КУЛЬТУРА РОССИИ. КУЛЬТУРА РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. IX-XVII ВВ.
11.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Русская культура как явление мировой культуры Условия ее формирования
Русская культура занимает достойное место в мировой культуре. В ней проявляются особенности национального характера и миросозерцания. Она обладает собственной динамикой развития, что делает ее уникальной, неповторимой и узнаваемой среди других культур.
Самобытность русской культуры, ее место и роль в мире стали предметом осмысления в трудах светских и религиозных мыслителей уже в XIV-XVII вв. в процессе национально-государственной консолидации и национального самоопределения России. Геополитическое положение России - между Западом и Востоком в значительной мере определили многие черты ее исторического и культурного развития. Большинство исследователей сходятся в мысли, что Россия представляет собой особый культурный тип,обладающий как уникальными, только ей свойственными чертами, так и общими, характерными для всей западноевропейской культуры. Соотношение этих сторон русской культуры, определение их значимости, содержания, влияния на пути развития нашей культуры является важной составляющей трудов представителей отечественной и зарубежной культурологической мысли.
Формирование национальной культуры - длительный и сложный процесс. Он обусловлен разными объективными и субъективными факторами, которые в своей совокупности и определяют самобытные, уникальные черты культуры народа.
Приведем ряд факторов, определивших пути культурно-исторического развития России,представив их в виде таблицы.
Фактор влияния | Краткая характеристика |
Природно-климатический | Континентальный климат, равнинный ландшафт, огромные земельные просторы, низкая плодородность почв, высокая трудоемкость ведения сельского хозяйства, экстенсивный характер земледелия и т.д. |
Геополитический | Небольшая плотность населения и сложность хозяйственного освоения огромной территории; высокая мобильность населения; благоприятные условия колонизации; незащищен- |
ная естественными преградами граница; длительное отсутствие выхода к морям: ограничение морской торговли, экономических, культурных и прочих контактов; благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть; промежуточное между Европой и Азией положение русских территорий. | |
Этнический | Многообразие этнического состава, включавшего, кроме преобладавших восточнославянских племен, финно-угорские и тюркские племена. Взаимовлияние и взаимодействие различных этнических культур при преобладании восточнославянской. |
Хозяйственная деятельность | Земледелие как основной вид хозяйственной деятельности, определявший традиции, обряды, систему ценностей, календарный круг сельскохозяйственных работ, жизненный цикл. Другие отрасли хозяйства охота, рыболовство, скотоводство, бортничество, ремесло (гончарное, кузнечное, оружейное, ювелирное, строительное и т.д.) |
Религиозно-конфессиональный | Выбор в качестве новой религии греко - кафолического (восточного) христианства- православия; веротерпимость; медленные темпы христианизации; длительный период православно-языческого синкретизма (двоеверия); приоритет религиозно-государственной идеологии; консерватизм церкви в отношении нововведений, западной учености; система нравственных ценностей православия (духовность, нестяжание, святость, аскетизм и т.д.). |
Характер власти и социальная организация общества | Особенности формирования государственности: единственная в Древней Руси правящая династия - Рюриковичи; постепенный переход от сочетания единовластия в лице князя - царя и элементов самоуправления (народное «вече», Земский Собор) к самодержавию; приоритет интересов государства, а не общества, богоизбранности и справедливости при признании права на высшую власть (князя - царя - императора), а не законности. Особенности сословной системы: духовенство, дворянство как высшее служилое сословие; усиление неполноправности третьего сословия и крепостничество; община или мир, как объединение сельских жителей, призванная решать все местные социальные, хозяйственные и культурные вопросы. Приоритет государственных интересов над личными. Патернализм. |
Заимствования, культурные влияния в | Сочетание добровольного заимствования, преобразование чужого культурного опыта и включение его в свою культурную традицию, и насильственное внедрение элементов |
истории России
чужой культуры, которые приводили к прерыванию и отторжению собственной культурной традиции («Крещение Руси», реформы Петра I и т.д). Последующий длительный период адаптации заимствованных культурных явлений и формирование на этой основе новой культурной традиции.
Культурная динамика и периодизация русской культуры
Культурное развитие России представляет собой длительный путь, который можно подразделить на разные по времени и динамической составляющей периоды. Каждый из них был насыщен событиями и явлениями, оказавшими влияние на русскую культуру. К особенностям культурной динамики России можно отнести сочетание достаточно длительных временных периодов культурного консерватизма и традиционализма и резких изменений и разломов.
Так, выдающийся мыслитель XX в. Н.А. Бердяев подчеркивая дискретный (прерывистый) характер нашей культуры писал, что в русской истории "...нельзя найти органического единства". Он насчитывал "пять разных России: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую или императорскую и, наконец, новую Советскую Россию" (Бердяев Н.А. История и смысл русского коммунизма. М., 1990, с. 7).
