КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 8.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В развитии мировой художественной культуры Возрождение явля­ется эпохой исключительного значения. Термин «Возрождение» (фр. renaissance) впервые употребил известный живописец, архитектор и ис­торик искусства Дж. Вазари(1512-74 гг.) всвоей книге «Жизнеописа­ние наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIIIв., эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако истоки такого толкования культуры Италии XIV-XVвв. берут начало в самой этой эпохе.Как бы ни спорили ученые-историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс при­сущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая куль­тура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются явления возрождения в культурах других стран.

Основными чертами культуры Возрождения являются: антро­поцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности - возрождение антич­ных памятников искусства и античной философии, новое отноше­ние к миру. Названные черты тесно связаны друг с другом. Изучение одной в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этого интересного времени.

Ренессансная культура сложилась не во всех странах Европы. Она имела разный характер, и разные границы во времени. Классической страной Возрождения была Италия. Уже в конце XIII в. появились ро­стки нового мировоззрения и нового искусства (проторенессанс);яр­кое развитие эта культура получила в XV веке (Раннее Возрождение)и достигла вершины в начале XVI в. (Высокое Возрождение)- (1490-1530 гг.). Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVIв., но в Ве­неции он продолжается до конца столетия.

Почему классическая страна Возрождения - Италия? На Апеннин­ском полуострове раньше, чем в других странах Европы начали скла­дываться новые экономические отношения. Благодаря своему геогра­фическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела. Такими городами были Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция. Отличалась Италия и политическим ук­ладом. Она не была единой страной, а представляла ряд независимых, постоянно соперничавших и враждовавших друг с другом областей и городов. Уже в XI-XIIIвв. в некоторых из них произошли антифео-дальные революции, в результате которых эти города обрели самостоя­тельность и установили республиканскую форму правления.

Первенство среди итальянских городов-гос}'дарств принадлежало Флоренции, подобно Афинам в Греции. Городом управлял совет из глав различных цехов. В 1289 г. крестьяне были освобождены от кре­постной повинности, а в 1293 г. было принято "Установление Справед­ливости", которое лишало патрициев всех привилегий.

И, наконец, Италию выделяло еще одно важнейшее с точки зрения культуры, обстоятельство: именно здесь была заново открыта антич­ность. В забытых хранилищах разыскивали творения древних авторов: извлекали обломки колонн, прекрасные греческие и римские статуи, барельефы, горельефы. Измерения руин античных построек обнаружи­вали закономерности гармонических пропорций.

С определением основных черт связана и хронология эпохи итальянского Возрождения (Ренессанса).Периоды истории итальян­ской культуры принято обозначать названиями столетий:

• дученто - (XIII в.) - Проторенессанс;

• треченто (XIV в.) - продолжение Проторенессанса;

• кватроченто (XV в.) - Ранний Ренессанс;

• чинквеченто (XVI в.) - Высокий Ренессанс.

При этом хронологические рамки столетия не вполне совпадают с определенными периодами культурного развития: так, Проторенессанс датируется концом XIII в., Ранний Ренессанс заканчивается в 90-х гг. XV в., а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м гг. XVI в. Лишь в Венеции к этому периоду чаще применяют термин «венецианское Возрождение» или «поздний Ренессанс».

Основой изменений в сфере культуры явилось новое мировоз­зрение,обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы: Италии, Нидерландов, Франции, Германии, Англии. Земное существование было названо единственно реальным, а че­ловек - прекрасным или стремящимся к красоте. Аскетизм был отринут, а провозглашено право человека на наслаждение земны­ми радостями.

Складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир. Средние века были временем господства религии, утверждавшей ничтожество человека перед лицом Всемогущего Бога. Религиозный аскетизм провозглашал земной мир и человека воплощением греха и зла, призывал к непрерывной борьбе со страстями, к покаянию, умер­щвлению плоти, терпению и смирению в ожидании перехода в лучший потусторонний мир. Главным в новом - гуманистическом мировоззре­нии стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя.Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности. Идеаломстала гармони­ческая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая (homo universale - человек универсальный) личность. Свобода - вот самое драгоценное приобретение человека.

Образцы нравственного и прекрасного, языческую любовь ко все­му земному гуманисты (прежде всего Италии) находили в наследии ан­тичности - памятниках искусства, истории, философии. Отсюда и на­звание эпохи - Возрождение (по ит. - Ринашименто, по фр. - Ренес­санс), хотя изучение и увлечение античностью было следствием нового понимания жизни.

В области философии новое развитие и наполнение получили ан­тичные учения:

• стоицизм (Петрарка),

• эпикуреизм (Валла),

• неоплатоноизм (Фичино, Пико делла Мирандолла),

• пантеизм (Н. Кузанский, Парацельс, Кампанелла, Бруно).Согласно пантеистическим воззрениям,законы, управляющие

миром, есть внутренние закономерности природы. Бог понимался не как внешняя сверхъестественная сила, а отождествлялся с приро­дой.Возрождена была и древнегреческая идея тождества микрокосмо­са (человека) и макрокосмоса (природы).

В Мантуе в 1425 г. была основана первая гуманистическая школа (В. да Фельтре). Ее название - "Дом радости"- подчеркивало стрем­ление придать учению характер удовольствия, а не зубрежки.

В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки. Больших успехов достигают астрономия, география, анатомия, матема­тика: ХристофорКолумб в 1492 г. открыл Америку; Васко де Гаммав 1498 г. открыл морской путь в Индию; Америго Веспуччи(1499-1504), Магеллан (1519-22 гг.) и другие мореплаватели доказали шаро­образность Земли. Научной революцией стала гелиоцентрическая сис­тема Н.Коперника(опубл. в 1543 г.). Дж. Брунопод влиянием теории Коперника и Н. Кузанского создал учение о бесконечности Вселенной и сделал другие открытия.

ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА, ТЕАТР

Литература в силу своих возможностей наиболее многогранно отобразила эту сложную эпоху. Среди представителей культуры Воз­рождения есть личности, наиболее полно выразившие черты того или иного ее периода. Крупнейший представитель периода Проторенессан­са в Италии -Данте Алигьери(1265-1321 гг.).

