ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА 4 страница

В 627 г. в союзе с бедуинскими племенами и иудеями, изгнанными из Медины, мекканцы предприняли крупный поход. Началась осада Медины, вошедшая в историю как Битвау Рва,- мусульмане окружи­ли город глубоким рвом, непроходимым для бедуинской конницы. Осада приняла затяжной и мучительный характер. Но искусной дипло­матией Мухаммада раздоры в стане врагов усугублялись: он использо­вал традиционную неприязнь бедуинов к мекканцам из-за зависимого от них положения. К тому же на осаждавших обрушился холодный ураганный ветер, бедуины покинули лагерь, и вскоре осада была снята. Мало кто сомневался теперь, что бог на стороне мусульман. Для ве­рующих в дело ислама настало время решающего выступления.

 

Подчинение Мекки

Весной 628 г. Мухаммад вышел из Медины с большим отрядом, объявив, что намерен совершить малое паломничество к Каабе. На гра­нице священной области курайшиты преградили ему путь. Было за­ключено перемирие, по условиям которого мусульмане прекращают набеги на караваны, а Мухаммад откладывает свое паломничество на год. Договор у пересохшего водопоя Худайбийапоказал аравийскому миру, что Медина и Мекка выступают как равноправные стороны. От­крылась дорога к подчинению богатых и хорошо укрепленных оазисов Хайбар и Фадак с иудейским населением, стоявших на пути в христи­анскую Сирию. Хайбар пал, оказав сильнейшее сопротивление, а Фа­дак сдался без боя. Так власть мусульман выходит за пределы медин­ского оазиса и начинает распространяться по всей Аравии.

В 629 г. в соответствии с Худайбийским договором Мухаммад со­вершает малое паломничество, а в 630 Мекка почти без сопротивления сдается. Мухаммад совершает семикратный объезд Каабы, положив два земных поклона, выпивает воды из священного источника Замзам и демонстративно уничтожает всех идоловв мекканском святилище. В храме пророк возносит благодарственную молитву богу и обращается с проповедью, в которой обличает племенную гордыню, запрещает кровную месть, отменяет льготы курайшитам, кроме их права на охра­ну святилища и утоления жажды паломников. Затем мекканцам возве­щаются основы исламского праваи нравственности: все мусульмане - братья, и благородство каждого измеряется его личным благочес­тием, а не родословной:люди равны, как зубья гребня, нет у человека преимущества над другим, кроме как через благочестие.

«Год посольств»

Примирившись с мекканцами, избравшими веру ислама, и значи­тельно расширив земли мусульманской общины, пророк осадил круп­ный аравийский город Таифа и после трудных переговоров принудил его к сдаче. Эти переговоры, пришедшиеся на девятый год хиджры (630 - 631), открыли «год посольств», когда Медину посетили ходоки со всех концов Аравии - из Йемена, Неджда, Бахрейна, Йемамы. Они хотели заручиться покровительством Мухаммада и выгадать для себя льготы в обмен на принятие ислама. А несколько ранее в граничащем с Византией оазисе Табук его власть признали вожди местных христиан­ских племен. С ними был заключен договор о покровительстве - зим-ма,дающий право на свободу богослужения в обмен на выплату по­душной подати. К 632 г. все племена, почитавшие мекканскую Каабу, приняли ислам. Теперь осталось только превратить Каабу из федераль-ного центра аравийских племен в исключительно мусульманское свя­тилище.

«Прощальное паломничество» На десятый год хиджры (март 632 г.) Мухаммад совершает полное «великое паломничество» в Мекку, вошедшее в историю как «про­щальное». Настало время сделать Мекку главным духовным центром новой религии. Утром пятого дня месяца зу-л-хиджжа Мухаммад вме­сте с Али ибн Абу Талибом совершил обход Каабы и пробег между холмами ас-Сафа и ал-Марва и накрыл здание святилища покрывалом. Проведя ночь в шатре, пророк семь раз обошел Каабу, затем отправил­ся в долину Мина, где пробыл до заката, а оттуда - к горе Арафат. Сво­ей рукой Мухаммад принес в жертву тридцать шесть верблюдов и, знаменуя окончание паломничества, обрил голову. После полуденной молитвы он обратился с речью к паломникам, повторяя важнейшие положения ислама:

• жизнь и собственность мусульман неприкосновенны;

• запрещено отдавать и принимать деньги или имущество в рост;

• отменяется кровная месть, и прежние кровные счеты подлежат забвению;

• все мусульмане - братья;

• вставные месяцы в лунный календарь, чтобы привести его в соот­ветствие с солнечным, — грех;

• поклоняться идолам в святых местах - все равно, что поклоняться Шайтану;

• мужья должны заботиться о своих женах и наставлять их.

