МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
Результатом Реформации стало ограничение всевластия католической церкви и формирование нового типа личности, основанного на протестантской этике. Вместо сложной иерархии института церкви, системы культов и обрядов протестантизм утвердил необходимость одной только личной веры, непосредственно связывающей человека с Богом, и личного усилия, активизирующего божественный промысел в мирских делах. Таким образом, религиозное освобождение, реализованное в отказе от посредников между богом и людьми в лице церкви, узурпирующей право непосредственного общения с богом, подготовило личностное социальное освобождение при полном божественном соучастии индивидуума в божественной благодати.
Усердно выполненная обычная мирская работа, составляющая одно из множества дел и служений устроенного Богом миропорядка как слаженно и гармонично работающего механизма, и есть «ритуал» и «культ» всеобщего священства мирян. Эти ценностные установки были созвучны духу капитализма и способствовали появлению человека буржуазного общества, самостоятельного, но ответственного в своих поступках; пред лицом универсального социального механизма понимающего, что он - автономная его часть, но настолько важная, что Универсум вне его добросовестного участия не сможет согласованно работать. Инструментом такого Универсума становятся различные социальные институты, ставшие залогом современной западной цивилизации, - рыночной экономики, гражданского общества, правового государства, цивилизованного образа жизни.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Возникает новый взгляд на человеческий разум и его возможности. Философы стали утверждать, что человек постигает мир посредством своего разума (Р. Декарт), что главным источником знаний является естественнонаучный опыт (Ф. Бэкон),а не божественное откровение. Важнейшим методом научного познания был объявлен эксперимент (Г. Галилей, Ф. Бэкон, И. Ньютон), механическая модель мира (Р. Декарт).
Микроскоп А. Левенгука позволил изучать организмы простейших, а телескоп дал возможность развить Г. Галилею и И. Кеплеру гелиоцентрическое учение Коперника, открыть законы движения планет. Галилей с помощью подзорной трубы (тридцатикратное увеличение) обнаружил на Луне вулканы и кратеры, увидел спутники Юпитера, бесконечное скопление звезд Млечного Пути. Это подтверждало мысль Дж. Бруно о неисчерпаемости миров во Вселенной, изменило библейскую картину мира.
Сформулированы законы классической механики, закон всемирного тяготения (И. Ньютон);дифференциальное и интегральное исчисление (Ньютон— Лейбниц).Открытия Ньютона в области оптики {дисперсия света, интерференция и дифракция) сделали возмож-ным конструирование отражательного телескопа. Б. Паскальдоказал наличие атмосферного давления. В XVII в. было сделано огромное число открытий и изобретений - математике, механике, физике, химии, астрономии, что позволяет говорить о научной революции. Именно тогда Ф. Бэконом был выдвинут лозунг: «Знание - сила». Разработка законов земной механики (Г. Галилей, Э. Торричелли, Л. де Бойль, Р. Декарт, Б. Паскаль, Г. Лейбниц)доказала несостоятельность средневекового понимания природы, опиравшегося на аристотелевскую картину мира.
9.4. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ
Возникает мануфактура как тип капиталистического предприятия и водяное колесо как двигатель мануфактурного производства. Мануфактура стала стадией в развитии капиталистического производства, доказав свою рациональность огромным ростом производительности труда, обусловленном специализацией и кооперацией работников, совершенствованием механизмов.
Фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки — все это становится фактором европейской жизни. Растет торговый капитал, эксплуатируются богатства колониальных стран, в рыночные отношения втягивается деревня. Развитие рационального буржуазного способа производства порождало потребность в прикладных науках. Ведущее место заняла механика, которая добилась больших успехов, опираясь на математические разработки.
Возникли новые формы организации научной работы - Лондонское Королевское общество и Парижская естественнонаучная академия. В это время было сделано огромное количество открытий и изобретений: самолетный челнок, используемый для изготовления шерстяных тканей (отпала необходимость передачи челнока от одной руки работника в другую); самопрядильная машина, приводимая в движение рукой работника; прядильная машина, которая работала под давлением воды, подобно водяной мельнице. Весь процесс изготовления пряжи осуществлялся на одной машине. В текстильной промышленности XVIII в. лидирующее место занимала Британская экономика, поскольку все эти открытия сделали англичане.
Это касается и черной металлургии, чьи успехи были обусловлены заменой древесного угля коксующимся. Строится первая коксовая домна промышленного производства чугуна, первый корабль с металлической обшивкой. К 1796 г. в Великобритании построили 121 коксовую домну. Изобретается паровая машина, которая используется для откачивания воды из угольных шахт, для сушки и помола зерна, позднее как основной источник энергии во всех отраслях промышленности и т.д. В Англии начинается эпоха строительства каналов, позволивших снизить транспортные издержки и сохранить качество перевозимой продукции.
