ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО РИМА 1 страница

Если прологом древнегреческой культуры были крито-микенская, то предшественницей древнеримской была культура этрусков.

Культура этрусков

Как происхождение этрусков, так и их таинственный язык, состав­ляют и поныне неразгаданную загадку. Вероятно, они прибыли в Ита­лию около 1000 г. до н.э. из Малой Азии, с побережья Эгейского моря. Поэтому созданная ими развитая культура явилась синтезом восточ­ного и эллинского начал.Подчинив себе местное население, они рас­селились по территории между Тибром и Арнусом, в области, которая в древности получила название Этрурии, а ныне называется Тосканой.

Этруски занимались земледелием(растили зерновые, лен, вино­град), разработкой месторождениймеди, олова и железа и металлур­гией, керамическим производством, торговлей.Свидетельством разветвленности внешнеторговых связей этрусков является заупокой­ный инвентарь их погребений. В гробницах богатых этрусков археоло­ги обнаружили египетские сосуды, страусовые яйца с изображениями сфинксов, изделия из слоновой кости, золотые и серебряные сосуды из Сирии и с Кипра, греческие черно- и краснофигурные вазы, а также ян­тарные бусы, привезенные с побережья Балтики. Вывозили же этруски главным образом оружие и вино.

Этруски считались искусными градостроителями.Окруженные зубчатыми стенами из камня и оборонительным рвом, их города строи­лись по единому плану: две улицы, одна из которых идет с севера на юг, другая - с запада на восток, пересекаясь под прямым углом, делили город на четыре квартала. Улицы имели мощные мостовые и тротуары, дома - водопровод и канализацию. Города связывали великолепные дороги, при строительстве которых пробивались туннели и возводи­лись мосты.

При закладке города совершались особые церемонии, которые впоследствии были переняты римлянами. Границы будущего города намечались бороздой, вспаханной плугом, запряженным коровой и бы­ком. На местах, отведенных для городских ворот, плуг поднимался и борозда прерывалась.

Во главе этрусков первоначально стояли цари. Но со временем, с распадом родового строя власть племенных царей ослабла - бразды правления перешли в руки аристократии. Этрурия не была единым государством:каждый город был отдельным политическим целым, где власть принадлежала аристократии. Правда, они объединялись в сою­зы, которые носили в большей степени религиозный, а не политиче­ский характер.

О религииэтрусков известно мало. Они почитали троицу высших небесных божеств - Тина, Уни, Мнерву(позже были введены в рим­ский пантеон в виде капитолийской триады - Юпитера, Юноны и Ми­нервы). Существовал и целый ряд других божеств, которыми управлял громовержец Тин, мечущий молнии сначала в предостережение винов­ным, а затем в наказание им.

Боги этрусков гневны и загадочны. Люди вынуждены постоянно угадывать их волю и приносить им жертвы, вплоть до человеческих. Воображение этрусков создало также множество демонов, как злых, вредящих человеку, так и добрых, помогающих ему, покровительст­вующих его семье и дому.

Этрурия, «мать и родительница суеверий», создала также весьма сложную систему гаданий,которая должна была дать человеку воз­можность узнать волю богов и избежать несчастий. Правила гадания, позднее усвоенные и в Риме, назывались там «этрусской наукой». Га­дали по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени, ведь по этрусским верованиям, принесенным с Востока, каждой из 40 частей, на которые древние делили небо, соответствует определенная часть печени. Поэтому для гаданий изготовляли модели печени с деле­нием на 40 частей.

Культура этрусков свидетельствует об их значительной художест­венной одаренности. Искусство их самобытно, хотя в нем можно выде­лить следы малоазийских, позднее греческих влияний. Ему свойствен­но стремление к реализму, столь заметное в росписях гробниц этрус­ской знати.

Если храмы и жилые дома этруски возводили из дерева, сырцового кирпича и глины (камень использовался лишь в фундаменте), то гроб­ницыстроились из более прочного материала (высекались в скальном грунте или складывались из камней). Именно поэтому они сохранились до нашего времени.

Наиболее характерным был тип гробницы, воспроизводящей мо­дель жилого дома с центральным двориком и выходящими в него по­мещениями. Обычно стены гробниц расписывались. Содержание рос­писейчаще всего было связано с шумными церемониями, устраивав­шимися после торжественных похорон знатных покойников. Только фигуры плакальщиков или жрецов напоминали о погребальном значе­нии росписей. Над чувствами скорби и печали преобладали проявления жизни. Сцены трапез и конных ристаний, фехтовальных игр и кулач­ных боев, охоты и рыбной ловли и даже картины блаженства душ в царстве мертвых исполнены с кипучей энергией.