Как гласит традиция, Мухаммад призвал слушателей не изме­нять исламу и после его смерти.

Все, что делал пророк во время прощального паломничества, легло в основу обряда, соблюдаемого теми, кто совершает хадж к святым местам. Таким образом, Мекка становится религиозным центром исла- ' ма, запретным для всех «неверных» местом ритуального паломничест­ва мусульман по образцу Мухаммада, который вскоре и умер на один­надцатый год хиджры (8 июля 632 г.). Его могила находится в ограде Мечети Пророка в Медине. С его смертью прекращается непосредст­венное вмешательство Аллаха в жизнь исламской общины и так закан­чивается первый этап эпохи классического ислама.

6.5. ИСЛАМИЗАЦИЯ И АРАБИЗАЦИЯ Арабский Халифат

Кончина пророка стала тяжким испытанием для ислама. Мухаммад не оставил распоряжения о своем приемнике. У него не было прямых потомков по мужской линии: последний сын умер в младенчестве не-задолго до смерти отца, таким образом, наследственная передача вла­сти исключалась. Бедуины отказывались платить налоги Медине, на­рождающемуся теократическому государству. В Аравии начиналась племенная вольница. Выдвинулись различные лжепророки, оспари­вавшие возвещенную Мухаммадом истину: Мусайлима, Тулайха, Сад­жах. Необходимо было срочно, чтобы сохранить власть, из мухаджиров или ансаров выбирать приемника, который возглавил бы общину ве­рующих. На собрании победили соплеменники Мухаммада, и первым «заместителем Посланника Аллаха», халифом, стал Абу Бакр,когда-то осуществивший вместе с пророком хиджру, отец любимой жены про­рока - Аиши, на руках которой последний скончался.

Абу Бакру пришлось действовать в смутные времена отступниче­ства, однако, он организовал ряд походов и усмирил неверных, став главой обширного Арабского халифата(632 - 634). При нем арабские завоевания впервые вышли за пределы Аравийского полуострова: вое­начальник Халид стал мечом ислама в Приевфратье, взяв Хиру — сто­лицу арабского христианского княжества, вассального Ирану, разбил византийскую армию в Палестине и арабов-христиан у границ Визан­тии.

После смерти первого халифа его приемником становится Омар(634 - 644), «халиф халифа», которому община единодушно присягает на верность. За годы его правления в мусульманское государство во­шли Сирия, Месопотамия, Палестина, Египет - области, где жили про­роки, о которых говорится в Коране.

Третьим халифом становится Осман(644 - 656), выбранный сове­том, назначенным Омаром перед смертью. При нем государство про­должало расширять свои границы. На Средиземном море военный флот успешно действовал против Византии. Пала держава Сасанидов. Му­сульмане закрепились в Северной Африке вплоть до Туниса и в Закав­казье.

Раскол

Выдвижение халифской родни на ключевые посты и выплаты, ко­торые Осман производил из общей казны, вызывали недовольство в столице и особенно в новых провинциях - Ираке и Египте. Недоволь­ные его правлением из Египта, Куфы и Басры вели переговоры с хали­фом, который обещал выполнить их условия, но в руки египтян попало секретное письмо с печатью халифа, где он приказывал египетскому наместнику казнить смутьянов. Тогда они потребовали его отречения и осадили его дом. В стычке Осман был убит.

После падения Османа в исламском мире возник глубокий раскол. Близкие родственники пророка полагали, что только религиозная свя­тость дает право на власть, а эта святость передается лишь через пря-мых наследников Мухаммада. В 656 г. представители Египта и Ирака предложили избрать новым халифом Али ибн Абу Талиба,двоюрод­ного брата пророка, женатого на его дочери Фатиме. Однако с этим решением согласились не все. Вокруг Али сплотились недовольные ха­лифатом, создав партию шиитов. Так Али положил начало имамату, и в Халифате началась многолетняя смута.

