Развитие благотворительности и государственные меры помощи нуждающимся в европейских странах в эпоху Средневековья
Эпоха средневековья берет свое начало с падения Западной Римской империи в V в. н.э. и заканчивается в середине ХVII в. победой Английской буржуазной революции. В рамках этого периода выделяются три этапа: 1)раннее средневековье (V–ХI вв.); 2) классическое средневековье (ХI−ХV вв.);
3) позднее средневековье (ХVI–ХVII вв.) - период кризиса феодализма и ста-новления буржуазного общества в европейских странах. Совершенно очевидно, что здесь обнаруживает себя европоцентристский подход, т.е. за точку отсчета берутся события прежде всего в Европе. Но народы, находившиеся за пределами европейского континента, не были на периферии истории: в это время монголы создали империю, простирающуюся от Тихого океана до Черного моря, а арабы − от Атлантического океана до Индии. Это было время формирования новой мировой религии - ислама, развития различных наук и искусств, ремесел. Однако динамизм развития восточных стран в эпоху средневековья был потерян, в то время как в европейских странах, напротив, при-мерно с ХIII–ХV вв. начинают действовать силы, которые обеспечили лидер-ство западной цивилизации в настоящее время.
Сложившиеся в восточных странах в предыдущий период социальные отношения в эпоху средневековья не претерпели существенных изменений и сохранили свои основополагающие черты: принципы коллективизма, реализованные через общину для основной массы трудящихся классов, неограниченная власть правителя, вертикальные связи в обществе - все оставалось без изменений многие века.
Какие же черты были присущи европейскому средневековому обществу в целом? Основной род занятий жителей Европы – земледелие – обработка полей, огородничество, садоводство, виноградарство. Хозяйство было преимущественно мелким и натуральным. Средневековые города, бывшие цен-трами ремесел и торговли, как правило, насчитывали 3–5 тыс. жителей. Этни-ческий состав Европы в раннее средневековье (V–ХI вв.) был пестрым: греки,романские народности, кельты, фракийцы, германцы, балты, славяне, угро-
финны и др. V–ХI вв. - это время перемещения больших масс людей, «вели-кое переселение народов», оно привело к смешению различных племен и на-родностей. Что касается численности населения, то она увеличивалась мед-
ленно. К ХI в. на Британских островах проживало около 2 млн. человек, вИталии и Франции примерно по 6 млн., на Пиренейском полуострове - более4 млн., в Скандинавских странах примерно 1 млн., в Германии - 3,5 млн., наБалканах от 2 до 4 млн. человек. На рубеже I и II тысячелетия произошел де-мографический скачок, и до конца ХIII в. численность населения продолжаламедленно увеличиваться, в середине ХIV в. она резко упала в результате эпи-демии бубонной чумы - «черной смерти» (1348-1349 гг.). Эта эпидемия унесла в разных странах от 25 до 50 % населения. Затем − Столетняя война идругие вооруженные конфликты, народные восстания - все это сокращало на-селение. Только к началу ХVI в. был достигнут доэпидемический уровень.
Кроме чумы, наиболее опасными болезнями, нередко со смертельнымисходом, были оспа, холера, туберкулез, дизентерия, проказа, брюшной тиф,венерические болезни, малокровие, кожные поражения, паразиты. Женщинычасто погибали от родов, дети - от рахита и детских болезней. С ХII в. евро-пейские народы поразила эпидемия проказы (лепры). Это была страшная бо-лезнь, появившаяся в Европе после контактов на Ближнем Востоке с больны-ми людьми во время крестовых походов. Это заболевание означало по суще-ству медленное умирание в течение нескольких лет. Больных проказой требо-валось изолировать от общества. Так появились специальные учреждения -л е п р о з о р и и, которых в ХIII в. насчитывалось в Европе до 19 тысяч.
Средневековое общество отторгало прокаженных: им предписывалось, выхо-дя из лепрозориев, предупреждать о себе шумом трещоток и колокольчиков.Им запрещалось приближаться к источникам питьевой воды, пекарням и бу-лочным.