Данте Алигьери - легендарная фигура, человек, в творчестве кото­рого проявились тенденции развития итальянской литературы и куль-туры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь», философский трактат «Пир» (оба произведения написаны на итальянском языке), трактат «О народном языке», сонеты, канцоны и другие произведения. Конечно, Данте более всего известен как автор «Илиады средних веков» - «Ко­медии», названной потомками Божественной. В ней великий поэт ис­пользует привычный для средневековья сюжет - изображает себя пу­тешествующим по Аду, Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия. Однако, несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение наполнено картинами жизни со­временной ему Италии и насыщено символическими образами и ино­сказаниями. Хотя образы, данные в «Божественной комедии», крепко связаны со средневековым мировоззрением, о возрожденческом харак­тере творчества автора говорят яркость языка и индивидуальность ее героев. Все творчество Данте и его «Божественная комедия», его кан­цоны, сонеты, философские произведения - свидетельствует о том, что грядет новая эпоха, наполненная неподдельным глубоким интересом кчеловеку и его жизни. В творчестве Данте и в самой его личности — истоки этой эпохи.

Истинным гуманистом был Франческо Петрарка(1304-74 гг.) -поэт, мыслитель, ученый, основатель науки (классической филологии). * Петрарка преклонялся перед античным миром. Всю жизнь он занимал­ся поиском и изучением древних рукописей. Он стремился целиком пе­ренестись в античный мир, писал письма Вергилию, Сенеке, Цицерону, Гомеру как своим друзьям. В поэтических и исторических произведе­ниях, написанных в подражание античным авторам, он прославлял идеалы Древнего Рима. Славу в веках Петрарке принесли его стихи, посвященные Лауре. Двадцать лет он воспевал Лауру при жизни и де­сять лет оплакивал после смерти, хотя не был даже знаком с нею. Его «Книга песен» стала образцом поэтического самовыражения и открыла новые пути в европейской лирике.

Наряду с лирической поэзией ведущим жанром раннего Возрож­дения была авантюрная новелла, основоположником которой стал -Джованни Боккаччо(1313-75 гг.). В его «Декамероне», сборнике но­велл, развернута широкая картина быта и нравов итальянского общест­ва. Изображение разнообразных приключений давало возможность по­казать человека деятельным, находчивым, веселым, сильным, дающим волю своим естественным влечениям. Но, как в жизни, в «Декамероне» рядом с комическими событиями нередко происходили и трагические. Во многих новеллах изобличались плутни, лицемерие, алчность и по­хотливость монахов. Новеллы Боккаччо и сейчас очень современны.

Немецкие гуманисты были связаны не столько с античностью, сколько с идеями и настроениями своей страны, ставшей родиной Ре-формации. Главное внимание они уделяли религиозно-философским проблемам, подвергая пересмотру важнейшие догмы католической церкви; большое значение придавали вопросу о подлинно нравствен­ном устройстве земной жизни. Поэтому творчество крупнейших писа­телей Германии было направлено в основном на разоблачение и осмея­ние различных пороков феодалов и духовенства. Таковы сатиры "Ко­рабль дураков" С.Бранта (1494 г.), "Похвала глупости" Э. Роттердам­ского (1509 г.), "Письма темных людей" У. фон Гуттена (1517 г.). Вы­дающимися Европейскими гуманистами и литераторами были Ф. Раб­ле, М. де Монтень и Мигель де Сервантес.

Ренессансный театрначал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Уже были созданы произве­дения великих поэтов, писателей, художников Ренессанса и Высокого Возрождения, а на городских площадях все еще ставились средневеко­вые мистерии, "чудеса", "фарсы".

В середине XVI в. в Италии родился первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения — Комедия дель арте(Комедия масок). Спектакли этого театра представляли актерские импровизации, со вставными музыкальными и танцевальными номерами.

Ведущими жанрами стали драма и трагедия.На подмостках теат­ра герои постигали зло мира, ополчались против него и гибли. Но ос­тавался жить идеал, мечта. Это составляло пафос театра Возрождения.

Музыкав эпоху Возрождения не достигла той масштабности и величия, каких достигли литература и изобразительное искусство. Ос­нова музыкальной культуры - духовная музыка: мессы, мотеты, гимны, псалмы. Наиболее ранним музыкальным искусством светского харак­тера было направление Ars nova(Новое искусство), развивавшееся во Франции и Италии в XIV в. Это были вокальные произведения на сти­хи Петрарки и других поэтов гуманистов для двух-трех голосов в со­провождении лютни, виолы; существовали и чисто инструментальные жанры.

Постепенно возрастала потребность в светской музыке. В Италии, Франции, Германии и Англии создавались произведения различных жанров (мадригал, песня, канцона, виланелла), танцевальная музыка (основные бальные танцы XVI века - павана и гальярда), инструмен­тальные пьесы (вариации, прелюдия, фантазия, ричеркар, токката, рон­до и другие).

В 1503 г. Петруччи изобрел нотопечатный станоки записи музы­ки получили широкое распространение. Музыка звучала всюду - на улицах, в домах горожан, во дворцах вельмож и королей. Одни песни и танцы были более демократичными, другие - более изысканными. Число голосов в пении увеличивается до четырех-шести. Появляется мадригальная комедия - одна из предтеч оперы и балета.

В XVI в. музыкальных инструментов в обиходе было больше, чем сейчас. Лютня приобрела особое значение. Виртуозом игры на лютне был В. Галилей, отец знаменитого астронома. Появились первые кон­цертирующие исполнители на органе, клавесине, клавикордах, виоле, различных видах флейт, в конце XVI в. - на скрипке. Возникает само понятие «композитор». Некоторые композиторы сочиняли только светскую музыку, но к светским жанрам обращались и мастера, посвя­тившие основную часть творчества духовной музыке. Крупнейшим композитором XVI в. был Дж. Пьерлуножи да Палестрино(1525-94 гг., Италия). Его творческое наследие состоит из девяносто трех месс, трёхсот двадцати шести гимнов, двух томов светских мадригалов.

Еще один выдающийся композитор Ренессанса — О. Лассо (ок. 1532-94, Нидерланды), создавший более двух тысяч произведений культового и светского характера. Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, оперы. Первой в мире оперой стала "Дафна" (Я. Пери, 1594 г.).

8.3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Изобразительное искусство воплощало ренессансное представле­ние об идеале, мечту о прекрасном, гармоничном человеке, веру во всемогущество разума. Однако, делая по существу смыслом своего творчества человека и окружающий его мир, художники продолжали создавать произведения на традиционные религиозно-мифологические сюжеты. Утверждалась "богоподобность" реального человека.

По сравнению со средними веками искусство изменилось корен­ным образом во всех отношениях.Прежде всего инымстал прин­цип изображения.Для средневековых икон и фресок этим принципом была условность: лица, фигуры, здания исполнялись плоскостно; ни объем, ни истинные пропорции фигур, ни глубинные пространства не передавались; использовалась обратная перспектива: более удаленные части и объекты были больше тех, что ближе. Изображение не соответ­ствовало тому, что человек видит в реальности.