Действительно, в тысячелетней истории России можно выделить ряд этапов, в значительной степени отличающихся друг от друга по уровню развития и характеру государственно-религиозных институтов, особенностям исторического процесса, приоритетным ценностям населения. Причем, переход от одного замкнутого на себя этапа к другому сопровождался, как правило, резкой, внезапной "ломкой" целостной и единой социокультурной системы. Среди этих этапов: крещение Руси, начало монголо-татарского завоевания, религиозный раскол и реформы Петра I, освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 г., Октябрьская революция 1917 г. , "Великий перелом" 1929, которым завершилась коллективизация, события августа 1991 г. и распад СССР. Можно назвать и другие события, влияние которых сказалось менее заметно.
Однако чаще всего они имели разрушительный характер и далеко идущие последствия: слом культурной традиции, смена повседневной (обыденной), сложившейся в течение ряда лет и передававшейся от поколения к поколению, культуры. То есть всего того, что является основой устойчивости общества, придает людям ощущение уверенности и возможности эволюционного, поступательного развития. Тем не менее, благодаря сочетанию разных по динамичности и времени этапов, сложные процессы в нашей тысячелетней истории не противоречат ее восприятию как единого процесса культурного развития российской цивилизации.
И русская культура, и русская государственность, и русский народ не утратили своего неповторимого своеобразия, не прервалась культурно-историческая преемственность. На этой основе можно предложить периодизацию русской культуры.
Периодизация развития русской культуры
1. Восточнославянское язычество и формирование культурной традиции. Древнерусское язычество.
2. Культура русского средневековья. IX-XVII вв.
2.1. Культура Древней Руси. Х-ХШ вв. (раннее средневековье)
2.2. Культура Московской Руси. XIV-XVI вв. (развитое средневековье)
2.3. Культура России в период позднего средневековья: начало Нового времени. XVII в.
3. Культура России в Новое время. XVIII - нач. XX вв.
3.1. Культура русского Просвещения. XVIII в.- нач. XIX в.
3.2. Русская классическая культура. XIX в.
3.3. Русская культура - конец XIX - нач. XX в. "Серебряный век"
4. Советская культура. 1917-91 гг.
5. Культура постсоветской России - кон. XX - нач. XXI вв.
11.2. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Зарождение культурологических представлений в период русского средневековья
Характерные черты отечественной культурологической мысли начали проявляться уже в первых сочинениях, затрагивающих проблемы русской культуры. В знаменитом «Слове о законе и благодати» Ила-риона(1051 г.) обозначены первые проблемы русской культуры - место Руси в кругу равных христианских народов. Иларион говорит о соотношении «закона» («Ветхого завета», иудейской культуры) и «благодати» («Нового завета», христианской культуры), высоко оценивая роль князя Владимира, «осенившего благодатью свой народ». «Слово о законе и благодати» - высоко патриотичный памятник. Иларион отдает должное предкам Владимира, которые правили «не в слабой и безвестной стране, но в Русской земле, которая ведома и славится во всех четырех концах земли». Он прославляет Владимира и его сына Ярослава Мудрого, за то, что принесли на Русь христианство.
В древнерусском искусстве отчетливо проявляется поэтическая форма осмысления исторических событий. Концентрация в литературных произведениях общезначимых идей, ценностных ориентиров народа стала ещё одной из особенностей русской культурологической мысли и проявилась вплоть до сегодняшнего дня. Воинская повесть XII - XIV вв. («Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели русской земли» и др.) проникнуты поэтически - фольклорными образами, этическим и эстетическим пафосом.
В XV в. появилась концепция «Москва - третий Рим»,сформулированная в послании старца Филофея(ок.1465-1542), монаха Елеаза-рова монастыря, Василию III. Теория «Москва - Третий Рим» - была одновременно и ответом на эсхатологические настроения, которые переживал весь христианский мир и отражением положения России и русской культуры в христианском мире. После Флорентийской унии 1439 г. и падения Константинополя в 1451 г., Русская православная церковь постепенно обретает самостоятельность, становится автокефальной (в 1589 г. этот процесс завершился учреждением в России патриаршества) и отдаляется от западного христианского мира. В период своего одиночества Россия считает себя единственной хранительницей православия. Эта концепция положила начало формированию идеи об исключительности русской культуры в истории человечества и еще одной особенности отечественной мысли о русской культуре - мессианстве.
Дальнейшее развитие теория «Москва - третий Рим» получила в XV-XVI вв. в спорах нестяжателей (сторонников старца Нила Сор-ского) и иосифлян (сторонников игумена Волоцкого (Волоколамского) монастыря Иосифа Волоцкого).На церковных соборах (Сто-главе, соборах о новых чудотворцах, по обвинению еретиков и т.д.) определилось положение национальной русской церкви в государстве. Был закреплен союз государства и церкви, русское благочестие признано самым чистым во всем мире. Одновременно как в русской традиции, так и в литературных источниках утвердилась идея святости как наиболее значимой ценности. Это выразилось и в требованиях к личности - христианину «жить в Боге», к почитанию святых, как образцов личностного поведения и государству - Святая Русь.
