ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА 5 страница
Частные вопросы, правовые коллизии - сфера мусульманского права (фикх- знание, постижение). Помимо Корана и Сунны здесь опираются на мнение авторитетных лиц {иджму) и суждение по аналогии с той ситуацией, которая описана в Коране и Сунне (кыйас), составляя логические цепочки, ведущие от источника к предмету сравнения, изводу. Это есть «четыре корня» фикхи у суннитов. У шиитов -Коран, свод преданий (ахбар), идзкма и разум. Иджма вошла в фикх во втор. пол. VII в. благодаря семи ученым мужамМедины. По спорным делам они опрашивали широкий круг сподвижников пророка, сравнивали полученный результаты и обсуждали их между собой. В совместном решении они единодушно выносили справедливый приговор, видя в этом залог правоты, апеллируя к хадису пророка: «Воисти-ну моя община никогда не будет единодушна в заблуждении». Было выделено три категории единодушного решения: иджма гласная -высказанная вслух при гласном обсуждении; деловая - в сходных обстоятельствах принимается сходное решение не сговариваясь; молчаливая - общеизвестное мнение беспрекословно принимается за образец. Правильно применять иджму и кийас могли только мусульманские ученые-законоведы муджтахиды. В VIII - IX вв. сложилось несколько правовых толков - мазхабов.
Мусульманское право делит все судебные дела на две категории:относящиеся к праву бога,эти преступления не могут быть прощены (вероотступничество, богохульство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, любые опьяняющие напитки и вещества, азартные игры, воровство, обман при торговле, ростовщичество) и относящиеся к праву человека(начинать такие дела можно лишь по жалобе потерпевших или их родственников).
6.11. Суфизм
Суфизм - это мистико-философское течение VIIIв. в исламе как суннитского, так и шиитского толка, основанное на использовании аскетических духовных практик в целях постепенного приближения через мистическую любовь к познанию бога и конечного слияния с ним. Суфизм имеет институт наставников-мудрецов, ведущих ученика по мистическому пути (тарикат)до момента слияния с богом. Суфии нацелены на интуитивное познание,использующее особые танцы или бесконечные повторения молитвенных формул и умерщвление плоти для достижения «озарения»и экстаза.Индивидуальный мистический опыт самого Мухаммада, воззрения гностиков и христианских монахов, некоторые положения зороастризма можно считать религиозно-идеологическим источником суфизма. Суфийский тарикат считается более близким к богу, чем шариат(этический путь человека и общества к богу).
В X - XI вв. учение о тарикате получает законченную форму, появляются положения об «остановках» на мистическом пути, о трех ступенях истинного познания,венчаемого слиянием познающего и познаваемого. Первый этап мистического пути - шариат,общемусульманский всеобщий закон, второй — тарикат,тогда человек находит себе учителя и под его руководством проходит стадии изменения сознания («стоянки»: раскаяние в прежнем неведении, богобоязненность, воздержание, добровольная бедность, терпение, удовлетворенность, упование на бога). На третьем этапе он сам становится учителем и вступает в мистическое общение с богом.Вершина философии суфизма - труды Мухи ад-Дина ибн аль-Араби, богослова и поэта. Только в человеке, достигнувшем мистического совершенства, соеди-няются противоположности, вызванные отношением бога и мира. Бог, феноменальный мир и человек - это части единого мира, каждая из которых запечатлевает его единство.
6.12. Художественная культура
Художественная культура классического исламского мира своеобразна: в ней нет живописи,так как запрещалось изображать бога и живых существ, и чтобы уничтожить память о племенных идолах, запрещалась скульптура.
Зато получила широкое распространение поэзия,живописно рисующая словесные портреты и полотна. В кораническом жанре, т.е. рифмованной прозой писались знаменитые макамы (араб, «головомойка») — короткая любовно-приключенческая плутовская новелла. Особой популярностью пользовались «Макамы» аль-Харири (XI - XIIвв.). Пятьдесят новелл, посвященные приключениям бродяги и поэта Абу Зайда ас-Саруджа - образец изощренного красноречия, виртуозности, остроумия и цветистой восточной словесности.