Кроме эпидемий и различных заболеваний, людские жизни уносиливойны и голод. В условиях прямой зависимости от природы любое стихийноебедствие - ураган, засуха, излишние осадки, пожар или наводнение, размно-жение вредителей или эпизоотия - вызывали неурожай, падеж скота и какследствие - голод. Средневековые документы свидетельствуют о хрониче-ском недоедании основной массы тогдашнего населения и гибели многих лю-дей от голода. Описан катастрофический, доводивший до людоедства голод вVI и VIII–IХ вв., ХI и ХII вв. Неурожаи и голод в среднем в Западной Европеповторялись каждые 3–6 лет. Рекордным в этом отношении оказался ХI век.
Например, во Франции в этом веке оказалось голодных 48 лет. Хроники од-ного из французских монастырей сообщают, что «атмосферные условия сталинастолько неблагоприятными, что нельзя было выбрать подходящий день длясева… Продолжительные дожди пропитали всю землю влагой до такой сте-пени, что в течение трех лет нельзя было провести борозду, могущую принятьсемя…
Если по случаю и удавалось найти в продаже что-нибудь из продуктов,то продавец мог запрашивать любую цену. Когда же съели и диких зверей, иптиц, неутолимый голод заставил людей подбирать падаль и творить такиевещи, о каких и сказать страшно.
…Вещь, неслыханная во веки веков: свирепый голод заставил людейпожирать человеческую плоть. Кто был посильнее, похищал путника, расчле-
нял тело, варил и поедал… Во многих местностях, чтобы утолить голод, вы-капывали из земли трупы… Повсюду были видны лишь бледные, исхудалыелица да вздутые животы, и сам человеческий голос становился тонким, по-добным слабому крику умирающих птиц». Как правило, первыми жертвами
голода были бедняки. Но бывали периоды, когда от голода страдали люди бо-гатые и влиятельные.
Средняя продолжительность жизни составляла примерно 40–45 лет длямужчин и 35 лет для женщин. Треть детей не доживала до 12–15 лет (возраст
совершеннолетия и брачности), из них большая часть - до года. До 50 лет до-живало менее одной четверти людей, в основном из более состоятельных сло-ев. Нередко до половины мужчин оставалось вне брака: военные, монахи, ра-ботники, с ХI в. - белое духовенство. Религия и обычаи того времени поощря-ли высокую (естественную) рождаемость. Но из-за высокой детской смертно-сти и частого бесплодия женщин в большинстве семей вырастало обычнолишь от одного до трех детей.
В средневековье по всей Западной Европе окончательно сформирова-лась и распространилась малая индивидуальная семья (родители и неженатыедети).
Эпоха западноевропейского средневековья неразрывно связана с такимвыдающимся явлением в истории народов Европы, как р а с п р о с т р а н е -н и е х р и с т и а н с т в а. Именно под влиянием христианства сформирова-лись многие стороны социальных отношений, духовной, культурной жизни вЗападной Европе. Важным социальным институтом в эпоху средневековьястановится христианская церковь как организация верующих. Наряду с поли-тической, военной, культурно-просветительной, церковь выполняла хозяйст-венную и социальную функции, то есть защищала слабых и обездоленных,распределяла продовольствие и милостыню. Именно церковь в этот периодстановится носителем благотворительности и поддержки нуждающихся.
Большую роль в церкви играли монашеские ордена.
Впервые монашество возникло в первые века н.э. в Египте, Сирии, Па-лестине. Именно здесь появились люди, желавшие «послужить Богу» осо-бенным образом: они поселялись в пещерах, пустынях; отказывались от жиз-ни в грешном мире рядом с грешными людьми. Уединенная аскетическаяжизнь монахов-отшельников была знаком истинной, непоколебимой веры. Носуществовала и другая разновидность монашества - монашеские общежития,монастыри. Поначалу они были невелики (5–10 человек). Монахи называлисебя «братьями», они объединялись для праведной жизни под руководствомнастоятеля - аббата (от сирийского слова «abba» - отец). На территории За-падной Европы первые монастыри появились в IV в. в Италии, Галлии, Испа-нии. Однако в обители спасали не только душу. Довольно часто монастырипревращались в убежища множества случайных людей. Это привело к тому,что нравы монахов портились, дисциплина падала.
