ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА 3 страница

Ранний период римской живописи(IV - IIвв. до н.э.) известен главным образом по письменным источникам, в которых упоминаются портреты, картины с изображением битв и полководцев-победителей. Живопись II в. до н.э. хорошо известна по сохранившимся росписям жилых домов в Помпеях, Геркулануме, Стабиях и Риме, имитирующим кладку стен и архитектурные детали, гирлянды цветов и листьев, окаймляющих картину - пейзаж, натюрморт, бытовую или мифологи­ческую сцену. Росписи отличает свободная манера исполнения, богатая игра светотени. Наряду с монументальной, продолжает развиваться станковая живопись, портрет, известный главным образом по находкам в Египте (фаюмские портреты).

Живопись II- IIIвв. сохранилась преимущественно в гробницах. Картины дополняются мозаиками. Во IIв. проявляется ориентация на искусство греческой классики (обобщенность форм, уравновешенность композиций, статичность фигур). Живопись IIIв., напротив, динамич­на, экспрессивна; позы, движения, выражения лиц схвачены точно, хо­тя и обобщенно. Часты сцены охоты, городской жизни. Мифологиче­ские сюжеты отходят на второй план, переосмысляются в соответствии с новыми, христианскими представлениями.

Первые росписи христианских катакомб исполнены в той же жи­вописной манере с широким использованием светотени; библейские фигуры, символы чередуются с чисто античными.

Со второй пол. IIIв. и в IV в. постепенно утрачивается четкость, пластичность форм, усиливается роль контура. Нарастают черты схе­матизации, повышенной экспрессии, жесты приобретают условно-ритуальный характер.

Музыка

Сам термин "музыка" греческогопроисхождения. Первоначально музыкой называли исполнение стихов нараспев. Мелодия была подчи­нена поэзии и танцу. Лишь в послеклассическое время их единство распалось: музыка и поэзия стали существовать отдельно.

В Древней Элладе музыка проникла во все сферы жизни. Прежде всего она служила культовым целям в жертвенных обрядах, процесси­ях, погребальных ритуалах, мистериях, посвященных различным бо­гам. Музыка наполняла собой повседневность (пастушеские и трудо­вые песни), украшала общение (пиршества, шествия, танцы, хороводы). Вместе с гимнастикой она служила развитию физических и духовных способностей юношей. В основе музыкальных занятий лежало совер­шенствование в пении и игре на струнных инструментах.

В эпоху эллинизма упражнения в музыке стали особым видом ис­кусства, а сама музыка стала рассматриваться как средство духовного воспитания. Творцами музыки и музыкальных инструментов считались греческие боги, которые часто изображались музицирующими.

Музыка играла выдающуюся роль в самых различных областях римскойжизни, будь то бытовая музыка, связанная с культом, обряда­ми и военным делом, или профессиональная музыка театральных пред­ставлений, танцев и развлечений. В инструментовке заметно развитие этрусского, греческого и восточных влияний.

Музыкальная жизнь Рима, особенно периода империи, отличалась пестротой. В столицу стекались исполнители из многих стран. Поэзия и музыка были тесно связаны: произведения Горация, Вергилия, Ови­дия пелись в сопровождении струнных щипковых инструментов. Ос­новными музыкальными инструментами были: тибия, кифара, инстру­менты типа арфы, кимвалы. Римская аристократия приобретала для своих дворцов и вилл водяные органы - гидравлосы. При военных ле­гионах существовали огромные духовые оркестры, включавшие бук-цины (изогнутые рога), трубы и другие металлические инструменты.

5.6. БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ГРЕКОВ И РИМЛЯН

Пища

Пища античного человека была в основном простой. С древней­ших времен питание грековсоставляли каша (пшенная или ячневая) и хлеб. В качестве приправы использовались овощи, фрукты, сыр, соле­ная рыба, оливковое масло. Деликатесом считались султанка, сельдь-алоза, угорь. Мясо редко употреблялось в пищу.

Римляне,напротив, ели гораздо больше мяса, главным образом свинину, предпочитая молодых или еще не рожденных животных. Для питья употреблялась вода,молоко или разбавленное вино. Современ­ное представление о роскошных пирах античности преувеличено. Вме­сте с тем античные поваренные книги свидетельствуют о том, что с те­чением времени поварское искусство Греции и в особенности Рима становилось все более изысканным.

