ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX В.

10.1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ XIX В.

Человечество вступало в XIX столетие под знаком великих дости­жений в области науки, техники и искусства. Многое из того, что ныне стало привычной приметой цивилизации, впервые появилось именно в XIX в.: железные дороги, пароходы, автомобили, телеграфная и теле­фонная связь, радио, электрическое освещение, фотография, кинемато­граф. XIX в. принес больше открытий и изобретений, чем все предше­ствующие столетия вместе взятые. В XIX в. начала складываться миро­вая капиталистическая система хозяйства, мировой рынок, капитализм вышел за пределы Европы, обнаруживая тенденцию к превращению в мировую систему, а история становилась всемирной историей. Форми­рование мировой культуры как целого, как единства многообразия -национальных культур, художественных школ и т.д., - поставило про­блему диалога культур.

Выдающиеся мыслители современности О. Шпенглер. И. Хейзин-га, X. Ортега-и-Гассет назвали XIX в. веком классики, когда буржуаз­ная цивилизация достигла зрелости и вступила в стадию кризиса. Культура XIX в. базируется на тех же мировоззренческих посылках, что и вся культура нового времени. Это — рационализм, антропоцен­тризм, сциентизм,европоцентризм и др.

Испанский философ X. Ортега-и-Гассет пишет о трех факторах,которые сделали возможным создание нового мира: демократия, экс­периментальная наука и индустриализация. XIX в. - это эпоха пара и электричества, телефона и телеграфа.

Эта эпоха дала миру Бетховена, Байрона, Гейне, Гофмана, Гегеля, Энгра, Делакруа, Гойю, Бальзака, Шуберта, Шопена, Верди, Вагнера, Флобера, Моне, Мане, Ван Гога, импрессионистов, постимпрессиони­стов, Родена, Орта, Вельде, Эйфеля, Гауди и многих других, чье твор­ческое наследие составило основу непреходящей духовной культуры современного человека.

В истории художественных течений в XIX в. можно наметить та­кую последовательность: в конце XVIII и первых десятилетиях XIX в. господствовал неоклассицизм, трансформировавшийся в стиль ампир; к этому же времени относятся зарождение и начальные проявления ро­мантизма. 1810-1840-е гг. - широкое распространение романтизма, его героический период. В 1840-1870-х гг. происходило сложение тео­рии и практики реализма как особого художественного направления; в искусстве усиливаются демократические тенденции. Архитектура тех лет отмечена пластическими излишествами, смешением стилей - явле-ние, называемое эклектикой. В то же время в зодчестве утверждались новые идеи и новые материалы. В 1860-1880-х гг. - расцвет импрес­сионизма. К 1880-1890-м гг. относятся сложные художественные ис­кания - постимпрессионизм, зарождение символистских и экспрес­сионистических тенденций, поиски нового синтезирующего стиля, по­лучившего название «модерн».

Характерная черта искусства XIX столетия - отсутствие единой эс­тетической доминанты - видовой, родовой, жанровой. Происходит своеобразная «передислокация» видовых и жанровых форм художест­венного освоения действительности. Архитектура, которая в предшест­вующие эпохи занимала первое место, отодвигается на задний план; она так и не может решить основную дилемму XIX в. «красота - поль­за». Другие виды искусства выдвигаются на авансцену: в романтизме -поэзия и музыка, в реализме - социальный роман. Это касается и прин­ципиально новых способов художественного творчества, порожденных развитием техники - фотографии, кино, рекламы и т.д., способствую­щих дальнейшему «обмирщению» искусства.

10.2. РОМАНТИЗМ: ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА, ТЕАТР, ОПЕРА, БАЛЕТ

Попытки преодоления односторонности рационализма и модели­рование целостной гармонической личности в художественной культу­ре предопределили главные направления ее развития в XIX в. Оно по­шло сначала по пути романтизма (фр. - romantisme; от ср. - век. Roman - роман), а затем, когда возможности романтизма были во многом ис­черпаны, - по пути социально-аналитического искусства реализма.

Романтизму свойственны: отвращение к буржуазной действи­тельности, решительный отказ от рационалистических принци­пов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу ра­зума, который был характерен для просветителей и писателей но­вого классицизма.

Нравственно-эстетический пафос романтизма связан с утвержде­нием достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Образам героев романтического искусства свойст­венны изображение незаурядных характеров и сильных страстей, уст­ремленность к безграничной свободе.

Революция провозгласила свободу личности. Но она породила и дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос сво­боды и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека. Романтики основой искусства провозгла­сили субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.

Зародившись в Германии, где были заложены основы романтиче­ского мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стреми­тельно распространяется по всей Европе. Он охватил все сферы духов­ной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пла­стические искусства.

