образовании, развитии искусства и литературы, науке и философии, социально - полити­ческом и технологическом развитии общества.

Достижения национальной культуры - творчество наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудирован­ных людей. Центром национальной культуры является не деревня, а город- театры, музеи, библиотеки, учебные заведения; заводы и фаб­рики, и т.п.

Этническая культура - базис национальной, источник народного языка, музыки, эпоса, мифологии. От древности и богатства этнической культуры зависит во многом своеобразие и неповторимость любой на­циональной культуры.

Между этнической и национальной культурами сложные отноше­ния, иногда очень противоречивые.

В период средневековья между русской этнической культурой и формирующейся национальной культурой не было острых противоре­чий. Культура «верхов» и «низов» общества имели много точек сопри­косновения, была достаточно гармоничной. Начиная с реформ Петра I, этническая и национальная культуры в России в отдельные периоды доходили почти до разрыва и антагонизма. Культура «низов» - кресть­янская, «простонародная», мужицкая и образованных слоев «высокая», «аристократичная».

Две противоположные культурно-исторические тенденции - За­падная и Восточная - весьма существенно повлияли на формирование русского национального характера, национальной культуры.

Обратимся к суждениям русских мыслителей по этому вопросу. Под национальным характером Н.А. Бердяевпонимал устойчивые качества, присущие представителям данной нации и возникающие под влиянием природных и исторических факторов, проявляющих­ся не только в нравах, поведении, образе жизни, культуре, но и судьбе нации, государства. Бердяев писал: «В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уло­вить волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлев­шие страницы».

Отмечаются проявления разнонаправленных тенденций: крепост­ное право и самодержавие превратило русского крестьянина в раба. Однако наиболее активная и динамичная часть крестьянства стреми­лась найти достойный выход из этого положения: формирование каза­чества, освоение Сибири и т.п.

Н.О. Ключевский выделяет внешние и внутренние факторы, повлиявшие на русский национальный характер - монголы и природа. Сложные природные условия хозяйственной деятельности сформиро­вали у русского крестьянина привычку работать споро, лихорадочно, в короткие сроки, решая все свои хозяйственные проблемы, «а потом от­дыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс, но и нигде в Европе, кажется, не найдется такой непривычки к ровному, умеренному и раз­меренному постоянному труду, как в той же Великороссии". Отсюда и надежда на русский «авось».

В работе "Характер русского народа", написанной в эмиграции в середине XX в., русский философ Н.О. Лосскийотмечает такие фун­даментальные качества русского человека, как свободолюбие, могучую силу воли, доброту и талантливость. "К числу первичных, основ­ных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его, -пишет Н.О. Лосский, - она поддерживается и углубляется исканием аб­солютного добра и связанной с нею религиозностью народа". Указыва­ет он и на внутреннюю противоречивость в проявлении нравственных качеств русских. Свобода для русского человека - это воля, вольная-воля.

В духе русской культуры широта и крайность в выражении эмо­ционального состояния. А.К. Толстой, автор романа «Князь Сереб­ряный»,один из соавторов «сочинений Козьмы Пруткова» прекрасно выразил эту особенность национального характера:

Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой!

Важными ориентирами национального самосознания и националь­ной культуры являются общезначимые символы. Для русской нацио­нальной культуры такими символическими образами являются храм и икона. К ним можно добавить сарафан, самовар, березы и т.п.

Национальные ценности и национальный характер

Древняя Русь сформировала свои критерии добра и зла,эти доб­родетели совместились и с их христианским пониманием. В религиоз­ных и светских литературных произведениях описывались поведенче­ские образцы, которые были нравственными ориентирами для людей. Приведем в качестве примера описание рязанских князей, погибших в битве с монголами, приведенном в "Повести о разорении Рязани Батыем»:

«Были они родом христолюбивы, братолюбивы, лицом прекрасны, очами светлы, взором грозны, сверх меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, до государ-ских потех охочи, ратному делу искусны, и перед братией своей и перед послами величавы Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали, чистоту ду­шевную и телесную соблюдали... Ас погаными половцами часто бились за святые церкви и православную веру А отчину свою от врагов безленостно обере­гали».