Одежда

Мужская одежда древних греков - хитон, обычно короткий, ре­же - длинный, с рукавами или без рукавов; хитон подпоясывали и за­крепляли на обоих плечах или на одном; верхняя одежда – гиматий (плащ), который могли носить и без хитона; полу гиматия перебрасы­вали обычно через левое плечо, а правое оставляли свободным. С VI в. до н.э. верхней одеждой стала служить хламида - небольшой плащ, за­стегивающийся на груди или правом плече.

Женщиныносили длинный хитон, с рукавами или без, в одном-двух местах перехваченный поясом; поверх него надевали гиматий. Пеплос в отличие от хитона оставался открытым с правой стороны, подпоясывался или носился без пояса. На голову женщины надевали покрывало. Штаны считались варварской одеждой; это был типичный элемент наряда воинов иноземного происхождения и амазонок.

Ткани изготавливали из льна, шерсти, шелка. Они могли быть и белыми, и цветными; в женской одежде их часто украшали вышивкой.

Мужская одежда римляк - туника (подобна греческому хитону); поверх надевалась тога (подобна греческому гиматию), которая изна­чально (вплоть до первой трети I в. н.э.) была достаточно скромной, а позже стала украшаться множеством складок. Тога могла быть белой с пурпурной каймой или окрашенной в пурпур - это определялось соци­альным положением носящего. Полководцы носили длинный военный плащ, в отличие от более короткого солдатского плаща. Для защиты от непогоды надевали короткий плащ из войлока.

Римские женщиныносили повязку, поддерживающую грудь; * сверху простой сорочки (туники) надевали более длинную - столу с рукавами и поясом, а поверх - паллу (широкое, длинное верхнее пла­тье).

Прически

У грековбыли популярны длинные, по-видимому, заимствован­ные на востоке, прически (пучки на затылке, распущенные и перевя­занные на конце, завитушки, двойные заплетенные косички и косы, уложенные вокруг головы). Возможно, их носили и римлянедо V в. до н.э. Уже в VI в. до н.э. среди атлетов, ремесленников, рабов и некото­рых других социальных групп распространилась короткая стрижка, ко­торая в процессе демократизации в V в. до н.э. (прежде всего в Афи­нах) стала популярной (такие прически мы видим и на изображении богов) и существовала до поздней античности.

В качестве украшений для волос служили диадемы, венки, метал­лические кольца и спирали. Стриженные короткие волосы были типич­ными для римлян времен республики, однако во времена империи рас­пространились короткие завивки (по греческому образцу).

Женские прически в целом были сильнее подвержены влиянию моды, но иногда, по свидетельству изобразительного искусства, они приближались к мужским. Шнуровка или подвязывание пучка, запле-тание и скручивание в узел, завязывание волосяной петли на передней части головы сменились обвязыванием платком; голова закрывалась чепчиком или сеткой. В IV в. до н.э. появилась прическа в форме дыни.

Античная цивилизация заложила основы европейской культуры, создала неповторимые классические образцы в самых различных сфе­рах жизни общества, сформировала активно-преобразовательную по­зицию человека в европейской культуре, заложив тем самым основы динамичности и ускоренного темпа развития европейской цивилиза­ции.

Вопросы для повторения:

1. Дайте общую характеристику античной культуры, раскройте ее ис­торико-культурное значение.

2. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития древнегре­ческой культуры.

3. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития древнерим­ской культуры.

4. Дайте общую характеристику античной мифологии и религии.

5. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные жанры античной литературы.

6. Расскажите об античной зрелищной культуре, в том числе о ста­новлении и развитии античного театра.

7. Расскажите об основных этапах развития античной архитектуры.

8. Охарактеризуйте основные тенденции развития античной скульп­туры..

9. Расскажите об античной живописи.

 

6. КУЛЬТУРА АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА

6.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Периодизация

Арабо-мусульманским типом культуры называют культуру, кото­рая сложилась на основе последней по времени возникновения миро­вой религии - ислама (перв. пол. VII в.). Его становление полно драма­тических событий, которые определили дальнейший ход развития этой культуры. И здесь узловым моментом истории, отправной точкой от­счета становится судьба основоположника ислама - Мухаммада.По­этому на некоторых моментах его биографии необходимо остановиться подробнее, чтобы понять, каким образом через человека проходят си­ловые линии истории, и как он становится творцом культуры.

