Развитие благотворительности и государственные меры помощи нуждающимся в европейских странах в новое время
На смену средневековью пришло н о в о е в р е м я. Это был совершен-но особый период всемирной истории. Результатом Великих географическихоткрытий, всемирной экспансии западноевропейских стран стало сближениемира в одном историческом пространстве. Новая ситуация принципиальноотличалась от предшествующего периода, когда мощные государства, циви-лизации Египта, Междуречья, Индии, Китая, даже Древняя Греция и ДревнийРим были разбросаны по поверхности планеты. Взгляд человека тогда былограничен соседними странами и полуфантастическими рассказами о далекихземлях. Благодаря открытию новых земель мир сделался примерно в десятьраз больше того, каким представлялся прежде. В эпоху позднего средневеко-вья (ХVI−ХVII вв.) началось разрушение натурального хозяйства, развитиеторговли, ремесла, расцвет городов, развитие новых отношений. Европейскиестраны, пройдя стадию первоначального накопления капитала, вступили встадию мануфактурного производства. Если ремесленник делал все изделиецеликом, от начала до конца, то рабочий мануфактуры выполнял только от-дельные операции. Мануфактурное производство, как более дешевое, сталовытеснять ремесленное. Ремесленники разорялись и превращались в рабочих-пролетариев. На мануфактуры также стекались массы крестьян, потерявшихземлю. Новых богачей из простонародья стали называть «буржуа».
В европейских странах стала развиваться промышленная или индустри-альная цивилизация, противоположная традиционному, аграрному обществу.
Промышленная революция преобразила облик Европы. Европа превратиласьв пространство, насыщенное фабриками и заводами, железными дорогами ипароходными линиями, телеграфом и почтовой связью. Рыцарство, благород-ство, изысканные манеры уступили место налогам, тарифам, бюджетам, бир-жам, аукционам и пр. Показателем развития государства стали добыча угля,уровень выплавки черных металлов – чугуна и стали, протяженность желез-ных дорог и т.д.
Однако эти общие для европейских стран изменения происходили вразное время. Так например, промышленная революция в Англии началась всередине ХVIII в., во Франции - в начале ХIХ в., в Германии - в 40-х гг.
ХIХ в. Именно Англия в этот период времени была образцом для остальнойЕвропы и мира. Однако технические и экономические перемены в европей-ских странах, новые технологии, новые отношения имели очень важные со-циальные последствия. С развитием индустрии стремительно росло городскоенаселение. Например, Лондон в начале ХIХ в. (1801 г.) насчитывал 900 тыс.жителей, через пятьдесят лет в 1851 г. - 2 млн. 400 тыс., в 1901 г. - 6 млн.500 тыс. человек, т.е. за столетие население Лондона увеличилось в 7 раз, на-селение Парижа - в 6 раз, Берлина - в 9 раз. Индустриальное общество все бо- лее четко разделялось на два противоположных класса: буржуа-собствен-ников и пролетариев-неимущих.
Как правило, в районах, где селились богатые, были широкие улицы,часто окаймленные деревьями и хорошо освещенные. Богатые особняки былиподключены к газо- и водопроводу, впоследствие к электросети. В пролетар-ских районах и кварталах наблюдался дефицит воды, света и воздуха. Много-численные свидетельства сообщают о рабочих семьях, живших в одной об-щей комнате, спавших на соломе, не имевших ни постельного белья, ни мебе-ли, ни посуды и никогда не менявших одежду. Отсутствие гигиены ухудшалоположение населения. Для рабочих кварталов была характерна также перена-селенность, что приводило часто к возникновению эпидемий и распростране-нию холеры, туберкулеза и других заболеваний. Больше всего в результатесоциального неравенства страдали дети. Женщины работали без отпуска побеременности и родам. Часто роды случались прямо на рабочем месте. Чтокасается детей, недостаток в уходе и хорошем молоке, а также загрязнениевоздуха в промышленных кварталах объясняли высокую детскую смертность.