Ценностные ориентиры культуры зависят в значительной степени от исторической судьбы народа.

Попробуем выделить некоторые традиционные установки русской культуры, отмечаемые исследователями, которые начали формировать­ся в средневековье и получили свое развитие в последующие историче­ские периоды. Среди них:

• коллективизм;

• бескорыстие, духовность, непрактичность;

• экстремизм, гиперболизм;

• фетишизация государственной власти, убеждение в зависимости всей жизни граждан от нее;

• русский патриотизм.

К ним можно добавить:

• святость, духовность, благочестие;

• православность;

• мессианство;

• великодержавность, имперскость.

Эти черты этнического (национального) характера формировались и в разные исторические эпохи под влиянием объективных и субъек­тивных условий, однако они проявляются в разной степени и сегодня. И это говорит об их устойчивости.

С точки зрения многих современных исследователей, русскому менталитету присущи:

• стремление к коллективизму, взаимопомощи, к опоре на общину, к милосердию, общественные интересы выше личных;

• стремление к социальной справедливости и равенству, высшая ценность - равенство людей, а не индивидуальная свобода;

• традиция подчинения человека государству, патерналистская тра­диция ждать от государства гарантий обеспечения благоденствия и . порядка;

• склонность к аскетизму, ограничению материальных потребно­стей, православные христианские традиции;

• противоречия между долгим терпением, послушанием и кратко­временными приступами бурного протеста, бунта, анархии, жесто­кости, насилия, противоречия между деспотизмом, подчинением жестокой власти и порядку и стихийностью, непредсказуемостью поведения, между трудолюбием и небрежностью, неорганизован­ностью в работе;

• вера в великую миссию русского народа, поиск абсолютного доб­ра, справедливости и смысла жизни, свободолюбие и правдолю­бие;

• борьба в русской душе восточного и западного начала;

• иррациональность, эмоциональность, интуитивность, непредска­зуемость поведения, непрактичность, направленность на будущее;

• созерцательность, мечтательность, идеализм мышления, склон­ность к идеалистическим и тоталитарным учениям;

• выносливость, мужество, стойкость, живучесть.

Безусловно, в разные периоды нашей истории формировались и другие ценностные ориентиры общества и личности. Многие качест­венные характеристики русского национального характера проявляют­ся и сегодня. В то же время формируются и другие достаточно устой-чивые черты: практицизм, упорство, тяга к знаниям, инициативность, предприимчивость.

В поэме «Скифы» великий русский поэт «серебряного века» А.Блок дал краткую поэтичную характеристику русского народа:

«Мылюбим все—и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно все—и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений...»

30января 1918г. 11.8. РУССКАЯ КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII В.)

Русская культура XVIIв. занимает особое место в истории средне­вековья. Это был век противоборства традиционной культуры,"рус­ского благочестия", культуры "Святой Руси" и новаторства,светского начала, "обмирщения" русской культуры. Значительное влияние на культурно-исторические процессы в стране оказали бурные события столетия: смута, реформы Никона, которые привели к расколу в Рус­ской православной церкви и в обществе, усилению контактов с евро­пейскими странами, нарастанию западноевропейских и южнорусских влияний. XVII в.- это время кризиса средневековой культуры и за­рождения новой культуры России. Сложные, противоречивые про­цессы в культурном развитии России в XVII в. создали условия, подго­товили почву для реформ Петра I.

Среди характерных черт русской культуры XVII в.можно вы­делить:

• противостояние сторонников традиционной культуры, основанной на христианском мировосприятии, единой культуре-вере, охваты­вающей все стороны жизни человека, и нового направления, осно­ванного на динамизме, отрицании старой обиходной культуры, разделении духовного и светского начал в культуре, интересе к за­падноевропейской культуре и знаниям;

• расширение кругозора людей, повышение интереса к научному знанию, иностранной культуре, образованию;

• расширение элементов светской культуры (частных школ, театра, библиотек, публицистики и т.п.);

• начало обмирщения или секуляризации культуры.