Для художников Возрождения, влюбленных в человека и земной мир, изобразительным принципом стало подражание природе, жизне-подобие:картина строилась как "окно в мир", как нечто реально уви­денное. Преклонение перед красотой мира, и человека, соединялось с их изучением, искусство опиралось на достижения различных наук - да и сами художники нередко были учеными, инженерами (Брунелески, Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер).

Произведения создавались уже не только для храмов, но и для заказчиков(королей, купцов, ремесленников). Творчество стало пер-сональным, художники пользовались известностью, о них писали кни­ги: "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" Джорджо Вазари (1550 г.), "Книга о художниках" К. ван Ман-дера (1604 г.). Сами художники стремились осмыслить и обосновать свою деятельность. Альберти пишет "Книгу о живописи" и "Десять книг об архитектуре", Леонардо - "Трактат о живописи" и другие, Дю­рер - "Четыре трактата о пропорциях", Гиберти - "Комментарии", Пье­ро делла Франческа "О живописной перспективе", "О правильных те­лах"; Виньола - "Правила пяти архитектурных ордеров", Палладио -"Четыре книги по архитектуре".

Изменилась и структура мира искусства.Рядом с монументаль­ной живописью и скульптурой, которые были связаны с архитектур­ными сооружениями получает развитие станковое искусство. Веду­щую роль уже играет не архитектура как в Средние века, а живопись.

Складывается система жанров:

• религиозно-мифологический;

• исторический;

• бытовой;

• пейзажный;

• портрет.

Появляется новый вид искусства - гравюра,и важную роль об­ретает рисунок. С одной и той же доски можно получить от нескольких десятков до несколько сотен оттисков, и все они будут оригинальными, авторскими произведениями. Первыми были гравюры на дереве. Гра­вюра на меди появилась в 1430 г.

Меняется взгляд на искусство.Художник сам теперь уподобля­ется Богу, творит в произведениях мир, где царят человек и красота. Средневековые произведения вызывали мистические ощущения, а ре-нессансные ценились как художественные явления и главное ощуще­ние при их восприятии - наслаждение.

8.4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭПОХИ

ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Проторенессанс (конец XIII-XIV вв., дученто, треченто)

Черты нового, истинный перелом, особенно ярко проявились в творчестве Джотто ди Бондоне(1266/76-1337 гг.) Лучшее творение Джотто - фрески в капелле дель Арена в Падуе, посвященные жизни Христа, Марии и ее родителей Иоакима и Анны. Джотто совершенно иначе, чем его предшественники, истолковывает события Священного писания. Он изображает жизнь реальных земных людей (фрески "По­целуй Иуды", "Оплакивание Христа"). В 1334 г. на Джотто было воз­ложено руководство строительством Флорентийского Собора Санта Мария дель Фьоре (завершен в XV в.). По его проекту построена зна­менитая кампанила (колокольня) собора. Он же выполнил рельефы для стен. Джотто опередил свое время, и многое в его творчестве осталось недоступно современникам.

Особенно сильны были готические традиции в Сиене, патрициан­ской республике, давней сопернице Флоренции. Выдающимся сиен­ским мастером был - Симоне Мартини(около 1286-1344 гг.).

Канонические сюжеты у С. Мартини проникнуты светским духом и ощущением земной красоты. "Благовещение" - очень тонкое и изы­сканное цветовое решение. С. Мартини был другом и любимым ху­дожником Петрарки; поэт посвящал ему сонеты, заказал ему портрет Лауры.

Раннее Возрождение (XV в., кватроченто)

Кватроченто - это радостный, мощный взлет итальянского искус­ства. Обилие талантов, высокий уровень художественных произведе­ний поражают. Искусство играло огромную роль в жизни этой эпохи.

В ее начале стоят три величайших художника Флоренции:

• архитектор Филиппо Брунелески (1377-1446 гг.);

• скульптор Донателло (1386-1466 гг.);

• живописец Мазаччо (1401-28 гг.).

Брунелески строит в 1419 г. "Дом детского приюта" (Оспедале дельи Инноченти) - сооружение нового стиля. Архитектор воплотил новые архитектурные принципы, на основе античных: расчленение пространств на завершенные зоны, упорядоченность построения, ис­пользование ордерной системы, способность служить украшением ок­ружающей среды. Славу Брунелески принесло создание грандиозного купола собора Санта Мария дель Фьоре. Диаметр купола 42 м. Бруне­лески применил новую конструкцию: он сделал купол их двух оболо­чек, скрепленных ребрами. (Диаметр купола Константинопольского собора Святой Софии равен 30 м). Флорентийский купол знаменовал торжество человеческой воли, умения, смелости. По сравнению со Средневековьем изменился внутренний вид соборов. Новым явлением в архитектуре стал городской дворец - палаццо.

Начало расцвета Возрождения в скульптуре связано с творчеством Донателло- (Донато ди Никколо би Бетто Барди, (1386-1466 гг.). Он также, как и Брунелески стал новатором в своей сфере искусства. Он возродил типы произведений, не создававшихся со времен античности: отдельно стоящую круглую скульптуру, обнаженную фигуру, конный памятник, скульптурный портрет. Самыми известными его работами были "Юный Давид", "Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе". Образ Давида был одним из самых привлекательных для людей эпохи Возрождения.

В живописи Мазаччо(Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди, 1401-28 гг.) принадлежит роль преобразователя, хотя художник про­жил всего двадцать семь лет. Главное произведение Мазаччо - росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине, изображаю­щие эпизоды из жизни святого Петра и два библейских сюжета "Грехо­падение" и "Изгнание из рая". В этих фресках многое в живописи сде­лано впервые: анатомически правильно изображены обнаженные тела; с помощью светотени моделирован их объем; фигуры представлены в естественном, свободном движении; выразительные, живые позы; Адам и Ева прекрасны, несмотря на грехопадение. Мазаччо довел до конца завоевание живописью трехмерного пространства.

Необычайный расцвет искусства в XV в. имел много причин. Рим­ские папы, герцоги, банкиры, богатые горожане высоко ценили искус­ство, любили красоту, роскошь. Они оспаривали друг у друга честь приглашегшя лучших художников работать у себя. Во Флоренции, где с 1434 г. и до конца XV в. установилось правление династии Медичи, соперничество за власть утихло и перешло в соперничество за роскошь, за обладание шедеврами искусства. Искусство выполняло роль универ­сального познания, опередив в этом отношении науку и философию. И первым способом изучения было ясное, трезвое видение, постигающее природу вещей. Изображать мир так, как человек его видит, как отражает его зеркало, было исходным принципом ренессансных ху­дожников, - принципом, который в то время, стал настоящим пе­реворотом, отказом от прежней художественной системы.