9.5. РАЦИОНАЛИЗМ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Просвещение - широкое духовное движение периода становления капитализма (XVII - XVIII вв.). Оно охватило практически все европейские страны.
«Разум и Природа» - основной лозунг эпохи. Идеология Просвещения выражала интересы нового класса - буржуазии, провозгласив культ Разума и Природы. Философы Просвещения были убеждены, что развитие Разума, прежде всего прогресс науки и просвещение народа, может оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и будет способствовать его устройству на началах всеобщего равенства, соответствующего законам природы. Даже абсолютистская монархия, уступая потребностям времени, становится просвещенной. В Австрии, Пруссии и России монархи используют идеи Просвещения для укрепления своей власти.
Как мощное идейное движение Просвещение наиболее ярко проявилась в Англии, Германии, во Франции. Зародившись в Англии, оно набирает силу во Франции (40-е гг. XVIII в.). Если в Англии просвети- * тели были озабочены сохранением завоеваний своей буржуазной революции, то французские просветители фактически подготовили революцию 1789 г., основываясь на опыте Англии. Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо вышли из различных социальных слоев, но их объединила ненависть к абсолютизму, требование равенства, оценки человека по его личным заслугам, а не по родовитости и знатности. Причина общественного неблагополучия коренится, в первую очередь, в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Отсюда, своей главной задачей они считали пропаганду знаний, направленную на воспитание смелости мысли, независимости суждений.
Английское Просвещение
Вплоть до XVI в. римско-католическая церковь занимала господствующее положение в Англии, но когда на Британские острова проникли идеи религиозной Реформации, имевшей целью возрождение раннехристианских ценностей, произошел разрыв с папским престолом. В 1534 г. Генрих VIII провел через парламент «Акт о супремации» (верховенстве), в котором король объявлялся единственным высшим главой церкви на земле Англии. Это произошло после того, как в 1532 г. он не получил разрешение понтифика на развод с Екатериной Арагонской и благословения на новый брак. Распространению Реформации в Англии способствовали на столько религиозные мотивы, сколько политические интересы монархии, желавшей независимости от опеки римско-католической церкви. Англия стала родиной европейского Просвещения, и после революции и гражданских войн, когда сгладились резкие общественные противоречия, в том числе и в религиозной сфере (по представлению Дж. Локка религиозная толерантность не должна была распространяться ни на католиков, признающих супрематство иноземного государя, ни на атеистов), развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Англиканская церковь не противопоставляла себя Просвещению, и это позволило в какой-то степени сохранить общественное равновесие, отвечать идеалу веротерпимости и быть образцом общественного прогресса. Все основные тенденции английской общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах.
Политическая программа Английского Просвещения
Дж. Локк - родоначальник буржуазного либерализма - в своем основном сочинении «Опыт о человеческом разумении» сформулировал позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. Он провозгласил «правовое равенство индивида», обосновав наличие неотчуждаемых прав человека: право на жизнь, на свободу и собственность. Последнее связано с высокой оценкой человеческого труда: собственность его результат. Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались свобода и частный интерес остальных. Лучше всего права личности обеспечивает принцип разделения властей: законодательная (парламент), федеральная (король, министры), исполнительная (суд, армия).
Т. Гоббс считал, что все равны от природы (провозглашалось естественное право индивида - право силы, и естественные законы - они разумные и моральные: закон самосохранения и закон удовлетворения потребностей), но поскольку в процессе реализации прав возникло неравенство, а за тем недоверие и война, то этому должно противостоять гражданское состояние. При его отсутствии положение дел есть «война всех против всех». Тогда с помощью общественного договора люди объединяются в государство, чтобы путем ограничения некоторых прав обеспечить защиту и возможность гуманной жизни. Гоббс использовал для описания могущества государства образ библейского Левиафана (изогнутая, скрученная змея, изображающая силу природы, принижающую человека). Оно должно оградить общество от эгоистических страстей отдельных его членов.
Б. Мандевиль, сравнивая общество с пчелиным ульем, разработал теорию разумного эгоизма. Эгоизм представляется движущей силой культурного развития. Но с помощью морали и законодательства можно регулировать поступки людей, чтобы они приносили как можно больше счастья.