Обращает на себя внимание красочность росписи, где господству­ют пестрота и сочность красок. Колористическое решение подчеркива­ет особенность восприятия этрусками потусторонней жизни: не траги­чески, как безвозвратную гибель, а как своеобразное продолжение зем­ной, реальной жизни.

Широко была распространена и скульптура.Мраморной скульп­туры сохранилось мало, ведь собственных залежей мрамора в Этрурии не было. Этруски больше не ваяли, а лепили. Основным материалом для скульпторов была терракота. Из терракоты изготовляли знамени­тые саркофаги, иногда в форме ложа, на котором полулежат человече­ские фигуры, погребальные урны, статуи. До нашего времени сохрани­лась и этрусская бронзовая скульптура, например, химера с головами льва и козла, и капитолийская волчица, эмблема Рима.

Изобразительное искусство этрусков выявило свойственное им внимательное отношение к действительности, стремление к ее точной, конкретной передаче. Изображения усопших на саркофагах и урнах реалистичны. Они передают индивидуальные особенности без всяких прикрас - грубость черт, излишнюю полноту и т.д. Детальность виде­ния мира, почти полное отсутствие иносказаний, живость образов, - все эти черты впоследствии получат свое развитие у римлян.

VII-V вв. до н.э. - период наивысшего расцвета Этрурии. В IV-IIIвв. до н.э. римляне последовательно покоряют все этрусские города.

Культура раннего (царского) Рима

Отсчет истории своего города римляне вели от вполне конкретного мифического события.

Согласно легенде, новорожденные близнецы, внуки царя Альбы Лонги Нумитора, Ромул и Рембыли брошены в Тибр по приказу зло­умышленника Амулия, свергнувшего с престола их деда и опасавшего­ся мести. Но по воле отца младенцев бога Марса волна вынесла их на берег. Здесь мальчиков нашла и вскормила своим молоком волчица. Воспитателем детей стал царский пастух Фаустул. Братья выросли, уз­нали о своем происхождении, убили Амулия и вернули власть деду. На том месте, где были найдены, они основали город, который по жребию получил название, производное от имени Ромул (Рим). Римляне верили в то, что это произошло 29 апреля 753 г. до н.э.

Однако археологические раскопки показывают, что еще за два столетия до этого, т.е. вX в. дон.э. небольшая группа латинян посели­лась на Тибре, с западной стороны Палатинского холма, откуда можно было легко заметить приближающегося неприятеля. Так возникло пря­моугольное селение - «квадратный Рим».

Кроме латинян, в Риме жили сабиняне и этруски. Основой римско­го общества был род.Во главе общины стоял царь, избиравшийся на собрании и обладавший сильной властью. По преданию, в Риме прави­ли семь царей,причем трое последних были этрусского происхожде­ния. При них город обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк, возведен украшенный глиняными статуями храм Юпитера на Капитолийском холме.

Полноправные граждане, члены родов, назывались патрициями. Патрициями были лишь местные уроженцы, владевшие земельными участками. Они имели право принимать участие в народных собраниях и служить в ополчении. Кроме патрициев, в Риме существовали две другие категории свободного населения: клиенты и плебеи. Сохраняя личную свободу, они не имели ни политических прав, ни права всту­пать в брак с представителями патрицианских родов, ни права иметь участок земли, и занимались сельским хозяйством, ремеслом и торгов­лей.

Культура римской республики

В 509 г. до н.э. римляне изгнали последнего царя - жестокого Тар-квиния Гордого - и уничтожили царскую власть. Был установлен рес­публиканский строй аристократического характера.Римская об­щина к тому времени представляла собой один из полисов Апеннин­ского полуострова. Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях, защищал границы своего небольшого государст­ва.

Для полиса характерным было стремление к обособленности и замкнутости.Земледельческая община вела натуральное хозяйство и мало нуждалась в посторонней помощи. Со стороны соседей могла ис­ходить опасность земельных захватов, поэтому с ними община обычно находилась в натянутых отношениях. Это усиливало замкнутость об­щины, ее агрессивность, направленную вовне.