Знание перспективы, теории пропорций, строения человеческо­го тела и его движений, умение передать объем на плоскости, а в движениях тела выразить движения души - все это становится ус­ловием творчества и потребностью художников.Новое искусство стало наукой и мастерством, которому можно научиться. Свое стрем­ление утверждать силу и красоту человека, любовь ко всему земному художники Возрождения воплощали в основном в произведениях на религиозные сюжеты. Это не было чистой условностью. Просто рели­гиозность стала другой. Дистанция между божественным и земным со­кратилась, а в искусстве исчезла совсем. Одним из важнейших завоева­ний художников Возрождения стала свобода сочинительства. Мирской характер с особой силой проявился в изображениях Богоматери.

Пьеро делла Франческа(1416-92 гг.), был ученый художник, ра­ботал по теории Альберти и математически вымерял перспективу. Он сам создал трактат - "О живописи" и "О правильных телах". Фрески и картины Пьеро делла Франческа обладают удивительным воздействи­ем. В них царит закономерность и уравновешенность, торжественный ритм и монументальные формы, а его образы полны достоинства, бла­городства и возвышенного спокойствия. Еще одна особенность работ художника - сдержанный, изысканный колорит чистых тонов, пропи­танных воздухом и светом.

Творчество Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Фили-пепи, 1444 -1510 гг.) отвечает всем характерным чертам раннего Воз­рождения. Именно в это время осуществляются разработки в области линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было связано с перестройкой всей системы художественного виде­ния. По-новому ощущать мир значило по-новому его видеть. И Ботти­челли видел его в русле нового времени, однако образы, созданные им, поражают необычайной интимностью внутренних переживаний. В творчестве Боттичелли пленяют нервность линий, порывистость дви­жений, изящество и хрупкость образов, характерное изменение про­порций, выраженное в чрезмерной худощавости и вытянутости фигур, особым образом падающие волосы, характерные движения одежды. Иными словами, наряду с отчетливостью линий и рисунка, так чтимых художниками раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутст­вует, как ни у кого другого, глубочайший психологизм. Об этом безо­говорочно свидетельствуют картины «Весна» (1477-78 гг.) и «Рожде­ние Венеры», (ок. 1485 г.) - одна из самых знаменитых картин эпохи Возрождения.

Портретв эпоху Возрождения был излюбленным живописным жанром. Он воплощал высокие представления эпохи о человеческой личности. Портрет - не новый жанр, как появившиеся позднее пейзаж, натюрморт, бытовой жанр. Первые портреты были профильными. Они вели свое происхождение от изображений донаторов (заказчиков, дари­телей). Донаторы всегда обращены лицом к Богу, следовательно, боком к зрителю.

Модели ренессансных профильных портретов представлены в ско­ванных позах, с застывшими лицами. Вскоре появился другой тип портрета - лицо в фас или в трехчетвертном повороте, позы более сво­бодные, выражения лиц более оживленные. Главными в изображении были не внутренний мир изображаемого, не душевное состояние, а ти­пичные качества человека Возрождения - уверенность в себе, чувство собственного достоинства, самоутверждение, цельность и значитель­ность. Во многих портретах кватроченто человек изображен на фоне пейзажа, а точнее - на фоне мира. Открывающийся мир бесконечен и прекрасен.

Высокое Возрождение

Если Проторенессанс длился примерно полтора столетия, Раннее Возрождение около века, то период Высокого Возрождения - менее четырёх десятков лет (примерно 1490-гг. до 1530 г.). Его конец связан с двумя событиями: разгромом и разграблением Рима в 1527 г. войска­ми Карла V Габсбурга, императора Германии и короля Испании; паде­нием последней Флорентийской республики в 1530 г. (несмотря на то, что творчество Микеланджело продолжалось до 1564 г.), а в Венеции до конца XVI в. творили великие мастера: Тициан (1477 или 1485/90 -1576 гг.), Веронезе (1528-88 гг.), Тинторетто (1519 -94 гг.).

В XIV и XV вв. Италия была самой передовой страной Западной Европы, а в XVI переживала глубокий политический и экономический кризис. Она потеряла рынки на Востоке, превратилась в арену посто­янных войн, была опустошена и разорена. После разгрома Рима Ита­лия оказалась под властью габсбургской монархии. Но прежде чем свершились эти трагические события, страна пережила время общест­венного подъема, вызванного борьбой итальянских государств против порабощения и стремлением к объединению. В этот период и наступил высший расцвет искусства Возрождения в Италии - Высокий Ренес­санс.

Искусство Высокого Возрождения стало выражением всей слож­ности и масштабности исторического бытия эпохи. На смену поискам, аналитическому исследованию натуры и окружающего мира пришло синтетическое обобщение, извлекающее из явлений самое их существо, а также уверенное владение всеми приемами и тайнами изображения. «Кватроченто - это анализ, поиски, находки, это свежее, сильное, но часто еще наивное, юношеское мироощущение. Чинквеченто — синтез, итог, умудренная зрелость, сосредоточенность на общем и главном, сменившая разбрасывающуюся любознательность Раннего Ренессанса»

В искусстве Высокого Возрождения центральное место безогово­рочно занял Человек. Среди художников чинквеченто (XVI в.) Сред­ней и Северной Италии отчетливо возвышаются три вершины:

• Леонардо да Винчи - (1452-1519 гг.);

• Рафаэль (РафаэлоСанти)-(1483-1520 гг.);

• Микеланджело Буонарроти - (1475-1564 гг.).

Леонардо да Винчи- самая необыкновенная фигура в истории мировой культуры. Это был Homo universale (человек универсальный): умел все и был во всем гениален, к тому же красив, силен, элегантен, обходителен, красноречив. В сфере искусства Леонардо был живопис­цем, скульптором, рисовальщиком, музыкантом, архитектором, сочи­нял басни, сонеты, написал "Книгу о живописи". До нас дошло около пятнадцати его картин. Он оставил рисунки машин и механизмов с прообразами экскаватора, токарного станка, самолета, вертолета... В Эрмитаже находятся две картины Леонардо да Винчи: "Мадонна с цветком" (Мадонна Бенуа, 1478) и "Мадонна с младенцем" (Мадонна Литта, 1470-90 гг.).