Она была в два раза выше, чем в буржуазных кварталах в городах. Неизбеж-ным спутником нищеты в рабочих кварталах были алкоголизм, проституция,преступность, беспризорность детей, их труд с раннего детства, неграмот-ность основной массы населения.
Труд рабочих и взрослых, и детей был тяжелым. Продолжительностьрабочего дня составляла 13–14 часов. Детский труд использовался не только всельской местности и ремесле, но и на фабрике. Детей принимали на работу ввозрасте 8–9 лет, при этом заработная плата детей и подростков составлялатретью или четвертую часть заработной платы рабочего мужчины. Надзира-тели подвергали детей телесным наказаниям. Женщины были заняты главнымобразом в текстильной и швейной промышленности, в торговле, работалиприслугой.
Всю жизнь рабочему человеку грозила безработица. Как только дела укапиталиста шли хуже, даже если это было связано с сезонностью, рабочиеувольнялись без какой-либо компенсации. Безработица означала нищету. Таккак заработная плата была слишком низкой, чтобы рабочие могли делать сбе-режения, им оставалось только надеяться на милость близких людей и со-стоятельных слоев. Та же самая ситуация возникала при несчастных случаях.
Несчастные случаи на производстве были очень различны - от взрывов паро-вых машин до потери рук или ног от машин. Особой опасности подвергалисьдети, которые должны были ползать под прядильными машинами для укреп-ления нитей и для чистки машин. Металлургия была опасна из-за возможно-сти получения ожогов. К травмам прибавлялись профессиональные заболева-ния: силикоз у горняков при вдыхании пыли, туберкулез от наличия в воздухетекстильных или металлических волокон и др. Эти и многие другие болезнипредставляли опасность для здоровья. Однако никакой закон не защищал ра-бочих от риска, связанного с профессиями.
Такой образ жизни был характерен для подавляющей массы европей-ских наемных рабочих. Если в начале ХIХ в. численность рабочего класса вевропейских странах исчислялась сотнями тысяч, то к концу века - десяткамимиллионов человек.
Противоречия общества, в котором промышленники умножали свои бо-гатства, а рабочие жили все хуже и хуже, толкали пролетариев на борьбу. ХIХвек дает нам массу примеров борьбы европейского пролетариата за улучшениеэкономических и социальных условий жизни. Это было время противоборстванизов общества и его верхушки. Например, в Великобритании в 1799 г. прави-тельство приняло закон против стачек и коалиций, который предусматривалза его нарушение наказание вплоть до смертной казни. В 1834 г. парламентпринял закон о бедняках: расходы на бедных были сокращены до минимума,нуждающиеся могли получить пособие только в специальных работных до-мах. Режим в этих домах, как отмечалось выше, был таким суровым, что ихназывали «бастилиями для бедных».
Ответом трудящихся и нуждающихся слоев общества было появлениечартизма - первого общенационального политического движения (1838–1848 гг.). Наряду с политическим требованием борьбы за всеобщее избира-тельное право для мужчин, был выдвинут целый ряд социально-экономических требований: 8-часовой рабочий день, легализация тред-юнионов, отмена закона о бедных и др. В такой ситуации власти не моглибольше игнорировать проблему тяжелого положения и тяжелых условий тру-да и быта наемных рабочих. В 1832 г. английский парламент принял закон обобследовании состояния английских фабрик. Этот закон дал толчок к разви-тию социальной статистики и к исследованиям в области фабричной гигиены.
Десятилетие спустя, в 1842 г. результатом работы парламентской комиссиистал закон, ограничивший рабочий день подростков и детей и запретившийих ночную работу. Кроме этого, закон создал впервые правительственнуюфабричную инспекцию, которая занималась проблемами гигиены на промышленных предприятиях и охраной здоровья наемных рабочих. В 1840 г.было создано Общество оздоровления городов, в 1842 г. - Общество улуч-шения жилищ рабочего класса. В 1848 г. парламент принял закон, которыйпреследовал цель предупредить профессиональные заболевания и возлагал наместные органы власти контроль за санитарным состоянием фабрик и заво-дов. Этот же закон учреждал должности санитарных врачей в крупных про-мышленных центрах Англии. Их деятельность направляло созданное для это-го правительственное учреждение - Главное управление по охране здоро-вья.