Споры о верховной власти

В Битве Верблюда656 г. близ Басры Али нанес поражение войску мухаджиров Талхи и аз-Зубайра. Оба погибли, а вдова пророка и их союзница Аиша были пленены. После захвата Басры Али перенес свою резиденцию в Куфу, откуда начал борьбу с наместником Сирии Мура-вийей, родственником халифа Осман.

В 657 г. на берегу Евфрата произошло столкновение с сирийцами, поддержанными полководцем Амром ибн ал-Асом, покорителем Егип­та. Их спасла от полного разгрома уловка последнего. Он велел своим воинам, зная набожность Али, прикрепить к копьям свитки Корана и воззвал именем Книги Аллаха к третейскому суду. Али остановил сра­жение и велел начать переговоры. Но двенадцать тыс. бойцов покинули лагерь Али, считая, что божий суд уже совершился и люди не вправе * оспаривать его решение. Их стали называть хариджитами(ушедши­ми). Они выступили и против Али, и против Муравийи.

Хариджиты избрали своего халифа Абдаллаха ибн Вахба, рядового воина. Но после того как Али уничтожил их отряд, примирение стало невозможно, и в 661 г. у выхода из мечети в Куфе Али был убит одним из хариджитов. Халифом стал Муравийя, основавший династию Омейядов(661 - 750). Ему удалось откупиться от внука пророка Хаса-на, старшего сына Али и Фатимы, и расправиться с его младшим бра­том Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Хусейн был растер­зан на части, и после стал святым мучеником всех шиитов, ежегодно отмечавших день его гибели торжественными процессиями и самоби­чеванием. Споры о верховной власти в Халифате привели к разделе­нию мусульман на суннитов, шиитов и хариджитов.

Омейяды

После скоротечного правления Хасана, старшего сына Али, власть в халифате перешла к Омейядам (661-750 гг.), курайшитам из рода омейя, родственникам Османа ибн Аффана. После смерти Муравийи (661 - 680), который был провозглашен халифом в Иерусалиме еще до убийства Али, шииты попытались сделать халифом второго сына Али, ал-Хусайна (Хусейна), которого считали своим духовным руководите-лем - имамом. Хусейн пал в неравном бою, заслужив имя аш-Шахид, Величайший Мученик.

Омейядские халифы продолжили завоевания, начатые их предше­ственниками. При них исламу покорилась вся Северная Африка, му­сульманские отряды через Гибралтар (Гебель ал-Тарик - «скала Тари-ка», пролив, названный в честь мусульманского полководца) высади­лись в Испании, вторглись во Францию. На Востоке воины ислама за­хватили Хорезм, Бухару, Самарканд и другие города Центральной Азии. Утвердились в Армении, Азербайджане, Западной Грузии, со­вершали набеги на земли хазаров на границах Южной Руси. Исламские крепости строились на Инде и на европейском берегу Атлантики. В со­став Халифата вошли древние развитые культуры - византийская с ее эллинистическим и римским наследием, арамейская, иранская, культу­ры народов Закавказья, Центральной Азии, Индостана. К началу VIIIв. языком делопроизводства становится арабский.

При Омейядах народы, вошедшие в исламское государство, при­водятся к форме мусульманской культуры. Складываются каноны му­сульманского зодчества. В Иерусалиме был возведен позолоченный купол Мечети Скалы (Мусджид ас-Сахра, 691 г.). В Дамаске (Дамас­ский Халифат) Церковь Святого Иоанна стала ядром Мечети Омейядов (705). Вновь была перестроена Мечеть Пророка. Теперь направление на Каабу внутри мечети стало обозначаться специальной нишей - михраб, а призыв на молитву (азан) - возглашаться муэззином с башен первых минаретов.

Сложились основы мусульманской государственности - военной мощи, управления, налогообложения, денежного обращения, судопро­изводства. Развилась исламская наука - теология, которой занимались мусульманские ученые - улама. И хотя Омар II стремился примирить династию с хариджитами, сторонниками Али и Абасидами, пришло время новой эпохи.

