Православная церковь и государство

После принятия христианства православие постепенно стало ока­зывать влияние на этническое сознание и культуру. Влияние русской церкви распространялось на все стороны общественной жизни. Госу­дарственные акты, праздники (церковные и государственные), освеще­ние и богослужения по поводу начала и окончания любого мероприя­тия; регистрация актов регистрации рождений, браков и смерти — все это было в ведении церкви.

Княжеская власть активно влияла на становление и укрепление православной церкви на Руси. Сложилась система материальной под­держки церкви. Православный храм становится центром не только ду­ховной, но и общественной и хозяйственной жизни прихода, особенно сельского.

Церковь заняла важное место в политической жизни страны. Кня­зья, начиная с Владимира, призывали митрополитов и епископов к уча­стию в государственных делах; на княжеских съездах на первом месте после князей было духовенство. Русская церковь выступала в княже­ских междоусобицах как умиротворяющая сторона, она ратовала за со­хранение мира и благо государства. Эта позиция церкви отразилась в богословских и художественных произведениях.

Духовенство было наиболее образованным слоем общества. В тру­дах деятелей церкви выдвигались общезначимые идеи, осмыслялось положение России в мире, пути развития русской культуры. Русская православная церковь в период раздробленности Руси и монголо-татарского нашествия была носителем православной веры, позволяю­щим поддерживать в народном сознании единство Руси.

С середины XIV в. постепенно начинается культурный подъем, развитие просвещения, распространение грамотности и накопление на­учных знаний во всех областях. Оживляются внешние контакты за счет дипломатических связей, паломничества к святым местам, торговли. В результате расширяется кругозор людей. С XV в. более активно проис­ходит процесс формирования русской национальной идеи, культурно-религиозного самоопределения народа. Он проявился в осмыслении места России и мире, путей ее дальнейшего развития и национальных приоритетов. Определенным толчком в этом направлении стала Фло­рентийская уния 1439 г. (союз католической и православной церквей). В результате сложных политических и религиозных процессов русская православная церковь в 1539 г. стала автокефальной - самостоятель­ной, с патриархом во главе.

Формулируется политическая теория российской государственно­сти. В ее основе две идеи:

• преемственность власти Московских князей от князей Владимир­ских и Киевских и даже римских императоров («Сказание о князь­ях владимирских»);

• божественное освещение царской власти от Византии и констан­тинопольских императоров.

Одновременно, сконца XV в., начинается спор о месте церкви в государстве. Этот процесс нашел свое выражение в религиозно-богословских спорах "нестяжателей" (Нил Сорский, Вассиан (Патрике­ев)) с "иосифлянами" (Иосиф Волоцкий); появлении ересей "стриголь­ников", "жидовствующих" и "новгородско-московской ереси".








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 959;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.