К началу VI в. стало ясно, что монастыри нуждаются в реформе: молит-ву следовало сочетать с физическим трудом, так как монастыри содержалисебя сами. Новшества были введены итальянским монахом Бенедиктом из го-рода Нурсия. Собственно западное монашество берет свое начало с 529 г., ко-гда в местечке Монтекассино (к югу от Рима) Бенедикт создал сою образцовую общину. Главным его творением стал устав монашеской жизни - прави-ла, которыми монахи должны были руководствоваться во время труда и от-
дыха. Вся жизнь в обители была организована вокруг церковных служб. Вобязанности монахов входили чтение и переписка книг, обучение детей. Этосыграло положительную роль в сохранении остатков образованности в пери-од культурного упадка Европы в раннем средневековье. Бенедиктинский Устав возлагал на монахов четыре обета: нестяжание, целомудрие, повиновениеи постоянство. Под последним понималось пребывание монахов в одном итом же монастыре.
Обитель была не только местом бегства от мира, она быстро преврати-лась в одну из важнейших частей мира средневековья. Большую роль играломонашество и в хозяйственной жизни средневековья. Монашеские владенияне дробились при наследовании, как это было с землями светских феодалов, а
постоянно увеличивались за счет пожертвований и дарений. Монахи не отвле-кались военными походами и развлечениями, как рыцари, и вели свое хозяйст-во более умело, чем они. За счет этих и некоторых других факторов, монасты-ри становились средоточием больших материальных богатств. Именно матери-альные ресурсы монастырей и церковная десятина использовались для тогочтобы на практике выполнять одну из главных христианских заповедей – забо-титься о ближнем, нуждающемся. Поэтому как дела, угодные Богу, стали рас-сматриваться устройство больниц, школ и приютов.
По образцу Бенедиктинского ордена (так называлось объединение всехмонастырей, признающих Устав Св. Бенедикта) стали создаваться другие ус-тавы. На их основе возникали другие монашеские ордена. В начале ХII в. впериод крестовых походов возник орден госпитальеров или иоаннитов – поназванию госпиталя Св. Иоанна, где находили приют паломники, шедшие вСвятую Землю. Первоначально резиденция ордена располагалась в Иеруса-лиме, но в ХVI в. переместилась на остров Мальту, и орден стал называтьсяМальтийским. В ХI–ХIII вв. монашеские ордена разделились на два основныхтипа. Традиционные ордена, к числу которых относились бенедиктинцы, до-миниканцы, францисканцы и др., служили Богу соблюдением обетов, молит-вой, проповедью. Но появились и другие ордена, которые ставили практиче-ские задачи. Например, тринитарии занимались освобождением пленных; се-пулькринки - найденышами и больными детьми. Братства бегардов и бегин-ков занимались помощью вдовам, сиротам, больным, умирающим. Орден Св.Лазаря занимался организацией специальных учреждений для призрения про-каженных (отсюда появилось название лечебного заведения – лазарет). При-мечательно также то, что главой ордена Св. Лазаря мог стать только больнойпроказой. В ХI в. в Европе распространилась эпидемия горячечной болезни,которую вызывало употребление в пищу зерна, пораженного грибком споры-ньи. Жар внутри человеческого тела, названный «священным огнем», пожи-рал внутренние органы, которые становились черными как уголь. Для борьбыс этой эпидемией возник монашеский орден антонитов. Среди мирян и мона-хов возникло убеждение, что мощи Св. Антония, привезенные из Константи
нополя, могут излечивать «священный огонь», который стали называть «ан-тоновым огнем». Монахи-антониты открывали в своих аббатствах госпиталидля таких больных.