В связи с этим приводим периодизацию становления арабо-мусульманской культуры, которая включает в себя ее важнейшие эта­пы, обусловленные судьбой Мухаммада и судьбами ислама:

• джахилийа (доисламская эпоха);

• мекканский период (570 - 622) (начало мусульманской эры);

• мединский период (622 - 632);

• исламизация (VII - VIII в.);

• расцвет культуры в эпоху Аббасидов (750 - 1258).

Географическое положение

Прежде, несколько слов о географическом положении и ландшаф­те, в котором образуется арабо-мусульманская культура.

Аравийский полуостров- то место на карте мира, где впервые возникает ислам. Местные жители называют это пространство «аль-Джазира аль-араб», т.е. «остров арабов», поскольку Аравия отделена от остального мира морями и пустынями. Такое название говорит само за себя: эта отгороженность способствовала возникновению на протяже­нии тысячелетий особой культурной среды. Но реальный полуостров, самый большой по площади в мире, представляет собой гигантское плато.

Большая часть его занята пустынями и полупустынями с пересы­хающими летом руслами рек. В центре г- обширное нагорье, где летом температура превышает 50° С. Внутренние районы засушливы, засуха нередко длится годами. Такое географическое положение создает оп­ределенную среду обитания, которой и объясняется однородность на­селения, выражающаяся в культурной и религиозной близости живу­щих в почти экстремальных условиях племен.

Когда-то Аравия являлась частью Африканского континента, но сотни миллионов лет назад Африку разделила гигантская трещина, ко­торую заполнило Красное море. Отходя от Африки, аравийское плато накренялось таким образом, что его западная часть поднялась, образо­вав возвышенности и горные цепи Хиджаза («барьер») и Асир («труд­ный»), а восточная опустилась.

Большинство населения арабов («лихой наездник») составляли ко­чевые племенабедуинов, верблюжьи и конные отряды которых гра­били караваны, считая свою добычу вполне законной. Но были и осед­лые городские племена.В трудных природных условиях преимущест­венным занятием арабских племен было скотоводство.

Оазисы

Можно выделить два знаменитых оазиса,которые осуществляли посреднические торговые операции между разными странами. Через эти станции проходила дорога торговых караванов из Йемена и Эфио­пии в Палестину и Месопотамию. Одним из таких торговых городов и главным религиозным центром была Мекка- родина Мухаммада, где обитало, среди иных, племя курайш, к которому принадлежал будущий пророк. Мекка расположена в одной из долин Хиджаза, горной цепи вдоль Красного моря. Среди прочих мест поклонения было здесь и свя­тилище Кааба, хранилище племенных идолов и договоров, куда на еже­годное паломничество собирались в священные месяцы примирения оседлые и кочевые аравийские племена. Этому святилищу, собственно, и обязан город своим возникновением. Здесь особо почитался Аллах.

Другим значимым центром был Йасриб (нынешняя Медина). Это был центр межрелигиозной связи Аравии. Помимо двух арабских пле­мен аус и хазрадж, здесь обитало много евреев, которые имели не­сколько кланов и занимали отдельные части города. В близком сосед­стве с Йасрибом находилась иудейская колония, к северу от нее - Тей-ма и, в конце концов, не так уж далеко отсюда - Синай и Иерусалим. Мекка и Медина впоследствии станут священными местами, которых объединит имя пророка под общим зеленым знаменем ислама.

6.2. Джахилийа

Этот период мусульманская традиция называет временем невеже­ства и грубости. Джахилийа - собственно доисламская эпоха,языче­ский период арабо-мусульманской культуры.

По данным археологов, люди обитали на аравийском полуострове еще в X в. до н.э. Эту землю в античности называли «Счастливая Ара­вия». Здесь найдено множество письменных свидетельств о царях и войнах, торговых экспедициях, поклонении божествам и строительстве городов (города обносились стенами из гигантских каменных глыб и защищались мощными башнями). Аравитяне сооружали плотины, вы­кладывали камнями террасы на горных склонах и засыпали их плодо­родной землей из долин. Их можно назвать искусными земледельцами.