Особенности искусства мастеров кватроченто - интерес к психо­логическим решениям и пространственному построению, стремление к лаконичности и обобщению и, если художники XV в. овладели пер­спективой, то Леонардо овладел пространством. Персонажи его картин уже располагались не на фоне далекой перспективы, а внутри про­странства. Не было разрыва между передним и задним планами, персо­нажи не "наложены" один на другой, между ними чувствуется воздух. Мягкая, с переходами светотень - знаменитое леонардовское "сфума-то".

Фреска "Тайная вечеря" - удивляет интеллектуальной силой ху­дожника, тем как продумана и разработана композиция произведения. Она написана на торцовой стене трапезной монастыря так, что иллю­зорное пространство фрески кажется продолжением реального про­странства интерьера, Христос и его ученики как бы сидят в той же тра­пезной, но на возвышении. Центральное положение Христа подчеркну­то тем, что точка схода перспективы совпадает с его головой. Худож­ник поместил Христа в светлом проеме окна, отдалив простенком от апостолов. Новое, не традиционное решение темы дает Леонардо да Винчи: он впервые изображает конфликт, сам процесс драматического события.

Самое знаменитое произведение художника и, пожалуй, во всей мировой живописи "Портрет Моны Лизы", супруги богатого флорен­тийца Франческо дель Джокондо. Портрет завораживает и восхищает тем, что в нем, при внешней неподвижности модели передана жизнь души, само ее течение, неуловимо сменяющиеся оттенки мыслей, чувств, ощущений. Леонардо говорил: "Хороший живописец должен писать две главные вещи - человека и представление его души". С "Джокондой" связано зарождение психологического портрета.

Рафаэль- гений иного склада. Он не был новатором. Его искусст­во - синтез достижений предшествующих художников. У Рафаэля че­ловек совершенен, мир пребывает в гармонии. Образ Мадонны особен­но близок искусству Рафаэля. Здесь наиболее полно он раскрывает представления свои о благородстве, совершенстве человека, о гармо­нии внешней и внутренней красоты: "Мадонна Конестабиле", "Мадон­на в зелени", "Мадонна дель Грандука", "Мадонна с щегленком", "Ма­донна садовница", "Мадонна Альба", "Мадонна в кресле", "Сикстин­ская Мадонна" (1513-14 гг.). Высокую религиозность художник соеди­нил с высокой человечностью, создав, может быть, самое глубокое и прекрасное воплощение темы материнства. Одухотворенное лицо Ма­донны, то, как она держит младенца, выражают и бесконечную любовь и провидение трагической судьбы сына, сознание ее неизбежности, и скорбную готовность принести его в жертву ради людей. Рафаэлю бы-ла поручена огромная работа - роспись четырех станц (комнат) в Вати­кане (папский дворец).

Главные фрески станцы - "Диспуты " (апофеоз теологии), "Афин­ская школа" (апофеоз философии) и "Парнас" (апофеоз искусства) и "Мудрость, Мера и Сила" (олицетворение главных добродетелей пра­восудия). Рафаэль был прекрасным рисовальщиком, великолепным портретистом, архитектором, археологом, мечтал восстановить Рим в его прежнем величии. В Эрмитаже было выполнено точное повторение росписей лоджии двора Сан Дамазо (Ватиканский дворец) - Лоджии Рафаэля.

Ватиканские фрески Рафаэля, вместе с Тайной вечерей Леонардо да Винчи и Сикстинским потолком Микеланджело - вершина монумен­тальной живописи Возрождения.

Микеланджело Буонарротипревыше всех искусств ставил скульптуру, хотел быть только скульптором, но волею судьбы стал и живописцем и архитектором, был также рисовальщиком, поэтом, ин­женером.

Прожил долгую (89 лет) и трагическую жизнь, боролся за незави­симость Флоренции, видел унижение Родины, разгром Рима. Человек свободолюбивый, дерзновенный, он вынужден был служить папам. Микеланджело в одной единственной фигуре был "способен воплотить все добро и все зло человечества". Он стремился показать человека та­ким, каким он должен быть. Таков его «Давид». Гигантская фигура олицетворяет безграничную мощь свободного человека. Вазари писал, что статуя Микеланджело «...отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». В 1505 г. папа Юлий II призвал Микеланджело в Рим, для создания своей гробницы. 40 лет жизни Ми­келанджело отдал этой работе, выполнив 3 статуи.

Роспись потолка (1508-12 гг.) и алтарной стены («Страшный суд», 1536-41 гг.) Сикстинской капеллы в Ватикане также возложил Юлий II на Микеланджело. Роспись потолка свыше 500 кв.м и включает 343 фигуры. Микеланджело изобразил картины сотворения мира и жизни первых людей на земле, эпизоды из Библии. На потолке капеллы он создал мир титанов. Его Бог - вдохновенный творец, создающий Все­ленную и человека. Его люди могучи и прекрасны телом и духом; про­роки и сивиллы отважны в своем прозрении будущего, обнаженные юноши раскрывают в многообразных проявлениях красоту и пластику человеческого тела.

Этот жизнеутверждающий пафос работы над росписью потолка капеллы сменяется трагической безысходностью, когда Микеланджело работает над фреской алтарной стены «Страшный суд». Площадь фре­ски «Страшного суда» 13,7 х 12,2 м. Суд, изображенный на фреске, действительно страшен: праведники, обступившие Христа, гневны, они фебуют возмездия, и Христос властным жестом руки низвергает грешников в ад. В этом сюжете можно видеть крушение ренессансной гордыни - и шире - образ всечеловеческой катастрофы.

Последние скульптуры Микеланджело - три «Пьетты» (Пьетта -оплакивание) - несут образ сломленного страданием человека; от них веет бесконечной усталостью и глубокой скорбью. Им созвучны строки его сонета:

«Надежды нет, и все объемлет мрак, И ложь царит, а правда прячет око».

В одном искусстве Микеланджело остался верен заветам своих ге­роических лет - в архитектуре. Микеланджело - архитектор создал во Флоренции капеллу Медичи (1520-25 гг.), усыпальницу членов семьи Медичи, выполнил два надгробия - Лоренцо («Утро» и «Вечер») и Джулиано («День» и «Ночь»), интерьер библиотеки Лауренциана (пер­вая публичная библиотека в Европе). В Риме разработал проект пере­стройки Капитолия и увенчал грандиозным куполом собор св. Петра, главную святыню христианского мира. Собор св. Петра строили около 150 лет (арх. Д.Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло Младший). Над собором Микеланджело работал до конца жизни. Собор святого Петра - венец архитектурного гения Микеланд­жело, где мастер развил идею центричности, автором которой был Д. Браманте. И все же главное творение Микеланджело-зодчего - гранди­озный, вознесенный к небу купол над центральной частью храма. Ку­пол Микеланджело царит над вечным городом, над бесчисленными ар­хитектурными памятниками, которыми так богат Рим.