Аббасиды

Окончательное формирование мусульманского суннитского бого­словия и культурный расцвет Халифата приходится на эпоху Аббаси-дов (750—1258 гг.). Аббасиды - потомки дяди пророка ал-Аббаса ибн Абд ал-Мутталиба ибн Хашима. Создав тайные общества, они восполь­зовались распрями между Омейядами и междоусобицами арабских племен для начала вооруженной борьбы. Пришли к власти в результате победы над Омейядами, консолидировавшись с шиитами; в 749 г. в Куфе народ присягнул победоносному черному стягу и первому хали­фу новой династии Абу-л-Абассу ас-Саффаху,или Щедрому. Прием­ник ас-Саффаха халиф ал-Мансур (годы правления 754 - 775) основал в 762 г. столичный Город Мира, более известный как Багдад. Так возни-кает Багдадский Халифат Аббасидовв отличие от Дамасского Ха­лифата Омейядов.

Вбитве у среднеазиатской речки Талас в 751 г. мусульмане нано­сят сокрушительное поражение китайской армии, после чего ислам в Центральной Азии восторжествовал окончательно. Мусульманские книгоиздатели стали переходить на бумагу, изобретенную в Китае, от­казавшись от пергамента. В Багдадском Халифате арабы, кроме потом­ков Мухаммада, утратили свое исключительное положение в обществе, - их уровняли в правах с прочими мусульманами. Пределы государст­ва больше не расширялись.

Важным фактором распространения и укрепления арабо-мусульманской культуры была исламизация,быстроте которой способствовал экономический фактор: после переходе в ислам хри­стиане Византии и зороастрийцы Ирана платили в казну халифата только десятину, а не мусульмане обязаны были выплачивать более тяжелый поземельный налог и подушную подать.

Другим важным фактором распространения культуры стала араби-зация, которая проявлялась в расселении арабских племен на захва­ченных территориях и приводе в гарем представительниц местного на­селения при уничтожении его мужской части. Арабизации способство­вало и то, что арамейское население Сирии и Ирака говорило на близ­ком арабскому языке. А главное - Коран имел свое сакральное зна­чение только на языке оригинала,переводить книгу запрещалось, поэтому приходилось изучать ее в подлиннике. Знание языка давало многочисленные преимущества: на службе, в торговле ит.д. Так араб­ский язык становится в халифате скрепляющим культуру в единое це­лое средством коммуникации.

6.6. КОРАН Собирание проповедей Пророка

Смыслообразующим ядром исламского мира является Коран (Священное Писание), на котором строится вероучение, культ и образ жизни. Это сборник пророческих откровений, полученных частями не­грамотным Мухаммадом от Аллаха через посредничество его ангела как предвечное и несотворенное слово божье. Здесь говорится, что весь окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха, отсюда -предписания верным и предостережения нерадивым.

Сначала пророк передавал услышанное посвященным, по мере роста общины откровения передавалось по памяти из уст в уста. Знаю­щие Коран наизусть стали называться хафизами.Первым хафизом был сам пророк. Многие из хафизов полегли в битвах с лже-пророками, чтобы сохранить Коран для будущих поколений.

Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали отдельные про­поведи на пергаменте, верблюжьих лопатках, черепках. Абу Бакр по­ручил писцу пророка мединцу Зайду ибн Сабиту записать на свитках весь текст. Эти свитки Абу Бакр передал Омару.

Как единый и окончательный текст Коран был установлен, соглас­но исламской традиции, между 650 и 656 гг. по воле третьего халифа Османа. В основу канонического текста лег список Зайда. Он возглавил специальную коллегию для составления композиции текста, принцип которой опирается на следующее умозаключение: поскольку Коран -небесная книга, то у нее не должно быть ни начала, ни конца.

Структура Корана

Структуру книги составляют 114 сур (глав), отделяющихся друг от друга басмалой. Главы расположены по мере убывания количества айат в суре за исключением фатихи (Открывающей главы), являющейся символом веры в исламе. Следующая сура «корова» - самая протяжен­ная (ее называют «маленьким Кораном»).

Суры делятся на мекканские, явленные в Мекке до хиджры, и ме­динские. Стиль ранних сур более образный и воодушевленный, медин­ского же периода - строже, в них преобладают предписания и разного рода установления. Но в Коране расположение сур этих периодов не подчиняется хронологическому принципу.

Способ заглавия некоторых сур приводит к разночтениям: назва­ния состоят из одной буквы или сочетания букв и отражают не столько содержание, сколько акцентируют ключевые слова, встречающиеся в данной суре, что приводит к неоднозначности смысла или утрате его заглавия.

Арабское письмо не передает кратких гласных, поэтому для облег­чения понимания в конце IX в. в тексте появляются букворазличитель-ные точки, а позднее - огласовки, что устраняет разночтения.

