Правоспособность и дееспособность физических лиц
Способность быть субъектом права в настоящее время именуется правосубъектностью. В римском праве не было специального термина, обозначающего субъекта права. В некоторых случаях в этом специальном значении употребляли слово «персона» (persona). Способность лица иметь права и обязанности зависела от таких различных понятий, как status, caput, ius commercii, ius connubii, testamenti factio. Каждая из этих категорий связана со способностью вступать в определенные правоотношения (имущественные, брачно-семейные, публичные). Так, ius connubii – это право вступать в законный римский брак. В то же время лицо, обладающее этим правом, могло не иметь ius commercii, т. е. способности вступать в сделки, быть субъектом имущественных прав. Например, подвластные лица могли обладать полной правоспособностью в сфере публичного права и не иметь возможности вступать в имущественные отношения.
Исходя из этого, следует вывод, что в римском праве абстрактное понятие правоспособности отсутствовало, поскольку содержание правоспособности отдельного лица зависело от многих факторов.
Следует различать правоспособность в сфере частного и в сфере публичного права[14]. В сфере публичного права лицам принадлежали следующие права. В архаический период совершеннолетние мужчины-римляне имели право голосовать на Народных собраниях. На протяжении всей истории Древнего Рима они обладали пассивным и активным избирательным правом. Помимо этого, только римляне имели право служить в римских легионах.
В сфере частного права субъекты могли обладать правом заключать законный римский брак (ius connubii) и правом заключать цивильные сделки (ius commercii). Так, не все колониальные латины получали право вступать в законный римский брак, это зависело от договора между Римом и отдельными провинциями. Правом заключать цивильные сделки не пользовались иностранцы. «Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди – или свободные, или рабы. Далее, из свободных людей одни – свободнорожденные, другие – вольноотпущенные» (Инст. Гая. 1.9,10).
Правоспособностью обладали только свободные лица, к ним относились, помимо римских граждан, латины и иностранцы (перегрины). Но возможности участия всех этих категорий лиц в гражданском обороте были различны, поскольку абстрактного понятия «правоспособность», как было отмечено выше, в Риме не существовало.
Римские юристы считали, что правоспособность римских граждан складывается из трех статусов: свободы, гражданства и семейного. В течение жизни статус свободы и статус гражданства могли приобретаться или утрачиваться, а семейный статус мог изменяться.
Статус свободы (status libertatis) считался наибольшим (maxima), поэтому изменение его называлось capitis deminutio maxima. Утрата этого статуса автоматически влекла потерю и двух других. «Это случается, например, с теми, которых продают в чужую страну за то, что они или не внесли своего имущества в цензорские списки, или уклонились от военной службы, равным образом и с теми, которые, позволив продать себя на родине в рабство, делаются на основании сенатского постановления рабами тех, во вред которых они намеревались действовать» (Инст. Гая. 1.160).
Статус гражданства (status civitatis) считался средним (media), его изменение называлось capitis deminutio media. Среднее умаление правоспособности – это потеря гражданства без утраты свободы, например, в результате изгнания за пределы Рима.
Наконец, семейный статус (status familia) называли наименьшим (minima), а его изменение – capitis deminutio minima. Наименьшее умаление правоспособности происходит при усыновлении или при заключении женщиной брака с мужней властью, а также при эмансипации. Изменение семейного статуса приводило к уничтожению прежнего агнатического родства.
Строго говоря, capitis deminutio переводится как уничтожение правоспособности, а не как ее изменение. Это связано с тем, что изменение статуса, как правило, влекло прекращение прав и обязанностей, приобретенных в прежнем состоянии.
Некоторые правоспособные лица обладают и дееспособностью. Дееспособность – это способность лица своими действиями приобретать права и обязанности. Итак, дееспособность позволяет субъекту самому совершать юридически значимые действия, следовательно, ее наличие неразрывно связано с сознанием и волей гражданина.
До достижения определенного возраста дети не обладали способностью самостоятельно совершать юридически значимые действия. В римском праве дети до 7 лет были абсолютно недееспособными. Считалось, что с 7 лет и до 12 лет (для девочек) или до 14 лет (для мальчиков) лица способны совершать сделки, направленные на увеличение своего имущества, т. е. они вправе получать имущество, но не могут его отчуждать. В 12 и 14 лет соответственно появляется право заключать законный римский брак. По древнему цивильному праву женщины пожизненно находились под опекой. В Законах ХII таблиц сказано: «Предки наши утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою» (Законы ХII таблиц. 5.1).