Шотландец А. Смит, теоретик товарно-денежных отношений, придает рынку значение освобождения человека от феодальной зависимости и функцию социализации людей. Моральная свобода «экономического человека» обусловлена его ролью в экономической жизни: «дай мне, что мне нужно, и ты получишь, что необходимо тебе».
Французское Просвещение
Ш. Монтескье в своих философско-политических произведениях выступил с резкой критикой абсолютизма и деспотизма, он противопоставлял им идеалы свободы в политической сфере. В канун революции философов и политиков волновал вопрос устройства демократической власти. На вооружение был взят либеральный принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная). Идеал, который провозгласил Монтескье - «слабое государство», позволяющее * гражданам делать все, что дозволено законом и решающее лишь принципиальные, а не частные вопросы. Эти идеи внедрялись в сознание народов, чтобы быть воплощенными в политических устройствах государств.
Согласно Ф.-М. Вольтеру, Просвещение - это «великая революция в умах». Он выступал непримиримым противником церкви, высмеивал феодальные догмы и беззаконие абсолютистского режима. Его роль в Просвещении определялась духом сомнения, скептицизма, вольнодумства, подталкивая молодое поколение к политической борьбе. Не случайно появился такой мировоззренческий концепт - вольте-рианство.
Учение Ж.-Ж. Руссо сводилось к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Правильное воспитание, материальное и политическое равенство, прямая зависимость морали и политики и требование подчинения личности благу общества - вот ценностные основания руссоизма. Руссо считал естественным состояние полной изолированности индивида (человек ни добр, ни зол). Общество превращается в арену борьбы лишь с появлением собственности, а отсюда - неравенства. Для прекращения такой борьбы необходимо государство. Поскольку государство возникает на основе общественного договора, граждане вправе расторгнуть его в случае злоупотребления властей. Учение Руссо послужило политической основой для якобинцев в годы Французской революции 1789, и оно оказало огромное влияние на современную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры.
Начиная с «Эдипа» Вольтера и «Персидских писем» Монтескье, литература включается в распространение идей Просвещения: оспаривает богоданность и священность монархической власти и духовенства, обосновывает право на восстание.
Энциклопедисты
Трудно переоценить роль издания, которое стало крупнейшим культурным свершением XVIII в. - 35-томная «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751-77), главной задачей которого было пропаганда знаний, направленных на воспитание свободы мысли, независимости суждений. Энциклопедия создана на основе систематизации знаний, предложенных Ф. Бэконом, и отличается историко-аналитическим подходом к явлениям. Этой работе предшествовала английская энциклопедия Э. Чемберса, 1728 г.
Д. Дидро - идейный вдохновитель и организатор французской энциклопедии, привлекший к сотрудничеству выдающихся ученых и философов: Вольтера, Монтескье, Руссо, Тюрго, Бюффона, Д'Аламбера, Гольбаха, Мармонтеля и др.Способствуя распространению знаний, совершенствованию системы образования, энциклопедисты повернули социальный интерес в сторону естествознания, а последнее направили на обслуживание материальных интересов, подчинили их общественной пользе.
Крупнейший представитель эволюционизма XVIII в. Ж.-Л. Бюф-фонсоздает «Естественную историю», вырабатывает космогоническую гипотезу. С развитием науки связано открытие множества научных и учебных заведений - Академия наук, Парижская обсерватория, более двадцати университетов, Королевский колледж, Школа военных инженеров и т.д.
Программа просвещенного абсолютизма
Просветители верили в просвещенного государя восторженно и наивно. Они полагали, что он придет, поскольку того требует время, эпоха, разумный и естественный закон. П. Гольбахписал, что «велением судьбы на троне могут оказаться просвещенные, справедливые, мужественные, добродетельные монархи, которые, познав истинную причину человеческих бедствий, попытаются исцелить их по указаниям мудрости». А Дидровторил: «он придет когда-нибудь, тот справедливый, просвещенный, сильный человек, которого вы ждете, потому что время приносит с собою все, что возможно, а такой человек возможен».
Просветители, как будто заклиная, не только ожидали прихода мессии-просветителя, но и всячески внушали государям их историческую судьбу. Вольтер писал прусскому королю Фридриху И: «Поверьте, что истинно хорошими государями были только те, кто начал, подобно вам, с усовершенствования себя, чтобы узнать людей, с любви к истине, с отвращения к преследованию и суеверию. Не может быть государя, который, мысля таким образом, не вернул бы в свои владения золотой век». В политической программе просветителей ключевым словом было «закон». Лучшее правительство - то, при котором подчиняются только законам, - писал Вольтер в «Философском словаре». Лозунг «Свобода, Равенство, Братство» концентрическими кругами расходился вокруг своего смыслового центра - закона: свобода понималась как добровольное подчинение закону, а равенство - равенство всех, от пастуха до короля, пред законом.
