ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА 2 страница

В римской науке,в первую очередь, развивались те отрасли, ко­торые имели прикладной характер (теория строительства, география, медицина). В области астрономии Клавдий Птолемей отказался от ге­лиоцентрической теории Аристарха Самосского, выдвинув ошибочную геоцентрическую концепцию.

Одним из важнейших достояний не только античной, но и всей мировой культуры, является римское право. С ним читатель познако­мится в курсе соответствующей дисциплины. Скажем лишь, что рим­ские правовые нормы были столь гибкими, что их можно было приме­нять в любой общественной системе, построенной на основе частной собственности.

Образование и воспитание

Греческийархаический идеал образованности и воспитанности воплощен в благородных героях Гомера, которые в совершенстве вла­дели всеми видами оружия, с успехом участвовали в спортивных и иг­ровых состязаниях, прекрасно пели, играли на лире, танцевали и обла­дали даром красноречия. Цель образования и воспитания сводилась к формуле: "быть всегда лучшим и превосходить остальных", то есть достичь при жизни громкой славы и чести, чтобы и после смерти про­должать жить в человеческой памяти.

Позднее, в зависимости от условий развития древнегреческих по­лисов, сложились различные системы воспитания и образования, из ко­торых наиболее известны афинскаяи спартанская.

Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была наиболее раз­носторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умст­венного, нравственного, эстетического и физического воспитания. До семи лет мальчики воспитывались дома; затем они посещали грамма­тические школы, где обучались чтению, письму и счету, и позже (или одновременно) - кифаристские школы, где учились музыке. С двена-дцати-тринадцати лет мальчики переходили в палестру, где получали физическое воспитание, упражнялись в пятиборье. Более состоятель­ные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посы­лали их потом в гимнасии.

В Спарте контроль государства над воспитанием начинался с пер­вых дней жизни ребенка: новорожденных осматривали, отбирая для го­сударственного воспитания только здоровых детей (остальных, по пре­данию, сбрасывали в пропасть). До семи лет дети воспитывались дома. Система государственного школьного обучения была обязательной для каждого спартанца от восьми - до двадцатилетнего возраста. В школах велось преимущественно военно-спортивное и общественно-религиозное обучение. Ученики писали на вощеных табличках, позднее на папирусе. Обучение арифметике, чтению и письму происходило од­новременно (так как цифры обозначались буквами).

Римскимидеалом считался крестьянин-воин, в мирные времена бывший земледельцем и скотоводом, а во время войны - воином. По­мимо способности читать, писать и считать, он должен был быть обу­чен четырем предметам: сельскому хозяйству, врачеванию, красноре­чию и военному искусству. Существенным воспитательным фактором было культивирование почитания верований и обычаев предков, бес­прекословного подчинения "отцовской власти". Хороший гражданин у римлян отождествлялся с послушным сыном и дисциплинированным воином.

Со II в. до н.э. все большее значение в Риме приобретает греческая образовательная система. Окончательно утвердилась она в I в. до н.э., правда, с некоторыми римскими особенностями. Математические дис­циплины отошли на второй план, уступив свое место юридическим наукам. Изучение языков и литературы велось одновременно с препо­даванием римской истории, состоявшим главным образом в сообщении исторических примеров достойного поведения предков. Уроки музыки и гимнастики как таковые отсутствовали, вместо них часто проводи­лось практическое обучение верховой езде, фехтованию и плаванию. На более высокой стадии практиковалось изучение риторики.

Во II в. н.э. учреждается несколько высших школ, в которых груп­пы студентов специализируются в конкретных областях знания (рито­рика, философия, юриспруденция, медицина, архитектура и т.д.).

В период республики обучение было частным и государство в него не вмешивалось, однако в период империи оно поставило образование под свой контроль. Учителя стали государственными служащими и по­лучали жалованье. 5.5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ Литература

Античная литература выросла из фольклора,из сказаний о жизни богов и героев. Первыми авторскими произведениями были поэмы Го­мера «Илиада» и «Одиссея» и сочинения Гесиода «Труды и дни» и «Теогония» (VIII-VII вв. до н.э.). Позже появились жанры лирической поэзии (Сафо), оды (в честь победителей Олимпийских и Пифийских игр), басни (Эзоп).