Литература. Немецкий романтизм

Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763-1825 гг.), Генрих фон Клейст (1777-1811 гг.). Генрих фон Клейст был талантливым драматургом, новеллистом и поэтом. Его творчество связано с эпохой освободительной войны против Наполео­на. (Драмы - «Амфитрион», «Шентезилея», «Кетхен из Хейльбронна», комедия - «Разбитый кувшин»).

Вершина романтизма - творчество Эрнста Теодора Гофмана (1776-1822 гг.). Самый крупный писатель немецкого романтизма Гоф­ман был необычайно одарен — он был также талантливым музыкантом, блестящим карикатуристом. Его широко известным произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск («Эликсир дьявола», «Золотой горшок», «Повелитель блох»). Элементы сатиры особенно заметны в сказке «Маленький Цахес» (1819 г.). Огромную роль в твор­честве Гофмана играла музыка. В 1821-22 гг. Гофман написал книгу «Записки кота Мурра», где композитор Крейслер противостоит коту Мурру, воплощающему мир обывательщины. Гофман - один из осно­воположников немецкой романтической музыкальной эстетики и кри­тики. Он автор одной из первых романтических опер - «Ундина».

В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797-1856 гг.) -великий поэт Германии, сочетавший в своем творчестве романтику и иронию. Вершиной идейного развития великого поэта стали «Совре­менные стихотворения» (1839-46 гг.) и поэма «Германия. Зимняя сказ­ка» (1844 г.). В «Зимней сказке» Гейне осмеивает отживший феодаль­ный мир, защищает идею революционной борьбы за единую Герма­нию. Революция 1848 г. потерпела поражение, это стало для Гейне ис­точником духовной трагедии. Последняя книга стихов Гейне «Роман-серо» (1851 г.) содержит мысль о торжестве зла над добром. Гейне не­примиримо относится к реакционной Германии.

Литература. Английский романтизм

В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1766-1824 гг.). Его поэма «Па-ломничество Чайльд Гарольда» опоэтизировала романтического бунта­ря-индивидуалиста, образ которого был типичен для посленаполеонов-ской поры. В центре произведений Байрона образ мрачного, разочаро­ванного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного обще­ства на Восток, где еще можно найти страсти и яркие чувства. В вос­точных поэмах «Гяур», «Корсар», «Абидосская невеста», «Лара» и др. герой Байрона становится более активным, борется против восточного владыки, деспота и тирана. Сила этих поэм - в неукротимости общест­венного протеста.

Байрон - автор философских поэм, облеченных в драматическую форму - «Манфред» и «Каин». Одно из лучших произведений поэта -роман в стихах «Дон-Жуан», оставшийся незавершенным. В ней Бай­рон защищает свой идеал - политическую свободу, но осуществить ее можно, по мнению поэта, лишь на лоне природы, вдали от тирании ци­вилизованного общества. Активный гуманизм и пророческие предви­дения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.

Английский романтизм представляют также Дж. Ките(1795-1821 гг.) и П.Б. Шелли(1792-1822 гг.).

В целом романтизм способствовал более углубленному философ­скому познанию, многостороннему художественному обобщению про­цесса развития человека и мира со всеми свойственными им противо­речиями. Он обогатил культуру непреходящими по своему значению духовными ценностями и проложил новые пути для ее развития.

Консервативный романтизм

Во Франции первой трети XIX в. романтизм был основным на­правлением литературы. Центральная фигура - Франсуа Ренеде Ша-тобриан(1768-1848 гг.). Он представлял консервативное крылоэтого направления. Все написанное им - это полемика с идеями Просвеще­ния и революции. В трактате «Дух христианства» прославляется «кра­сота религии» и мысль о том, что католицизм должен служить основой и содержанием искусства. Спасение человека, по мнению Шатобриана, в религии. Шатобриан писал напыщенным, цветистым, ложно глубо­комысленным стилем.

Сторонницей либеральных идей была Жерменаде Сталь (1766-1817 гг.), много сделавшая для обоснования принципов романтизма. В романах «Дельфина», «Коринна» писательница защищает право жен­щины на свободу чувства. В 1803 г. Наполеон выслал ее из Парижа за выступления в защиту политической свободы, она писала о том, что нация обладает отличительными свойствами, только будучи свобод­ной.

К направлению консервативного романтизма принадлежит творче­ство Альфредаде Виньи(1797-1863 гг.). Им написаны поэмы, драмы и исторический роман «Сен-Map», повествующий о заговоре дворян против кардинала Ришелье. В центре произведения - одинокая гордая личность, презирающая толпу.

Особое место занимает во французском романтизме творчество Альфреда де Мюссе(1810-57 гг.) - в «Испанских и итальянских сказ­ках» автор иронически трактует романтические мотивы. Герои его пьес - молодые люди, не удовлетворенные действительностью, нахо­дящиеся в разладе с ней и не способные порвать с ней. В романе «Ис­поведь века» он говорит о представителе поколения 30-х гг., которое глубоко разочаровалось прозаической действительностью буржуазной Франции.