Просвещение и образование

В XVIIв. распространение образования, грамотности и просвеще­ния было стимулировано развитием городской жизни, оживлением тор-гово-промышленной деятельности, появлением первых мануфактур, расширением и усложнением системы государственного аппарата, рос­том связей с зарубежными странами, церковными реформами. Увели­чилось количество грамотных людей.

Получили распространение различные учебные пособия. В основ­ном это были книги религиозного содержания (Псалтыри, Часословы). Но появились и светские издания: буквари, азбуковники- словари иностранных слов, различные справочники-пособия, «считание удоб­ное» - таблица умножения.Во втор. пол. XVII в. было выпущено око­ло 300 тыс. букварей В. Бурцева.В 1648 г. вышла "Грамматика" Мелетия Смотрицкого.

Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо в церковных школах. Однако все более насущной становилась потребность организованного обучения. В Москве появились средние школы, в том числе, частные, где изучались иностранные языки и некоторые другие предметы. Это частная школа боярина Ф.М. Ртищева в московском Андреевском мо­настыре (1665 г.); школа для обучения подьячих в Заиконоспасском монастыре, которую возглавил СимеоЕ! Полоцкий; школа при Печат­ном дворе (1680 г.).

Первые школы подготовили открытие в 1687 г. в Москве Славя­но-греко-латинской академии(первоначально - училища) во главе с братьями Лихудами- греками, окончившими Падуанский универси­тет в Италии.

Литература

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы.Это проявилось:

• в появлении светского направления, "обмирщения" литературы;

• в усилении ее связи с фольклором, сближении литературного язы­ка с живым народным языком;

• в возникновении новых жанров;

• намечающемся переходе от исторических лиц в качестве героев - к вымышленным, и создании обобщенных литературных образов;

• в развитии светской публицистики.

В литературных произведениях на смену выдающимся личностям приходят простые люди из посадской и крестьянской среды, купечест­ва, низших слоев дворянства, жизнь и дела которых начали привлекать внимание читателя. Все это свидетельствовало о разрыве со средневе­ковыми традициями.

Вцентре внимания литературы перв. пол. XVII в. события Смут­ного времени. Около 1630 г. издается "Новый летописец",в котором излагаются события от смерти Ивана Грозного до возвращения из пле-на патриарха Филарета, ставший последней русской летописью. В нем отразилась официальная политическая идеология.

Защита самодержавия и тенденции к абсолютизму проявились во втор. пол. XVII в. в произведениях Юрия Крижанича ("Политика")и Симеона Полоцкого.Выдающимся памятником русской литературы стала автобиографическая повесть одного из вождей и идеологов ста­рообрядчества, протопопа Аввакума "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное".

Новым литературным жанром стала повесть- бытовая и сатириче­ская, отражавшая судьбы людей разных социальных слоев, прежде все­го, купечества. Это "Повесть об Улиании Осорьиной",написанная муромским дворянином Дружиной Осорьиным, сыном Улиании; "По­весть о Фроле Скобееве", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о Горе-Злочастии"и др. В сатирической повести отражались все сторо­ны народной жизни, подвергались критике и осмеянию быт и нравы церковников ("Сказание о куре и лисице", "Сказание о попе Савве и о великой его славе"); неправый суд и продажные судьи ("По­весть о Шемякином суде", "Повесть о Ерше Ершовиче" и др.)

Появление в русской литературе поэзиисвязано с именем бело­русского просветителя Симеона Полоцкого,приглашенного в 1661 г. в Москву для обучения царских детей. В 1678-79 гг. появляются два сборника его стихотворений: "Вертоград многоцветный" и "Рифмо-логион".В конце века наиболее известными поэтами были Сильвестр Медведеви Карион Истомин,которые писали в стиле барокко.

В XVII в. усиливаются связи с Украиной и Западной Европой, вследствие этого на Русь попадает европейская литература позднего средневековья: рыцарский роман, бытовая и плутовская новелла, аван­тюрно-приключенческая повесть, юмористические рассказы, анекдоты. Русский читатель знакомится с такими произведениями, как: "Великое зерцало", "Римские деяния", "Фацеции", "История семи мудрецов", "Повесть о Бове Королевиче", "Повесть о Еруслане Лазаревиче" и др.