Немецкое Просвещение
«Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим разумом без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им... Sapere aude - имей мужество пользоваться собственным умом - таков, следовательно, девиз Просвещения» (И. Кант: «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?», 1784).
Экономическая и политическая раздробленность страны была характерной особенностью этого исторического периода, поэтому идея национального единства доминировала в творчестве просветителей.
Философия немецкого просвещения формировалась под влиянием X. Вольфа,популяризатора учения Лейбница. Вольф впервые в Германии создал систему, охватывающую основные области философского знания. Культ разума сочетался у него с христианской верой. Он был убежден, что распространение доступной философии, образования приведет к решению сложных социальных вопросов. Инициатором публичного обсуждения новых идей выступил в Пруссии король Фридрих Великий (1740 - 1804). В дискуссии принял участие профессор Кенигсбергского университета Иммануил Кант.Предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе вещей природы, а установление законов человеческого разума и его границ.
Кант обосновал правовые формы и методы борьбы, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают насилие в построении справедливого государства. Г. Лессингобосновывает тезисы о единстве человеческого рода и высоко оценивает роль христианства в человеческой истории, выделяя в нем моральную сторону. В творчестве И.Г. Гердеравысказываются мысли о движении человека к совершенству и гуманности как о естественной цели и законе человеческого развития.
9.6. НАУКА О КУЛЬТУРЕ
Первой собственно культурологической концепцией стал труд Иоганна Гердера(1744-1803) «Идеи к философии истории человечества» (1784-91). Здесь Гердер дает поэтапную роспись восхождения природы от низшего состояния к высшему: неживая природа, возникновение звезд и планет, органического мира, человека; история людей, их культура и быт, развитие индивидуальной человеческой души, история отдельных народов. Человек - последнее звено эволюции, именно культура отличает людей от животных.
Культура - это то, что надстраивается над природностью человека, является результатом и, одновременно, причиной исторического развития. Важнейшими элементами культурыявляются: язык, наука, ремесло, искусство, семейные отношения, религия и государство.Культура формирует (посредством передачи форм жизни и навыков) человека как такового, и им же создается и преобразуется.
История культуры -это история различных, несводимых друг к другу, самоценных культур. «Различие между народами просвещенными и непросвещенными, культурными и некультурными — не качественное, а только количественное» - это был одинокий голос среди европоцентристских тенденций эпохи. Общая цель эволюции, по Гер-деру, состоит не в усовершенствовании разума, а в распространении гуманности, воспитание которой у всех народов и во все эпохи обязательно имело место.
Ни одна из культур не может похвастаться равномерным поступательным движением, преимущества в одной сфере деятельности могут совмещаться с отсталостью в другой, общество может достигнуть совершенства в отдельных областях науки и искусства, что не мешает живущим в нем людям оставаться алчными и порочными. История культуры состоит из множества поворотов, обрывов, регрессий, она включает все многообразие человеческих заблуждений. Эти не очень характерные для эпохи суждения пришлись на конец XVIII в.
9.7. БАРОККО
Сложность и противоречивость эпохи выражалась в различных стилевых направлениях европейской культуры - грандиозном, экспрессивном, мистичном бароккои сухом, рассудочном классицизме.
Стиль барокко(итал. - странный, вычурный) получил преимущественное распространение в тех католических странах, где после Реформации пошатнулись позиции официальной католической церкви и где зрелищность, помпезность, экспрессивность, и в то же время, напряженность, контрастность, динамизм и мистичность были противопоставлены строгости протестантизма и служили возврату паствы в лоно католической церкви. Таким образом, культура барокко - это художественная реакция Контрреформации на движение Реформации.
Собор Святого Петра, церковь Сан-Иво, скульптурный алтарь «Экстаз Св.Терезы», созданные зодчим Ф. Борромини,архитектором и скульптором Д.Л. Бернини,придали католической столице Риму торжественный барочный вид. Помимо культовой архитектуры стиль воплотился в парковых и архитектурных ансамблях, декоративной живописи и скульптуре, парадном портрете, натюрморте и пейзаже, в музыке.
Эффекты ослепляющего и грандиозного барокко (по своему поверхностному плану) использовались для восславления могущества, пышности, блеска абсолютистского государства.Но этот стиль был созвучен и буржуазии.Он выражал и открывал мир (в глубинном внутреннем плане) в состоянии становления и сомнения, характерном для восприятия нарождающегося класса, как и вообще свойственного переходным состояниям, новые ценности которого вступают в противоречие к прежним.