В литературе Франции XIX в. выделяют прогрессивный роман­тизм,представителями которого считают Виктора Гюго и Жорж Санд.

Виктор Гюго(1802—85 гг.) прошел сложный путь развития. В 1827 г. им были сформулированы принципы новой, романтической драматургии. Он критикует правила «трех единств» (комедия, драма, трагедия), выступает против строгого разграничения жанров, утвер­дившихся в классицизме. Гюго требовал свободы и естественности, не отрицая значения «местного колорита», признавал возможным смеше­ние трагического и комического. Этот манифест, изложенный Гюго в предисловии пьесы «Кромвель», сыграл положительную роль в осво­бождении литературы от канонов классицизма.

Выдающиеся романы Гюго - «Собор Парижской Богоматери», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Особое место зани­мает роман «Отверженные», затрагивающий самые острые социальные проблемы XIX в. Живым воплощением революционного духа народа стал на страницах романа обаятельный образ мальчика Гавроша.

В 1874 г. вышел последний роман Гюго «Девяносто третий год», посвященный Французской революции. Симпатии Гюго - на стороне революционных идей, но разрешить противоречия между революцион­ной борьбой и гуманным чувством, между террором и милосердием ему не удается.

Музыка. Романтическое направление

Романтическое направление в музыке оказалось на редкость бога­тым выдающимися дарованиями: Р. Шуман, Э.Т.А.Гофман, К.М.Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Дж. Мейербер.Романтические оперы создавали также Р.Шуман, Ф. Флотов, О. Никалаи.

Пробуждение общественно-политической жизни Италии, насту­пившее после Великой французской революции, вызвало перелом в развитии итальянского национального искусства. Новое направление оперного жанра связано с именем Дж. Россини(1792-1868 гг.), уже в первых операх «Танкред», «Итальянка в Алжире» предпринята попыт­ка реформы оперы. Россини не только преобразовал жанр оперы-сериа (серьезная опера), драматизировав ее и расширив средства художест­венной выразительности, но и оперы-буффа (комическая опера), обо­гатив ее реалистическое содержание и заострив сатирические черты. Россини обращался к произведениям Вольтера, Шекспира, В.Скотта, Бомарше. Шедевр оперы-буффа Россини и мирового музыкального ис­кусства - «Севильский цирюльник», в котором значительность сюжета сочетается с жизненной яркостью и остротой характеристик.

В итальянском музыкальном искусстве XIX в. романтическое на­правление представлено также творчеством В.Беллини и Г.Доницетти.Они - последователи Дж. Россини. Творчество Россини оказало влияние на развитие французской героико-романтической опе­ры. Лучшая опера В.Беллини (1801-35 гг.) - «Норма». Произведения Беллини отличает глубокий лиризм, страстность, выразительность ме­лодий. Ему свойственна романтическая приподнятость. Он внес боль­шой вклад в развитие бельканто.

Идеи романтизма нашли отражение в творчестве венгерского ком­позитора, пианиста и дирижера Ф. Листа.Представителем романтизма был польский композитор и пианист Ф. Шопен.

Музыка. Шедевры оперного искусства

В Италии, в XIX в., в условиях политической реакции опера про­явила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства. Сцены были построены свободно, с гибким переходом от речитатива к монологу, от соло - к ансамблю. Важное место отводи­лось оркестру. У Верди полное слияние музыки с драматическим дей­ствием. Все его произведения пользовались большой популярностью. Его произведения постоянно в репертуаре оперных театров мира. Де­мократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность.

Во Франции получила развитие лирическая опера, которая отлича­ется от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заим­ствованными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Вер-тер» Ж. Массне,«Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно,«Гамлет» А.Тома и др. Лучшей во всем французском искусстве признана опера Ж. Бизе«Кармен». П.И.Чайковский признавал ее в "полном смысле слова шедевром".

Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра - оперетты - легкой оперы, включающей и танец, и диалог (про-изошла от комической оперы). Родина оперетты - Франция, а родона­чальники - композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах. Композитор, орга­нист, певец, либреттист Ф. Эрве(1825-92 гг.) во многих произведениях пародировал традиционные оперные формы. Им написаны «Маленький Фауст» и «Мадемуазель Нитуш».

Композитору, дирижеру, виолончелисту Ж. Оффенбаху(1819-80 гг.) мировую славу принесли оперетты «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь» и др., а также опера «Сказки Гофмана».

Театр. Балет

Становлению прогрессивно-романтического театра во Франции способствовало творчество таких прогрессивных писателей, как Ж. де Сталь, Ф. Стендаль, В. Гюго, П. Мериме.

Вершина драматургии - драмы В. Гюго.Лучшие его пьесы - «Ма­рион де Лорм», «Эрнани», «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз».