Архитектура

В период средневековья архитектура прошла в своем развитии не­сколько этапов, испытывая разные иноземные влияния, впитывая их и преобразуя в соответствии со своими особыми историческими, геогра­фическими и этническими условиями. В эволюции древнерусского ар­хитектурного стиля можно проследить некоторые закономерности, присущие архитектуре Западной Европы. Так, в устремленных вверх шатровых храмах можно усмотреть проявление своеобразной "русской готики".

реформатор. Наиболее известные работы Ушакова - "Спас Неруко­творный", "Древо государства Московского", "Троица", "Тайная вечеря".

Новые тенденции в изобразительном искусстве наиболее отчетли­во проявились в "парсуне"(искаженное «персона» от лат. persona -личность, лицо) - условное наименование произведений русской порт­ретной живописи XVII в.).

В русском зодчестве XVII в. происходила борьба старых традиций и новых тенденций, вырабатывались новые художественные взгляды, генетически связанные с народным творчеством, в то же время творче­ски осваивалась стилистика западноевропейской архитектуры.

* А *

Таким образом, в XVII в. отчетливо проявились все основные тен­денции, которые легли в основу последующих преобразований культу­ры в следующем, XVIII столетии. Он стал началом секуляризации, «обмирщения» русской культуры.

Сложились предпосылки реформирования России, реализованные Петром I:

• развитие просвещения, интерес к знаниям, грамоте и т.п.;

• привлечение иностранцев на русскую службу;

• усиление контактов с Западной Европой и распространение неко­торых западноевропейских идей;

• проявление сторонников преобразований;

• критическое отношение к традиционной культуре, быту, мировоз­зрению;

• появление элементов светской культуры.

 

 

Вопросы для повторения:

1. Какое значение для русской культуры сыграло ее геополитическое положение между Европой и Азией?

2. Перечислите основные особенности формирования русской куль­туры.

3. Почему Н.А. Бердяев формулирует тезис о прерывистости русской культуры?

4. Как на историко-культурном развитии России сказались культур­ные разломы, прерывание культурной традиции?

5. Назовите основные направления и особенности отечественной культурологической мысли.

6. Какова судьба русского язычества после принятия христианства? Существуют ли в современной культуре отголоски языческих ве­рований?

7. Как повлияло на русский национальный характер принятие право­славия?

8. Почему православный храм считается одним из символов русской культуры, входит в систему национальных ценностей?

9. В чем суть таких явлений русской культуры как «двоеверие», «святость», «духовность»?

10. Можно ли судить о системе ценностей народа по литературным и фольклорным памятникам? Приведите доводы, подтверждающие или опровергающие данное положение.

11. Перечислите основные достижения русской средневековой куль­туры.

12. Какие явления в культуре XVII в. можно отнести к предпосылкам новаторства, изменений, отхода от средневековья?

13. Приведите примеры различия и сходства развития средневековой культуры в России и Западной Европе.

 

12. КУЛЬТУРА РОССИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVIII - XIX ВВ.)

12.1. РЕФОРМЫ ПЕТРА I И ИХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

XVIII в. - время перехода от древнерусской культуры к культуре Нового времени. Начало этому процессу было положено в XVII в., ко­гда сложились основные социально-экономические и культурные предпосылки коренных преобразований в России, необходимые для ее дальнейшего позитивного развития и сохранения достойного положе­ния среди европейских держав. Появилось понимание того, что изоля­ционизм, отставание России в культурном, научном и техническом от­ношении может в будущем стать серьезной проблемой.

Ответ на вопрос, по какому пути пойдет Россия - по западному или по восточному - дал Петр I. Его реформы были попыткой последо­вательной модернизации России "сверху". Трансформация русской культуры опирались на идеи западноевропейского рационализма и Просвещения, в основе которых были секуляризация, приоритет науч­ного знания над религиозными догмами, культ разума и просвещения народа, общественный договор, утверждение гражданских прав и сво­бод, развитие буржуазных отношений. Главным содержанием пет­ровских реформ в области культуры были светскость, секуляриза­ция, развитие просвещения и образования народа и европеизация.