Положение церкви в эпоху средневековья отличала определенная двой-ственность. С одной стороны, став государственной религией, христианство,несмотря на борьбу Римских пап и королей, освящало существующий поря-док и требовало подчинения властям. С другой стороны, в стремлении сгла-дить социальные противоречия церковь сочувствовала беднякам и поощрялаоблегчить их участь подачей милостыни. В решениях вселенских и помест-ных соборов церковь многократно возвращалась к проблеме поддержки нуж-дающихся - бедняков, вдов, сирот, слепых и хромых.
Церковь считала также необходимым, чтобы и светская власть взяла насебя заботу и защиту бедных и неимущих. Такая позиция находила отклик, иевропейские монархи вносили свой вклад в благотворительность. Так, в капи-тулярии франкского короля Карла Великого (768–814 гг.) было записано, чтокоролевская власть обеспечивает «мир для церкви, вдов, сирот и слабых». Егопреемник Людовик Благочестивый (814–840 гг.) предписал графам в их вла-дениях «защищать вдов, сирот и бедняков, почитать церковь и ее служите-лей». Короли, богатые монастыри и города выделяли деньги на содержаниеприютов для стариков и сирот, больниц для бедных, постоялых дворов дляпилигримов, раздавали им деньги возле церкви. Например, в Англии в 1084 г.в г. Кентербери был открыт Дом милостыни для бедных, в ХII в. в Лондонеоткрыта больница, в Бристоле организовано Благотворительное общество. ВоФранции в 1362 г. в Париже был организован приют для нищих, в 1445 г. -приют для детей-сирот. К концу ХVI в. во Франции действовало около2 тыс. заведений помощи. Для их содержания французский король ЛюдовикХIV в 1699 г. издал указ об обложении благотворительным сбором увесели-тельных мероприятий, а именно: театров, балов, игорных домов. Например,билеты в оперу облагались благотворительным сбором в размере 1/6 их стои-мости.
Вообще в средние века число людей, которые появлялись на свет на обо-чине жизни и там же заканчивали свои дни, было немало. Однако не все онибыли «бродягами» в современном смысле слова. Ремесленники переходили изгорода в город в поисках заработка, проповедники искали новых слушателейстуденты сами хотели слушать лекции знаменитых профессоров. Но выгонялалюдей на дороги и обычная нужда: оставшиеся без кормильца женщины, дети,старики покидали родные места и скитались по окрестным городам и дерев-ням, добывая себе пропитание нищенством, а то и воровством.
Бродяжничество имело в средние века довольно благопристойный вид.Это объяснялось тем, что скитальцы посещали наиболее известные храмы имонастыри, поклонялись святым мощам. Такие богомольцы назывались па-ломниками или пилигримами. Считалось, что молитвы нищих лучше всего доходят до Господа. Многие набожные люди просили пилигримов помолить-ся за них в храме, за это странник получал у приютивших его хозяев мелкуюмонету или кусок хлеба. Отношение к обездоленным, больным и убогим всредневековой Европе было довольно терпимым.
В городских документах средневековых английских городов встречается термин «наши городские нищие». Они были даже объединены в некое подобие цеха; возглавлял этот цех избранный самими нищими старшина. С ним городские власти обсуждали все дела, касающиеся сбора милостыни. На нищих и бродяг еще не смотрели как на чужаков, отделенных резкой чертой от«порядочных людей» - бюргеров - и опасных для общества. Человек оказывался под открытым небом под воздействием разных факторов - болезнь, не-урожай, разорение, смерть родственников. А это угрожало всем и каждому.
Средневековый человек находил привлекательные черты даже в лесных разбойниках. Они наделялись благородством, справедливостью, особой заботойо бедняках. Наиболее ярко эти черты проявились в любимом герое английских сказаний Робине по прозвищу Добрый из Шервудского леса (по-английски «Good» - добрый, хороший).