В архитектуреэпохи Возрождения много прекрасных творений, однако, этот вид искусства перестал быть ведущим, перестал быть ос­новой синтеза искусств. Архитектура сама начинает подчиняться и да­же подражать изобразительным искусствам - живописи, скульптуре и эти тенденции к концу эпохи нарастали. Стала преобладать забота о красоте фасада; конструктивные элементы использовались в декора­тивных целях. Нередко случалось, что в интерьерах архитектурные формы - абсиды, купол, карнизы, пилястры, арки - изображали на сте­нах и потолке красками.

МАНЬЕРИЗМ

И все-таки именно в живописи был наиболее очевиден закат большой культурной эпохи. У поколения художников, которое сложи­лось в период захвата Рима, падения флорентийской республики, кру­шения надежд на объединение страны, феодально-католической реак­ции, контрреформации и инквизиции, вера в силу, разум человека, воз­можность гармонического развития личности была утрачена или силь-но подорвана. Они восхищались и чтили Леонардо, Рафаэля, Мике-ланджело и считали, что следуют их заветам, но внутренняя опусто­шенность, отсутствие собственного вдохновляющего идеала рождали только манерное подражание отдельным внешним приемам.

Это направление и получило название маньеризм. Сознание не­удовлетворенности, бессилия перед неразрешимыми противоречиями приводило к стремлению отгородиться от жизни. Художники-маньеристы, которые работали главным образом при дворах герцогов и королей, следовали в своем творчестве придворно-аристократическим вкусам. Они вдохновлялись не реальным миром человеческих чувств, а стремлением к причудливым формальным эффектам. Их картинам присущи вычурность и манерность, жеманное изящество, стремление поразить необычайной трактовкой сюжета, тесное расположение фи­гур, их деформации, удлинение, «змеевидные» движения и повороты.

Первый этапитальянского маньеризма охватывал 20-40-е гг. XVI в. Самым крупным и одаренным мастером был Якопо Понтормо(1494-1556 гг.). В его известной картине «Снятие с креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки. В Эр­митаже находится не менее известная работа художника «Мадонна с Младенцем, Святым Иосифом и Иоанном Крестителем».

Первое поколение маньеристов завершает Франческо Маццола,прозванный Пармиджанино (1503-40 гг.), изощренный мастер и бле­стящий рисовальщик. Он любил поразить зрителя: например, написал свой автопортрет в выпуклом зеркале. Намеренная нарочитость отли­чает его известную «Мадонну с длинной шеей» (1538-40 гг.).

Второй этапманьеризма (1540-90 гг.) превращается в Итатши в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством. В произведениях живописи нарастают бездушная холодность и вычур­ность приемов; постепенно картины становятся похожими на декора­тивные панно. Самый крупный художник двора Медичи Аньоло Брон-зино(1503-1572). Искусство маньеризма было переходным: уходила в прошлое эпоха Возрождения, наступало время нового всеевропейского художественного стиля - барокко. И только в Венеции продолжалась эпоха Возрождения.

8.6. ВОЗРОЖДЕНИЕ В ВЕНЕЦИИ

В Венеции Возрождение началось позднее, было дольше, своеоб­разнее. Венецию называли "царицей Адриатики", "владычицей морей". Она была торгово-олигархической республикой. К ней стекались ог­ромные богатства. Венеция поражала великолепием, пышностью, праздничностью, красотой. Два главных творения Венеции - Собор СанМарко и дворец дожей. Крупнейшие художники венецианского Возро­ждения: Джованни Беллини (1430-1516 гг.), "Мадонна со святыми" и Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, 1477/78 - 1510 гг.). Джованни Беллинибыл учителем великих мастеров Джорджоне и Тициана.

С искусством Джорджоневенецианская живопись приобрела об­щеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности. Известно, что он, красивый и обаятельный человек, обладал исключи­тельным талантом живописца и был превосходным музыкантом. Джорждоне сформировался в среде венецианских гуманистов.

Одна из ранних работ Джорджоне "Юдифь" (ок.1502 г.) - посвя­щена подвигу библейской героини Юдифи, спасшей родной город от нашествия ассирийцев. Независимо от сюжета, Джорджоне создает в своих картинах идеал чистой и прекрасной женщины. Картины Джорджоне удивительно поэтичны и музыкальны, от них веет задум­чивой мечтательностью, безмятежной умиротворенностью и некоторой меланхолией.

В 1508-10 гг. Джорджоне создал "Спящую Венеру" (Дрезден) -самый прекрасный идеальный женский образ в искусстве Высокого Возрождения. В расцвете творческих сил он умер от чумы, не успев за­вершить свою великую картину, и Тициан дописал в ней пейзаж. Це­ломудренный и прекрасный образ спящей Венеры - одно из поэтичных изображений обнаженного тела в мировом искусстве. Джорджоне для Венеции был как Леонардо да Винчи для Средней Италии. Художник впервые пишет картины на светские темы и впервые сделал равно­правными человека и пейзаж.

Тициан(Тициан Вечелио, 1477 или 1485/90 - 1576 гг.) - знаменует собой полный расцвет, зенит венецианского Ренессанса. Его творчест­во отличается исключительно широким и разносторонним охватом ти­пов и жанров живописи. Он один из создателей монументальной ал­тарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных ти­пов портрета. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи, оказавшим сильное воздействие на ее развитие в XVII сто­летии. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всем вене­цианском искусстве. Идеалы Тициана земные, полнокровные, жизне­радостные, величавые, торжествующие. Он вдохновенно воспевал ра­достную красоту женщины в своих "Венерах", "Данаях". Им создана галерея портретных образов - императоры, короли, папы, прекрасные женщины, гуманисты, воины. В картинах, написанных Тицианом в по­следние годы его жизни, звучит уже подлинный трагизм - "Святой Се­бастьян", (1570-е гг.). Тициан пережил крушение ренессансных идеа­лов, творчество мастера принадлежит уже позднему Возрождению. Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами и гибнущий, со­храняет свое величие.

Самым ярким певцом праздничной, нарядной и богатой Венеции был Паоло Веронезе (Паоло Кальяри, 1528-88 гг.). Последним вели­ким живописцем этой эпохи был Тинторетто (Якопо Робусти, 1519-94 гг.).

8.7. СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Северное Возрождение - это художественная культура XV-XVI вв. европейских стран севернее Италии - Нидерландов, Германии и Франции. Термин "Возрождение" здесь достаточно условен, так как формирование культуры опиралось не на античное наследие (его не было в этих странах), а на идеалы религиозного обновления.