Основными жанрамиклассической литературы стали трагедия и комедия. Отцом трагедии называют Эсхила, главными темами которо­го были прославление гражданских добродетелей и патриотизма («Прометей прикованный»), а также идеи возмездия и силы судьбы (трилогия «Орестея»). Тема неотвратимой судьбы занимает важное ме­сто и в творчестве Софокла, который подчеркивает бессилие человека перед неизбежностью уготованной ему участи (трагедии о царе Эдипе). Еврипид - творец психологической драмы. В центре его произведений - конфликт между рассудком и страстями, который неотвратимо при­водит человека к гибели («Медея», «Федра»). Великолепным комедио­графом был Аристофан, придавший комедии политическую остроту и злободневность.

В эллинистический период возникает целый ряд новых жанрови стилей:

комедия нравов (Менандр);

александризм (особый изысканный поэтический стиль, созданный Каллимахом);

придворной и искусственный эпос (сопоставление многочислен­ных мифологических версий - Аполлоний Родосский);

буколическая поэзия (описание пастушеских сценок на фоне ус­ловного красивого пейзажа создающие искусственный мир безмя­тежно живущих людей, резко контрастирующий с реальным ми­ром эллинизма);

социальные романы-утопии (описание фантастических стран, островов блаженных где-то на краю ойкумены, на лоне роскошной природы, где у людей полный достаток, гармоничные отношения, отменное здоровье).

Интерес к форме и неглубокое идейное содержание, исследование внутреннего мира отдельного человека и игнорирование общественных потребностей, подмена глубоких философских мыслей мелкими буд­ничными заботами и вместе с тем разработка реалистических сюжетов, интерес к психологии отдельного человека и к его внутреннему миру характеризуют противоречивое течение литературного процесса элли­нистической эпохи.

На становление и развитие римской литературы оказало влияние народное творчество, но особенно - греческая литература. Первыми римскими писателями были греки (Тит Ливии Андроник, раб, обу­чавший грамоте детей своего господина; позднее - вольноотпущенник), а первые произведения на латыни - переводы с греческого.

Римская комедия и трагедия развивались под влиянием грече­ских образцов и не считались жанрами исконно римскими. Собственно римским литературным жанром был жанр «сатуры» (буквально «сату­ра» - блюдо, наполненное разными плодами). Как жанр, сатура - это смесь разных стихов, длинных и коротких, написанных разным разме­ром. Позже она стала жанром небольшого обличительного произведе­ния.

В I в. до н.э. римская литература поднялась на новую, более высо­кую ступень. Повальным стало увлечение написанием стихов. Среди множества поэтов того времени высятся два гиганта: Тит Лукреций Кар (его сочинение «О природе вещей» - философская поэма, излагающая основы учения Эпикура) и Гай Валерий Катулл (мастер лирической по­эзии).

Параллельно развивалась и проза. Ярким явлением стало творче­ство Теренция Варрона (семьдесят четыре сочинения в шестиста два­дцати книгах, почти все из которых погибли, - первая римская энцик­лопедия) и Марка Туллия Цицерона (философские произведения, юри­дические сочинения, труды по теории ораторского искусства, письма).

Правление императора Августа было ознаменовано «золотым ве­ком латинской поэзии». Август и его окружение, победив соперников в борьбе за власть, стремились использовать выдающихся поэтов и пи­сателей для укрепления своего морального авторитета. Выполняя эту деликатную миссию, приближенный Августа Гай Цильний Меценат превратил свой дом в Риме и пригородные поместья в центр литера­турной жизни римского общества.

Меценат собирал, поддерживал материально и опекал всех талант­ливых поэтов своей эпохи. Членами его кружка были Вергилий (его не­законченная «Энеида» прославляла величие Рима, римский дух) и Го­раций (воспевший высокое назначение поэта в знаменитом «Памятни­ке», которому подражали многие поэты, в том числе и А.С. Пушкин). Имя Мецената стало нарицательным. Им обозначают богатого покро­вителя наук и искусств.

Выдающимся поэтом эпохи был Овидий, попавший в немилость императора и высланный из Рима. Его творчество - вершина римской любовной лирики («Метаморфозы», «Наука любви» и др.).