Истоки арабской поэзии лежат в доисламском фольклоре бедуинских племен. Уже в первые века нашей эры в Аравии были выработаны многие литературные жанры, ставшие впоследствии основными в арабской литературе. Утонченная и изысканная, легкая и изящная арабская поэзия отдавала явное предпочтение коротким размерам и была представлена такими жанрами, как: касыда (любовная или пейзажная лирика, в которой выдерживается одна римфа), кыта (стихотворение из 8 -12 строк панегирического или осуждающего характера), рубай, газель (лирическая любовная поэзия), хамрийа (застольная песня), зухдийат (лирическое стихотворение-молитва) и др.
В жанре газели писал Кайс ибн ал-Мулаввах, воспевший красавицу Лейлу («Лейла и Маджнун»). История этой несчастной любви стала сюжетом многочисленных романов и поэм. В эпоху ранних Аббасидов процветала панегирическая придворная поэзия, особенно при дворе Гаруна аль-Рашида, покровительствующего таким прославленным поэтам, как Абу Нувас, Абу аль-Атахия, Абу Таммам, аль-Бахтури.
Подлинные шедевры создала поэзия на персидском литературном языке - фарси. В IX - XV вв. он почти вытеснил из литературы арабский язык, за которым осталась, в основном, сфера религии и науки. Мировое значение имеет творчество таких поэтов, как Абдулхасан Ру-даки, Омар Хайям, Низами Гянджеви, Фирдоуси, Насир Хосров, Джа-лаладдин Руми, Саади, Хафиз, Ширази, Джами. Прекрасные стихи сразу становились достоянием базара - средоточия религиозной и политической жизни того времени.
Необходимо назвать великого поэта Фирдоуси(ок. 940 - 1020 или 1030), создавшего знаменитую эпопею «Шахнаме», воспевающую иранских мифических и исторических царей, в центре которой находится эпический герой Рустам. Всемирно известно творчество Омара Хайяма(ок. 1048 - после 1122), ученого, философа и поэта, создавшего знаменитые рубай, а также «Алгебру», в которой содержалось исследование уравнений третьей степени, и философский трактат «О всеобщности бытия». А в творчестве Джами(1414 - 1492) поэзия сочеталась с философией, суфизмом и музыкой. В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи естественным образом включались в любовные повествования, медицинские трактаты, философские и исторические сочинения и даже официальные послания. Арабская литература была пронизана Кораном, цитаты оттуда и различные обороты встречаются повсеместно. В X - XV в. постепенно сложился сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В их основе, помимо собственных сказок, переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено на арабскую почву.
Арабская архитектураразвивалась на основе переработанных греческих, римских и иранских художественных традиций. С VII- VIII в. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, многоколонный молитвенный зал, позднее появились порталы на главном фасаде. С X в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами,в которые были включены кораниче-ские надписи - арабская вязь (арабески), построенная по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр,в том числе книжной. Благороднейшим из изобразительных искусств считалась каллиграфия,ставшая самостоятельным видом сакрального искусства. Поскольку живопись не получила значительного развития, ограничиваясь орнаментом, изобразительное искусство сконцентрировалось на ковровом творчестве,характерными чертами которого стали цветистость и узорчатость. На коврах часто изображали мечети.
6.13. Фальсафа (философия) и наука
Исламская культура богата философскими традициями. Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушдвнесли свой вклад в мировую мысль.
Фарабиразвивал идеи Аристотеля. Ему принадлежит распространенное в арабо-мусульманской философии деление рассуждений на пять типов, исходя из которого решался вопрос о соотношении философии, теологии и религии. Ибн Сина (Авиценна)- автор фундаментальных трудов, в которых систематизировал современное ему научное знание. Его философское и медицинское наследие оказало сильное влияние на развитие пауки на Востоке и Западе.