Утверждение русского благочестия,вера во всемирно-историческую задачу России создали основу для жесткого противоборства разных тенденций в русской культуре в переломном XVII в. Смута и последующие события - утверждение династии Романовых, реформы Никона и раскол в обществе, потребовали отказаться от устоявшихся представлений. Начинает приходить понимание того, что вера и знание не противоречат друг другу; без учения, книг, знаний невозможно развитие страны. Г.Флоровский отмечает, что «неверно гово-рить о Московской замкнутости в XVII век. Напротив, это был век встреч и столкновений, с Западом и Востоком». В историческую ткань русской жизни вплетаются нити всемирной культуры, что и приводит в результате к расколу.
Таким образом, можно сказать, что ко времени появления в XVIII в. историографических трактатов В.Н. Татищева, трудов М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина и др. в отечественной культурологической мысли был очерчен круг основных проблем, которые её волновали:
• отношения России с миром,
• историческая роль России,
• своеобразие ее культуры.
Проявились и ведущие принципы подхода к рассмотрению данных проблем: практицизм, радикализм, политизированность и морализаторство оценок, художественно-эстетическая форма выражения философских взглядов. Однако философско-рефлексивное отношение к миру, которое уже сложилось на Западе, в средневековой Руси не сформировалось.
Формирование отечественной культурологической мысли в Новое время
Обращение к осмыслению культурно-исторического прошлого и будущего России, ее места в ряду мировых культур нашло всестороннее отражение в трудах русских мыслителей XVIII - XIX вв. Крутые перемены в жизни страны, вызванные реформами Петра I, не сразу нашли адекватное отражение в общественно-публицистических и философских трудах. «Восемнадцатый век не оставил новому ни философского наследства, ни даже философского завета», - отмечал философ рубежа XIX- XX вв. Г. Шпет.
Н.М. Карамзинв «Истории Государства Российского»впервые привлек внимание современников к историческим корням и традициям России, значимости допетровского прошлого для настоящего и будущего развития страны.
Философское осмысление исторической судьбы России, ее места в ряду европейских государств, связывают обычно с выходом в свет «Философических писем»(1836 г.) П. Чаадаева.Публикация первого письма (всего написано восемь, остальные письма были опубликованы после смерти автора) произвела сильное впечатление на современников.
Чаадаев критически оценивает русский народ, приписывая ему такие пороки, как умственная и духовная отсталость, неразвитость представлений о долге, справедливости, праве и порядке, считает нашу культуру «заимствованной и подражательной», воспринимающей идеи только в готовом виде, заменяя их новыми, опять таки взятыми извне. «Народы - существа нравственные, как и отдельные личности», — пишет Чаадаев и говорит, что мы составляем как бы исключение среди народов. «Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру». Он определяет культуру как духовное образование общественно-исторической жизни. Истинная культура носит чисто духовный характер, что нашло свое выражение в мире христианском. По мнению Чаадаева, максимальное выражение этой духовности имело место только в католической Западной Европе в эпоху средневековья. Свои горькие размышления о России, Чаадаев объясняет потребностью быть полезным своей стране, ясно её видеть ибыть правдивым.
Славянофилы, западники, евразийцы
«Философические письма» Чаадаева послужили стимулом для полемики между славянофилами и западниками.Обе позиции представляли собой целостные мировоззрения, две культурно-исторические установки. Расхождение западников и славянофилов в значительно мере были следствием подхода к культуре. Западники исходили из гегелевского понимания культуры «как сознательного творчества человечества». Славянофилы представляли культуру как культуру «народную, которая почти бессознательно вырастает в народе».
Западникивыдвигали на первый план европейские корни русской цивилизации и видели решение всех проблем России в преодолении цивилизационного, культурного отставания от Западной Европы или модернизации. Они были убеждены в том, что замыкание в границах национальной самобытности будет тормозить историческое движение России. Основоположники теории: В.Г. Белинский(1811-48 гг.), В.П. Боткин(1811-69 гг.), А.И. Герцен(1812-70 гг.), Н.П. Огарев(1813-77 гг.), Т.Н. Грановский(1813-55 гг.), Б.Н. Чичерин(1828-1904 гг.).
Славянофилыстояли на позициях приоритетов своеобразия, "почвы", национальной самобытности, «особого» пути развития России. Основоположники теории: К.С. Аксаков(1817-60 гг.), И.В. Киреевский(1806-56 гг.), А.С. Хомяков(1804-60 гг.).
Духовную и нравственную позицию славянофилов очень хорошо выразил представитель западнической позиции А.И. Герцен, который отмечал у славянофилов «оскорбленное народное чувство». В некрологе на смерть К.С. Аксакова он писал: «У них и у нас запало с ранних лет одно сильное безотчетное чувство безграничной, охватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума... У нас была одна любовь, но не одинаковая».
В исторической перспективе победило наиболее радикальное течение в западничестве - революционные демократы.