До XVIII в. русская культура, как и любая средневековая культура, была религиозной, духовной, опиравшейся на традиции, готовые нор­мы, формы этикета, эталоны поведения. Это была "застывшая" культу­ра, очень медленно и неохотно менявшаяся.

Петровские реформы были продолжением драматического процес­са русского религиозного раскола. Они расчленили единую до того русскую культуру (синкретическую культуру-веру), на "культуру" и "веру", то есть на две культуры: светскую и религиозную (духовную). Была разрушена цельность русской культуры. Религиозная, традици­онная, этническая часть культуры уходила на периферию национально-исторического развития, становилась более частным делом и имела вы­сокую ценность для широких народных масс, особенно, крестьянства.

Светская, новообразовавшаяся культура оказалась в центре куль­турной жизни. Она укоренялась в высших слоях общества, стала офи­циальной культурой. Преобразования в области культуры были на­правлены на решение следующих задач:

• создание светской культуры;

• европеизация русской культуры;

отказ от старой русской традиционной культуры (этнической, на­родной) и вытеснение ее на обочину культурно-исторического процесса; в качестве доминирующей она сохранилась только в на­родной (крестьянской среде) фактически до сер. XIX в.; создание новых европеизированных учреждений культуры и форм культурной жизни, символами которых стали: введение и употреб­ление гражданского шрифта в деловой, политической, культурной и частной жизни (1710 г.); начало выпуска постоянной газеты "Ве­домости" (конец 1702 г.); введение юлианского летоисчисления (с января 1700 г.); открытие первого музея - Кунсткамеры; Академии наук (1725 г.) и т.д.;

европеизация повседневной культуры и внешнего облика предста­вителей высших сословий, которая проявилась в употреблении иностранного языка в повседневном и деловом общении; оформ­лении интерьеров; проведении досуга (ассамблеи, балы, визиты, карты и т.п.); ношении иностранного платья и париков; участие женщин в общественной жизни;

введение системы запретов, относящихся к традиционной быто­вой культуре (например: запрет на ношение бороды) как на зако­нодательном, так и на общественно-нормативном уровне; создание системы социокультурных учреждений для повышения профессионального и общего образования (школы, училища, ака­демия);

привлечение иностранцев для работы в разных областях военной, экономической и культурной жизни;

использование в художественном творчестве европейских эстети­ческих принципов и стилей - барокко, классицизма и т.п.; преобразование социальной структуры общества: введение «Табе­ля о рангах» (1722 г.), который создавал основу для более четкого структурирования общества и перспективу социальных перемеще­ний; появление новых социальных групп и слоев населения, соот­ветствующих расширению сфер экономической, политической, социальной и культурной деятельности; и, одновременно, усиле­ние закрепощения крестьян;

появление нового общественного слоя - творческой интеллиген­ции;

секуляризация культуры, которая проявилась в уменьшении влия­ния церкви на культуру и общество;

синодальная реформа Русской православной церкви (1721 г.), за­ключавшаяся в упразднении патриаршества; создание Духовной коллегии или Синода для управления церковью, во главе которого императором было поставлено светское лицо (обер-прокурор). Ре-форма способствовала укреплению самодержавия, усилению связи церкви и государства.

Некоторые итоги и последствия реформ

Результатом этих преобразований было создание регулярного госу­дарства с абсолютной властью монарха, строгим контролем над подданными, патриархальными отношениями между властью и народом, приоритетом государственных интересов и пользы Оте­чества над личными интересами человека. Изменения в социальной жизни общества: превращение дворянства в благородное, привилеги­рованное, служилое сословие и, одновременно, усиление закрепоще­ния крестьянства; европеизация жизни высших слоев общества, разделение культуры на официальную - дворянскую и народную -традиционную, этническую.