Большинство трудов арабо-испанского философа Ибн Рушда (Аверроэс)- комментарии к сочинениям Аристотеля. Философия мусульманского средневековья ориентирована на античные модели. Основное содержание фальсафы составили идеи единства бытия, вечности мира, подчинения его действию естественных законов, постигаемых с помощью научных методов исследования, и выдвижение разума в качестве мерила истины, а логики - как способа ее получения и обоснования.
Огромный вклад в европейскую цивилизацию внесла Исламская Испания (от нач. VIII в. до сер. XV в.). К тому времени, когда мусульмане вошли в Южную Испанию, которую они называли Аль-Андалус (Андалусия), варвары уже опустошили большую часть Европы, и для классической цивилизации Древней Греции и Рима наступило время упадка. Исламская Испания во времена правления Аббасидов, куда бежал Абд ар-Рахман Омейяд, спасаясь от преследований новой династии, стала мостом, по которому Европе было передано, наряду с достижениями самой Андалусии, научное, технологическое и философское наследие.
На протяжении первого столетия Исламского правления в Испании главным источником расцвета культуры была цивилизация Аббасидов в Багдаде. Однако позже, во времена правления Абд ар-Рахмана Ш(912 - 916 гг.) из династии Омейядов Исламская Испания начала вносить уже собственный вклад в развитие науки и искусства, подтверждая статус независимого эмирата. Абд ар-Рахман III был страстно увлечен как религиозными, так и мирскими науками. Он был полон решимости доказать, что его двор в Кордове (столица Андалусии) не уступает по своему величию двору Багдадских халифов, которому он бросал вызов. Не жалея ни времени, ни денег, он активно призывал к себе на службу ученых. В итоге очень скоро ученые, поэты, философы, историки и музыканты начали переселяться в Аль-Андалус.
Один из первых ученых, призванных в Аль-Андалус, был Аббас ибн Фирнас,прибывший в Кордову преподавать музыку (тогда одну из областей математической теории). Он познакомил двор Абд ар-Рахмана с последними достижениями в Багдаде. Никто из ученых того времени не ограничивал себя рамками какой-то одной науки, однако Ибн Фирнас сосредоточил все усилия на исследовании механики полета. Он сконструировал два крыла из деревянного каркаса и перьев и предпринял первую попытку полететь, предвосхитив Леонардо да Винчи приблизительно на шесть столетий.
Небесная сфера(1144 - 1145, отлита из медного сплава, покрыта резьбой и инкрустирована серебром, Лувр), подписанная именем Юну-са ибн Аль-Хусейн Аль-Астурлаби, представляет собой трехмерную модель космического неба. Координаты созвездий были перенесены на металлическую сферу, вполне узнаваемы даже сорок восемь созвездий, описанных Птолемеем. Узнать земные координаты можно по параллели, восстановленной к настоящему времени, и утерянному на данный момент меридиану. Возле каждого созвездия выгравировано его название на арабском языке, каждой звезде, представленной серебряным кружком, присвоен номер, на который есть ссылка в каталоге звезд. Как свидетельствует надпись, каталог, на который ссылался Юнус, является первым переводом работы Птолемея на арабском языке, датирующимся концом VIII столетья. Благодаря выдающемуся выполнению, этот глобус следует признать и научным прибором и шедевром искусства.
ПланисфераАль-Идриси считалась первой научной картой мира.
Вопросы для повторения:
1. Становление и развитие арабо-мусульманской культуры.
2. Мусульманское право.
3. Мусульманская художественная культура.
4. Греко-мусульманский рационализм.
5. Наука мусульманского мира.
7. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
7.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Средние века (средневековье) - общепринятое обозначение периода всемирной истории, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. Понятие средних веков (лат. medium acvum, букв. - "средний век") появилось в XV - XVI вв. у итальянских историков-гуманистов (Ф.Бьондо и др.) и утвердилось в науке с XVIII в.
Культура средневековья является неотрывным и закономерным этапом мирового культурного развития, обладающим самобытным содержанием и оригинальным обликом.
Она глубоко противоречива, и эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинал обращаться к самому себе, а не только к Богу. Основными достижениями средневековой культуры стали:
1. образование жизнеспособных наций и государств;
2. формирование современных европейских языков;
3. складывание историко-культурного единства Европы;
4. расширение горизонтов европейской культуры;
5. создание произведений искусства, достижение научных и технических успехов, обогативших мировую культуру.