В Северной Европе центром художественного творчества стано­вится человек с новым сознанием окружающего мира и себя. Гумани­стическое начало составляет главнейшую особенность искусства Се­верного Возрождения. В северных странах гуманизм был устремлен к воскрешению демократической религии ранних христиан с ее требова­нием социальной справедливости. И если идеалом итальянского Ренес­санса была сильная героическая личность, то в северных странах идеа­лом стала христианская любовь к ближнему.

В искусстве северных стран преобладает правдивое, непосредст­венное изображение того, что есть, даже если оно уродливо, - в проти­вовес стремлениям итальянских художников к идеализации, к поискам во всем прекрасного, величавого, возвышенного.

Самобытный характер Северного Возрождения проявился, в пер­вую очередь, в культуре Нидерландов и Германии. Городами, оказав­шимися главными центрами этой культуры, были Антверпен, Нюрн­берг, Аугсбург, Галле. Позднее лидером стал Амстердам. В формиро­вании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промыш­ленности. Все более глубокое проникновение в жизнь товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание.

Традиционный фактор влияния античной культуры для Северного Возрождения незначителен, он в ней воспринимается опосредованно. Поэтому у большинства его представителей легче обнаружить следы не до конца изжитой готики, чем найти античные мотивы. Судьбы лиде­ров Северного Возрождения тесно связаны с движением Реформации и Крестьянской войной. Век Северного Возрождения был недолог, но его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня.

Нидерландами в XV в. называли земли у берегов Северного моря, где сейчас находятся Голландия и Бельгия. Нидерландские города бы­ли богатыми и прекрасными, вели обширную торговлю.

Становление нового искусства в Нидерландах связано с творчест-ном Яна ван Эйка (1390-1441 гг.). Главные создания Яна ван Эйка -фандиозный Гентский алтарь (1422-32) - полиптих (сложенный много раз) - программное произведение нидерландского Возрождения, в ко­тором выражено представление о человеческой Вселенной и первое живописное произведение «Портрет четы Арнольфини» (ок. 1390-1441 гг.). В «Портрете четы Арнольфини», художник впервые создает двой­ной портрет, впервые изображает свои модели в рост, впервые раздви­гает рамки самого портретного жанра. Изображение супругов в уютной комнате стоит на грани портретного и бытового жанров, но при этом все в нем проникнуто такой одухотворенностью, таинственной и по­этичной, что сцена получает не бытовой, а возвышенный смысл, сим­волизируя святость супружеского обета и домашнего очага.

Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Ита­лию и другие страны, вытеснив темперу. Особой прелестью в нидер­ландском искусстве обладают произведения, проникнутые кротким, со­зерцательным настроением. В отличие от итальянских художников с их ощущением красоты, силы и всемогущества человеческой личности, нидерландцы приемлют и поэтизируют "среднего человека", не обяза­тельно красивого, но всегда благочестивого и исполненного достоинст­ва в своем смирении. В евангельских сюжетах преломлялась и одухо­творялась мирская добропорядочная жизнь. Все это ясно ощущается при взгляде на картину Робера Кампена "Мадонна с младенцем у ка­мина" (ок. 1433 г).

Особое место в художественной культуре Нидерландов и Возрож­дения в целом принадлежит двум мастерам - Босху и Брейгелю.

В творчестве Иеронимуса Босха (ван Акен, ок. 1450-1516 гг.) мир предстает как царство дьявола и греха. Для современников творчество Босха бесконечно сложно и во многом загадочно. А современникам Босха, видимо, аллегорический смысл образов был понятен, ибо его произведения пользовались широчайшей популярностью. Босх высту­пал как моралист, страстный проповедник, бичующий зло и пороки по­грязшего в грехах мира. Свои картины на темы ада, рая, Страшного су­да искушения святых художник населял легионами фантастических тварей, у которых самым невероятным образом сочетаются части раз­личных животных, растений, предметов, а иногда и человека. Полные злобной активности, эти существа объединяются с маленькими беспо­мощными фигурками людей, с птицами, рыбами, зверями, порождая ощущение низменного, суетного, лишенного разумной основы сущест­вования («Страшный суд», «Сад наслаждений», «Воз сена»).

Творчество Босха, подвластное его глубоко пессимистическому мировоззрению, обнажало наиболее страшные, трагические стороны человеческого существования. Но, как бы наперекор стремлениям ху­дожника, его произведения обладают и жизнеутверждающей силой, имеющие свои истоки в народной фантазии, устрашая - смешат, а юмор всегда несет элемент здоровья. Изумительный колорит, живописное мастерство придают картинам Босха, несмотря на их содержание, не­меркнущую красоту.

Питер Брейгель Старший (Мужицкий)(1525/30-69 гг.) - по­следний художник нидерландского Возрождения. Такой широты в изо­бражении жизни народа, такой бесстрашной трезвости в подходе к ней искусство еще не знало.

Брейгель находился под влиянием как народной культуры, так и Босха. В центре его внимания - жизнь народа в не показном, а дея­тельном и повседневном состоянии. Брейгель жил в тяжелое для его родины время. Маленькая, но богатая страна находилась под властью Габсбургов, которые её жестоко грабили. В Нидерландах, как дома, распоряжалась свирепая испанская инквизиция. Когда правил герцог Альба, установился режим кровавого террора. Источник силы и надеж­ды художник видел в природе и трудовой жизни человека. Картина "Слепые" - самая трагическая картина Брейгеля.

Возникновение культуры Возрождения запоздало в Германии, ти­пичной средневековой раздробленной стране. Поворот наметился в 30-е гг. XV в. Реформация в Германии и Великая крестьянская война вы­звали в стране культурный подъем - возникновение гуманизма, разви­тие наук, обновление литературы и искусства.

Главным для немецких художников было не овладение новыми, жизнеподобными формами изображения само по себе, а стремление с их помощью придать религиозному содержанию новую силу и бли­зость к жизни, выразить мысли и чувства, тревожившие людей в это трудное и сложное время.

Одно из величайших произведений немецкой религиозной живо­писи - алтарные картины церкви в Изенгейме, созданные Грюневаль­дом (Матис Готхард Нейтхарт, ок.1470/75-1528 гг.) «Распятие». Грю­невальд был выразителем «религиозного экстремизма» в искусстве.

Первым истинно ренессансным художником и единственной уни­версальной личностью, подобной итальянским титанам Возрождения, был в Германии Альбрехт Дюрер (1471-1528 г.).