Особенно яркое выражение романтизм получил в балете.Сюжеты романтизма - противоречие между мечтой и действительность. Отре­шенность от всего земного и вечное стремление к красоте, высоким идеалам, сильные страсти, мир грез, мечты и иллюзорности - обусло­вили отход от пантомимы и изобразительных средств танца. С утвер­ждением романтизма в балетном спектакле главенствующее положение заняла танцовщица, получила развитие прыжковая техника, возникла техника танца на пальцах (пуантах), что открыло новые выразительные возможности.

Первой танец на пуантах начала использовать итальянская тан­цовщица Мария Тальони(1804-84 гг.). Самыми знаменитыми роман­тическими балетными спектаклями являются «Сильфида» и «Жизель». Первая постановка «Сильфиды» состоялась в Парижской опере. На ру­беже XIX-XX вв. возникает новое стилистическое течение - танец-модерн, яркими представительницами этого танца были американские танцовщицы Лои Фуллер и Айседора Дункан.

10.3. РЕАЛИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

Реализм(фр.- realisme - вещественный) - один из самых трудных для определения терминов. В широком смысле слова: стремление к бо­лее полному, глубокому и всестороннему отражению реальности во всех ее проявлениях.

Реализм как направление сформировался в 40 -70 гг. XIX в. В реа­листическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость дета­лей и показ типических характеров в типических обстоятельст­вах, -главный принцип реализма.Реализм не противостоит роман­тизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуаз­ных общественных отношений, за национальное и историческое свое­образие произведений искусства.

Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицеме­рие. По идейной целенаправленности он становится критическим реализмом.Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма исоциальной справедливости.

Образцом реалистической поэзии Франции XIX в. стал поэт Пьер Жан де Беранже(1780-1857 гг.). Блестящим представителем критиче­ского реализма был Фредерик Стендаль(собств. Анри Бейль, 1783-1842 гг.). Романы Стендаля - «Красное и черное», «Пармская обитель».

Крупнейший представитель западноевропейского реализма - Оно-ре де Бальзак(1799-1850 гг.). Его главное произведение - эпопея «Че­ловеческая комедия» должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества. Бальзак создал 90 романов и новелл, в эпопею вошли: "Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио» и др. Произведения Бальзака глубоко драматичны, в них изображена власть «денежного принципа», разла­гающего старые патриархальные связи и семейные узы, разжигающего пламя эгоистических страстей.

Мастером новеллы был Проспер Мериме(1803-70 гг.). Его новел­лы лаконичны, строги, изящны: «Кармен», «Хроника времен Карла IX».

Крупнейшим представителем нового этапа реализма был Гюстав Флобер(1821-80 гг.). Флобер призывает художника «уйти в башню из слоновой кости», служить красоте. Выдающееся произведение Флобера - «Мадам Бовари».

Антибуржуазная направленность, острота социального анализа ха­рактерны и для Ги де Мопассана(1850-93 гг.). Лучшие его произведе­ния - романы - «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан» и др. Мопас­сан - мастер новеллы и рассказа.

Английская и шотландская литература

Шотландского писателя Вальтера Скотта(1771-1832 гг.) сближал с романтиками интерес к Средневековью. Но всемирную известность ему принесла реалистическая проза.Вальтер Скотт - создатель исто­рического романа («Квентин Дорвард», «Роб Рой», «Айвенго» и др.). Один из великих художников мировой литературы - ЧарльзДик­кенс (1812-70 гг.), он основоположник и лидер критического реализ­маанглийской литературы, выдающийся сатирик и юморист («Записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста»). Однако произ­ведения Диккенса полны глубокого драматизма.

В конце XIX в. реалистическое направление английской литерату­ры было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Дж. Голсуорси, Д.Б. Шоу и Г.Д. Уэллса.

Джону Голсуорси(1867-1933 гг.), в частности, принадлежат три­логия «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия», где дана эпичес­кая картина нравов буржуазной Англии.

Наиболее известные произведения Джорджа Бернанда Шоу(1856-1950 гг.) - «Дом вдовца», «Пигмалион», пьесы «Цезарь и Клео­патра», «Святая Иоанна». Шоу - лауреат Нобелевской премии 1925 г. Он написал более 50 пьес и стал притчей во языцех как остроумный человек. Его произведения насыщены афоризмами, пронизаны мудры­ми мыслями. Вот одна из них: «В жизни существуют две трагедии. Од­на - когда вы не можете добиться того, что желаете всем сердцем. Вторая - когда вы добьетесь этого».

Герберт Джордж Уэллс(1866-1946 гг.) - классик научно-фантастической литературы. В романах - «Машина времени», «Чело­век-невидимка», «Война миров» писатель опирался на новейшие науч­ные концепции своего времени. Проблемы, возникающие перед людь­ми в связи с научно-техническим прогрессом, писатель связывает с со­циальными и нравственными прогнозами развития общества: «История человечества все более и более становится состязанием между образо­ванием и катастрофой».

