Традиционное право и его особенности.
Правовые системы традиционного типа (обычно-правовая, индусская, мусульманская) являются продуктом религиозных обществ.
Понятие «традиционное общество» проф. Г. И. Муромцев определяет как «общество, находящиеся либо на предклассовой стадии, когда классовые институты еще сочетаются с институтами доклассовыми – такими, как род, племя, община, каста, тейп и др.»1 Поэтому, как отмечает автор, «традиционное право» в известном смысле условно. Оно применяется либо к слитным нормам, еще не ставшим правом в собственном смысле (обычное право африканских племен), либо к комплексу норм – юридических и слитных (в своей совокупности образующих понятие, которое в категориях традиционного права отнюдь не адекватно европейскому понятию права».2
Право здесь вырастает из слитного космического миропонимания и отождествляется поначалу с «мировым порядком», при этом не только земным, но и космическим. Поэтому система источников традиционного права упирается в «небо». Кроме того, она, помимо «вертикального имеет также горизонтальное, или временное измерение».3 Так как в традиционном обществе авторитет традиции прямо пропорционален ее древности, то самый авторитетный источник традиционного права является одновременно и самым древним. Отражая начальный этап формирования права, он либо вообще не включает юридических норм (Веды в индуизме), либо содержит их крайне мало (Коран в исламе). Это объясняется тем, что государство на этой стадии играет весьма слабую роль в формировании и защите традиционного права.
Традиционное право возникает как право личное, границы действия которого не совпадают с государственными и административными границами. И сегодня в странах Азии и Африки существует сфера так называемого личного статуса (брак, семья, развод, наследование, часть имущественных отношений), где это право сохраняет личный характер.
Развитие традиционного права как системы собственно юридических норм начинается на более поздних стадиях. При этом в индуизме и исламе оно теоретически остается составной частью соответствующей религиозно-философской системы.
«В наши дни, - отмечает Г. И. Муромцев, - практически нигде традиционные правовые системы не имеют национального характера».1
Традиционное право по своей природе является добуржуазным, поэтому действует в странах, где сохранились соответствующие (традиционные) отношения. Это страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-восточной Азии и некоторые другие).
В странах этих регионов сегодня традиционное право является не самостоятельной правовой системой, а лишь подсистемой (одной из подсистем) национального права. Здесь традиционное право и европейские правовые модели в определенных сферах действуют параллельно. Дуализм правовых систем означенных стран определяет и дуализм структуры самого традиционного права, которое включает в себя не только юридические, но и слитные нормы. Последние, по мнению Г. И. Муромцева, оказывают более значительное влияние на общественную жизнь, чем собственно правовые нормы.2
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 4038;