Зрелищная культура. Театр

Одна из характерных черт античной цивилизации - многочислен­ные и разнообразные развлечения и зрелища. Первоначально они были тесно связаны с религиозными ритуалами и праздненствами. Непре­менной частью религиозного культа стало почитание главного боже­ства полиса в форме торжественного шествия граждан со статуей бо­жества и праздничных мероприятий после принесения жертвы в его честь перед главным храмом. Участие основной части граждан прида­вало праздненству всенародный характер.

В V в. до н.э. религиозные начала праздников постепенно стуше­вываются, а общественно-политические и идеологические стороны проявляются явственнее и полнее. Увеличивается доля гимнастических состязаний и театральных представлений.

Самыми знаменитыми праздниками стали Олимпийские игры,посвященные Зевсу. Они проводились раз в четыре года и включали в себя соревнования атлетов. На Пифийских играх в честь Аполлона в Дельфах на первое место вышли не спортивные, а музыкальные состя­зания, на Панафинейских играх в Афинах - театральные представле­ния.

Наибольшего размаха зрелищная культура достигла в Древнем Риме. Как и в Греции, праздники здесь первоначально носили исклю­чительно или преимущественно религиозный характер. Но с VI в. до н.э. стали устраиваться светские праздненства. Появились Римские,а с Ш-П вв. - Плебейские, Аполлоновы иМегаленские игры.

Эти праздники были ординарными (ежегодными, регулярными). Могли устраиваться и экстраординарные игры в честь избавления от нашествия, победы в войне, данного обета или просто по желанию ма­гистрата (выборного лица). Праздники длились от шести до пятнадцати дней, а общая продолжительность всех ординарных игр в году достига­ла семьдесят шесть дней. Представления заканчивались обычно массо­вым угощением, порой на несколько тысяч столов.

Устройство игр требовало больших денег. Казенных средств на это, как правило, не хватало, и отвечающие за устройство игр магист­раты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Тра­диция их проведения на поминках рабовладельца восходит к этрускам. Первый бой трех пар гладиаторов был проведен на Бычьем рынке в Риме в 264 г. до н.э. В течение последующих полутора столетий гла­диаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играмии носили характер частного представления. 11остепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н.э. гладиаторские бои были объявлены частью пуб­личных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Дать представление гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. Желающих стать магистратами было много, поэтому число гладиатор­ских боев непрерывно растет. На арену выводят уже по несколько де­сятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью несколько сот тысяч сестерций. Римские архитекторы создают специальный, ранее неиз­вестный тип здания, - амфитеатр, где устраиваются гладиаторские бои и травля диких зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько де­сятков тысяч зрителей, чем в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.

В общественной жизни Императорского Рима праздненства и представления имели по-прежнему огромное значение. Плебс требовал «хлеба и зрелищ», а для римской знати зрелища служили воплощением идеи славы и почестей, добытых в бою.

В дни праздников магистраты, а чаще сами императоры, устраива­ли многодневные зрелища, сопровождавшиеся массовыми раздачами подарков зрителям. Всякий римлянин, входивший в цирк или амфите­атр, получал металлический жетон, по предъявлении которого в особые кассы ему выдавалась некоторая сумма денег, новые одежды или кусок жареного мяса.

В эпоху империи особую популярность получила состязания ко­лесниц в цирке. Запряженные четверками коней, колесницы управля­лись возницами в туниках различных цветов (белого, красного, синего, зеленого). В каждом заезде принимали участие четыре колесницы, ко­торые должны были семь раз обскакать арену цирка. Победитель полу­чал большую денежную награду. Зачастую во время скачек колесницы разбивались, а возницы погибали. Скачки начинались утром и продол­жались, с перерывом на обед, весь день. Толпа ревела, поощряла своих фаворитов, вопила при их победе или гибели. Сам император Нерон выступал в цирке в зеленом одеянии.

Не меньший азарт вызывало кровавое зрелище травли зверей и бои гладиаторов, происходившие в амфитеатрах. В период Империи они получили невиданный прежде размах и популярность. При открытии амфитеатра Флавиев было убито около девяти тысяч диких и приру­ченных зверей, во время празднования победы над даками - одинна­дцать тысяч.

Даже смертные казни обставлялись в амфитеатрах как зрелища. То «Геракл», которого изображал осужденный на смерть, сжигал себя за­живо на костре; то «Икар» летел на веревке до середины амфитеатра, а затем веревка обрывалась и он, падая, разбивался насмерть; то осуж-денного на глазах публики терзали голодные и разъяренные хищные животные.