Для удобства чтения и запоминания Коран делится на тридцать разделов и шестьдесят полуразделов.

К X в. были приняты как одинаково допустимые семь способов распевного чтения: знаки подсказывают певцу, где надо сделать паузу, как долго ее держать, в каком месте понизить или повысить голос.

Итак, в Коране заключены ценности и нормативы арабо-мусульманской культуры как ее фундамент, а расположение сур по принципу убывания «знамений», составляя «ряд в каменной кладке», символизирует «чтение вслух» как опору в покорности воле Аллаха и восхождение в этой покорности. 6.7. Сунна

Помимо Священного Писания вероучение ислама обладает свя­щенным Преданием - Сунной, путем или примером посланника Алла­ха. Ее составляет собрание рассказов (хадисов) из жизни Мухаммада, дающие ответы на все вопросы личной и общественной жизни челове­ка. Это - деяния пророка, его высказывания и молчаливое одобрение, которое он выказывал на слова и поступки окружающих. Священное Предание признается всеми течениями ислама (шииты предание о сло­вах и действиях пророка и имамов называют хабар, ахбар - известия, но их содержания весьма отличны от текстов Сунны) как важнейший источник веры после Писания, усвоение которых обязательно для каж­дого осознающего себя мусульманином.

Хадиссостоит из двух частей: собственно содержание хадиса, текст (матн)и предваряющая его цепь тех рассказчиков-передатчиков, от которых было получено известие, - иснад(опора). Различают хади-сы с сильным иснадом - восходят к ближайшему окружению Мухам­мада, имеют непрерывную цепь, и со слабым иснадом - имеют пропус­ки в передачи или приписываются менее надежным источникам.

Свидетельства Абу Хурайры, который имел сотни учеников и пе­редал около 3500 тыс. рассказов, Аиши, писца Зайда, военачальника Абдаллаха ибн Амра принимались безоговорочно. Ибн Ханбал - созда­тель одного из первых сборников хадисов - «Муснада» («Имеющий опору»), IX в. Сунниты обычно пользуются шестью сочинениями: два «Достоверных сборника» - толкователя Корана Мухаммада ал-Бухари (810 - 870), который для его уяснения собрал огромное множество пре­даний, но включил лишь сотую долю, и Муслима ан-Найсабури (817-875), отобравший 12000 из 300000 хадисов; две «Книги сунн» - Ибн Маджа и Абу Дауда, «Большой сборник» Мухаммада ат-Тирмизи и третья «Книга сунн» ан-Нисаи. Сунна - лучший комментарий к Кора­ну, совершенный инструмент его толкования. Хадисоведение способ­ствовало в арабо-мусульманской культуре развитию языкознания, фи­лологии, истории, права.

6.8. Шесть опор

Исследование Корана и Сунны позволило мусульманам выделить шесть опор, на котором зиждется символ веры.

1. Вера в единство и единственность Бога, Высшего и Вечного, Ми­лостивого и Милосердного, Создателя и Хранителя всего сущего.

2. Вера во всех без изъятия посланников и пророков. Избирающий одних пророков и отвергающий других, на деле отвергает их всех.

Каждый из посланников был послан к одному из народов, но Про­рок Мухаммад был послан ко всему человечеству. Когда мусуль­манин чтит Мухаммада, он чтит тем самым и всех пророков, быв­ших до него. Доказательство миссии Мухаммада - в его жизни и в Благородном Коране - Слове Божьем, - который мог быть передан только через Его Посланника.

3. Вера во все Писания Божий в первоначальном виде. Задолго до пророка Мухаммада все эти Книги Откровения - и свиток Ибра-хима, и Таура Мусы, и Забур Дауда, и Инджил Исы - были утеря­ны или искажены. Посему Бог ниспослал Мухаммаду Коран как последнее из Откровений и руководство для всех людей.

4. Вера в существование ангелов как части незримого мира. Ангелы суть чисто духовные и совершенные создания, чье естество не ну­ждается в пище, питье или сне.

5. Вера в День Суда. Эта жизнь - лишь испытание: способен ли чело­век следовать заповедям Божьим. Необходимо готовиться к жизни вечной, творя добрые дела в жизни сей. Воскреснув, люди пред­станут перед Богом и дадут ответ за свои земные поступки. Добро­детельные будут вознаграждены и для них отварятся Райские Вра­та, грешные будут наказаны и низвергнуты в Ад.