Евразийствовозникло как общественно-политическое и идейно-культурное движение в период становления культуры русского зарубежья (двадцатые годы XX в., во время первой волны русской эмиграции). Они попытались объяснить своеобразие нашей культуры с позиций цивилизационного синтеза Востока и Запада в русской культуре. Евразийство соединило в себе идеи В. Соловьева,Н.Я. Данилевскогои др. Евразийцы считали национализм способом культурного самопознания и самоутверждения в мире. С их точки зрения, долг каждого народа состоит в том, чтобы быть и оставаться самим собой. Для евразийцев Россия - наследница и Византии, и империи Чингисхана, и православного государства, и даже большевистской России; Россия неделима и в истории и в своей душе. Основоположники теории: П.Н. Савицкий(1895-1965 гг.), кн. Н.С. Трубецкой(1890-1938 гг.), Л.Н. Карсавин(1882-1952 гг.), Г.В. Флоровский(1893-1979 гг.).
Последним евразийцем иногда называют Л.Н. Гумилева,создавшего целостную теорию о человечестве и этносах как биосоциальных категориях и выдвинул идею пассионарностикак доминанты этногенеза.
Однако евразийство в конце XX - нач. XXI вв. вновь вызывает интерес и приобретает сторонников. Для характеристики идеи евразийства представляется очень подходящей цитата из поэмы А.Блока «Скифы»:
Памоигалит! Хоть имя дико, Но мне ласкает слухоио.
Владимир Соловьев
Мильоны-вас. Нас—тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте сразиться с нами! Да, скифы -мы! Да, азиаты —мы, С раскосыми и жадными очами!'. _
Мифологическая и культурно-историческая школы отечественной культурологии
Краткая характеристика основных направлений культурологической мысли, сложившиеся в академической науке в 40-50-е гг. XIX в.
Основоположником мифологической школыявляется Ф.И. Буслаев(1818-97 гг.). Именно ему принадлежит видная роль в постановке научного изучения народной культуры и народной поэзии. Его труды составили основу рассмотрения основных проблем культуры через изучение народной культуры и её мифологического основания. Буслаев иего единомышленники исходили из отождествления понятия культуры с понятием народной культуры.Так, культурный прогресс, в рамках которого происходит создание и функционирование культурных ценностей, воплощается в народной культуре, народном мифологическом и художественном творчестве.
К периоду второй пол. XIX в. относится серьезный интерес русских ученых к исследованию русской народности и ее мифологии, собирание сказок и легенд, их публикация. Среди основных положений мифологической школы следует отметить:
1. мысль о единстве культуры вообще и народной культуры в частности;
2. органическую связь языка как выразителя культуры с глубинами "духа народа" и народного предания, в котором он самореализуется и развивается.
Обращается Буслаев и к проблеме заимствований в культуре, считая, что усвоенный и переработанный чужой культурный опыт включается в собственную национальную традицию. Заимствование элементов иной культуры происходит по особым законам. В книге «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861 г.) Ф.И. Буслаев отмечал, что «национальность каждого народа», которому предназначена великая будущность, обладает «особой силой претворять в свою собственность все, что ни входит в него извне», но усваивает из чужого только то, что «согласно с её существом».
Важным вкладом в развитие русской культуры стала деятельность единомышленника Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьевапо собиранию и изданию русских народных сказок и легенд. Впервые "Народные русские сказки"(в восьми выпусках) Афанасьева увидели свет в 1855-1863 гг., "Народные русские легенды"- в 1859 г. Такое плодотворное соединение исследовательской и пропагандистской деятельности вызвало желание продолжить эту работу и у других языковедов и собирателей устного народного творчества.
Очередным шагом в развитии культурологической мысли в России стало формирование культурно-исторической школы,создателем которой стал А.Н. Пыпин.Русская культурно-историческая школа развивалась в русле позитивизма. Однако он получил свою интерпретацию и понимание на отечественной почве. А.Н. Пыпин считал, что история культуры детерминирована историческими условиями развивающегося общества. Особенно важная роль уделялось литературе. Это привело к тому, что понятия "общество", "культура" и "литература" стали синонимами.
Представители культурно-исторической школы считали, что литературные произведения являются важнейшими источниками по иссле-дованию культуры, особенно повседневной. В четырехтомном труде "История русской литературы"Пыпин последовательно рассматривает развитие литературы и культуры, обосновывает связь русской и европейской культур, отрицает пренебрежительную оценку славянофилами культуры XVIIIв. как подражательной. Он считал что "вся история человеческого просвещения, и с ним литература, есть история постоянных заимствований и взаимодействий",и в будущем это приведет к возникновению равноправных взаимодействий между европейскими культурами и распространению русской литературы на Западе.
Вообще интерес к исследованию роли языка, текста в русской культурологической мысли получил серьезное развитие в работах ученых XXв.: методологию структурно-семиотической школы использовал в исследовании фольклора В.Я. Пропп,одним из ведущих представителей семиотического подхода стал Ю.М. Лотман.