Театральные представления возникли как часть религиозных праздненств. Со временем их популярность настолько возросла, что они отделились от религиозных церемоний и превратились в самостоя­тельный вид искусства, занявший особое место в жизни греков и рим­лян.

В Греции появились места, специально предназначенные для сценических действий.Как правило, они выбирались у подножия по­логих холмов, склоны которых обрабатывались в виде каменных сту­пенек, на которых рассаживались зрители. Само действие происходило на утрамбованной круглой площадке, называемой орхестрой.Позади нее находилась палатка, в которой переодевались актеры. Называлась она скена.

Сценическое действие разыгрывалось первоначально как диалог между одним актером и хором, позже были выведены еще два актера, и роль хора уменьшалась. Актерами были исключительно мужчины,ко­торые исполняли как мужские, так и женские роли. Они выступали в масках,закрывавших не только лицо, но и голову. Меняя маски, актер мог играть несколько разных ролей. Маска исключала мимику актера, однако это компенсировалось его выразительными телодвижениями. Применялись механические приспособления (платформы, подъемни­ки), шумовые устройства.

Приобщение к театральному действу объединяло зрителей через сопереживание персонажам (катарсис). Театры были рассчитаны прак­тически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест. Одним из самых грандиозных был театр в Эфесе (шестьде­сят тысяч мест).

В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых ставились животрепещущие вопросы современной жизни. Знаменитейшие трагики классической драматургии - Эсхил, Софокл, Еврипид; комедиограф - Аристофан. Каждый из них по-своему решал проблемы добра и зла, рока и возмездия, радости и сострадания.

Эллинистический город невозможно представить без театра, кото­рый обычно вмещал до половины всего городского населения. Дейст­вие велось непосредственно актерами, число которых возросло. Изме­нился и их реквизит: использовались более мягкие маски, приближаю­щиеся к изображению человеческих черт, и костюмы, похожие на по­вседневную одежду. Действие приобрело более реалистический, близ­кий к жизни характер.

В Древнем Риме около пятидесяти праздничных дней в году отво­дилось театральным представлениям. Интерес к ним был связан, сод­ной стороны, с влиянием греческого театра и греческой литературы, сдругой, - с появлением блестящих пьес Плавта и ряда других римских драматургов.

Долгое время постоянного театрального сооружения в Риме не бы­ло. И только в 55 г. до н.э. было построено каменное здание театра.

Архитектура

Важнейшие принципы греческой архитектуры сформировались еще в период архаики. Основой развития зодчества стал храм.Именно в храмовом строительстве была разработана ордерная система,кото­рая предполагала

• строгую соразмерность частей здания;

• четкое разделение несущих и несомых частей;

• широкое использование колонн;

• украшение храма скульптурой и живописью;

• органичное включение здания в окружающий ландшафт. Появились несколько ордеров: дорический, ионический, ко­ринфский.Колонны дорического ордера- самые массивные, тяжело­весные, с простой и строгой капителью. Ионический ордер ~ более легкий, изящный, с капителью, имеющей изогнутую форму. Коринф­ский ордер - пышный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину.

Показателем зрелости греческого зодчества в период классики явилось создание сложных, художественно уравновешенных архитек­турных ансамблей.Самым прославленным из них стал афинский Акрополь.Он включал в себя несколько зданий и сооружений: Про­пилеи (парадные ворота), к которым примыкали помещение для кар­тинной галереи (пинакотека) и маленький храм в честь богини победы Ники. Центром ансамбля является величественный Парфенон,постро­енный в честь богини Афины в 432 г. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом и сочетающий дорические и ионические традиции. Гро­мада Парфенона несколько уравновешивается небольшим храмом Эрехтейоном. Вертикальной осью, всего ансамбля была статуя стоящей с копьем Афины Воительницы. Крутой склон Акрополя был исполь­зован для устройства здесь театра Диониса на семнадцать тысяч мест и специального помещения для музыкальных состязаний.

Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архи­тектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин.

Период эллинизма был временем основания множества новых и благоустройства древних городов. Это способствовало подъему архи­тектуры, разработке новых типов зданий, возведению таких грандиоз­ных сооружений,которое было невозможно в предшествующее время.

Одним из «семи чудес света» считался Александрийский маяк,который был построен в 280 г. до н.э. на остове Фарос в устье Нила и известен нам по описаниям арабов.