Географическое положение помогало развитию торговли.Древ­нейшие Сабейское и Минейское царства выступали торговыми посред­никами между Западом и Востоком. Ладан, мирра, бальзам, корица, а также жемчуг, кораллы, драгоценные камни обменивались на красное и эбеновое дерево из Африки, слоновую кость и золото из Индии. Глав­ный торговый путь «благовоний» шел с юго-запада вдоль берега Крас­ного моря на север к Тиру и Дамаску.

Когда в дельте Нила и в Месопотамии зарождались мощные циви­лизации, в плодородных долинах Аравии на юго-западе полуострова возникали первые древние государства.К концу II тыс. до н.э. культу­ра Аравии достигла высокого уровня: применялось алфавитное письмо, на юге сложилась традиция монументальной архитектуры, фрески и скульптуры изображали людей и животных. Позднее, общаясь с греко-римским, а потом и византийским миром, арабы познакомились с иу­даизмом и христианством, распространившимся на полуострове во II -V вв. Тогда же полуостров оказывается в центре ирано-византийского противостояния. Торговля и города приходят в упадок. Подъем в Ара­вии происходит вместе с зарождением новой веры - ислама - в конце VII в., история возникновения которого связана с важнейшими собы­тиями в жизни его основателя - Мухаммада ибн Абдаллаха.

6.3. МЕККАНСКИЙ ПЕРИОД Великое начало

Этот период аравийской истории и культуры получил свое назва­ние в связи с теми значительными изменениями в обществе, которые начали происходить в Западной Аравии в результате выдвижения на передний план мировой истории легендарного Мухаммада (570 ? - 632 гг.).

Согласно преданию, он родился в тот год (570), когда союзница Византии христианская Абиссиния (Эфиопия), имея дальние планы против персидского царя, верховодившего в северо-восточной Аравии, при участии многочисленных боевых слонов, составлявших для арави­тян невиданную диковинку, обложила Мекку. Владевшее Меккой пле­мя курайшитов со своими союзниками заперлись в городе и пригото­вились к осаде. Но в первую же ночь в стан абиссинцев прокралась страшная и неведомая болезнь, от которой большая часть войска по-гибла, а остальная бежала в Йемен, но по дороге была перебита бедуи­нами. Таким образом, плану двинуться из Йемена (Южная Аравия) че­рез Хиджаз (Западная Аравия) в Йасриб и оттуда к Персидской границе не суждено было случиться, поскольку при этом нельзя было миновать знаменитую Мекку. Но эта страшная ночь положила конец не только дальнейшим военным предприятиям абиссинцев, но и самой их власти в южной Аравии и союзу с Византией.

Воспользовавшись неудачей африканских союзников Византии, персидский царь выдворил их из Йемена и на некоторое время устано­вил там свое владычество. В эту же самую ночь 570-го года,когда ру­ка судьбы истребила союзников его врага, совершилось еще одно дур­ное предзнаменование: все священные сосуды в дворцовом храме были опрокинуты и разбиты, и символ верховного божества иранцев Ахура-мазды - никогда негасимый огонь - внезапно потух... Так, 570 год входит в историю, как год рождения новой религиозно-политической силы,впоследствии объединившей народы Востока и покончившей с вековечной распрей греческого и персидского влады­честв разрушением обоих. Ни греческий император, ни персидский царь не могли знать, что в эту легендарную ночь в доме беднейшей мекканской семьи Абдаллаха (букв, «служитель божий») и Амины («верная») родится олицетворение этой силы. Правда, об этом не узна­ет и его собственный отец.

В данном случае для культурологии не столь важно, было в дейст­вительности или нет, это мистическое стечение обстоятельств в одной узловой точке истории, важно другое, а именно культурно-исторический смысл данной легенды, в которой удостоверяется как предопределенный факт пророческой миссии Мухаммада.