Вдальнейшем важную роль в формировании отечественной культурологической мысли сыграли B.C. Соловьев(1853-1900 гг.), Н.Я. Данилевский(1822-85 гг.), Л.Н. Толстой (1828-1910 гг.), Ф.М. Достоевский(1821-81 гг.). В центре их размышлений - «русская идея»,место России и русской культуры в мире, перспективы ее развития.
Культурологические взгляды представителей «серебряного века» русской культуры
На рубеже XIX-XX вв. сложились условия для открытого диалога отечественной и мировой культуры. Культурологические концепции этого периода затрагивают самые различные сферы духовной жизни (философии, богословия, искусства). Русский «религиозно-философский ренессанс» или «серебряный век русской культуры» стал временем генерации новых идей, представители которого оказали огромное влияние на развитие нашей культуры.
Предчувствуя новый этап в понимания нашей культуры, Ф.М. Достоевский писал: «Мы знаем, что не оградимся уже теперь китайскими стенами от человечества. Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея,может быть, будет синтезом тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях».
Русская идея, ее содержание и смысл оказались в центре размышлений многих мыслителей (Вл.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, Г.П. Федорова, И.А. Ильина и др.). Попытка разгадать роль и предназначение России создавала основание для развития русского самосознания, для понимания любой другой культуры, стремления к объединению чело-нсчества. Поиск ответа на вопрос «В чем суть русской идеи?»и в XXI в. не завершен.
Остановимся еще на одном подходе к анализу русской культуры. Она представлена известным историком русской культуры П.Н. Милюковым(1859-1943 гг.) в многотомном труде "Очерки по истории русской культуры"(первое издание 1903 г.). Он убедительно показывает зависимость человека от природных условий, обосновывает особенности культурной, хозяйственной, политической, социальной жизни и ментальное™ этноса (в данном случае - русского) условиями, в которых он исторически формировался.
Милюков выделяет ряд определяющих факторов: географический, природно-климатический, миграцию, этнический состав и плотность населения, контакты с соседями, культурные заимствования и т.д. Для обобщенного определения этих влияний и названия первой главы первого очерка «Территория и население» Милюков использует термин «месторазвитие».Свою позицию относительно места и роли русской культуры в мире, он определил как единство двух противоположных конструкций русской истории, «из которых одна выдвигала вперед сходство русского процесса с европейским, доводя это сходство до тождества, а другая доказывала русское своеобразие, до полной несравнимости и исключительности». Милюков занимал примирительное положение и понимал русский исторический процесс как синтез обеих черт, сходства и своеобразия, подчеркивая черты своеобразия «несколько более резко, нежели черты сходства».
Богатство и многообразие культурологической мысли рубежа веков в России проявилась в символизме(Вл. Соловьев, Ф. Соллогуб, А. Блок, А. Белый и др.), акмеизме, футуризмеи других художественных течениях, которые предлагали различные эстетические и идейные принципы понимания русской культуры. Одновременно развивалось революционное, марксистско-ленинское направление в культурологических разработках, которое постепенно стало всеобъемлющим и единственным в Советской России.
Предлагаемые подходы к осмыслению русской культурной истории не ограничиваются приведенными именами и концепциями. Рассмотрение различных аспектов развития отечественной культурологической мысли представлено в других материалах.
11.3. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Культура раннего средневековья
Начальный периодформирования русской культуры уходит своими корнями в глубокую древность. Мы обратимся к изучению ее истории, начиная с более позднего времени, - создания в 862 г. древнерусского го-сударства. В этот период завершается формирование этнического самосознания и культуры, основанной на традициях и языческих верованиях. К IX в. язычество получает всестороннее развитие и охватывает все стороны жизни людей. Именно в это время восточнославянская - древнерусская этническая культура обретают устойчивые черты, которые сохранили свою значимость на длительное время.
Следующий период в развитии русской культуры - средневековье. Как правило, начало средневековья связывают с принятием монотеистической религии. Этот подход, характерный для западноевропейской исторической традиции, можно перенести и на Русь. Таким образом, наше раннее средневековье начинается с Крещения Руси в 988 г. В период существования Древнерусского государства происходит постепенная христианизация Руси, складывается Русская православная церковь, ведется каменное церковное строительство, канонизируются первые национальные святые, получает развитие письменность, возникает литература, иконопись. В целом, русская культура обретает более интенсивную динамику развития, становится в один ряд с другими христианскими европейскими государствами. Русь ведет активный политический и культурный диалог со всеми соседями.
В период политической раздробленности (ХН-ХШ вв.), ослабляется единство страны, размываются общие культурные тенденции. Каждое независимое княжество стремится к культурному своеобразию и процветанию. Эта тенденция сказывается на развитии архитектурных и иконописных школ, литературных традиций, особом взгляде на события, происходящие в стране. Изучение летописного наследия позволяет осмыслить и сравнить единый культурно-исторический процесс, представленный с разных позиций.