10.4. АРХИТЕКТУРА

Ампир

Неоклассицизм времен Наполеона Iполучил название ампир. Главным мероприятием Наполеона в области архитектуры стала ре-констукция Парижа.Предполагалось связать средневековые кварталы системой проспектов, пересекающих город по оси «восток-запад». Ан­самбль парадного центра города включал дворцовые комплексы Лувр и Тюильри, площадь Согласия. Система радиальных улиц и двойное кольцо бульваров положили конец средневековой замкнутости кварта­лов и связали город в единое целое. Некоторые кварталы (например, улица Риволи), проложенная от площади Согласия к Лувру, были за-полнены типовой застройкой (1801 г., арх.Ш. Персьеи П.-Ф.-Л. Фон-тен).

Было установлено несколько монументов, прославлявших победы императорской армии. Например, триумфальная колонна на Вандом-ской площади (1806-10 гг., арх. Ж.Б. Лепер, Ж. Гондуэн) повторила форму Колонны императора Траяна, а въездные ворота дворца Тюиль-ри (1806-07 гг., арх. Ш. Персье и П.-Ф.-Л. Фонтен), уменьшенная копия знаменитой Триумфальной арки императора Септимия Севера.

Старые города Европы росли и перестраивались. Удачной оказа­лась реконструкция Вены.На месте снесенного пояса городских ук­реплений проложили широкую зеленую магистраль Ринг («кольцо»), которую застроили внушительными общественными и жилыми зда­ниями.

Появилась новая форма жилого здания - доходный дом, где квар­тиры сдавались внаем жильцам разного достатка. Из-за дороговизны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь - так формировался современный тип западного многоэтажного города. Ста­ли появляться однотипные дома стесными дворами-колодцами.

В XIX в. западная архитектура пережила технологический перево­рот: появились новые материалы (чугун, сталь, железобетон) и методы строительства.

Эклектика

В европейском зодчестве середины XIX столетия восторжествова­ла эклектика - архитектурное направление, основанное на воспроиз­ведении конструктивных и декоративных форм различных стилей.

Характерный пример эклектики - застройка венского Ринга (60-80-гг). Наиболее известные архитекторы - Генрих фон Ферстель, Гот-фрид Земпер, Карл Эрхард фон Хазенауер, Теофилиус Эдвард фон Хансен, Алексанр Виллеман.Хотя эклектика - явление «массовой культуры», были среди мастеров и творческие индивидуальности, та­кие как французский архитектор Жан Луи Шарль Гарнье(«Гранд-Опера», 1861-75 гг.). Выдающийся немецкий зодчий Г.Земперпостро­ил Дворцовый театр в Дрездене (1838-41 гг., перестроен в 1871-78 гг.). Но самыми знаменитыми постройками XIX в. стали Хрустальный дворец и Эйфелева башня.

Джозеф Пакстон(1801-65 гг.) в 1851 г. построил павильон для всемирной выставки в Лондоне. Хрустальный дворец поразил совре­менников своей конструкцией и технологией строительства, он стал прообразом архитектуры будущего, так как нес в себе признаки новой, функциональной архитектуры, не обращающейся к известным стилям прошлого, свободной от декоративных деталей. Хрустальный дворец состоял из металлических и стеклянных элементов, (высота централь-ного нефа - 20 м, длина - 563 м), легкий металлический каркас созда­вал впечатление невесомости, сквозь потолок и стены свободно прони­кал свет. Уникальное сооружение Пакстона простояло до 1936 г., когда было уничтожено пожаром.

Подлинным триумфом металлических конструкций, гимном ме­таллу стала знаменитая Эйфелева башня (1887-89 гг.), сооруженная по проекту инженера Александра Гюстава Эйфеля(1832-1923 гг.).

Эйфелева башня - символ Парижа. Г. Эйфель выбрал для башни форму многократно увеличенной мостовой опоры. Благодаря конст­руктивному расчету башня обрела высокую степень прочности. Подъ­емники, во время строительства доставлявшие детали наверх, превра­тились в пассажирские лифты. Посетители поднимались на смотровые площадки, с которых открывался вид и на ансамбль выставочных зда­ний, и на город. Выполнив роль великолепной рекламы технических и художественных возможностей нового строительного материала — ме­талла, она стала достопримечательностью французской столицы.

Этот «бросок в будущее» нашел практическое применение только в XX в.: 300-метровая башня стала использоваться для радио и телеви­дения. Эйфель также строил смелые по конструкции мосты и виадуки.

10.5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Романтизм

Начало романтизма во французской живописи связано с творчест­вом Теодора Жерико(1791-1824 гг.). Главная его работа - «Плот «Медузы», на котором изображены люди, потерпевшие кораблекруше­ние и затерянные среди океана. Эта картина - манифест романтизма в живописи. Жерико уже был свободен от классицистического влияния и деления сюжетов и жанров на возвышенные и низменные. Художник находит для ее выражения стремительный ритм, интенсивность кон­трастов светотени, этому способствует насыщенная живописность цве­та.