Ранние годы Мухаммада

Мухаммад происходил из рода хашим племени курайшитов, хра­нителей мекканского святилища, но главенствовал в племени род омейя. Его отец Абдаллах умер до рождения сына, мать Амина сконча­лось, когда мальчику исполнилось шесть лет. Мухаммад был отдан кормилице и жил у бедуинов племени саад. Его покровителем в Мекке стал дед Абд ал-Муталлиб, а затем дядя - Абу Талиб. В двенадцать лет совершает вместе с дядей поездку по торговым делам в Сирию. Там впервые Мухаммад соприкасается с миром иудеев, христиан и других религиозных общин, контрастным по отношению к языческой родо-племенной среде, в которой он родился и вырос.

Эти первые впечатления возбудили в нем то напряжение духовных сил, которое его подготовило к великой миссии создателя новой рели­гии. С пятнадцати лет он сам зарабатывает себе на пропитание: пасет овец, торгует, ходит с караванами. В двадцать один год получает репу­тацию амина - надежного человека. Позднее, став приказчиком у бога­той вдовы Хадидже, совершает по ее торговым делам второе путешест­вие в Сирию. Здесь уже он целенаправленно знакомится с религиозны­ми общинами, образом жизни, идеологией. Встречается с христиан­скими монахами. Немаловажную роль в судьбе создателя ислама сыг­рали и рассказы иудеев о том, что новым пророком будет выходец из аравитян. В двадцать пять лет он женится на богатой вдове Хадидже. Позже она первая поверит в пророческую миссию Мухаммада, не жа­лея для ее реализации ни сил, ни средств. От их брака родится дочь Фа-тима, которая станет женой Али, его двоюродного брата.

Общий догмат иудеев и христиан о единобожии способствовал кристаллизации монотеистической идеи у Мухаммада.Но с другой стороны, послужила дополнительным стимулом поиска своего истин­ного пути к богу их взаимная неприязнь друг к другу, основанная на обвинении в заблуждении, в следовании неверным путем. Стержневым моментом Корана является критика тех сторон иудаизма и христианст­ва, по которым они вели ожесточенные споры. Будущее избранничест­во Мухаммада подготавливалось цепью различных событий, в том чис­ле и тем, когда он вместе с сородичами занимался перестройкой святи­лища Каабы - вынимал священный Черный камень, а потом собствен- * норучно водружал его на прежнее место.

Встреча на горе Хира

Ближе к сорока годам, когда высвобождается время от трудов пра­ведных, и, бросив торговые дела, он предается религиозным размыш­лениям. Его посещают экстатические состояния, смутные видения, ма­лопонятные голоса...

И до Мухаммада в Аравии были праведники-пророки (ханифы),которые отвергали племенных богов и их идолов, верили в единого бо­га, но не считали себя ни христианами, ни иудеями. И Мухаммад стре­мится восстановить древний завет Авраама в среде аравитян. Он при­зывает отдать себя воле Аллаха, единому и всемилостивейшему, а так же соблюдать завещанные им нормы жизни, к числу которых относит неприятие ростовщичества, соблюдение честности в торговле и справедливости в отношении к бедным.

Поначалу он считает иудеев и христиан своими единомышленни­ками, поскольку все они верят в единого бога, отвергая идолопоклон­ство; внимают божественному откровению, снисходящему через про­роков; признают наличие греха и воздаяния, ожидая судного дня в кон­це времен, уготавливающего рай праведным и ад грешникам. В 610 г., предаваясь ночным бдения в пещере горы Хира близ Мекки, Мухамма-ду нисходит откровение.Вот как это было.

Он увидел на краю неба свет, и ангел окликнул его трижды: «Чи­тай!», вручая свиток священного Корана. Глас небесный обращался прямо к нему: «О Мухаммад! Ты - посланник Аллаха, а я - Джибрил». Но Мухаммад был безграмотным, поэтому воспринял откровение на слух. Читай, т.е. повторяй вслед (Коран - араб, «чтение вслух»). Так было ниспослано сакральное знание, и потом через уста Мухаммада, своего пророка и посланника, Аллах говорил с людьми.

Мухаммад поведал близким о случившемся, о всемогуществе гос­поднем, о наступлении судного дня; призвал подчиниться его воле, т.е. стать мусульманином, очиститься от грехов и творить добрые дела. Эта ночь первого Откровения получила название Лайлат ал-Кадр - ночь решения судьбы, могущества и славы, которую отмечает мусульман­ский мир 27 числа месяца рамадана.

