Система римского частного права. Дуализм частного права
Римское частное право было неоднородным, оно складывалось из нескольких правовых систем, которые возникли в разное время и действовали параллельно.
Древнейшая система – цивильное право (ius civile) – носила узконациональный характер и отличалась крайним консерватизмом. Основными источниками цивильного права являлись обычаи, Законы ХII таблиц, а также интерпретации юристов. Субъектами цивильного права за некоторыми исключениями признавались только римские граждане. Формально эта правовая система имела высшую юридическую силу.
В древнейшем цивильном праве главным источником обязательств был не договор, а деликт. Цивильные сделки заключались в устной форме, с соблюдением торжественных ритуалов (например, манципация, стипуляция). Кроме того, в цивильном праве господствовал формализм, т. е. такой порядок оценки юридических актов, при котором юридическое значение приобретает лишь форма акта: если она соблюдена, то юридический акт получает силу. Но со временем возникают отношения, которые основаны на взаимном доверии сторон (fiducia) в обход законной формы.
С развитием торговли появляется потребность в регулировании отношений с участием иностранцев (перегринов), которые не признавались субъектами ius civile. Для рассмотрения споров с участием иностранцев была учреждена должность претора по делам перегринов (242 г. до н. э.). Благодаря деятельности этого претора возникла новая система права – право народов (ius gentium). Нормы права народов заимствованы из торговых обычаев и практики.
Со временем нормы права народов стал применять и городской претор, благодаря чему право народов постепенно превращается в право, общее для римлян и иностранцев, оно становится частью цивильного права. Идет процесс взаимопроникновения норм этих двух систем. В частности, право народов заимствовало из цивильного права постановления о деликтах, и наоборот, цивильные иски применялись к перегринам посредством фикции.
Сами римляне не проводили четкой границы между цивильным правом и правом народов. В Дигестах и Институциях содержатся различные указания относительно источников цивильного права. Так, Помпоний указывал, что «цивильное право состоит лишь в толковании опытными юристами без записи» (D.1.2.2. §12. Помпоний). Гай же писал, что «цивильное право состоит из законов, решений плебеев, сенатусконсультов, указов императора, эдиктов магистратов, и из ответов юристов» (Инст. Гая. 1.2). Такое же определение давал и Папиниан (D.1.1.7).
Помимо цивильного права и права народов в источниках упоминается и о естественном праве (ius naturale). Естественное право – это не система правовых норм в отличие от цивильного права и права народов, это категория, возникшая под влиянием греческой философии, которая, безусловно, оказала влияние на развитие юриспруденции. Представление о существовании естественного права способствовало приспособлению существующих норм к новым условиям, позволило сформировать некоторые принципы, основанные на гуманизме. Ведь не только Древний Рим являлся рабовладельческим государством, рабство существовало повсеместно, поэтому римские юристы считали его институтом права народов. Вместе с тем они утверждали, что по естественному праву все люди рождаются свободными. Со временем появились законы, ограничившие беспредельную власть господ над рабами.
Русский цивилист В. М. Хвостов указывал, что «главная заслуга учения о ius naturale для римской юриспруденции заключается в том, что оно помогло юристам усвоить себе представления о праве, как о целом, проникнутом общими принципами и поддержало в них стремление приводить нормы права в научную систему»[7]. И действительно, римское право представляет собой именно систему, понимаемую как совокупность взаимосвязанных норм, а не множество не связанных между собой правил поведения. Как следствие, изучение лишь отдельных элементов этой системы без взаимосвязи с другими невозможно.
Дуализм частного права заключается в противопоставлении цивильного и преторского права (ius praetorium или ius honorarium). Если право народов дополняло цивильное право, то преторское право зачастую ему противоречило.
Преторское право возникает благодаря деятельности особых должностных лиц: преторов городского и перегринского (со временем количество преторов достигло 18), курульных эдилов, правителей провинций. Источником этой системы норм является судебная практика.
Претор не мог изменять или отменять нормы цивильного права, которыми в большей степени был связан городской претор, поскольку именно цивильное право являлось правом римлян. В то же время претор перегринов, рассматривавший споры с участием иностранцев, опирался на принципы естественного права. Благодаря этому он стал создавать новые нормы права.
Не сразу за преторским правом была признана сила закона, этот процесс происходил постепенно. На это указывает следующее утверждение: «Не менее правильно в нашем государстве правом называется “ius honorarium”». (D.1.1.11. Павел).
Благодаря деятельности претора возникли целые правовые институты: бонитарная собственность, наследование по преторскому эдикту и т. д. В случае, если норма цивильного права противоречила преторскому, применялась норма преторского права. Претор регулировал многие отношения процессуальными средствами, формально не изменяя норм цивильного права.
Вопросы для повторения:
1. Назовите источники цивильного права и права народов.
2. Укажите основные отличия между цивильным и преторским правом.
3. Какое влияние на развитие римского частного права оказало представление о существовании естественного права?
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 6367;