6. Вера в то, что все происходящее в этом мире происходит по воле и определению Бога. Всякое деяние Премудрого Бога исполнено смысла, хотя порой и неведомого для нас.

6.9. Пять столпов веры

Обрядность ислама опирается на пять столпов:

Шахада(араб, свидетельство) - исповедание веры.Вот ее смы­словой перевод: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад -Посланник Аллаха». Здесь объединены два главных положение ислама: исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухамма­да. Самый страшных грех многобожие, или придание богу соучастни­ков. Мухаммад же - высшее и конечное звено в цепи пророков и по­сланников. Произнесение шахады - долг мусульманина. Входит в большинство молитв. Ее произносят, призывая на молитву; при рожде­нии ребенка; просыпаясь и отходя ко сну; она должна стать последни­ми словами умирающего; с нею идут в сражение, поэтому отдавший жизнь за веру называется шахид. При переходе в ислам шахаду обяза­тельно произнося при свидетелях, проникшись смыслом каждого сло­ва, причем отступничество карается смертью.

Салят(ат), намаз(араб., перс, молитва) — молитва,один из пяти столпов ислама, отражающий его обрядовую CTopoiry. Мухаммад на­значил пять ежедневных обязательных молитв: на рассвете, полу-денную, предвечернюю, на закате,в начале ночи.Час молитвы воз­вещает муэззинс минарета мечети. Это призыв - азан.Молиться мож­но в любом ритуально чистом месте. По пятницам совершается общая молитва в мечети. Молитве предшествует омовение. Согласно хасидам пророка, малое омовение (вуду) состоит из троекратного обмывания чистой водой кистей рук, прополаскивания рта и горла, промывания носа, мытья лица, смачивания волос, прочищения ушей, мытья шеи, омовения ног до колен и рук до локтей. При отсутствии воды очищение совершают песком. После осквернения, а также перед пятничной мо­литвой, праздниками, постом, совершается полное омовение: троекрат­ное мытье рук, интимных частей тела, вуду, мытье головы, всего тела и в конце - ног. Закончив омовение, молящийся встает на молитвенный коврик, не надевая обуви; обращается лицом к Каабе, опуская руки вдоль туловища и изъявляя намерение совершить молитву, т.е. произ­носит формулу молитвенного намерения про себя или вслух. Затем, подняв руки раскрытыми ладонями от себя на уровень лица, произно­сит слова возвеличения бога: Аллаху акбар (Аллах велик) - такбир. По­том, прижав правой рукой левую к груди, произносит фатиху и одну из коротких сур мекканского периода. После этого совершается поясной поклон, чтобы при этом ладони коснулись колен, и произносит хвалу Аллаху. Затем выпрямляется и взывает богу быть услышанным. Далее молящийся совершает земной поклон: опускается на колени, простира­ется ниц, касается коврика ладонями и носом, садится на пятки, произ­носит такбир, затем повторяет земной поклон и встает, держа левую руку в правой перед собой. Таково содержание одного раката (череда молитвенных поз). Ракат может быть повторен. Заканчивается молитва так: сидя на пятках, произносится шахада и, повернув голову к правому плечу, приветствие: «Мир вам и милосердие Аллаха!». Порядок совер­шения канонической молитвы установлен в VIII в. Мухаммадом аш-Шайбани на основе источников, зафиксировавших моление Мухамма­да. Пятничная служба начинается краткой проповедью, которую про­износит с кафедры предстоятель, имам. Женщины молятся отдельно от мужчин.

Закят(ат)(араб, очищение) - обязательная милостыня, налог в пользу бедных.Исполнение этой священной для каждого мусульма­нина обязанности «очищает» богатство, делает его праведным. Коран (2: 43). Выплачивается подоходно взрослым дееспособным мусульма­нином (обычно 2,5 %, ставка колеблется). Необходимо отличать от са-даки - добровольного пожертвования. Коран.

Саум - пост в месяц рамадан.В течение тридцати дней взрослые мусульмане обязаны в светлое время суток воздерживаться от еды, пи­тья, курения, употребления благовоний и духов, плотских отношений. С наступлением темноты, когда нельзя отличить белую нитку от чер-ной, запреты снимаются и возобновляются с рассветом. Дневное время должно быть отдано работе, молитве, чтению Корана, благочестивым размышлениям. Завершение поста отмечается праздником разговения, Ид ал-фитр. Он длится три дня. После общей молитвы в мечети уст­раивается большая трапеза, раздаются милостыня и подарки, посещают могилы предков. Допустим индивидуальный пост. Рекомендуется по­ститься в дни испытаний.