Дальнейшее развитие индустриального общества толкало тысячи имиллионы обездоленных в Европе на борьбу. Безработица в городах, сотнитысяч обреченных на нищету и голод привели к революции во Франции в1830 г. и восстанию Лионских ткачей в ноябре 1831 г. В 1848 г. в ряде евро-пейских стран - Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии − произошли революции. Под влиянием революции во Франции, например, в марте 1848 г.был принят декрет о сокращении рабочего дня на один час: в Париже с 11 до10 часов, в провинции с 12 до 11 часов. Кроме этого, французское правитель-ство приняло декрет о создании так называемых национальных мастерскихдля безработных. В Париже в этих мастерских насчитывалось более 100 тыс.человек. Среди них были разорившиеся ремесленники, торговцы, мелкиепредприниматели, рабочие, оказавшиеся без работы. Национальным мастер-ским была придана полувоенная организация. Их основным занятием быломощение улиц, посадка деревьев, уборка площадей и другие благоустрои-тельные работы. Рабочие выступления в Праге в марте 1848 г. в Австро-Венгерской империи вынудили австрийские власти ввести выплату неболь-
шого пособия для безработных.
Еще одним каналом отстаивания и защиты интересов трудящихся и ма-лообеспеченных слоев стали профсоюзы. Первые профсоюзы появились вАнглии в 1824 г., они назывались тред-юнионами и объединяли квалифици-рованных рабочих. Во Франции профсоюзное движение возникло значитель-но позже - в 1864 г. был принят закон, который закрепил право рабочих на за-бастовку, а в 1884 г. - право рабочих объединяться в профсоюз.
Становление и развитие индустриального общества в европейскихстранах привели к распространению социалистических идей и теорий,главная задача которых была создать общество социальной справедли-вости. На практике социалистические идеи развивались в двух формах:
1) утопический социализм. Чаще всего он ассоциируется с социали-стическими идеями А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Но это были не про-сто и не только идеи. В соответствии с их воззрениями предпринимались оп-ределенные шаги. Например, Р. Оуэн был управляющим, а затем совладель-цем фабрики в Шотландии в 1800–1817 гг. Он сократил рабочий день до 10,5часов, удалил с фабрики детей. Впоследствии он выдвинул утопические про-екты создания земледельческих и промышленных общин, основанных наобщности имущества и общности труда. В Соединенных Штатах Америки, вштате Индиана, им была организована община под названием «Новая гармо-ния», но она просуществовала недолго.
Любопытный опыт решения социальных проблем и создания неболь-шого самостоятельного объединения на принципах справедливости дает нам«Фамалистер» во французском городе Гизе. Это была коммуна, основанная в1846 г. Жаном Батистом Андре Годеном (1817–1888 гг.). Сам он был сыномслесаря, начал с организации мастерской, а потом завершил фабрикой, на ко-торой в 1880 г. работало более 1,5 тыс. человек. Хозяйственный успех позво-лил Годену создать рабочий кооператив в рамках своего предприятия. В пе-риод между 1859 и 1877 гг. он построил «идеальный город». В этом городевыборные рабочие комитеты самостоятельно заботились о материальных,воспитательных и спортивных потребностях рабочих. Были построены тримногоэтажных дома, внутренние крытые дворы способствовали обществен-ной жизни, в городе были детские ясли и детский сад, школы, бассейн, мага-зины, театр, парк и т.д. Кооператив пережил своего создателя исключительноблагодаря строгой организации и просуществовал до 1968 г. Годен писал:
«Фамалистер» является не только индустриальной формой общества, но, пре-жде всего, социальным учреждением, основанном на братстве»; 2) политический социализм. Он связан с идеями и деятельностью К.Маркса и Ф. Энгельса. Их взгляды сводились к следующему: бедность, нище-та, болезни, безработица и другие проблемы могут быть решены только в ре-зультате социального переустройства через завоевание неимущими слоямиполитической власти. Для практического решения этой задачи были нужныполитические партии рабочих. В 1869 г. возникла первая в европейском рабо-чем движении социал-демократическая рабочая партия Германии. Она про-возгласила себя сторонницей учения К. Маркса и принципов Интернациона-ла. В последующий период подобные партии появились в других европейскихстранах. Каждая партия разрабатывала свою программу, и в каждой програм-ме имелся раздел, посвященный социальным проблемам.