Но человек ищет опоры под ногами, стабильности и порядка, и одним из знаков устойчивости становится богатство. Это то, на что можно опереться в вечно меняющемся мире. (Термином «барокко» в Португалии называют жемчужину неправильной формы, и жемчужина символизирует достаток, ставший критерием новых смысловых ориентации). Таким образом, стиль должен был отвечать интересам различных социальных слоев, и поэтому он соединил в себе несоединимое: монументальность и динамизм, театральный блеск и солидность; мистичность, фантастичность, иррациональность - с трезвостью ирассудочностью.
В стиле барокко творили П. Рубенс, Рембрандти И.С. Бах.В морально- и религиозно-философских драмах П. Кальдерона,отстаивающего католические ценности, изображена иллюзорно-мрачная испанская действительность («Стойкий принц», «Жизнь есть сон», «По-клонение кресту», «Любовь после смерти», «В этой жизни все истина и все ложь»), констатирующая о земной тщетности счастья.
9.8. КЛАССИЦИЗМ
Классицизм (от лат. - образцовый) - направление в художественной культуре и искусстве XVII-XVIII вв.: литературе (поэзия, драматургия), живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Получил наибольшее распространение в абсолютистской Франции.
Абсолютизму не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности, глобального единства. Классицизм выражал стремление к разумному, гармоничному строю жизни, стабильности и порядку. Претендующее на разумность государство стремилось к тому, чтобы в нем видели объединяющее, героически возвышенное начало.
Классицизм ориентировался на античные образцы и фактически базировался на рационализме Декарта - трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, комедии Ж.Б. Мольера, поэзия Ж. Лафонтена, Н. Буало, музыка Ж.Б. Люлли, картины Н. Пуссена, К. Лорана, парковый ансамбль Версаля. Классицизм в скульптуре связан с именами Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, в музыке - с творчеством Ф.И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, К.В. Глюка(героические оперы). Мастер французской живописи Ж.Л. Давидпервым соединил культ античности с идеалами Просвещения и политической борьбой, образовав новый стиль -революционный классицизм.
С тем же пафосом и монументализмом, с каким классицизм был взят на вооружение просвещенной монархией, он использовался просветителями в их полемике с деспотизмом и борьбе за освобождение народа в годы кризиса абсолютизма. Герои Корнеля жертвуют собой ради короля и государства, герои Вольтера - ради народа и свободы. Искусству высокого барокко и классицизма (трагедия) одинаково свойственна монументальность.
Кальдерон, Мильтон, Корнель, Расин одинаково стремятся к возвышенному. Конфликты их трагедий всегда потрясают. Но трагедия первых подавляет, демонстрируя ничтожество человеческих сил, трагедия вторых возвышает, утверждая сильного и прекрасного в своих страданиях и гибели человека.
Во времена Империи классицизм вырождается в новый имперский стиль - ампир, который проявил себя в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Этот массивный величественный стиль широко использовал восточные мотивы (египетские), внутренне связывая наполеоновскую империю с древнейшими восточными (орнамент, элементы «звериного стиля»).
Основные принципы классицизма
Классицизм, как литературное направление, родился в университетских кругах в Италии вместе с возрожденным античным театром, поэтому наиболее яркое воплощение получил, прежде всего, в драматургии. Видя в античной драме образец художественного совершенства, гуманисты позднего Возрождения определили непреложные законы театра. Правильность, рационалистическая строгость и логичность развития сюжета, минимализм сценического действия, абстрактность художественного образа, многословные диалоги и монологи, патетика речи, величественные позы и жесты, нерифмованный стих - вот основные особенности классицистической пьесы. Из Италии, пропагандируемый университетскими кругами, классицизм перекочевал во Францию, Англию, Испанию, Германию.
Краеугольным камнем этой теории является представление о вечности и абсолютности идеала прекрасного,а значит, утверждалась необходимость подражания идеальным образцам.Задача художника сводилась к тому, чтобы максимально приблизиться к ним на основе разработанных строгих правил, которые должны помочь новым мастерам в их возвышении.
Также была разработана строгая регламентированная иерархия литературных жанров (эпопея, трагедия, комедия), устанавливались точные границы каждого жанра, язык, герои. Для трагедии - возвы^ шенный патетический язык, возвышенные чувства, героические личности; для комедии - просторечие, бытовые персонажи.