Граждане общины стремились не к заимствованию новых идей, а к сохранению дедовских нравов и обычаев,с опаской относились ко всему новому, иноземному. Отсюда - традиционализм и консерва­тизм их культуры.

Постепенно, по мере развития римских завоеваний, город-государство на Тибре сменился громадной державой, включавшей весь Апеннинский полуостров и многие заморские территории с многомил­лионным населением, многими городами, сложным хозяйством, раз­ными классами, постоянной армией, сложным государственным аппа­ратом.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завое­вание греческих городов в Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре.

К середине II в. до н.э. Рим стал мощной средиземноморской дер­жавой. Однако примерно в то же время в государстве изменилась внут­риполитическая обстановка - начались гражданские войны, приведшие к падению республики.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла со­бой соединение многих начал(этрусского, исконно римского, италий­ского, греческого), что обусловило ее эклектизм.

Культура Рима периода империи

В конце I в. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в Империю, огромную державу, включаю­щую Восточное Средиземноморье, Северную Африку и большую часть Европы. Время затишья классовой борьбы («римский мир») в период правления Августа (27 г. до н.э. - 24 г. н.э.) стимулировало высокий расцвет культуры.

В конце П-Ш в. Рим охватил всеобъемлющий кризис. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение про­винций, появление в различных частях Империи самостоятельных пра­вителей. Характерные признаки кризиса античной культуры- па­разитический образ жизни значительной части свободного населения, низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение мистических восточных культов. В архитектуре не создается уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сме­няется более грубой, падает техническое мастерство.

Одряхлевшая Римская империя, раздираемая внутренними проти­воречиями и теснимая со всех сторон внешними врагами, не имела бу­дущего. Она перестала существовать в 476 г., когда командир герман­ских наемников Одоакр сместил малолетнего римского императора Ромула Августула.Эта дата традиционно считается концом Древнего мира, античности и началом западноевропейского Средневековья.

5.4. СОЦИАЛЬНЫЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

Общая характеристика полисной культуры

Основной общественной формой античности был город-государство.По-гречески он назывался словом «полис»(«город»), а по латыни — «цивитас»(«гражданская община»).

Эволюция полиса находила свое отражение в религии, идеологии, социальной психологии, морали, правовых устоях и художественной культуре античного общества.

Полис- это город-государство с выборным управлением, сильной публичной самодеятельностью всех свободных граждан и общинно-частной собственностью на землю и рабов.

В общественной жизни полиса участвовал каждый взрослый граж­данин, имеющий права гражданства и владеющий частным хозяйством.

Для грека и римлянина полис был тем единственным местом, где он находился под защитой богов, которые покровительствуют городу, где он был членом гражданского коллектива, жизнь которого регули­руется законами и защищена от произвола. Поэтому нет ничего страш­нее, чем изгнание из родного города, лишения гражданских прав.

Формированию античной демократии проходило в острой полити­ческой борьбе народа с родовой аристократией. В тех полисах, где по­беду одерживал народ (Афины), устанавливалась демократия; там, где аристократии удавалось отстоять свою власть (Спарта), она существо­вала в форме аристократической или олигархической республики.

В демократическом полисе высшая власть принадлежала народно­му собранию всех граждан с правом издания законов, выбора должно­стных лиц. К достижениям античной демократии относятся равенство граждан перед законом, право гражданина на обеспечение землей, за­прет порабощения собственных граждан.

Основными духовными параметрами полисной культурыбыли чувство неразрывной связи гражданина и полиса; рационализм мышле-ния; чувство собственного достоинства; уверенность в своих силах, по­нимание свободы как высшей нравственной категории; прославление активности, смелости и умения человека в борьбе с природой.

Идеал, к которому должен был стремиться каждый гражданин гре­ческого полиса — калокагатия. Прекрасный (kalos) и хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела, высокий интеллект и внутреннее нравственное совершенство. Достигнуть идеа­ла можно было упражнениями, воспитанием и образованием.

Античного человека делала гражданином уже сама его принад­лежность к определенной группе, фамилии, общине, городу. Нельзя ни к чему не принадлежать и быть просто человеком.

Разложение античного полиса (эллинизм, императорский Рим) привело к кризису идеологии гражданства.