Одним из каналов снятия социальной напряженности в средневековыхевропейских городах была ц е х о в а я о р г а н и з а ц и я. Население в городах было дифференцировано прежде всего по имущественному принципу. Вгородскую верхушку - патрициат - входили представители самых богатых городских родов - купцы, ростовщики, владельцы крупных строений. На другомполюсе городской жизни сложилась группа населения, состоящая из неудачливых подмастерьев, поденщиков, нищих. Они назывались плебейством. Ме-жду патрициатом и плебейством находились средние слои городского насе-ления - ремесленники, мелкие и средние торговцы. Эти мелкие собственникиобъединялись в особые союзы - цехи, гильдии, братства. Они объединяли лицопределенных профессий в пределах каждого города. Ремесленные цехи игильдии появились примерно одновременно с самими городами во Франции,Англии и Германии с ХI - начала ХII вв.
Цеховая организация охватывала все стороны жизни ремесленника. На-пример, при обороне города цех выступал как отдельное боевое подразделе-ние; цех имел своего святого патрона - покровителя, часто свою церковь иличасовню, то есть цех был своеобразной церковной общиной. Не только про-фессиональные, экономические, но и социальные проблемы решались в рам-ках цеха и/или гильдии. Цеха и гильдии были организацией взаимопомощи,обеспечивали поддержку нуждающимся мастерам и их семьям в случае бо-лезни или смерти кормильца. Цеха и гильдии строили свои больницы, корми-ли нуждающихся во время голода, распределяли между ними зерно, предос-тавляли приют обездоленным.
Однако эта терпимость к нищенству и бродяжничеству стала умень-шаться с конца ХV - начала ХVI вв. Причины этого явления в следующем
1. Реформация церкви в начале ХVI в. привела к появлению нового на-правления в христианстве - протестантизма. Протестантизм одержал победуво многих европейских странах, и это обстоятельство привело к тому, чтовзгляд на нищенство, бедность изменился: нищенство перестало быть ува-жаемым занятием. Основная идея нового учения сводилась к тому, чтор а б о т а являлась божественным призванием и что работать означало слу-жить Богу (в отличие от раннехристианского учения, когда под служениемБогу понималась любовь и забота о ближнем). Эта новая ценностная установ-ка опиралась на слова апостола Павла, что труд является главной целью жиз-ни человека. Во втором послании к фессалоникийцам апостол Павел писал:«Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день,чтобы не обременить кого из вас, не потому, чтобы мы не имели власти, ночтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо, когда мы бы-ли у вас, то завещавали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»(Гл. 3, ст.8 – 10 ).
На социально-экономическое развитие западноевропейских странбольшое влияние оказал кальвинизм - одно из направлений в протестантизме.Это направление усиливало ответственность человека за свое благополучие.В своих отношениях с обществом человек должен был отвечать за свои по-ступки сам, стремиться выжить в одиночку, перенести все жизненные тяготыи не перекладывать их на других. Лень и безделье объявлялись социальнымзлом. Отсюда отношение к бедным, бродягам и попрошайкам носило сугубоотрицательный характер. Считалось, что их состояние являлось порождениемих собственной ленности и бездуховности. Напротив, преуспевание в делахрассматривалось как богоизбранность.
Эти идеи кальвинизма были положены в основу создания работных до-мов как исправительных учреждений, в которых люди, чтобы получить крови питание, должны были работать сообразно состоянию физического здоровья и возрасту. В Англии организация работных домов возлагалась на миро-вых судей. Неотъемлемой частью работного дома были мастерские или ма-нуфактуры, где царили постоянный надзор и тюремная дисциплина. По од-ним источникам первый работный дом в Англии был открыт в Бридвеле в1557 г., по другим источникам - после принятия английским парламентом в1697 г. закона о работных домах в том же году был открыт первый работныйдом в Бристоле.
Очень интенсивно шло развитие буржуазных отношений в рассматри-ваемое время и в Голландии, но, в отличие от Англии, в этой стране созданиеработных домов имело своеобразие: труд бедняков, помещенных в эти заве-дения, оплачивался. Свободное от работы время они должны были посвящатьмолитвам и чтению религиозных книг. Пребывание в таких работных домахограничивалось 8–12 годами.
По образцу голландских были устроены работные дома в Германии, ко-торые отличала специализация в производстве тех или иных изделий. Хотя идея создания работных домов принадлежала протестантским странам, нопрактика изоляции нищих и бродяг и перевоспитания их трудом получилараспространение и в католических странах Европы - Франции и Италии.
