Индусское право.
Это одна из самых древних и наиболее сложных правовых систем.
Свое название индусское право получило скорее от факта применения его к индусам, чем из его исторической связи с религией. Под индусом при этом обычно понимают члена общины, основанной на варно-кастовой системе, в том числе вне Индии, следующего основным религиозным постулатам древнеиндийской цивилизции.1
Согласно концепции индуизма, в основе деятельности человека лежит триада:
- добродетель (дхарма);
- интерес (артха);
- удовольствие (кама).
Соответственно существуют три группы норм и три науки:
- дхармашастра;
- артхашастра;
- камашастра.
Шастры – это книги, в которых содержатся нормы поведения людей.
В дхармашастрах указывается на три источника дхармы:
- веды;
- традицию;
- обычай (Ману, II, 12).
Веды (букв. «знание») – комплекс памятников, включающих вопросы религии, философии, этики и т.д. Веды – это первооснова индусского права.
Традиция (смрити) – второй источник дхармы, сложился на базе ведических текстов. Согласно индусской доктрине – это такая традиция, которая позволяет познать мудрость и которую мудрецы вспомнили и передали людям.
Дхармашастры – это более поздние произведения, излагающие дхарму в более систематизированном виде. Собственно юридические предписания здесь начинают доминировать. Самые значительные шастры – это законы Мину, Яджнавалкья, Нарада и т.д. Последняя представляет своеобразную вершину развития древнего права Индии.
Г. И. Муромцев отмечает, что среди ученых распространено мнение, что позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере доминирует религиозная доктрина – индуизм. «Это свидетельствует о важной роли обычая, как источника индусского права».2
Черты обычного индусского права:
1) право присутствует здесь в зародышевой форме;
2) слитность с религией и моралью;
3) многозначность понятий, присущие начальному этапу становление права;
4) власть короля носит подчиненный характер;
5) закрепляется неравенство индусов перед Богом или законом.1
За свою многовековую историю индусское право претерпело существенную эволюцию. Так в XVI – XVIIв.в. (времена исламского завоевания Индии) оно было запрещено к применению в судах.
XVII – XVIIIв.в. (установление английского колониального господства) – отменяется запрет на нормы индусского права. Развитие индусского права идет под определяющим английским влиянием. К моменту независимости Индии его называли уже англо-индусским правом. Трансформация индусского права осуществлялась преимущественно с помощью судебного прецедента.
Результатом трансформации – запрет ряда традиционных институтов (напр. Института сати – самосожжения индусских вдов; дискриминации касты «неприкасаемых»).
Наряду с этим, определенная часть традиционных институтов индусского права сохранила свое действие (напр., иерархическая система каст, институт нераздельной большой семьи и т.д.).
Однако ряд вопросов по трансформации индусского и европейской (англо-саксонской) модели права остался не разрешенным. Так в деревенских судах, наряду с санкционированными государством обычаями нередко применяются несанкционированные обычаи, часто противоречащие норме закона.
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 1144;