Прежде основой мировоззрения было глубокое чувство патрио­тизма, тесной связи каждого гражданина с его родным городом, при­знание в качестве высшей ценности гражданского коллектива и подчи­нения ему частных интересов. Теперь, в условиях постоянных переме­щений больших масс людей по обширным территориям, дальних пу­тешествий, военных кампаний, рвалась связь отдельного человека с его родным городом, он ощущал себя не столько его гражданином, сколько жителем большой державы. Понятие высшей ценности гражданского * коллектива отходило на задний план. Не столько принадлежность к гражданскому коллективу составляла теперь основу благополучия че­ловека, сколько милости богов, благодеяния монарха, личная инициа­тива и счастье. Все это подрывало основы коллективизма, рождало чувство индивидуализма, веру, прежде всего, в собственные силы. С другой стороны, это питало веру в слепую удачу, укрепляло религиоз­ное сознание, создавало благоприятные условия для развития мистиче­ских представлений.

Мифология и религия

Мифология и религия были органичной частью античнойкуль­туры. Они определяли основы мировоззрения, нравственности, формы и направления художественного творчества, его различных проявлений в литературе, архитектуре,, скульптуре, живописи и науке. Признание всеэллинских богов и связанных с ними святилищ отражало и закреп­ляло осознание греками своего этнического единства, а позже превра­тилось в мировоззренческую основу всей античной культуры в целом.

Олимпийская мифологияскладывалась в процессе развития древнегреческой цивилизации, постепенно вытесняя древнейшую сти­хийно-чудовищную мифологию. Антропоморфный (человекоподоб­ный) характер олимпийских богов закрепился в поэмах Гомера «Илиа-да» и «Одиссея» (VIIIв. до н.э.). Античные мифы - это предания о дея­ниях богов и героев. Греческие божестваблизки человеку. Они отра­жают все достоинства людей (силу, благородство, мудрость, красоту), а также все их недостатки. Боги близки людям и потому, что могут вступать с ними в брачные отношения. От этих смешанных браков ро­ждаются герои- люди-полубоги, совершающие блистательные подви­ги. Гомеровские боги, каждый из которых наделен особым характером и функциями, рассматриваются как единая семья или государство, имеющие своего владыку - «отца богов и людей». Сформировавшаяся иерархия олимпийских богов отразила возросшую степень дифферен­циации самого греческого общества.

В эллинистический период происходит совмещение функций гре­ческих и древневосточных богов и появление новых синкретических божеств(например, верховного бога эллинов и египтян (О)Сораписа, возникшего на основе культов египетских богов Осириса и Аписа и олимпийцев Зевса, Аида и Диониса).

Античная мифология в своеобразной форме систематизировала представления о происхождении мира(космогонии), трактуя его как процесс превращения хаоса в космос и предсказывая его возможную гибель в будущем. Стройная космогоническая система, связанная с происхождением богов (теогонией), изложена Гесиодом в «Теогонии» (VIIв. до н.э.).

Вначале был Хаос,единая великая бездна, лишенная формы, тя­желая и темная, смесь земли, воды, огня и воздуха. Из этой бездны воз­никли Эреб (вечная тьма), Нике (ночь), Эфир (свет), Гемера (день), поднялись горы, наполнились водами моря и реки, появились леса и первые звери.

Вместе с ними родились два могучих божества - Уран(Небо) и Гея(Земля). Они дали начало всем последующим поколениям богов. От них пошел великий род титанов,старшим из которых был Океан, могучая река, кольцом охватывающая всю землю. Младшими братьями титанов были циклопыи гекатонхейры(сторукие). Урану не понра­вились наследники и он сбросил их в Тартар, простиравшийся глубоко под землей. В отместку Гея подговорила младшего из титанов Кроноса свергнуть отца с небесного трона.

Кроносзанял его место и со своей женой, богиней-матерью Реейстал править миром. Он пожирал своих детей, поскольку Уран наложил на него проклятье: власть у Кроноса отберет его собственный сын. Од­нако Рея обманула жестокого супруга и вместо новорожденного шесто­го ребенка подсунула Кроносу камень, завернутый в пеленки. Самого же младенца, Зевса, она спрятала на земле, в гроте на горе Ида. Его вы­кормила коза Амалфея, а племя куретов своими бурными танцами и ударами копий о щиты заглушало плач ребенка и тем самым спасло его от подозрительного Кроноса. Возмужавший Зевсосвободил своих сес­тер и братьев (Геру, Деметру, Гестию, Аида и Посейдона), которые от­дали ему во владение громы и молнии. Для борьбы с Кроносом Зевс освободил из Тартара циклопов и трех сторуких великанов. С их по­мощью, посылая во врагов молнии с заснеженных вершин горы Олим­па, он одержал победу.