2. ХV−ХVI и последующие века были в западноевропейских странахвременем массовых раззорений крестьян и ремесленников. Это был периодпервоначального накопления капитала, т.е. формирования слоя неимущихграждан, лишенных средств к существованию и продававших свою рабочуюсилу, чтобы выжить. С другой стороны, формировался слой собственников,капиталистов, владевших мануфактурами. Широкое распространение наемноготруда в Европе в период позднего средневековья давало возможность прокор-мить себя и людям, которые не входили в цех или в общину, не имели семьи.
Поэтому толпы бродяг на дорогах стали вызывать все большее раздражение,особенно у предпринимателей: теперь в нищих видели не подобие Христа, адешевую рабочую силу, которую можно было с выгодой использовать.
Города стали закрывать ворота перед оборванцами и нищими. Наруше-ние законов о нищенстве строго каралось. Например, в Кельне (Германия),если бродяга трижды попадался на незаконном попрошайничестве (а неза-конным оно могло быть, если он не входил в установленное число «нашихгородских нищих»), он заканчивал свою жизнь на виселице.
Городские власти обходились с этой опасной публикой без всяких це-ремоний. Но еще более жестко вела себя по отношению к ним королевскаявласть. В ХVI в. английские короли издали целый ряд законов против бродяг,которые народ назвал «кровавыми». Социальные проблемы в Англии обост-рились при Генрихе VIII. Это было связано с тем, что после отказа Римскогопапы утвердить развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской Генрих порвалотношения с Римской католической церковью, провозгласил себя главой анг-ликанской церкви. Реформированная в таких обстоятельствах церковь в Анг-лии не имела глубоких расхождений с католичеством, но тем не менее ГенрихVIII закрыл монастыри, конфисковал их имущество и земли. Это лишилобедняков так нужной им помощи. Генрих VIII разрешил собирать милостынютолько старым и неспособным к труду нищим, а работоспособных бродягприказал бичевать и после этого брать с них клятвенное обязательство воз-вратиться в родные места и «приняться за труд». Если же нищий после пер-вого наказания был бы задержан второй раз, его должны были бичевать и от-резать половину уха. Если он был бы задержан в третий раз - его должны бы-ли бы казнить как преступника. Дети бедняков в возрасте от 5 до 14 летдолжны были направляться для обучения ремеслам и торговле.
В 1547 г. английский король Эдуард VI (1547–1553 гг.) предписал ук-лоняющихся от работы безработных отдавать в рабство тем, кто донесет вла-стям, что они являются бродягами. Хозяин имел право принуждать паупера-раба ко всякой работе, продать, завещать его по наследству и т.д. Паупера-раба за самовольный уход от хозяина в первый раз осуждали на пожизненноерабство и клеймили его, выжигая на щеке или на лбу слово «раб». За второй побег ставили ему на лице второе клеймо, а в случае побега в третий раз егоказнили как государственного преступника. Королевская власть заботиласьтакже о том, чтобы обеспечить мануфактуристов дешевой рабочей силой. В1563 г. королева Англии Елизавета I (1558–1603 гг.) издала статут о подмас-терьях. Этот статут предусматривал, чтобы всякий в возрасте от 20 до 60 лет,не имеющий определенных занятий, был обязан работать у того хозяина, ко-торый пожелает его нанять. До истечения контракта о найме ему запрещалосьбросать работу. Несколько раз пойманного и бежавшего бродягу клеймиликак уголовного преступника.
Однако при помощи одних только репрессий было невозможно обеспе-чить социальную стабильность. Поэтому в течение ХVI в. в Англии быласформирована система местных органов управления. Основной администра-тивной единицей становился церковный приход. Во главе его стоял назначае-мый королем лорд-лейтенант. Приход сочетал функции местного территори-ального и церковного управления. Ведение церковных дел осуществлялось на-стоятелем прихода. Собрание налогоплательщиков-прихожан решало вопросыраспределения налогов для местных нужд. На местные приходы были возло-жены также функции упраздненных монастырей по поддержке неимущих.