Альбрехт Дюрербыл великим гравером, живописцем и рисо­вальщиком, занимался архитектурой, разработал теорию фортифика­ции, интересовался математикой, механикой, астрономией, естество­знанием, создавал астрономические и географические карты, писал стихи и трактаты. Среди них: "Некоторые наставления к укреплению юродов, замков и местностей" (1527 г.) и "Четыре книги о пропорциях человеческого тела" (1528 г.).

Дюрер создал много великолепных живописных произведений -картин на религиозные темы и портретов, но главным его призванием была графика. Дюрер одним из первых среди европейских живописцев начал изображать самого себя. Среди портретного наследия Дюрера привлекают большое число автопортретов, что необычно для искусства Возрождения - три живописных и пять рисунков.

Свой знаменитый "Автопортрет" (1500 г.) Дюрер пишет лицо в фас по закону идеальных пропорций и совмещает облик Христа и свой. В этом можно видеть воплощение характерного для того времени стрем­ления человека к непосредственному единению с Богом и в то же время - высокое понимание Миссии Художника. Дюрер всегда предельно от­кровенен со зрителем, но в этом полотне ему хотелось поведать о себе самое главное. Зритель встречается с ним взглядом. Спокойно молодое ясное лицо Дюрера, спокойны широко раскрытие серые глаза; внут­реннее волнение выдает лишь жест красивой руки с длинными пальца­ми, нервно теребящей меховую оторочку одежды. Современного зри­теля поражает то, что Дюрер осмелился придать своему автопортрету столь явное сходство с изображениями Христа.

В богатом графическом наследии А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трем гравюрам на меди, которые вошли в историю живописи под названием «Мастерские гравюры». В этих небольших работах мастерство Дюрера-гравировальщика достигло невиданного совершенства. Резец и медь приобретают под его руками чувствитель­ность драгоценного музыкального инструмента, штриховка виртуоазна и все передано одной черной краской на белой бумаге. Одну из гравюр традиционно именуют «Рыцарь, дьявол и смерть». Сам Дюрер назвал её «Всадник» (1513 г.), другую называют «Святой Иероним в келье» (1514 г.), третью -«Меланхолия» (1514 г.).

К числу крупнейших художников Германии первой половины XVI в. принадлежат Лукас Кранах Старший(1472-1553 гг.), Ганс Голь-бейн Младший,(1465-1524). Известным скульптором немецкого Воз-рожденя был Тильман Рименшнейдер(около 1460-1531 гг.). В своих работах («Тайная вечеря» скульптор соединил служение искусству с любовью и служением угнетенному человеку.

Период немецкого Возрождения был коротким - его составляет творчество художников одного поколения. Победа феодальной реак­ции, утверждение протестантизма, неблагоприятного для искусства, надолго остановили культурное развитие Германии.

Период Возрождения во Франции выглядит скромно, по сравне­нию с предшествующей эпохой готики, когда Франция оказывала влияние на страны Северной Европы, и с последующим XVII в. - веком классицизма, вернувшим Франции главенствующую роль.

Движение Реформации во Франции потерпело поражение, она ос­талась католической страной. Здесь была сильна королевская власть, к началу XVI в. Франция стала абсолютной монархией. Короли, стремясь увеличить блеск и славу двора, окружали себя художниками и выдви­гали свои требования. Искусство приобретало придворный характер, чего нельзя сказать о ренессансной культуре Франции - о творчестве Ф. Вийона, Ф. Рабле, П. Ронсара, М. Монтеня.

Живопись и скульптура отличаются изяществом и спокойствием, драматизм в них не проникает, хотя бурных, жестоких событий было достаточно: Столетняя война, война с Габсбургами, ожесточенные войны католиков с гугенотами, кровавая Варфоломеевская ночь.

Станковая живопись во французском искусстве занимает не столь значительное место, выделяется только портрет. Среди живописцев са­мым выдающимся был Франсуа Клуэ(ок. 1505-72 гг.), придворный художник, который работал при четырех королях. Среди лучших работ "Портрет Карла IX", «Портрет Франциска I» (1530-е гг).

Ренессансный характер французское искусство начинает приобре­тать во второй половине XV в., в миниатюрной живописи, в творчестве Жана Фуке(ок. 1420^ ок. 1480).

С начала XVI в. гуманистические идеи получают во Франции все большее распространение, развитие гуманизма во Франции происхо­дило под сильным влиянием культуры и искусства Италии. Этому спо­собствовали и военные походы Франциска I в эту страну и то, что три последние года жизни прожил во Франции Леонардо да Винчи.

Середина XVI столетия стала вершиной искусства Возрождения во Франции. Его расцвет был прерван трагическими событиями второй половины XVI в. В 1560 г. кровавое подавление Амбуазского заговора протестантов разрушило хрупкое равновесие, существовавшее между сторонниками различных религиозных течений. Началась открытая вооруженная борьба между католиками и протестантами, которая про­должалась более тридцати лет. Кризис в обществе отразился и на ис­кусстве. В конце XVI в. развитие французского искусства было связано с новым художественным течением - маньеризмом. Темы мистических видений и Страшного суда, как и традиционных галантных празднеств, процессий и маскарадов, стали непременными сюжетами в живописи, гравюрах и рисунках гобеленов.

Более всего ренессансный характер проявился в архитектуре Фран­ции, в замках Луары.Долина Луары - это "сердце" Франции. Замки, построенные здесь в конце XV - нач. XVI в. принесли этой долине сла­ву колыбели французского Возрождения. В Амбуазе (город на Луаре) находилась резиденция короля Карла VIII,где возводился, но закончен не был, огромный дворец с парками и садами. Впервые французский замок смотрел на город не толстыми стенами и крепостными башнями, а лоджиями, что подчеркивало новый ренессансный характер архитек­туры. В замке Шенонсо (1512-23 гг.) сочетались красота природы и человеческой фантазии. Он был сооружен на искусственном островке, на реке Шер. В Шамборе (1519-59 гг.) - в самом грандиозном по за­мыслу замке, были воплощены некоторые идеи Леонардо да Винчи, ко­торый приехал во Францию в 1516 г. и прожил здесь до 1519 г. Вели­колепный Шамбор стал вершиной и образцом оригинального стиля, воплощенного в замках Луары.

В 30-х гг. XVI в. король-меценат Франциск I решил расстаться с долиной Луары и перенести место пребывания двора в Париж - исто­рическую столицу Франции и занялся перестройкой Лувра. В середине дворца фасад решен в виде триумфальной арки и оформлен рельефами скульптора Жана Гужона (ок. 1510-68 гг.) наиболее значительного скульптора французского Возрождения ("Фонтан нимф" или "Фонтан невинных").








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 2906;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.065 сек.