Хронологические рамки средневековья
Вопрос о хронологических рамках средних веков решается обществоведами неоднозначно. Марксизм рассматривает средневековье как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма, поэтому связывает его наступление с крушением рабовладельческой Римской империи (476 г.), а завершение - с Английской буржуазной революцией (1640-50 гг.).
В специальной литературе приводятся и другие возможные даты начала эпохи. Это 315-325 гг. (Миланский эдикт, Никейский собор, принятие Константином христианства); 395 г. (разделение Римской империи); 410 г. (захват Рима вестготами); 418 г. (основание первого варварского поселения на территории Италии); 455 г. (разгром Рима вандалами); начало VI в. (христианизация варваров в ортодоксальном толковании); 800 г. (восстановление Западной империи Карлом Великим).
В качестве возможных дат завершения эпохи называют 1490 г. (открытие Колумбом Нового Света); 1517-20 гг. (начало европейской Реформации, распад христианского единства Европы); 1789-1815 гг. (распад феодализма во Франции).
Периодизация европейского средневековья
Согласно принятой в современной медиевистике периодизации выделяют:
1. Раннее средневековье (конец V - середина XI вв). В V-VII вв. варварские племена образовали королевства, которые постоянно вели войны друг с другом. Культура этого периода еще сильно отстает от культур Византии и арабского Востока.
2. Зрелое (классическое, развитое, «высокое») средневековье (сер. XI — кон. XV вв). Феодальный строй достиг наивысшего расцвета. Создаются основные европейские государства (Англия, Франция, Германия, Италия). Непрерывна череда войн, смут и восстаний. В XI-XIIIвв. европейцы совершают ряд крестовых походов на Восток. В культуре этого периода большую роль играет взаимодействие, а иногда и борьба общеевропейского и национальных начал.
3. Позднее средневековье (XVI - перв. пол. XVuвв.). Создана высокая культура, творчески переосмыслившая античные традиции, византийские и исламские влияния. Это период разложения феодализма, в недрах которого сложились буржуазные отношения, характерные для Нового времени.
Основными условиями культурного развития средневековой Западной Европы были:
1. феодальная форма собственности, основанная на личной и поземельной зависимости от землевладельцев, присваивающих себе труд земледельцев;
2. господство натурального хозяйства - самообеспечение, неразвитость товарно-денежных отношений, отсутствие массового производства;
3. жесткая сословно-иерархическая структура общества, пронизанная сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сеньору;
4. частые войны (восемь только наиболее крупных крестовых походов в XI-XIII вв.);
5. инквизиция, действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд;
6. эпидемии инфекционных заболеваний;
7. хроническое недоедание большинства населения (неурожаи неизбежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые три-четыре года).
Средняя продолжительность человеческой жизнисоставляла 40-45 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет - возраста совершеннолетия и вступления в брак, менее четверти людей (в основном знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения и вызывали у средневекового человека ощущение трагизма жизни.
Источники формирования культуры европейского Средневековья
Принято различать внутренние и внешние источники формирования культуры европейского средневековья.
Собственно европейская культура родилась из слияния трех противоречивых внутреннихначал:
• наследия античности,
• культуры варваров,
• традиций христианства.
В период становления средневековой культуры выкристаллизовывается определенный тип духовной жизни западноевропейского общества, главная роль в которой начинает принадлежать христианской религии и церкви.
Внешнимфактором формирования культуры средневековой Европы является воздействие на нее византийской и арабской культур.
Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недавно находился центр мощной римской цивилизациии где продолжали существовать социальные отношения и культура, порожденные ею. В основу средневековой системы образования легла школьная римская традиция, система "семи свободных искусств ".
Огромную роль в формировании, становлении и развитии европейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык - язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, образования.
Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспрепятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сберечь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для становления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фундамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и были реализованы позднее.