Большое значение в развитии социальной защиты и мер помощи неимущим сыграл закон о бедных Елизаветы I, принятый в 1601 г. Этот законлег в основу правового регулирования благотворительности и подвел чертупод серией законов, изданных королем и парламентом Англии после Реформа-ции и появления англиканской церкви. Этот закон стал образцом для англий-ских колоний в Северной Америке. Например, одна из колоний в западном по-лушарии - Род-Айленд (ныне штат в Соединенных Штатах Америки) − ввела усебя закон о бедных в 1647 г. Впоследствии это сделали и другие штаты. НаЯмайке этот закон был введен в 1682 г. и т.д. В соответствии с этим закономбыл утвержден Статут для благотворительных организаций. Раньше богатыелюди делали пожертвования церкви, а та в свою очередь действовала, следуяпожеланиям дарителей. По Статуту 1601 г. частные лица и их ассоциации по-лучили право выделять средства любым благотворительным организациям, ане только церкви. Богатые люди могли учреждать богадельни, больницы,школы, делать пожертвования в виде земельных участков. Эта благотвори-тельная деятельность совершалась помимо органов власти и совсем не обяза-тельно через церковные приходы. Таким образом, закладывался фундаментгражданского общества. Кроме этого Статута, в 1601 г. был принят закон обедных. Этот закон определил круг тех, кто мог рассчитывать на благотвори-тельную помощь от церковных приходов. Закон предусматривал: • помощь престарелым, немощным и бедным;
• содержание больных и увечных солдат и матросов;
• содержание бесплатных школ, а также студентов в университетах;
• обучение и дальнейшую заботу о сиротах;
• предоставление имущества и содержание исправительных домов;
• выдачу замуж бедных девушек;
• поддержку, помощь молодым ремесленникам, торговцам и разорив-
шимся лицам;
• помощь или освобождение заключенных или пленников.
Закон о бедных 1601 г. предусматривал также специальное налогооб-ложение в пользу бедных, что позволяло концентрировать средства и распре-делять их в церковных приходах. Мировой судья и епископ получили правонаказывать всех, кто уклонялся от налога.
По-прежнему представляло серьезную проблему существование нищих,физически здоровых, ведущих бродячую жизнь. С точки зрения властей, онипредставляли серьезную угрозу социальной стабильности. Эти люди выпада-ли из поля деятельности церковных приходов и благотворительных органи-заций, и выход из ситуации был найден в следующем. В ХVII в. по мере тогокак купцы организовывали в Америке торговлю табаком, рыбой, мехами,британское правительство решило ссылать физически здоровых нищих в Но-вый Свет, где они могли быть полезны. Вообще британские колонии были нетолько источником ресурсов и богатств для метрополии, они были также ме-стом, куда ссылались социально опасные элементы. Например, та же Австра-лия в течение длительного времени была местом каторжных работ для пре-ступников. Но сосланными могли оказаться и нищие.
Ввиду того, что процесс экспроприации мелких собственников в Гер-мании проходил позже, чем в Англии и Франции, аналогичное английскому ифранцузскому законодательство против бродяг в германских государствахбыло принято позднее. Например, в ХVII в. в Германии нищенствующих здо-ровых физически мужчин насильно зачисляли на военную службу или при-нуждали к тяжелым работам. Широко использовалась система штрафов дляпросящих милостыню. Но применялись и более суровые меры. Например, в1714 г. в Ганновере был принят закон, в соответствии с которым нищих, за-держанных за попрошайничество в первый раз отправляли в тюрьму, попав-шихся во второй раз секли розгами и клеймили, в третий раз - вешали, дажеесли они не совершали никакого преступления.
Вообще в конце средневековья бродяги и нищие были отделены резкойгранью от добропорядочных бюргеров. Правящие и обеспеченные классы ви-дели в каждом человеке, лишенном крыши над головой, своего врага и, еслине сегодняшнего, то завтрашнего преступника
.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 863;