Первая мусульманская община

Слова Мухаммада были восприняты домашними, признавшими в нем пророка. И первая община насчитывала около пятидесяти человек, в их числе были: Хадиджа, она первая приняла ислам, двоюродный брат Али (маленький сын Абу Талиба), приемный сын пророка Зайд; присоединился мекканский купец Абу Бакр, за ним Осман и др., пре­имущественно родные и близкие. Он научил их молиться, как его само­го научил Джибрил. Собрания проходили в доме Мухаммада, потом были перенесены в дом ал-Аркама, одного из подвижников пророка.

Постепенно новая вера начала принимать гласный характер, и че­рез несколько лет со склона горы ас-Сафа Мухаммад обратился к мек-канцам с первой открытой проповедью. Объявив себя Посланником Божьим, он призвал к почитанию Единого Бога - Аллаха, ар-Рахмана (Милостивого), ар-Рахима (Милосердного). Это были первые из Пре­красных имен бога (всего их девяносто девять). Добавление к ним сло­ва абд («раб», служитель) составило основную часть мусульманского словаря имен. Но вскоре влиятельная верхушка курайшитов почувст­вовала в общине серьезного соперника, и настороженность язычников - носителей традиционных ценностей, сменилась открытой враждебно­стью. А когда он объявил, что их общие предки, жившие в эпоху неве­дения Мухаммадовых пророчеств - джахилийи, за свои грехи пребы­вают в адском огне, начались преследования верующих.

610-620 гг. - это время борьбы между традиционным языческим обществом Мекки и исламом. Часть мусульман укрылась в христиан­ской Эфиопии. Сам Мухаммад готов был идти к компромиссу: при­знать местных богинь дочерьми Аллаха, но вскоре понял, что это по-ложение нарушает закон единобожия. Мекканцы поклялись не иметь ничего общего с родом посланника, хашимитами, не заключать браки, не торговать. Записанную на кожаном свитке клятву поместили в Каабе Вскоре умерли старейшина хашимитов Абу Талиб, покровитель Му­хаммада, и жена пророка Хадиджа. Все это заставило искать поддерж­ки за пределами Мекки. В оазисе Йасриб он и нашел ее, когда двена­дцать представителей племен аус и хазрадж во время ежегодного сезо­на традиционного языческого паломничества в Мекку встретились с Мухаммадом и дали ему клятву в верности и помощи.

Ночное путешествие и вознесение

Накануне переселения в Йасриб Мухаммад испытал сильнейшее переживание ал-исра ва-л-мирадж - чудесное Ночное путешествие и вознесение. Он спал возле Каабы, когда перед ним предстал ангел Джибрил, держа под уздцы чудесное животное. У крылатого скакуна был человеческий лик, блистающий в темноте.

По воле Аллаха он перенес Мухаммада на север, в ал-Халил (Хев­рон) к гробнице Ибрахима и в Бейт-Лахм (Вифлеем) к гробнице Дауда, а затем - к «отдаленнейшей мечети», т.е. будущей мечети ал-Харм аш-Шариф в Иерусалиме. На горе Мориа Мухаммад возглавил совместную молитву пророков Ибрахима, Мусы и Исы. Он внимательно вгляды­вался в Ису, чтобы не перепутать его с обманщиком Даджжалом, кото­рый перед концом света будет выдавать себя за Иисуса. Ангелы рас­секли Мухаммаду грудь и очистили его сердце. Потом Мухаммад и Джибрил побывали на каждом из семи ярусов небосклона. Там они встретились с древними пророками, как то: Адам, Йахйа, Иса, Йусуф, Идрис, Харун, Муса и Ибрахим.

На небесах Мухаммад увидел мировое древо Сидр и небесную Каабу, рай и ад. Он предстал перед троном Аллаха, но сам не видел его и общался с ним через завесу. Аллах приказал верующим совершать пятьдесят молитв в день, но по просьбе пророка сократил их число до пяти. Вернувшись к земной Каабе, пророк обнаружил, что постель его еще не остыла, а из опрокинутого кувшина не успела вытечь вода. Многие толкователи видят в этом путешествии аллегорию единения души с богом. В память о нем отмечается праздник ид аль-мирадж 27 числа месяца раджаб.