Постепенно опека над женщинами утрачивает свое значение. Так, в Институциях Гай отмечает: «Но кажется, назначение опеки над женщинами, достигшими совершеннолетия, не имеет справедливого основания, ибо, по общему мнению, женщины состоят под опекою лишь потому, что, по своему легкомыслию, подвергаются большею частью обману, а потому было бы справедливым, чтобы они оставались под надзором опекунов. Последний довод, однако, кажется скорее мнимый, нежели действительный; ибо женщины ведь, достигшие совершеннолетия, сами занимаются своими делами, а в некоторых случаях опекун лишь для формы изъявляет свое согласие; часто опекун даже против воли принуждается претором давать соизволение» (Инст. Гая. 1.190).
Но даже до того времени, когда опека над женщинами в IV в. была отменена, объем дееспособности совершеннолетних женщин был бóльшим, чем у несовершеннолетних мужчин. Например, без согласия опекуна ни женщина, ни малолетний не могли отчуждать манципируемые вещи, а неманципируемые вещи женщина отчуждать могла, малолетний – нет.
Поскольку лица, достигшие возраста 12 и 14 лет, не обладали достаточным опытом для ведéния своих дел, в случае заключения явно невыгодной для себя сделки они могли обратиться к претору с просьбой о реституции. С таким требованием могли обращаться граждане до достижения 25 лет. Но после такого обращения лицо рассматривалось как ограниченно дееспособное, ему назначался куратор (попечитель). Со временем всех лиц, не достигших 25 летнего возраста, стали рассматривать как ограниченно дееспособных.
Существуют некоторые отличия между дееспособностью лиц своего права и подвластных. Например, подвластный сын согласно Македонианскому сенатусконсульту не мог выступать должником по договору займа. Такой запрет появился в римском законодательстве после случая с неким юношей, который, наделав долгов, убил своего отца с целью расплатиться со своими кредиторами за счет наследства. В архаический период подвластные вообще не имели собственного имущества, а все приобретенное ими имущество поступало домовладыке.
К ограниченно дееспособным принадлежали душевнобольные. За ними признавалась способность к совершению юридических действий в период просветления. По приказу претора ограничивались в дееспособности расточители – лица, неразумно и бесполезно растрачивающие имущество в ущерб членам своей семьи.
Помимо римских граждан с древнейших времен к субъектам права относились и латины. В разные эпохи этим термином обозначались различные группы населения. Ранее всех появилась категория древних латинов (latini veteres или prisci). Так называли представителей племен, этнически родственных римлянам. Их правовое положение незначительно отличалось от положения римлян. В частности, они не имели политических прав: не могли быть избранными на почетные должности, а также не имели права служить в римских легионах. Эта категория сохранялась только в архаический период.
Позднее появляются колониальные латины (latini coloniarii) – это жители римских колоний. Они могли участвовать в гражданском обороте, но не все из них обладали правом заключать законный римский брак. Данная правовая категория исчезает в 212 г., после издания императором Каракаллой эдикта о даровании римского гражданства всем свободным жителям Империи.
Наконец, юниановскими латинами (latini Juniani) называли вольноотпущенников (либертинов), которые были отпущены на волю без соблюдения требований цивильного права, вследствие чего они не получали римского гражданства. Чтобы вольноотпущенник получил статус римского гражданина, требовалось соблюдение трех условий: раб должен был принадлежать господину по праву квиритов, господин должен быть не моложе 20 лет, а раб не моложе 30 лет. Кроме того, манумиссия (отпущение на волю) должна совершаться одним из цивильных способов (например, по завещанию, или путем занесения в цензорский список).
Первоначально лица, отпущенные на волю с нарушением перечисленных условий, по цивильному праву продолжали оставаться рабами. Но с принятием закона Юния Норбанна, за этими вольноотпущенниками была признана свобода, они стали именоваться юниановскими латинами.