Русская культура в период раннего средневековья является одной из наиболее ярких страниц отечественной истории. Она явилась порождением синтеза и творческой переработки этнических языческих традиций и христианской (православной) культуры Византии. Уже в период единого Древнерусского государства была создана система общерусских ценностей, предопределивших развитие Древнерусской культуры и искусства в последующее время - период феодальной раздробленности. И хотя каждый из регионов развивался самостоятельно, культура всех русских земель демонстрирует преемственность традиций Древнерусского государства. На самой высокой точке развитие древнерусской культуры было прервано монголо-татарским нашествием.
Культура развитого и позднего средневековья
Развитие русской культуры в периоды развитого и позднего средневековья XIV- XVII вв. тесно связано с возвышением Московского княжества, созданием Московского государства и превращением его в Россию.
Этот период в истории русской культуры также можно разделить на ряд этапов, которые в значительной степени совпадают с ходом социально-политических и экономических процессов в стране.
Первый этап - с 1240 г. до сер. XIV в. В это время происходит общее замирание культурного развития после монголо-татарского нашествия. Его последствия сказались на разных сторонах русской культуры и условиях ее развития: углубление феодальной раздробленности и междоусобной борьбы между князьями; обособление местных культур; постепенное утверждение самодержавия и отношений подданства, утрата вечевой демократии, заимствование восточных элементов в обычаях, языке, одежде и т.п. Центр общественно-политической жизни Руси переместился с юга и юго-запада на юго-восток и северо-запад. Русь надолго оказалась в состоянии культурной изоляции от европейских стран. Только Новгород и Псков сохраняли общение со странами Запада, оставаясь крупнейшими центрами европейской культуры. На юге и юго-востоке от Руси все православные государства постепенно утратили свою независимость. Культурные контакты Руси вынуждено оказываются ориентированными на * Восток. К последствиям монголо-татарского нашествия следует отнести и падение русских городов - центров культурной и общественно -политической жизни, новых идей и динамизма, и гибель множества культурных памятников, книг, произведений искусства и, особенно, гибель в огне нашествия носителей культуры и знаний.
Второй этап - сер. XIV - XVI вв. Он был отмечен подъемом народного самосознания, особенно после Куликовской битвы. Это время объединения русских земель вокруг Москвы; складывания единого государства, князья которого воспринимали себя преемниками князей Киевских; превращения Руси в Россию, венчания на царство Ивана IV в 1547 г.; укрепления православной церкви, которая окончательно становится автокефальной (самостоятельной) после введения патриаршества (1589); утверждения в культуре темы единства Русской земли, борьбы с иноземными захватчиками, которая явно прослеживается через произведения фольклора, литературы, живописи, архитектуры.
Именно в этот период завершается формирование русской (великорусской), народности, складывается единая этническая культура, система духовных ценностей, самобытный художественный стиль. Русь постепенно преодолевает свою изоляцию от стран Центральной и Западной Европы. Так, в конце XV-XVI вв. успешно развивались связи с Италией.
Третий этап - XVIIв. Это начало культуры Нового времени, переломный момент в процессе культурно-исторического развития России: зарождение буржуазных элементов и начало формирования русской нации, усиление внешнеполитических и культурных контактов, повышение интереса к знанию, просвещению, секуляризация культуры.
11.4. ДРЕВНЕРУССКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
Особенности древнерусского язычества
Восточнославянские племена, расселившиеся на огромных просторах Восточно-Европейской равнины, прошли к IX в. достаточно длительный путь развития. В бурных катаклизмах переселений племен, войн, нашествий, наши предки сумели сохраниться и сформировать собственное этническое самосознание.
Этническое самосознание - это подкрепленное идеями, убеждение народа в своей неповторимости и целостности. Сходные верования, общий жизненный уклад, близкие обычаи, единство языка (наречия) были теми духовными узами, которые связывали племена в одну общность.
Древнерусская дохристианская культура имела ряд характерных особенностей, присущих аналогичным культурам. Некоторые из них сохранили свое значение и после принятия христианства.
Древняя и средневековая культура Руси относится к традиционным культурам.Понятие "традиционная культура" вошло в научный оборот в XX в. как противопоставление, антитеза, оппозиция "западной" или "модерновой" - новой, современной по сравнению со старыми культурами. К традиционным относятся культуры первобытных народов, древности и, частично, средневековья.
Характерные черты традиционной культуры:
• она распространена в таких обществах, где изменения незаметны для жизни одного поколения - прошлое взрослых оказывается будущим их детей;
• старшее поколение является источником знаний и умений, его авторитет непререкаем, информация передается от поколения к поколению;
• общественная жизнь регулируется на основании обычаев и традиций;
общество ориентировано на сохранение самобытности, культурного своеобразия;
• люди органично взаимодействуют с природой, едины с ней;
• культура доиндустриальна, как правило, бесписьменна, основной род занятий в ней - сельское хозяйство;
• движение времени воспринимается как годичный круговорот, повторяющий цикл сельскохозяйственных работ, либо от начала Сотворения мира к его концу; для людей значение имеет только настоящее. "Золотой век" или лучшее время в истории человечества для них в прошлом; именно там можно найти образцы для подражания. Эти представления отчетливо выражены в мифологии и фольклоре.