Начало мусульманской эры

26 июля 622 г. считается началом мусульманской эры. Это год пе­реселения Мухаммада из Мекки в Йасриб. Хиджра стала отправной точкой мусульманского летоисчисления по лунному календарю. 622 год от Рождества Христова (РХ) - это первый год хиджры (ГХ). Пер-вых переселенцев стали называть мухаджирами, т.е. совершившими хиджру, а тех, кто принял их, заключил договор о признании власти Мухаммада как посредника в спорах и духовного вождя - ансарами, т.е. помощниками. Йасриб получил название Мадинат ан-Наби (Город Пророка), Медина.

Английский историк и социолог Арнольд Тойнби приводит это со­бытие в качестве примера, иллюстрирующего универсальный механизм Ухода-и-Возврата, с помощью которого он объясняет способ функцио­нирования творческой элиты, призванной продуцировать новые куль­турные формы.

Итак, вынужденный уход был предрешен и совершен, осталось дождаться неминуемого возвращения для того, чтобы запустился махо­вик стремительного восхождения новой религиозно-политической идеологии, культуры и цивилизации.

6.4. МЕДИНСКИЙ ПЕРИОД

Кибла

В Медине изменился общественный статус Мухаммада.Из про­поведника новой веры он превратился в посланника Аллаха.Медин­ский период знаменуется созданием всех основных предпосылок об­раза жизни и религии мусульман. Мухаджиры и ансары образовали общину - умму, отличительной чертой которой было то, что ее состав определялся не по кровному родству, традиционному для Аравии родо-племенному объединению, а по принадлежности к одному вероуче­нию.Мухаммад - духовный и светский глава общины. Через несколько лет хиджры в состав общины вошло все языческое население Медины. Иудеи были выселены, а частично истреблены. Это привело к обрядо­вому размежеванию ислама с родственными единобожными культами.

На второй год хиджры Мухаммад переориентировал киблу - на­правление молитвы, для совершения которой сначала по понятным причинам обращались в сторону Иерусалима. Теперь же кибла указы­вала в сторону Мекки, туда, где была родина пророка, и из которой он был изгнан. Само по себе это означало, что возвращение предопреде­лено помыслами, подкрепленными молитвой, обращенной к священ­ным местам предков и древней Каабе. Мусульмане построили первую мечеть в пригороде Медины - Куба. Предстоятелем на молитве (има­мом) в ней был Мухаммад, которого заменяли Абу Бакр или Омар. Первым муаззином, призывавшем к молитве, стал бывший раб, эфиоп Бил ал.

Но Мухаммад был не только духовным руководителем, но и пред­водителем воинства,постепенно подчинившего исламу всю Аравию. День Различения

Подчинение Мекки, религиозного центра Западной Аравии, по су­ти, начинается с экономических войн. Мухаммад периодически рас­страивает караванную торговлю - основной источник доходов меккан-цев. В начале 624 г. малочисленный отряд мусульман захватывает ка­раван, шедший в Мекку с грузом изюма. Но первое большое сражение вошло в историю как битва у колодцев приБадре.

Стремясь захватить богатый караван, возвращавшийся из Пале­стины, мусульмане столкнулись с превосходящими силами мекканцев, спешивших на выручку каравана. Но Мухаммад успел занять удобную позицию и засыпать часть колодцев, лишив мекканцев воды, и выиграл сражение почти без потерь. Аравитяне заговорили о том, что бог - на стороне мединцев, что он внял молитве пророка и послал на помощь ему тысячи ангелов. День Бадра стал называться Фуркан- Днем Раз­личения истинной веры от ложной.

625 г. известен реваншем при горе Ухуд после того, как в руки му­сульман попал груз мекканского серебра. В этой битве Мухаммад был ранен. Осенью он изгнал из Медины еще одно иудейское племя, обви­нив их в нарушении союзнического договора. Их земли стали собст­венностью общины в качестве файя, или возвращенного от недостой­ных. Тогда же были введены законы онаследовании: женщине при­читалась половина от доли мужчины, а также давалось право раздель­ного владения и самостоятельного распоряжения имуществом. Закон обраке вводил строгие меры против прелюбодеяния и разрешал му­сульманину иметь четырех жен при условии их справедливого содер­жания.








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 563;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.