Социокультурные последствия принятия христианства

Христианизация Руси была, безусловно, закономерным и длитель­ным процессом. Христианство распространялось в двух формах- в книжной, письменной традиции - для высших слоев общества, элиты и в устной - для простонародья,что создавало почву для раз­личных ересей. Поэтому, усвоение и трактовка христианства в разных социальных слоях происходила неодинаково. Первоначально усваива­лась обрядовая, внешняя сторона христианства, которая вписывалась в языческий быт славян.

Такое восприятие христианства в простом народе, "простая" вера впоследствии получила в научной литературе название "обрядоверие". Догматическими основами вероучения население, в своей массе, овла­дело только к XVI в. в процессе выработки национального религиозно­го канона. До XVI в. общество мирилось с сочетанием христианства и язычества, своеобразного сочетания "языческих действ" и " христиан­ских служб". Это проявилось в так называемом "двоеверии".

Овладение христианской мифологией, догматикой, символикой, обрядностью происходило постепенно и привело к формированию но­вой культурно - религиозной самоидентификации, и включению людей в новую социокультурную общность - христиане. Это проявилось, в частности, в том, что самый большой слой населения Руси - смерды, стали называться крестьянами - христианами. Новая религия, вводимая "сверху", зачастую насильственными методами, должна была посте­пенно вытеснить старую - язычество. Распространение христианства на Руси в различных социальных слоях происходило поэтапно:

• к XI-XIII вв. завершилось его принятие высшими слоями общест­ва, элитой;

• примерно ко втор. пол. XIII в. оно было принято городским насе­лением.

В массе же крестьянского населения христианство получило рас­пространение и стало истинной верой только ко второй половине XVI в.

Принятие христианства оказало влияние на все стороны культур­но-исторического процесса вРоссии.

Среди его социокультурных последствии имевших единовре­менный или постоянный характер, можно выделить:

• принятие новой веры и переход от политеизма к монотеизму;

• постепенная христианизация Руси (X-XVI вв.);

• искоренение язычества и борьба с остатками древней веры, обря­дами, обычаями, праздниками и т.п., которая растянулась на столе­тия ввиду того, что языческие верования были тесно связаны схо­зяйственной деятельностью, природой, естественными потребно­стями и желаниями человека, основывались на оптимизме и жиз­нелюбии;

• гонения церкви на устные предания, языческую мифологию и фольклор, в результате чего они не были своевременно закреплены в письменной традиции (записи начались только с конца XVII в.) ине воспринимались как составная часть истоков, корней отечест­венной культуры;

• формирование и длительное существование православно-языческого синкретизма или «двоеверия»;

• христианская проповедь милосердия, смягчения нравов, отказа от кровной мести, многоженства, рабовладения, кровавых жертво­приношений и т.п.;

• становление русской православной церкви как института и духо­венства (священства и монашества) при поддержке княжеской вла­сти, складывание церковной иерархии;

• появление и распространение монастырей, формирование мона­стырской культуры;

• внедрение в народный быт новой христианской обрядности - кре­щения, венчанья, отпевания, православных праздников - святцев и т.д.;

• утверждение нового типа сознания, православной системы ценно­стей, в основе которой были жесткие ограничения, строгое выпол­нение нравственных принципов, религиозная этика, для которой характерно вычленение грехов, символизирующих отпадение че­ловека от Бога и святости как идеала, противоположности греха;

• ориентация человека - верующего христианина на покорность и смирение, духовное преображение, стремление к самоусовершен­ствованию, что стимулировало распространению такого феномена русского православия как духовность;

• появление отечественных православных святых (первыми были канонизированы представители княжеской династии Рюрикови­чей Борис и Глеб);

• распространение письменности (кириллицы), обучение грамоте и формирование письменной, книжной культуры;

• развитие древнерусской литературы;

• распространение церковного и светского каменного строительства (архитектура церковная);

• появление изобразительного искусства - иконописи, фрески, мо­заики, миниатюры;

• влияние церкви на общественно-политическую и хозяйственную жизнь страны. Например: требование многодневных постов при­вело к большому употреблению овощей в повседневном рационе и вызвало развитие овощеводства; лучшими огородниками были монахи; храмовое строительство повлияло на развитие мастерства: русские мастера овладели приемами каменной кладки и т.п. Вышеперечисленные социокультурные последствия принятия хри­стианства не являются исчерпывающими, но все они сказались на раз­витии русской культуры.








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 4696;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.