Три брата - Зевс, Посейдон и Аид, - разделили власть между собой. Зевсу досталось небо, Посейдону — море, Аиду - царство мертвых. Вскоре им пришлось вновь вступить в схватку. На этот раз гиганты,сыновья Геи, решили отомстить Зевсу за титанов, заточенных в Тартар. Жестокая борьба длилась долго, и победа досталась олимпийцам толь­ко тогда, когда на помощь богам пришел герой Геракл. Так утверди­лось третье поколение греческих богов, избравших местом своего пре­бывания горную вершину Олимпа.

Рамки настоящего издания, к сожалению, не позволяют нам под­робнее остановиться на увлекательнейших сюжетах античной мифоло­гии. Заинтересованному читателю советуем ознакомиться с ними в со­ответствующих книгах.

Римская религияпервоначально была анимистической, с пере­житками тотемизма (вспомним легенду о волчице, вскормившей своим молоком первого царя Рима). Решающий шаг к антропоморфизму рим- * ских культов был сделан в период правления этрусской династии, ведь у этрусков боги выступали в человеческом облике.

С III в. до н.э. сильное влияние на римскую религию стала оказы­вать религия греков. Римляне отождествили своих богов с греческими:

Римские боги Греческие боги Основные функции
Юпитер Зевс Верховное божество: бог неба, грома, молнии
Нептун Посейдон Бог морских стихий и мореплавания
Орк Аид Владыка царства теней
Церера Деметра Богиня растительности и плодородия
Веста Гестия Хранительница домашнего очага
Юнона Гера Покровительница женщин и брака
Марс Арес Бог войны
Минерва Афина Богиня мудрости, покровительница ремесел
Аполлон Аполлон Покровитель искусств, предводитель муз (камен)
Диана Артемида Защитница лесов и зверей
Меркурий Гермес Покровитель путников, торговли, вестник богов
Вулкан Гефест Бог огня и кузнечного дела
Венера Афродита Богиня любви и красоты
Вакх Дионис Покровитель виноградарства и виноделия

 

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым. В его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Римляне знакомились с иноземными богами по мере завоевания заморских территорий. Свои религиозные пред­ставления распространяли и прибывающие в Рим многочисленные ра­бы.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практично­сти: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В от­ношении к бегам действовал принцип: «я даю, чтобы ты дал».

Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону рели­гии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с бо­жеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, который овладевает верующим. Вот почему она мало затрагивала чув­ства верующих, порождала неудовлетворенность.

В период империи угнетенные безысходной нуждой и тяжелым трудом массы населения возлагали свои надежды не на традиционных олимпийских богов, а на восточные божества, сулящие загробную жизнь и блаженство (египетская Исида, фригийская Великая Мать Бо­гов Кибела, иранский Митра, богиня Фортуна и др.).

Новые религии соперничали между собой, и победа, в конечном счете, досталась той из них, которая провозгласила

единобожие,

равенство всех перед богом,

посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.

Это было христианство, привлекшее к себе симпатии рабов, бед­няков, всех угнетенных и бесправных, жаждавших справедливости.

Ранние христиане, проповедовавшие отказ от участия в официаль­ной жизни, подвергались преследованиям и гонениям. Однако они создавали все более густую сеть общин на территории империи и уси­ливали пропаганду своей веры.

Император Константин счел лучшим признать их как реальную общественную силу, особенно влиятельную в римской армии. Христи­анская церковь стала поддерживать своим авторитетом императорскую власть, а новая религия из некогда подпольной, а затем равноправной с другими, начала превращаться в господствующую.

Старая религия лишалась государственной поддержки. В 392 г. император Феодосии I официально запретил языческие культы. Хри­стианство стало единственной государственной религией Рима.