В эстетике классицизма рациональность - главный критерий художественной правды, а значит прекрасного. Отсюда строгая математическая точность правил и механистическая универсальность типов человеческих характеров. Теофраст, ученик Аристотеля, составил в античные времена типологию характеров, которая и была взята на вооружение классицистами (отсюда однозначность художественных образов и их универсальность - Мизантроп, Скупой).
Наконец, одним из важных элементов теории классицизма является представление о воспитательной роли искусства.От поучительной тенденциозности не отказались и просветители, хотя метод служил уже другим задачам (классицистические трагедии Вольтера «Эдип», «Брут», «Магомет»).
Правило трех единств
Теоретиком французского классицизма был Н. Буало,который в целом обобщил опыт классицизма и подвел его итоги. Требования разума обязывают драматурга уложить сценическое действие в рамки 24 часов, которое должно происходить в одном месте и должно быть на-низано на единую линию сюжета (единство времени, места и действия). В поэме «Поэтическое искусство» (1674) Буало призывает писателей к серьезной сдержанности, к мудрой содержательности, к чувству меры:
«Иной в своих стихах так затемнит идею, Что тусклой пеленой туман лежит над нею И разума лучам его не разорвать...»
Буало перенес в сферу искусства правила логического мышления Декарта: «Тела познаются не чувствами или способностью представления, а одним только разумом. Они становятся известными не благодаря тому, что их видят или осязают, но благодаря тому, что их разумеют мыслью. Правота присуща не чувству, а одному лишь разуму, отчетливо воспринимающему вещи» (Р. Декарт. «Начала философии»).
Этот тезис Буало принял к сведению («Поэтическое искусство»):
У слова был всегда двойной коварный лик. Двусмысленности яд и в прозу к нам проник: Оружьем грозным став судьи и богослова, Разило вкривь и вкось двусмысленное слово.
Но разум, наконец, очнулся и прозрел: Он из серьезных тем прогнать его велел, Безвкусной пошлостью признав игру словами, Ей место отведя в одной лишь Эпиграмме...
9.9. РОКОКО
Рококо - галантный стиль, стиль Людовика XV, стиль европейской художественной культуры первой половины XVIII в. Термин «рококо» происходит от французского « украшение из раковины».
Франция - классическая страна рококо. Раковина - один из излюбленных мотивов в декоративном убранстве рококо, в орнаментах и украшениях. Стиль культивировал утонченную изысканность и изощренную чувственность - неуловимо изменчивый, гармонично прихотливый, театрально-галантный, выразившей блеск фривольного этикета и маскарадность придворного быта XVIII в., преимущественно светский, получивший широкое распространение в декоративном убранстве интерьера и ставший антитезой рационализму классицизма, мистицизму барокко и простоте сентиментализма. Рококо выразил дух уходящей аристократической эпохи.
Он воплощал алогизм страсти, иррациональность каприза, пленительность неги, подчеркнутую гедонистичность (культ наслаждений, чувственных ощущении), сочетаясь с интимностью и покоем, уходом в мир индивидуальной эмоциональности. В нем наблюдалось тяготение к цюбовным и любовно-мифологическим сюжетам, преобладание жанра пасторали, волшебной феерии, лирической миниатюры.
Рококо использовался в декоративном убранстве интерьера (мебель, фарфор, шпалеры, панно, росписи и лепные орнаменты) дома-особняка, или многоэтажного дома для буржуазии. Ярким представителем стилястал Ф. Буше, «первый художник короля». Сюжеты его полотен: «Триумф Венеры», «Венера с Амуром», «Купанье Дианы». 11аиболее выдающиеся представители - живописцы А. Ватто, Г. Фрагонар.
9.10. ТЕАТР
XVIII в. часто называют золотым веком театра. Крупнейшим английским драматургом был Р. Шеридан.Его сатирические комедии нравов «Соперники», «Школа злословия» направлены против лицемерия буржуа. В Венеции творил К. Гольдони,создавший 267 драматических произведений. Комедия «Трактирщица» принесла ему всемирную славу. К. Гоцциписал сказки, используя приемы комедии дель ар-те: «Любовь к трем апельсинам», «Турандот». Великий французский драматург Ф. Бомаршесоздал знаменитую комедию «Женитьба Фигаро». Представители немецкого Просвещения Г. Лессинг, И. Гете и Ф. Шиллертакже создавали драматические произведения. Достаточно назвать две знаменитые пьесы: «Фауст» Гете и «Разбойники» Шиллера.
9.11. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Сентиментализм обращается к естественным чувствам, к внутреннему миру простого человека, противопоставленного аристократу. Сентиментализм идеализирует повседневные буржуазные отношения, отчасти критикуя разумные начала в человеке по причине противоречивости его характера, проповедует демократические принципы социального устройства. В сентиментализме отразились просветительские представления об изначальной доброте и чистоте человеческой натуры, которые утрачиваются вместе с отдалением общества от природы.