Шел бурный процесс формирования национальной культуры, дина­мичной, открытой, основанной на достижениях в области образования, духовной культуры, творческой деятельности. Петровские реформы опирались на западноевропейский опыт и на идеологию абсолютизма, принципы которого применительно к России разрабатывались его со­ратниками (Ф. Прокопович, В.Н. Татищев и др.)

Петровские реформы были весьма противоречивым и неоднознач­ным процессом. Произошел социокультурный и религиозно-духовный раскол страны:

• с одной стороны, сторонники патриархальной, средневековой культуры, глубоко укорененной за столетия в народе, опирающей­ся на особенности национального характера и хозяйственной дея­тельности;

• с другой стороны, тонкий слой "птенцов гнезда Петрова", реши­тельно шагнувших в Новое время, резко порывая с вековыми тра­дициями, во многом оторванных не только от большинства насе­ления, но и отчужденных от жизни своего класса (маргиналов). Помимо этого, в русской культуре XVIII в. наметились еще две

линии конфронтации:

• между "просвещенным" меньшинством - культурной элитой, и консервативно настроенным большинством - "непросвещенной" массой;

• между прозападнически настроенными поборниками реформ (тем же меньшинством) и их противниками, отстаивающими самобыт­ность России, культурное "почвенничество", особый путь развития России и т.п.

Эти противоречия, которые начали складываться еще в петровское время, наложили негативный отпечаток на все этапы культурно-исторического развития России, усложняя решения насущных задач. Изменения во внешнем облике людей стали водоразделом прошлой и новой эпохи.

12.2. ЭТАПЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Петербург как культурная столица России

Начало Новому времени в русской культуре было положено, как уже отмечалось, реформами Петра I.

Символом новой России стало основание в 1703 г. Санкт-Петербурга и превращение его в столичный город. Москва постепенно стала утрачивать свою политическую значимость. Петербург был не только новой столицей, но и единственным городом европейского ти­па, центром культурной жизни и формирования официальной культу­ры. Перенос столицы из Москвы в Петербург позволил проводить пре­образования без постоянной оглядки на традиционные устои. Петер­бург стал носителем новой - просветительской культуры, как когда-то Киев - христианской.

Уникальность Петербурга заключается в разносторонности его бытия:порт, столица, носитель новой культуры, центр науки и образо­вания, и вообще - новизны, перемен, динамики. Его архитектурный облик создавали лучшие европейские и отечественные зодчие, в нем нашли отражение все художественные стили XVIII-XIX вв. Петербург был и остается самым европейским городом России. Именно в Петер­бурге впервые появились и постепенно получили широкое распростра­нение в России такие элементы светской повседневной и празднич­нойкультуры как ассамблеи, балы, приемы и визиты; салоны, ли­тературные кружки, театры, музеи, музицирование, собирание живописных и иных коллекций, придание светских черт церковным праздникам и формирование новых праздничных традиций госу­дарственных, гражданских праздников (Новый год), личных (день рожденья); парады войск, картежная игра, дуэли и многое другое, что заполняло жизнь высших слоев общества, а затем их частично восприняли и средние слои населения. Многогранный облик Петер­бурга вдохновлял поэтов, писателей, музыкантов... Его значение в жизни России трудно переоценить. Петербуржцы - жители Петербурга - также представляли собой особый тип горожан, как жителей столич­ного города.

Русская культура на протяжении большей части XVIIIв. развива­лась в атмосфере нестабильности, сменяющих друг друга дворцовых переворотов, реформ и контрреформ, борьбы за власть и т.п. Но зало-женные при Петре идеи, курс на обмирщение и европеизацию русской культуры устояли и получили дальнейшее развитие.

В период царствования Елизаветы Петровны происходит соедине­ние идеи европеизации русской культуры с национальными особенно­стями страны. Культурные заимствования начинают укореняться в рус­ской культуре и приобретать национальный характер. Проявлением этой тенденции можно считать деятельность М.В. Ломоносова,откры­тие Московского университета, Академии художеств, театра.