Для дохристианской древнерусской культуры были характерны: синкретизм, мифологизм, религиозное языческое сознание, прикладное искусство и фольклор.
По типу передачи информации это была бесписьменная культура.
Определяющей формой общественного сознания (мировоззрения) в древних и средневековых обществах является религиозное сознание. До появления мировых религий (христианство, буддизм, ислам) повсеместно был распространен политеизм, то есть многобожие. Примени- # тельно к восточным славянам используется термин язычество- обозначение нехристианских, в широком смысле - политеистических религий в литературе христианских народов.
Язычество наших предков - народнаявера, так как само слово «язычество», «языки» - переводится с древнеславянского как «народы». Языческое мировосприятие земледельцев Восточной Европы сложилось задолго до возникновения государственности. Оно охватывало все стороны жизни индивида, его духовный мир. Человек не вычленял себя из мира природы и общества.
Хозяйственная деятельность, мифология, ритуалы, обряды, фольклор сливаются в неразрывное целое. Это явление можно определить термином синкретизм(слитность, нерасчлененность). Определяющим фактором духовной культуры восточных славян-русичей дохристианского периода было главенство языческих верований. Религия восточных славян основывалась на мистическом отношении к природе:культ земли, солнца, дождя, рек, источников, т.е. всего того, что было связано с производственной деятельностью земледельца. Восточнославянское язычество включало в себя:
• мифологию;
• божества и божественные силы;
• святилища (места поклонения божествам);
• волхвов (жрецов, служителей культа);
Мифология и пантеон
В мифологической картине мира восточных славян отражались представления об устройстве мира, сторонах света, происхождении земли, неба, богов и людей, загробном существовании, добрых и злых силах природы, хозяйственной деятельности, быте и традициях. В ми-фопоэтической традиции отчетливо проявились бинарные, двоичные представления восточных славян: черное и белое, добро и зло, мужчина и женщина, правое и левое, правда и кривда и т.д. К сожалению, мифология восточных славян не закрепилась в письменной традиции.
Мифопоэтические представления наших предков известны нам, в основном, по вторичным источникам(сочинениям отечественных христианских авторов, записям иностранцев - византийцев, арабов и т.д., данным археологии и этнографии, языку и топонимике, фольклору). Как отмечал известный историк и этнограф начала XX в. Н.М. Гальковский: «Никто не интересовался нашим язычеством, никаких записей на этот счет не было сделано. Кто писал о язычестве, тот стремился не к сохранению, к его искоренению. Таким образом, письменные сведения отрывочны и случайны». Интерес к нашей мифологии возник в русском образованном обществе только с XIX в.
Становление языческих верований восточных славян прошло те же пути, по которым развивались языческие комплексы других народов. На ранних этапах им был свойственен фетишизм,который проявлялся в поклонении древних славян предметам и явлениям. Фетишизм, как известно, вера в сверхъестественные возможности какого-либо объекта. Отголосками фетишизма можно считать поклонение камням (Синь-камень весом в 12 т. на берегу Плещеева озера; Конь-камень на острове Коневец), деревьям (дуб на острове Хортица, священная сосна около деревни Кисельня Тихвинского района) и т.д.
В летописях, раннехристианских литературных произведениях и сказках можно найти отголоски тотемизма и культа животных.Тотемным животным мог выступать медведь, корова и т.д. Сами названия животных в сказках - «медведь — дедушка», «лисичка - сестричка» указывают на родственную связь с животным.
Анимизмпроявлялся в одухотворении реального мира, где всё имеет своего безликого, бесформенного двойника, неотделимого от предмета.
Языческие верования наших предков прошли все основные этапы, которые характерны для других политеистических верований. Вера в безликих духов,представляющих собой однородную массу; обретение духами качественных характеристик, а затем и антропоморфного образа (русалки, домовые, лешие и т.п.). Таким образом, сформировался многочисленный слой так называемой «низшей мифологии»,или демонологии.Следующим этапом в развитии языческих верований стал политеизм- вера в богов.
К IX в. сложился достаточно развитый пантеон богов,закрепленный в мифологической традиции. Среди них были божества, общие для всех племен, и местночтимые божества и божественные силы. Одним из наиболее почитаемых восточнославянских богов был Род- древнейшее земледельческое божество и покровитель рода и Рожаницы-божества благополучия и плодородия. Историческая память сохранила в нашем языке такие однокоренные слова как народ, родня, Родина.