Замечательнейшее явление романтизма - живопись Эжена Делак­руа (1798-1863 гг.), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байро­на и создавшего ряд исторических композиций. Шедевр его творчества - картина «Свобода, ведущая народ», написанная в разгар революци­онных событий 1830 г. и воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма. Делакруа отверг академические догмы, но не изменил тяге к античному искусству. Делакруа считается создателем историче­ской живописи Нового времени.

Романтики сделали более массовым и демократичным искусство графики, создав новые гибкие формы в литографии и книжной гравюре на дереве.

С романтической школой связано и творчество крупнейшего гра­фика-карикатуриста Оноре Домье(1808-1879). Его считают великим художником, творчество которого возникло на переломе от романтиче­ской эпохи к эпохе расцвета реализма в 40-70-е гг. XIX в. Благодаря литографии получили распространение его работы «Законодательное чрево», «Улица Транснопен», «Печатник, ставший на защиту свободы печати». Домье-живописец владел монументальной цельностью и ост­ротой восприятия, стремительной силой экспрессии и лирической неж­ностью.

Реализм

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. Главный признак реализма - постижение социального характера человека.

Лучшие черты французского народа иего передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карно. Их не допускали на выставки, травили в газетах ижурналах. Им противо­стояла масса дельцов от искусства.

Жан Франсуа Милле(1814-75 гг.) в своих эпических, монумен­тальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс», «Крестьянка, пасущая корову», «Весна»).

Гюстав Курбе(1819-77 гг.) в «Дробильщиках камня» и «Вязаль­щицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах в Орнане» - значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов как «Портрет Шо­пена». Его творчество - борьба за демократические идеи, принципы реализма, правдивое искусство, близость искусства к жизни. Курбе первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Ху­дожник придал жанровым сценам монументальную значительность, которая допускалась прежде лишь в исторической живописи. Курбе и Милле стали предшественниками импрессионизма.

Произведения Эдуарда Мане(1832-83 гг.) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характери­стика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нана»), которые донесли до наших дней облик тогдашней Франции. Хотя Мане в первых картинах пытался переос­мыслить образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия»), затем он стал создавать картины на бытовые, исторические, революционные темы. Сильнейшая страница в истории французского критического реализма - его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» - об одиночестве человеческого существования. Предвосхитив импрессионизм, он обратился к светлой пленэрной жи­вописи («Аржантей»).

Расцвет английской живописи приходится в XIX в. на первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи. Одним из наиболее самобытных художников своего времени был Уильям Тернер(1775-1851 гг.) - «Кораблекрушение» и др.

Глубоко реалистичным было искусство Джона Констебля(1776-1837 гг.), одного из величайших английских художников. Его искусст­во правдиво, демократично, родственно гуманистической лирике при­роды. Он впервые ввел в обиход живописцев XIX в. этюды. Лучшие его работы - «Телега для сена», «Хлебное поле», «Прыгающая лошадь» и др.

Франсиско Гойя

Один из величайших живописцев и графиков Испании, оказавший влияние на все европейское искусство XIX-XX в. - Франсиско Гойя(Гойя-и~Лусьентес Франсиско Хосе де (1746-1828 гг.). Им создано ог­ромное число прекрасных фресок, картин, офортов, литографий, ри­сунков.

Творчество Гойи проникнуто подлинно национальным духом, но оно отличается от творений его современников. В его работах вдохно­венно отражено его время, причем он часто прибегал к аллегориям или сложным фантастическим образам. Им создана знаменитая серия офор­тов «Капричос» (80 листов, 1797-98 гг.), где перед нами предстает страшный мир чудовищ и уродств. Острая социальная сатира худож­ника направлена против бесправия, суеверия, невежества, тупости. В этих офортах - обвинение церкви, дворянству, властителям. Художест­венный язык «Капричос» прихотливо соединил гротеск и реальность, острую сатиру и проницательный анализ действительности.

Также значительна серия офортов «Бедствия войны» (82 листа, 1810-20 гг.) философски осмысляющая судьбы народа. Наиболее из­вестные картины художника - «Семейство короля Карла IV» (1804 г.), «Маха одетая», «Маха обнаженная» (обе ок.1802).

Импрессионизм

Импрессионизм - художественное направление, возникшее во Франции в поел, трети XIX в. Эстетические установки этого направле­ния характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного ми-pa художника, передать свои мимолетные восприятия, запечат­леть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности.