Хаджж(ддж)- паломничество в Мекку,которое хотя бы раз в жизни должен совершить мусульманин. Один из столпов ислама. Со­вершивший хаджж получает почетный эпитет хаджи и носит зеленую чалму, обозначающую его статус. Допускается послать вместо себя за­местителя.

Паломники прибывают в Мекку в седьмой день месяца зу-л-хиджжа и переходят в ихрам - особое состояние, необходимое для со­вершения малого и большого паломничества: они очищаются омовени­ем, стригут волосы и ногти и надевают белое одеяние, состоящее из двух кусков простой ткани, и восклицают: «Вот я пред Тобой, Госпо­ди!». На время паломники умирают для земной жизни, чтобы, подгото­вившись телом и духом, с правой ноги ступить во двор Главной мечети Мекки, которую после всех церемоний покинут, ступая с левой.

Чрез Врата Мира они проходят к северо-восточному углу Каабы, целуют его или касаются рукой, поднося затем к своим губам, совер­шая семикратный обход Каабы по часовой стрелке: первые три круга бегом, остальные размеренным шагом. После молитвы паломники пьют воду из священного колодца Замзам и семь раз пробегают между холмами ас-Сафа и ал-Марва. Это делается в память о страданиях Хаджар и ее малолетнего сына Исмаила, погибавшего от жажды, - ро­доначальника всех арабов. В этих местах нашли покой Адам и Ева, а отец Исмаила Ибрахим поклонялся богу.

Если паломник не собирается объединять малое и большое палом­ничество, он выходит из состояния ихрам, срезая у себя прядь волос. В обратном случае седьмого дня он слушает проповедь и молится у Каа­бы. На следующий день он идет в долины Мина и Муздалифа в долину Арафат и там ночует. В полдень девятого дня начинается стояние у го­ры Арафат, продолжающееся до заката. Все это время они слушают проповеди и молятся. Затем бегут в Муздалифу, где у мечети читают вечернюю и ночную молитвы.

Утром десятого дня начинается Великий праздник жертвоприно­шения, продолжающийся четыре дня. Паломники переходят в долину Мина, где швыряют семь камней в крайний из трех столбов, олицетво­ряющий Иблиса. В долине Мина они приносят в жертву верблюда, бы­ка или овцу в память о жертвоприношении Ибрахима. Обрив голову или срезав прядь волос, паломники возвращаются в Мекку для послед-него обхода Каабы. Многие посещают Медину, приходят на могилу Пророка, молятся в его мечети.

К пяти столпам непосредственно примыкает джихад - усилие, прилагаемое в борьбе за веру. Джихад(араб, усилие) - усердная борьба за веру. Правоведы подразделяли джихад четырех уровней: «сердца» -борьба со своими собственными недостатками; «языка» - разрешение одобряемого и запрещение порицаемого; «руки» - наказание престу­пивших закон и нравственные нормы; и собственно газават - «джихад меча» - вооруженная борьба с неверными, падшие в которой обретают вечное блаженство.

В эпоху мусульманских завоеваний весь мир был разделен на 3 части: область ислама, т.е. страны, исповедавшие ислам и находящиеся под властью мусульманских правителей и права; область мирного до­говора, т.е. области, подчинившиеся путем договора, немусульманское население которых находится под покровительством ислама и платит за это подушную подать; область войны, т.е. страны, не имеющие мир­ного договора с мусульманами, а значит находящиеся с исламом в со­стоянии вечной войны, где отсутствие военных действий рассматрива­ется как временное затишье.

6.10. Мусульманское право

На Коран и Сунну опирается учение о «правильном пути» (шари­ат),который рассматривается с точки зрения деяний человеческих. В законе веры представлена совокупность установлений, обязательная для мусульманина: догматические положения и обряды веры, основы нравственности, правильные взаимоотношения людей и поведение в деловой и семейной жизни. Все мусульмане - рабы господа, равные перед его законом. В Шариате указаны пять категорий поступков:обязательные, желательные, дозволенные, недостойные, запрет­ные.








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 568;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.