Он представлял собой трехъярусное сооружение общей высотой около ста двадцати метров. Первый ярус - квадратное в плане здание, стороны которого ориентированы по сторонам света. Второй ярус вы­полнен как восьмигранная башня, грани которой были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий ярус имел форму ци­линдра, увенчанного куполом, на котором стояла семиметровая статуя бога морей Посейдона. Здесь, наверху, горел огонь маяка, который с помощью зеркал был виден на расстоянии до шестидесяти километров. В дневное время, когда огонь был невидим, применяли дымовую заве­су. Топливо (специально просмоленные поленья) подавалось на ослах, поднимавшихся по винтовой дорожке внутри всех трех ярусов.

Маяк служил также наблюдательным пунктом, метеорологической станцией и крепостью с гарнизоном. В перестроенном виде он просу­ществовал до XIV в., а затем был разрушен.

В целом для эллинистической архитектуры характерны:стремление к грандиозности построек; роскошь внутренней и внешней отделки. Нарочитая помпезность и масштабность подавляли маленько­го человека, подчеркивали его слабость и ничтожество перед лицом могущественного монарха или божественных сил.

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом рим­ской истории, усложнением общественных отношений, ростом горо­дов. Происходило оно под греческим и этрусским влиянием.Но в отличие от греческих архитекторов, римляне отдавали преимущество не храмовым постройкам, а зданиям и сооружениям для практиче­ских нужд.

В IV-III вв. до н.э. небольшой и бедный ранний город строится без плана, беспорядочно, имеет узкие, кривые улицы, примитивные жили­ща из дерева и сырцового кирпича. Ведущим типом сооружения явля­ются военно-инженерные (например, оборонительные сервиевы стены) и гражданские (первые водопроводы и дороги).

Во II—I вв. до н.э. городская земля повышается в цене. Расчищают­ся и застраиваются не только пустыри, но и свалки. Вместо примитив­ных жилищ из сырца и дерева возникают многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича, бетона и даже мрамора.

Римляне предпочитают коринфский, тосканский и композитный ордера.Тосканский ордер сходен с дорическим, но его колонна имеет базу и гладкий ствол. Композитный ордер сочетает коринфские и ио­нические волюты.

Появляются новые, собственно римские, типы зданий:

базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд;

амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со зверями;

цирки, где происходили ристания колесниц;

термы - сложные комплексы банных помещений;

библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парками. Возникает новый тип монументального сооружения - триум­фальная арка.

В своих зданиях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи и величия. Отсюда - любовь римских архитекторов к монумен­тальности и масштабности сооружений, поражающих воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры явля­ется стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, к множеству украшений.

Эти черты продолжали развиваться в Императорском Риме. Сто­лицу империи и другие большие города украшали великолепные храмы местных и общеимперских богов, дворцы, базилики, портики для про­гулок, различного рода здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. Города имели каменные мостовые, водопроводы, канализацию. Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными ор­наментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление.

До настоящего времени сохранились величественные руины гран­диозного римского амфитеатра Колоссея (Колизея),построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около пятидесяти тысяч зрителей. Большими раз­мерами отличался и храм «всем богам» - Пантеон.Диаметр его купола - более сорока трех метров.

Во II в. н.э. в Империи было триста семьдесят две мощеные кам­нем дороги общим протяжением около восьмидесяти тысяч километ­ров. Через каждую тысячу шагов (милю) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до Рима. В самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он счи­тался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выра­жения: «Все дороги ведут в Рим!»

Однако если дома богачей и общественные здания блистали рос­кошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного на­селения были убоги и неудобны. В городах строились многоэтажные (в три-шесть и даже восемь этажей) доходные дома (инсулы), сдававшие­ся внаем по квартирам и комнатам.

Скульптура

Важное место в художественной культуре античности играла скульптура. Плутарх замечал, что в Афинах статуй больше, чем людей. Назначение скульптурбыло самым различным:

религиозным (разработка образов наиболее чтимых богов и геро-ев);

идеологическим (прославление гражданина и воина, физически крепкого, мужественного, жизнерадостного, с чувством собствен­ного достоинства);

декоративным (украшение площадей, зданий, святилищ);

мемориальным (надгробная скульптура). Господствующий образ архаики мог относиться к божеству, герою

или атлету-воину. Это образ обнаженного, физически здорового, жиз­нерадостного человека, защитника родного полиса исвоей собственной свободы. Такие статуи называли куросами(«юношами»), или архаи­ческими аполлонами, и корами(«девушками»). Чтобы они смотрелись идеально при любом освещении и были максимально похожи на живых людей, их раскрашивали. Эти скульптуры были еще далеки от совер­шенства, фигуры отличались статичностью и обобщенностью образа.