Его история сравнительно кратковременна - всего 12 лет (от пер­вой выставки картин 1874 г. - до восьмой в 1886 г.), после чего каждый из художников пошел своим собственным путем. Одна из картин на первой выставке принадлежала Клоду Монеи называлась «Impression. Soleil levant. 1872». (Впечатление. Восход солнца. 1872).В прессе слово («impression» - впечатление) иронически склоняли на все лады. Против ожидания, новое слово, произнесенное в насмешку, прижилось, поскольку оно выражало общее, что объединяло всех участников вы­ставки - субъективное отражение внешних, случайных простран­ственно-временных моментов действительности. Вэтом импрес­сионизм смыкается с натурализмом и субъективизмом, в результате импрессионистский метод приводит к отрицанию композиции и разло­жению художественной формы на составляющие ее элементы.

Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Мене, Поль Сезанн, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризои др., объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве.

Теория импрессионизма родилась позднее самого течения. Им­прессионисты стремились наиболее естественно и непредвзято запе­чатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Их «метод» основывался на передаче внешнего впечатления света, тени, реф­лексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок. Это позволяло зрительно растворить форму в окружающей свето-воздушной среде.

С исчерпывающей полнотой суть импрессионизма раскрылась в жанре пейзажа. Изображая природу, импрессионисты не просто бес­страстно фиксировали виденное, они вносили в пейзаж сопереживание, настроение, а обращение импрессионистов к жизни улиц, вокзалов, ка­фе, баров, образам современников разных сословий и профессий, к го­родскому пейзажу расширило рамки реалистического искусства. Стремление передать быстрый ритм жизни большого города, уловить мгновенное состояние природы, атмосферы, освещения привело к ос­вобождению палитры от темных, земляных красок и нанесению чис­тых, спектральных цветов.

Импрессионизм можно рассматривать и гораздо шире - как стиль, в котором отсутствует четко заданная форма, где предмет запечатлен в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое мгновение штрихах, обнаруживающих, однако, скрытые единство и связь. В этом, более широком смысле, импрессионизм проявился не только в живописи, но и в других видах искусства, в частности, в скульптуре, музыке.

Влияние импрессионизма

Современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден(1840-1917 гг.). Его драматиче­ское, страстное, героически возвышенное искусство прославляет кра­соту и благородство человека, оно пронизано эмоциональным порывом (группа «Поцелуй», «Мыслитель», «Вечная весна» и др.). Для него свойственна смелость реалистических исканий, жизненность образов, живописная энергическая лепка. Скульптура имеет текучую форму. Приобретает как бы незаконченный характер, что роднит его творчест­во и импрессионизмом и в то же время позволяет создать впечатление мучительного рождения форм из стихийной аморфной материи. Эти качества ваятель сочетал с драматизмом замысла, стремлением к фило­софским размышлениям («Бронзовый век», «Граждане Кале»). Худож­ник Клод Моне назвал его «великим из великих». Родену принадлежат слова: «Скульптура - это искусство углублений и выпуклостей». Огюст Роден оставил творческое завещание потомкам, в котором изложил свои принципы в искусстве. Среди них были: «Пусть единственной вашей богиней будет природа». Творчество Родена было новаторским, плодотворным, оно дало импульс художественным исканиям многих мастеров европейской скульптуры XX в.

Влияние импрессионизма прослеживается в творчестве многих пи­сателей, художников, композиторов, представляющих различные твор­ческие методы, в частности, братьев Гонкур, К. Гамсуна, P.M. Риль­ке, Э. Золя, Г. де Мопассана.

С 1880-х гг. импрессионизм стал проявлять себя в музыке. Под­тверждением тому служит творчество К. Дебюсси. М. Равеля, П. Дю-ка, Ф. Шмита, Ж. Роже-Дюкасаи др. французских композиторов, стремившихся зафиксировать едва уловимые психологические состоя­ния, вызванные созерцанием внешнего мира. В их творчестве были предприняты попытки приблизить язык музыки к языку изобразитель­ного искусства, создавать живописные музыкальные образы. Во взаи­модействии и полемике с импрессионизмом в художественной культу­ре Франции возникли течения неоимпрессионизма и постимпресио-низма.

Постимпрессионизм

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в пост­импрессионизме. Яркими представителями этого направления были художники Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Поль Гоген, Анри де Ту-луз-Лотрек, Жорж Сера, Поль Синьяк, Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйари др. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Каждый из них представлял собой яркую индивидуальность и оставил глубокий след в искусстве.

В творчестве постимпрессионистов пейзаж также оставался веду­щим из жанров. Но главным объектом для них все же оставался че­ловек.Интерпретация его образов в портрете и бытовых картинах по­лучила несвойственную импрессионистам заостренность, иногда тра­гизм. В творчестве мастеров постимпрессионизма много общего: тяго­тение к символу, декоративность, увлечение линейной ритмикой, силу­этом, плоским пятном, что сближает их произведения со стилистикой модерна. Однако работы художников этого направления «не уклады­ваются» в один стиль, они оригинальны, неповторимы. В отличие от импрессионистов, свое внутренне «Я» они выражали гораздо активнее. Им не удалось создать творческих объединений.