Варварамидревние греки и римляне называли чужеземцев (barbar - звукоподражание непонятному чужому языку; иное толкование: лат. barba - борода). На протяжении всей античности основное содержание этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и народностей "культурным" грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского средневековья.
У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос, заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным видением мира, чувством неотделимости от природы, нерасчлененности мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, прикладным - различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды и т.п. с использованием драгоценных камней, перегородчатой эмали, филиграни, - выполненные в "зверином стиле".
Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей, сформированных еще в недрах патриархально-родового строя, где особое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с сакральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это наложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру.
7.2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Идеологическим стержнем духовной жизни средневековья, всей его культуры, стало христианство.
Христианствопоявилось в середине I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. На рубеже поздней античности и раннего средневековья оно явилось той объединяющей оболочкой, в которую смогли вместиться самые разные взгляды, представления и настроения - от тонких теологических доктрин до языческих суеверий и варварских обрядов.
Христианство влияло на огромные массы людей:
• наследуя и преобразуя идеи и образы различных религий;
• сохраняя и наполняя новым содержанием наиболее распространенные и привычные обряды;
• провозглашая братство равных перед Богом единоверцев, независимо от их этнической, языковой, социальной и политической принадлежности;
• обещая посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.
Во II-VIII вв. совокупность богословских, философских и политико-социологических доктрин «отцов церкви» (патристика)оформилась в догматику и организацию христианской церкви.
На первых двух соборах - Никейском (325) и Константинопольском (381) - сложился христианский Символ веры,то есть краткое изложение основных догматов христианства.
Согласно Символу веры, состоящему из двенадцати членов (частей), христиане верят:
• в единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;
• в Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения и славы, как Бог-Отец;
• в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и единосущного Отцу (то есть единой природы, единого существа с ним);
• в то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческое тело и облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей;
• в то, что Христос был распят при Понтийском Пилате, страдал и умер как человек и был погребен;
• в то, что Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;
• в то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса; Он имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом;
• в то, что Иисус придет на Землю во второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут;
• в Единую, Святую (освященную Христом и несущую его божественную благодать), Соборную (составленную из свободных личностей всех времен и народов, как живущих и будущих жить, так и умерших, т.е. перешедших в «жизнь вечную») и Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов) Церковь;
• в таинство крещения;
• в будущее воскресение мертвых;
• в вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного Суда.
Христианское вероучение систематизирует теология (греч. theos -бог, logos - учение), или богословие. Видными средневековыми теологами были Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Николай Кузанский.
Средневековая картина мира
Средневековая картина мира складывалась преимущественно из образов и толкований Библии.Исходным пунктом объяснения мира было полное и безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела.
В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема,напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней, - Бог. Ниже идут ярусы, или уровни, священных персонажей: сначала апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню -архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже и простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения и потом - сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет зеркальное отражение верхней, земной и небесной, иерархии, но в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог - олицетворение Добра и Любви, то Сатана - его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.
Христианский образ человека разорван на два начала:"тело" и "душу", - и в этом противопоставлении приоритет безоговорочно отдается началу духовному. Красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену атлету как символу античной культуры пришел средневековый аскет,добровольно переносящий лишения.
Человек стал рассматриваться как объект и цель борьбы двух космических сил (божественной и сатанинской), которая реализуется в столкновении желаний человека жить "по плоти" или "по духу". Христианин может и должен проявить себя в этой вселенской битве добра со злом.
Начиная с X в. и вплоть до эпохи Просвещения (конец XVII - начало XVIII вв.), христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на протяжении всего его земного существования и вводила в загробный мир.
Однако средневековая христианская культура не была цельной, она существовала как единство культур различных социальных сословий. Три главных сословия феодального общества - духовенство, рыцарство и народ. Каждое из них не только выполняло полезную для общества функцию, но и священную обязанность.
Был ли христианский образец человека - человек глубоко религиозный, а потому нравственный, - реализован в жизнедеятельности представителей этих сословий?
СОСЛОВНЫЕ КУЛЬТУРЫ
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 670;