В VI-V вв. греческие мастера преодолели неподвижность и ско­ванность архаических фигур, научились передавать в твердом материа­ле многие оттенки человеческих состояний. Их статуи уже полны жиз­ни и движения.

Своего совершенства греческая пластика достигла в творчестве ве­ликого Фидия,создавшего много прекрасных творений, среди которых выделялась знаменитая статуя Зевса Олимпийского, выполненная из слоновой кости изолота. Четырнадцатиметровая скульптура грозного бога, сидящего на троне, была воплощением мудрости и человеколю­бия. Она причислялась к «семи чудесам света», но нам известна лишь по описаниям и изображениям на древних монетах.

Два великих современника Фидия - Мирони Поликлет- просла­вились изображением скульптурных образов атлетов-победителей. Наиболее известен из них «Дискобол» Мирона, сохранившийся в рим­ской копии. Среди других великих скульпторов Греции следует назвать Праксителя,который первым в истории изобразил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины («Афродита Книдская»); Лисиппа,создавшего прекрасный портрет Александра Македонского; Леохара,автора легендарного "Аполлона Бельведерского".

В эллинистической скульптуре отражаются и раскрываются новые веяния эпохи: дух беспокойства и внутреннего напряжения, стремление к помпезности и театральности, реализм, часто граничащий с грубым натурализмом.

В Риме первые статуи появились при Тарквинии Гордом. В IV в. до н.э. многие римляне стремились поставить на форуме портретные скульптуры себе и своим предкам. Массовое производство скульптур не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным было портретное сходство с ори­гиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потом-ков, поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не перепутали ни с кем другим. Во II в. до н.э. форум был настолько загроможден брон­зовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.

С конца III в. до н.э. в Рим буквально хлынул поток греческих ста­туй, захваченных римлянами при грабеже греческих городов. Один из римских полководцев привез из своего похода двести восемьдесят пять бронзовых и двести тридцать мраморных скульптур, другой - двести пятьдесят телег с греческими статуями. Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, городских домах.

Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рожда­ется большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим пе­реселяется большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых мастеров.

Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование за­тормозили расцвет собственно римской пластики. И только в области реалистического портрета римляне внесли свой вклад в развитие скульптуры.

В период империи портретная скульптура реалистически переда­вала черты императоров, императриц, военачальников, поэтов, фило­софов и др.

Живопись

Античная живопись- это древнегреческие и древнеримские рос­писи восковыми красками или темперой по штукатурке, мрамору, из­вестняку, дереву, глине. Известны росписи общественных и жилых со­оружений, склепов, надгробий, а также произведения станковой живо­писи.

Большинство памятников древнегреческой живописиутрачено; общее представление о ней дают литературные источники, немногие уцелевшие фрагменты, одновременные образцы вазописи, росписи гробниц, а также копии римского времени. В росписях первых грече­ских живописцев (VII в. до н.э.) преобладают мифологические сюжеты. Главную роль играет контур, внутри которого плоскости окрашены в чистые цвета без полутонов. Трактовка фигур, одежд, движений услов­на, но всегда выразительна.

В V в. до н.э. осваивается реалистическое изображение фигуры, сложных движений, ракурсов, передача эмоций, в композицию вводят­ся элементы пейзажа. Наряду с мифологическими сюжетами художни­ки обращаются к реальным историческим событиям. Популярен порт­рет, появляются пейзаж и натюрморт. Крупнейшие мастера второй пол. IV - IIIвв. до н.э. уже свободно владеют светотенью, основами пер­спективы, передачей чувств героев. Живопись эпохи эллинизма разно-образна по стилям и по тематике - мифологические и исторические сюжеты, жанровые и буколические сцены, портрет, натюрморт, пей­заж. Росписи крупнейшей школы - Пергамской - отличает широкая свободная манера письма, пластичность форм, яркость красок.








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 643;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.