Античное язычество и христианство (сравнительная таблица)

Античное язычество Христианство
Множественность богов (политеизм) Бог один и един в трех лицах (монотеизм)
Боги могущественны, но не всемогущи, а подчинены более высокой силе Судьбы Бог всемогущ, Он господствует над миром безраздельно
Всё (как мир, так и бессмертные бо­ги) произошло из вечного и безграничного Хаоса Бог вечен; Он - единственный Творец всего существующего (мира и человека)
Боги телесны и существуют в предметном мире Бог лишен телесности и существует как некая духовная сущность
Боги наделены нравственными качествами людей Бог заповедует людям основные нравственные принципы, обязатель­ные для каждого верующего
Внутренняя жизнь человека мало затрагивается религией и сохраняет свою независимость от нее Постоянный нравственный кон­троль не только за поступками, но и за желаниями, мыслями, слова­ми, побуждениями верующего
Существует извечный порядок космоса и человеческий разум способен самостоятельно познать законы его гармонии Всё в мире создано Богом и полно тайного смысла, не подвластного человеческому разуму; сокровенный смысл явлений дается в Божественном Откровении только глубоко верующим людям

Особое место в античной культуре занимает философия, получив­шая развитие в греко-римском мире с VII в. до н.э. до начала VI в. н.э. Сам термин "философия" - греческого происхождения (от phileo -люблю и sophia - мудрость).

Принята следующая периодизация античной философии:

1. философия досократиков (натурфилософия, пифагореизм) и Со­крата-конец VII - конец V вв;

2. классическая древнегреческая философия (Платон и Аристотель) - IV в. до н.э.;

3. эллинистическо-римская философия (стоики, скептики, эпику­рейцы) - конец IV в. до н.э. - середина III в. н.э.;

4. философия неоплатонизма (Плотин, Ямвлих, Прокл) - середина III - начало VI в.

Для античной философии характерны:

• органичная взаимосвязь натурфилософии и космологии с этико-политическими учениями, отсутствие противопоставления челове­ка и природы;

• понимание добродетели как принципа космического единства и жизни согласно этому принципу;

• подчинение морально-этических норм всеобщим космическим за­конам; нравственность состоит в правильном осуществлении доб­родетели;

• отсутствие субъективного восприятия мира: любое философское знание проникает в разум индивида извне (в качестве частицы Ло­госа, Единого-Бытия или потенции перводвигателя);

• в античной философии антагонизм идеи и материи не имеет смыс­ла, поскольку сама Вселенная является символом единства зримо­го и умопостигаемого; противоборство материализма (линия Де­мокрита) и идеализма (линия Платона) выражает противостояние чувственного восприятия и умозрительного знания;

• инерционность любого движения, которое характеризуется непре­менным стремлением к покою; античным философам было неиз­вестно понятие вечного движения, зависящего от физических за­конов;

• отсюда - обязательная цикличность мирового исторического про­цесса: вечным может быть лишь бесконечное повторение цикла "возникновение - гибель";

• тесная связь с наукой, параллельное развитие науки и философии. Естественно-научные знаниядревних греков и римлян испытали

на себе сильное влияние вавилонской и египетской науки (математики, астрономии). Древнегреческое научное знаниепервоначально было единым, из него еще не выделились отдельные дисциплины (натурфи­лософия - единство философии и естествознания). В V в. до н.э. воз­никло атомистическое учение Левкиппа и Демокрита, сохранявшее свою актуальность вплоть до XIX в. Аристотель положил начало фи­зике, отделив ее от математики и астрономии. В III в. до н.э. возникли геометрия Евклида и механика Архимеда. Формирование биологии связано с именами Алкмеона Кротонского, впервые в научных целях анатомировавшего трупы животных, Анаксагора, Эмпедокла и Демок­рита, заложивших основы научного представления о зарождении жи­вых организмов, Аристотеля, написавшего ряд биологических тракта­тов. Величайшими врачами античности были Гиппократ и Гален.

Бурное развитие как гуманитарных, так и естественных наук при­ходится на эллинистический период. При дворцах правителей создают­ся коллективы ученых, щедро субсидируемые правительством, занятые решением научных проблем, которые преимущественно носят не фун-даментальный, а прикладной характер. Такие коллективы ученых сло­жились в Антиохии, Пергаме, Сиракузах, Афинах, на Родосе и в других городах, но наиболее крупный находился в Александрии, при царском дворе Птолемеев. К концу Ш в. до н.э. александрийская библиотека на­считывала свыше полумиллиона папирусных свитков; в ней была со­средоточена большая часть книжных богатств древности. Здесь работа­ли Аполлоний Родосский, Эратосфен, Аристарх, Архимед, Евклид, Каллимах и многие другие прославленные ученые эллинизма. Именно им принадлежит значительная часть выдающихся научных открытий того времени. Наибольших успехов достигли математика и астрономия, в частности, разработка Аристархом Самосским гелиоцентрической системы мира.








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 656;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.