Древнерусский пантеон богов
Имябожества | Функции |
Сварог, Род, Святовит, Стрибог | «Небесный», бог неба и небесного огня, творец Вселенной, бог-отец; назван отцом Даждьбога. Аналог Урана или Гефеста. |
Перун | Глава княжеского пантеона, покровитель воинов, войны, оружия; грома, молний и грозы; после христианизации был уподоблен пророку Илье. Священное животное - тур. Аналог Зевса. |
Хоре, Великий Хоре | Божество солнечного светила, солнечного диска, но не света. Аналог Гелиоса. |
Даждьбог-сын Сварогов | Божество солнца и света, податель благ, "Солнце-царь". Священные животные - конь и петух. Аналог Аполлона или Гелиоса. |
Стрибог | Божество воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.). |
Съмаргл, Симаргл | Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зелени. |
Макошь Мать урожая, Мокошь | Богиня земли и плодородия, покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства. Аналог Деметры. |
Велес, Волос | Бог богатства, "скотий бог", покровитель подземных сил. В христианские времена Велеса сменил (по созвучию) покровитель скота св. Власий. |
Божества праздничного земледельческого календаря и демонология
Поклонением пользовались божества, связанные с праздничным обрядовыми циклами земледельческого календаря:
• Ярило и Купала - летние, солнечные божества;
• Кострома, Мара (Марена) - умирающие и воскресающие боги, символы смены времени года;
• Коляда, Авсень (Овсень) - персонажи новогоднего цикла;
• Див, Род, Чур (Щур)- покровители рода, предки - пращуры;
• Лада, Леля, Ладо, Дид - божества плодородия, семьи и любви и т.д.
Восточные славяне, обожествляя и одухотворяя природу, всюду видели божественные, сверхъестественные силы, благожелательные или вредные для человека. Их имена сохранились в преданиях, былич-ках и сказках. Это: Доля и Недоля, Горе-Злосчастье, Устреча (Встреча), берегини, Леший, Кикимора, Домовой, Банник, Водяной, русалки, навьи, упыри, вурдалаки и множество других добрых и злых существ, которые повсюду сопровождали человека. Впоследствии все они характеризовались как нечистая сила.
Отношения человека со сверхъестественными силами строились посредством совершения определенных обрядовых действий, заклинаний, жертвоприношений и т.п. Имена высших богов с принятием христианства постепенно изгладились из народной памяти, а божества, имеющие отношение крусскому земледельческому календарю, смене времен года, различным бытовым ситуациям сохранились.
Миф в архаические времена был неразрывно связан с обрядом и ритуалом.Ритуал понимался как символическое действо, связывающее между собой мир людей и мир богов, воссоздавая условия творения, существования и разрушения мира. Он соединял раздробленные части воедино, восстанавливая изначальную гармонию бытия. Ритуал служил динамической составляющей мифа, его деятельной и действующей половиной. Он как бы осуществлял, воплощал миф в его действительности, во всей полноте реальности. Впоследствии ритуал и миф утратили свою взаимосвязь: миф без ритуала превратился в сказку, а ритуал обрел черты формальной традиции.
Знания о славянской мифологии дошли до нас во многом в контексте ритуальной культуры. Древний календарь языческих празднеств очень четко был привязан к круговороту земледельческих работ, смене времен года: Коляда и святки, день весеннего равноденствия и проводы зимы, во время которого сжигалось чучело Костромы (Масленицы); весенняя обрядность была связана с "зелеными святками" - русалиями и т.д.
Святилища, жрецы, обряды
Культовые места, святилищавосточных славян были открытыми площадками, защищенными со всех сторон рвом, валом или частоколом. В центре горел священный огонь. Они имели округлую или мно-голепестковую форму (напр., Перынь близ Новгорода). Были у славян и деревянные рубленые храмы, которые, видимо, имели легкую конструкцию и не замыкали полностью пространство.
Обряды совершались, видимо, в природном окружении, и храм был не вместилищем людей, а центром, отмечавшим место их сбора, где хранились предметы поклонения - изображения божеств.
В святилищах находились изображения богов - идолы, которые были, как правило, деревянными. Самым известным изображением славянского божества является каменный идол Святовита - Рода, т.н. Збручский идол. Объектами поклонения славян были также священные деревья, среди которых особо почитаемым был дуб, и камни.
Служителей языческого культа на Руси называли волхвами(кудесниками). Впервые волхвы упоминаются в летописи под 912 г. в связи с сообщением о предсказании волхвом смерти киевскому князю Олегу.
Обряды, праздники, святилища играли огромную роль в языческой культуре. Они содействовали сплочению людей, соединяли человеческий род с общиной предков и сонмом богов, прибавляя тем самым уверенность в завтрашнем дне. Через обряды от поколения к поколению передавался и значительный объем знаний о мире, богах, людях, хозяйственной деятельности, о свойствах и причинных зависимостях природных явлений. Языческие обряды не давали угаснуть чувству причастности человека к жизни природы, родства с ней.
Праздники устанавливали четкие ориентиры в годовом временном кружении. Святилища были такими ориентирами в пространстве - они очерчивали круг подвластной родным богам и соплеменникам земли. Окружающий мир в итоге казался более понятным.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1828;