Творчество Винсента Ван Гога(1853-90 гг.) - ярчайший пример постимпрессионизма. В его творчестве два периода:первая половина 80-х гг. и последние три года жизни, когда он был тяжело болен. Ху­дожник создал произведения, оставившие неизгладимый след в миро­вой культуре. Творчество Ван Гога имеет пессимистический, тревож­ный, болезненный, экспрессивный характер. В его произведениях то восторг перед жизнью, миром, то чувство одиночества и щемящая тос­ка. Его картины «Хижины», «Спальня», изображающие простые дома или комнаты, полны драматизма. Впечатление напряженности усили­вается особым приемом наложения краски резкими, иногда зигзагооб­разными или параллельными мазками, идущими при изображении, на­пример, земли или хижины в одном направлении, а неба - в другом, противоположном. С необычайной обостренностью восприятия он пи­шет природу (цветы, деревья, траву), архитектуру, людей. Его пейзажи пронизаны страстным жизнелюбием. В них - сочетание ярких цветов, выразительный ритм рисунков и смелые свободные композиционные решения «Ночное кафе», «Красные виноградники в Арле». Остается сожалеть о том, что при жизни Ван Гог не пользовался известностью, его огромное влияние на искусство сказалось много позднее.

В целом же творчество постмпрессионистов выразило домини­рующие мотивы, и настроения своего времени, оказало большое влия­ние на развитие художественной культуры рубежа XIX-XX вв.

Модерн

Под влиянием эстетики символизма на рубеже XIX-XX вв. в архи­тектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве сфор­мировался стиль модерн, который стал стилем эпохи и получил раз­личные национальные проявления. В различных странах он именовался по-разному: в Англии и Франции - «ар нуво» (Art Nouveau, Modern Style), в Германии - «югендстиль» (Jugedstil), в Австро-Венгрии, Польше, Скандинавских странах - «сецессион» (Sezession), в России -новый стиль, или модерн. Рамки модерна узки - двадцать-тридцать лет. К художнику модерн предъявлял требование - быть универсалом.В произведениях модерна часто использовалась стилизация, художник обращался к культуре прошлого.

Стилистические особенности модерна определяются как пласти­ческие.Текучие, словно самообразующиеся формы, стелющийся по поверхности, стилизованный растительный орнамент - морские водо­росли, цветы (ирисы, лилии, орхидеи). Краски обычно неяркие, их со­четание очень изысканно. В живописи и графике произведения модер­на отличают плоские контрастные пятна цвета. Всю композицию опре­деляет декоративно-узорное начало, художественный язык очень выра­зителен. В архитектуре это проявляется в виде майоликовых панно, витражей, фризов или скульптурных рельефов.

Искусство модерна рационально.Каждый фрагмент занимает свое, тщательно продуманное место. Симметрия признается необяза­тельной. Ясность и простота общего решения сочетаются со сложно­стью отдельных деталей.

Модерн произвел переворот в книжной графике (в Англии - О. Бердсли, в России - объединение «Мир искусства»).

Модерн наиболее ярко представлен в архитектуре гостиниц, до­ходных домов, особняков, загородных вилл и дач. Представители мо­дерна использовали новые технико-конструктивные средства (стекло, бетон, железобетон, металл, керамику, майолику и др. материалы), сво­бодную планировку, своеобразный архитектурный декор. Все элемен­ты таких зданий подчинялись единому орнаментальному ритму и об­разно-символическому замыслу (А. ванде Вельде, В. Ортав Бельгии, Й. Ольбрихв Австрии, А. Гауди в Испании, Ч.Р. Макинтошв Шот­ландии). Снаружи здание выглядит как увлекательная несимметричная пространственная композиция, формы и украшения окон, дверей, лест­ниц самые разнообразные. Убранство фасадов достигает небывалой изощренности. Отсутствует вертикальное членение здания. Архитекту­ра сосредотачивается на создании бытового эстетического комфорта.

Модерн считают «последней фазой» прошлого века. XX в. будет разрабатывать проблему формирования среды человека, определенно поставленную в модерне. Именно в разработке этой проблемы модерну удалось стать стилем - в полном смысле этого слова.

Вопросы для повторения:

1. Расскажите о влиянии технического прогресса на формирование картины мира, новых мировоззренческих представлений и их от­ражении на культуру XIX в.

2. Назовите характерные для Западной Европы XIX в. стилевые на­правления художественной культуры.

3. Дайте определение романтизма и назовите представителей этого направления в литературе, музыке.

4. Дайте определение реализма и назовите представителей этого на­правления в изобразительном искусстве.

5. Назовите крупнейших художников, представителей импрессио­низма и постимпрессионизма.

6. Расскажите о значительных открытиях XIXв. в архитектуре и градостроительстве и предпосылках создания стиля модерн.

 








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1248;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.052 сек.