Огромное воздействие на общественное сознание оказали фило-софско-педагогические романы Ж.Ж. Руссо(«Новая Элоиза»). Сентиментализм представлен в произведениях И. Гете («Страдания молодого Вертера», романы о Вильгельме Мейстере), в пьесах Г. Лессинга.В живописи в чистом виде сентиментализм проявился в произведениях Ж.Б. Грёза. чувственных ощущении), сочетаясь с интимностью и покоем, уходом в мир индивидуальной эмоциональности. В нем наблюдалось тяготение к цюбовным и любовно-мифологическим сюжетам, преобладание жанра пасторали, волшебной феерии, лирической миниатюры.
Рококо использовался в декоративном убранстве интерьера (мебель, фарфор, шпалеры, панно, росписи и лепные орнаменты) дома-особняка, или многоэтажного дома для буржуазии. Ярким представителем стилястал Ф. Буше, «первый художник короля». Сюжеты его полотен: «Триумф Венеры», «Венера с Амуром», «Купанье Дианы». 11аиболее выдающиеся представители - живописцы А. Ватто, Г. Фрагонар.
9.10. ТЕАТР
XVIII в. часто называют золотым веком театра. Крупнейшим английским драматургом был Р. Шеридан.Его сатирические комедии нравов «Соперники», «Школа злословия» направлены против лицемерия буржуа. В Венеции творил К. Гольдони,создавший 267 драматических произведений. Комедия «Трактирщица» принесла ему всемирную славу. К. Гоцциписал сказки, используя приемы комедии дель ар-те: «Любовь к трем апельсинам», «Турандот». Великий французский драматург Ф. Бомаршесоздал знаменитую комедию «Женитьба Фигаро». Представители немецкого Просвещения Г. Лессинг, И. Гете и Ф. Шиллертакже создавали драматические произведения. Достаточно назвать две знаменитые пьесы: «Фауст» Гете и «Разбойники» Шиллера.
9.11. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Сентиментализм обращается к естественным чувствам, к внутреннему миру простого человека, противопоставленного аристократу. Сентиментализм идеализирует повседневные буржуазные отношения, отчасти критикуя разумные начала в человеке по причине противоречивости его характера, проповедует демократические принципы социального устройства. В сентиментализме отразились просветительские представления об изначальной доброте и чистоте человеческой натуры, которые утрачиваются вместе с отдалением общества от природы.
Огромное воздействие на общественное сознание оказали фило-софско-педагогические романы Ж.Ж. Руссо(«Новая Элоиза»). Сентиментализм представлен в произведениях И. Гете («Страдания молодого Вертера», романы о Вильгельме Мейстере), в пьесах Г. Лессинга.В живописи в чистом виде сентиментализм проявился в произведениях Ж.Б. Грёза.
9.12. РЕАЛИЗМ
Протестантское видение мира проявляет себя в обыденном мировоззрении заземленного и упрощенного искусства как инвариант умеренного христианского аскетизма. Характерно устранение чувственно-эмоциональных элементов, а принижение значимости земного бытия воспринималось как проявление смирения в скромной обыденности. Эта тенденция представлена бытовой жанровой живописью.Наибольшее распространение бытовой жанр (комнатная живопись) получил в Голландии - это работы Я. Стена, Г. Метсю, П.де Хоха, Г. Тер-борха.
Впортретной живописи этого времени получило воплощение трагическое одиночество человека, судьба которого изначально предопределена. Своей простотой поражают жанровые картины и натюрморты Ж.Б. Шардена.Он начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи: «Молитва перед обедом», «Прачка», потом - к портрету. Оппозиционность общему направлению барокко и рококо здесь очевидна.
Сатирическую и морализаторскую традиции английской литературы обусловило критическое отношение протестантизма к сложившимся социальным устоям. Появляются бытовые нравоучительные очерки Д. Аддисона, Р. Стила, «Путешествие Гулливера» Д. Свифта, сатирические элементы содержатся в романах Г. Филдинга. Видным художником английского Просвещения был У. Хогарт, который своими сатирическими полотнами предвосхитил критический реализм последующего века.