Наиболее ярко идеи Просвещения получили воплощение в период царствования Екатерины II,которое вошло в историю как период "просвещенного абсолютизма". Однако русское Просвещение значи­тельно отличалось от западноевропейского. Идеи Просвещения - соци­альное равенство, внесословная ценность человека, органичность чувств человека природе, независимость творческих способностей че­ловека от его происхождения, органично сформировались на Западе под влиянием буржуазно-демократических процессов. Эти идеи, кото­рые в России получили широкое распространение и признание благо­даря трудам Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др., одновременно вступили в неразрешимое противоречие с крепостнической системой, не правовым государством, самодержавием как идеалом национально-государственного устройства, пренебрежением к личности, консерва­тизмом православия и т.д.

В то же время, в царствование Екатерины II многие гуманистиче­ские идеи Просвещения - гражданственность, служение отечеству, просвещенность, - нашли практическое воплощение. Это система обра­зования для воспитания "новых людей", повышение роли общеобразо­вательных и гуманитарных знаний, развитие литературы, публицисти­ки, некоторый период лояльного отношения к оппозиционной просве­тительской мысли, расцвет дворянской культуры и т.д. Россия стано­вится открытой страной. Интеллигенция и власть объединяются для решения единой задачи - просвещения народа.

Однако этот период был недолог. Как известно после Великой Французской революции и восстания Е. Пугачева Екатерина II отправ­ляет в изгнание Н. Новикова и А. Радищева, усиливается контроль над обществом.

Русская культура в XIX в.

XIX в. в России - это период в развитии российской культуры Но­вого времени, который характеризуется зрелостью и самобытностью. Она дала наибольшее число достижений, признаваемых "классически­ми", то есть эталонными для данной культуры. Именно эти достижения в значительной мере определили место и роль русской культуры в масштабах культуры мировой.

Формирование русской классической культуры происходило од­новременно с процессом пробуждения национального самосознания русского народа на рубеже XVIII- XIXвв., которое нашло отражение как в деятельности отдельных личностей, так и в событиях националь­ного масштаба (например, таких, как Отечественная война 1812 г. или идеи и движение декабристов).

В развитии русской национальной культуры следует отметить роль Н.М. Карамзина,который в "Письмах русского путешественника" (1791-95, 1801 гг.) и в "Истории государства Российского" (1804-26 гг.) привлек внимание читающей публики к проблемам современного со­стояния и истории России, ее национальной самоидентификации, и сделал их фактом художественного, публицистического и научного сознания. Он высказал самые своевременные и нужные идеи для рос­сийской культуры рубежа XVIII- XIXвв.

Эти идеи были подхвачены и развиты А.С. Пушкиным, П.Я. Чаадаевым, А.И. Герценом, К.С. Аксаковыми многими другими пе­редовыми умами России. Но понимание судьбы России и судьбы ее культуры получило "бинарный" (двойственный) характер. Он проявил­ся в сформировавшихся противоположных подходах: "славянофилы" и " западники", "прогрессисты" (либералы, демократы, позднее социали­сты) и охранители-консерваторы.

Проблема "Запад и Восток", вставшая перед Россией еще в дохри­стианские времена, так и не нашла в XIXв. окончательного разреше­ния. Не решена она и сейчас. Это противоборство сил в российской культуре, "идейная нетерпимость", "крайний догматизм" (Н.А. Бердя­ев) и нежелание идти на компромисс отразилась на всех явлениях куль­турной жизни. Таким образом, XIX в. стал не только периодом расцве­та культуры России, но и одновременно периодом идеологизации об­щественной и художественной жизни, радикализации, началом куль­турного кризиса, раскола российского общества, творческой интелли­генции.

12.3. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТ КУЛЬТУРЫ

Становление системы государственного светского образования

Определяющими факторами культурного развития России в XVIII- XIXвв. как культуры Нового времени были: просвещение, образова­ние, художественная культура (литература, музыка, театра, ар­хитектура, скульптура, живопись), светские формы культурной зкизни и т.д. Архитектура и изобразительное искусство России будут Этой цели должна была служить созданная в 1760- нач. 70-х гг. система закрытых учебных заведений с широкой образовательн








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 777;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.182 сек.