Относительно этой категории латинов сложился афоризм: «Живут как свободные, умирают как рабы». Закон Юния не позволял либертинам ни составлять завещание, ни приобретать по завещанию. Между бывшим хозяином и вольноотпущенником, как правило, сохранялись отношения патроната, в силу которых либертин исполнял определенные обязанности имущественного характера в пользу патрона. Объем и характер этих обязанностей определялись при отпущении на волю путем принесения клятвы. В частности, на вольноотпущенника могла возлагаться обязанность периодически выплачивать патрону определенную денежную сумму, или определенное количество дней работать на него.
Формально к субъектам права не относились рабы, они рассматривались как вещи особого рода. Однако это не означает, что рабы были полностью лишены возможности приобретать права и обязанности. Так, в Дигестах отмечается: «Не запрещено, чтобы раб, пусть даже чужой, с разрешения завещателя подписал завещание». (DXXVШ.1.28. Модестин). Это, в частности, свидетельствует о том, что рабы могли совершать действия, имеющие юридическое значение. А потребность во включении рабов в гражданский оборот возрастала по мере развития экономической жизни, а также с увеличение количества рабов в Римской империи.
Господин в отношении раба имел право «жизни и смерти». С развитием римского права эта абсолютная власть подверглась некоторым ограничениям. Так, рабам было дозволено в случае чрезмерно жестокого обращения с ними, искать защиты у статуи императора. Магистрат обязан был произвести необходимое расследование, и если жалобы оказывались справедливыми, хозяин принуждался к продаже рабов. Со временем был установлен запрет на распродажу рабской семьи. Все сомнения относительно статуса человека толковались в пользу свободы.
Что касается имущественных отношений, то следует различать участие рабов в договорных и деликтных обязательствах.
Древнее цивильное право содержало положение, согласно которому через рабов господин приобретал только права, но не обязанности. Это правило трактовалось буквально: даже если приобретение обязанности было выгодно господину, она на него не переходила. Кроме того, контрагент раба находился в крайне невыгодном положении: ведь раб в большинстве случаев не может исполнить обязанность по причине отсутствия у него имущества.
Со временем появляется ряд преторских исков, которые даются по сделкам, совершенным рабами, против их господина. Эти иски объединяются в одну группу – иски с дополнительным назначением (actio adiecticiae qualitatis). Такое название им было присвоено по причине того, что они давались против господина, хотя главным должником являлся сам раб.
Во-первых, если сделка была совершена по прямому указанию господина, то на него возлагается и ответственность в полном объеме. Кредитор получает иск actio quod iussu.
Во-вторых, на хозяина возлагалась ответственность по сделкам раба, назначенного капитаном корабля (actio exercitoria), управляющим имением или предприятием (actio institoria).
В-третьих, иск предоставлялся тогда, когда по сделке раба что-либо поступило в имущество господина (actio de in rem verso).[15]
Иные обязательства рабов являлись натуральными. Натуральное обязательство противопоставляется легальному и отличается тем, что оно лишено исковой защиты. Следовательно, если контрагенты доверяют друг другу, они могут вступать в такие обязательства, поскольку исполненное в силу такого обязательства нельзя истребовать обратно как неосновательное обогащение.
Как известно, рабский труд является малоэффективным. Для повышения заинтересованности раба в результатах своего труда с древнейших времен существовал институт рабского пекулия. «Пекулий – нечто такое, что раб с позволения господина имеет отдельно от господских счетов с вычетом того, что является предметом долга господину» (D.15.1.6). Наделение раба пекулием происходило исключительно по желанию господина. Для этого была достаточна фактическая передача вещей. Возникавшие при этом отношения между хозяином и рабом не являлись договорными, поскольку раб не являлся субъектом права.
В состав пекулия могли включаться любые вещи как движимые, так и недвижимые, в него могли входить другие рабы вместе со своим пекулием, а также обязательства должника.
В размере стоимости пекулия ответственность по сделкам раба возлагалась на господина, для этого кредитору предоставлялся особый иск – actio de peculio.
За совершенные рабом деликты на господина возлагалась ноксальная ответственность: он имел возможность либо отдать раба для отработки причиненного ущерба, либо возместить этот ущерб в денежном выражении.
Вопросы для повторения:
1. От каких факторов зависело содержание правоспособности физических лиц?
2. В каких случаях происходило наибольшее (среднее, минимальное) умалению правоспособности?
3. Кто относился к недееспособным? Кто относился к ограниченно дееспособным?
4. В каких случаях предоставлялся иск против господина раба, вытекающий из сделки, совершенной рабом?
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 1703;