9.13. МУЗЫКА
Группа художников и литераторов во Флорентийской академии «Камерата», стремясь возродить принципы древнегреческой трагедии, положила начало декламации, что привело появлению в XVII в. новой формы культуры - оперы.Первым оперным композитором стал Мон-теверди, хотя уже в 1597 г. ставится в частном доме «Палаццо Кореи» во Флоренции самая первая опера «Дафна» композитора Д. Пери, которая не сохранилась. В Венеции 1637 г. открывается первый в мире оперный театр. В 1732 г. В Лондоне открыт театр «Ковент-Гарден». В 1798 в Лейпциге выходит первое периодическое музыкальное издание «Альгемайне музикалише цайтунг». К концу века опера получила развитие в произведениях А. Скарлатти в Италии и Ж.Б. Люлли во Франции.
Театральное представление в форме танца - балет, в котором музыка играет также важную роль, в его классическом виде появляется в Италии, но нечто подобное существовало в Древней Греции. Из Италии балет был перевезен Екатериной Медичи во Францию. В 1661 г. Людо-ВИК XIV основал Королевскую академию танца. В XVIII в. Ж.Ж. Но-Мр создает балет с сюжетом (балет действия), введя простые, свободные движения.
В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться новый музыкальный язык. Иоганн Себастьян Бахработал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы, и был непревзойденным мастером полифонии. Георг Фридрих Гендель(1685 - 1759) использовал библейские сюжеты для своих произведений: «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия». Написал более 40 опер, органные оркестры, сонаты, сюиты, прославился ораториями. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен)переосмыслила и заставила звучать по-новому все музыкальные жанры и формы. Их произведения - высочайшее достижение классицизма в совершенстве мелодий и форм.
«Буря и натиск»
В 70-80 гг. XVIII в. на литературную арену вышла группа молодых поэтов Германии, получившая название «Бури и натиска». В Гет-тингене выступили Г. Бюргер, Ф. Мюллер, И. Фосс, Л. Гелти; в Страсбурге — И.В. Гете, Я. Ленц, Ф. Клингер (название этого романтического движения в немецкой литературе и музыке было взято из его пьесы), Г. Вагнер, И. Гердер; в Швабии - X. Шубарт, Ф. Шиллер.
Восприняв антифеодальный пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма, представители этого движения отстаивали национальное своеобразие, народность искусства(по сути, ввели это понятие), требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Эстетическая программа была обоснована И. Гердером- главным вдохновителем движения, одним из наиболее влиятельных мыслителей того времени («О немецком характере и искусстве»), который, в частности, познакомил Гете с творчеством Шекспира. Для «Бури и натиска» характерно преимущественное обращение к драматургии.
Веймарский классицизм
Так называется направление в немецкой просветительской литературе 80 - 90 гг. Это произведения Гете и Шиллера периода их творческого содружества в Веймаре, теоретические трактаты И.И. Винкель-мана, В. Гумбольдта. Отвергая индивидуалистическое бунтарство «Бури и натиска», преодолевая односторонность руссоистского культа чувства, представители направления обращались к античности как идеалу формирования гармоничной, свободной и гуманной личности.
Произведения отличаются масштабностью образов, стремлением к простоте композиции, строгой завершенности формы. При этом в отличие от французского классицизма, эстетика веймарцев не связывала себя никакими догмами. Творчество Гете и Шиллера отмечено богатством и многообразием жанров, не канонических для классицизма.
9.14. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Общими чертами просветителейявляются критика монархической формы правления, поддерживающей его церкви, провозглашение культа разума, а не Бога, попытка просвещения народа, распространение знаний, придание воспитательных функций литературе и искусству, демократизация последнего; противопоставление неразумному феодально-монархическому обществу общества свободы, равенства и братства.
Всвязи с этим возникают новые формы и институты культуры:опера, балет, как самостоятельный жанр возникает натюрморт, процветает пейзаж, создаются музыкальные театры, творческие академии, профильные периодические издания, из частных дворцов в общедоступные учреждения перемещаются сценические представления, художественные произведения перестают быть достоянием элиты.Искусство становится преимущественно светским, исчезает принципиальная несовместимость культур различных религиозных конфессий, светское зодчество берет верх над культовым, происходит секуляризация в живописи и скульптуре, одно из ведущих мест занимает жанровое направление. По сути, искусство становится идеологическим концептом, наряду с наукой одной из ведущих форм культуры.
Вопросы для повторения:
1. Раскройте социокультурные предпосылки Нового времени в Западной Европе.
2. Какое значение имела «Великая энциклопедия» для развития европейской культуры?
3. Покажите связь научной революции и механистическая картина мира.
4. Какое значение имела протестантская этика для становления капитализма?
5. Перечислите идеи эпохи Просвещения.
6. В чем причина многообразия художественных стилей в эпоху Просвещения?
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1084;