Острота социальной напряженности и размах рабочего движения под-талкивали государственную власть в европейских странах взять на себя, хотябы частично, решение проблем бедности, сиротства, старости и т.п. Но вконце ХIХ в. роль государства в решении социальных вопросов была оченьскромной. Первый пример показала Германия. В 1881 г. германский рейхстагпринял закон о социальном страховании на случай болезни, в 1883 г. - в связисо старостью и инвалидностью, в 1884 г. - закон о социальном страхованиипри несчастных случаях. Примеру Германии последовала Австро-Венгрия в1883 г., Италия - в 1893 г., Швеция и Нидерланды в 1901 г. Широкие соци-альные реформы были проведены в Великобритании в 1908–1910 гг. Был ус-тановлен 8-часовой рабочий день в угольной промышленности для шахтеров.
Были созданы биржи труда, в задачи которых входило помогать безработнымв поисках работы, а предпринимателям - в найме рабочей силы. Далее после-довал закон о страховании по безработице, по болезни, инвалидности и в свя-зи с несчастными случаями на производстве. Были введены также пенсии дляпрестарелых.
Таким образом, к концу ХIХ в. в европейских странах сложились опре-деленные подходы в решении некоторых социальных проблем. При этом ис-пользовались две сложившиеся формы социальной деятельности: через госу-дарственные органы власти и социальное законодательство, с одной стороны,и через частную благотворительность отдельных лиц, организаций и церкви,с другой стороны. Первое направление в социальной работе делало толькоробкие шаги в это время и получило свое наибольшее развитие во второй по-ловине ХХ в., о чем будет сказано ниже. Что касается второго направления,оно, безусловно, было ведущим, и благотворительные организации выполня-ли львиную долю социальной работы. В их поле зрения находились преждевсего бедные люди, больные, страдавшие каким-либо врожденным недугом или полученным в результате несчастного случая, инвалиды, слепые, глухие,психически больные люди, лица с девиантным поведением – малолетние ивзрослые преступники, проститутки, люди, подвергавшиеся дискриминациипо расовому признаку, например, негры и индейцы в США.
К примеру, в Швеции с конца ХIХ в. сформировались два направленияв социальной работе: призрение больных и помощь бедным. В соответствии сцерковными законами каждый церковный приход в Швеции был обязан уч-реждать больницы и дома для бедных. Но в оказании помощи не было систе-мы, помощь оказывалась лишь в отдельных случаях. В 1866 г. в Стокгольмебыла создана благотворительная организация «Общественный союз покро-вительства». Муниципальная реформа 1862 г. отделила призрение бедных отцеркви и передала органам власти на местах. В традициях протестантскойстраны в Швеции помощь бедным должна была иметь основания, а именно:
отсутствие собственных средств, а также невозможность содержания другимилицами. Во второй половине ХIХ в. в Швеции четко проводилась границамежду возможностью бедных зарабатывать на жизнь и желанием делать это.Только тот, кто документально подтверждал желание зарабатывать на жизнь,пользовался поддержкой общества. К концу ХIХ в. в Швеции расширилсякруг направлений в социальной работе и возникли:
• специальные формы помощи осужденным и освободившимся из мест
заключения;
• специальная помощь слепым и глухим;
• обязательное обучение населения за счет государства;
• решение проблемы трудоустройства через частные и муниципальные
учреждения;
• специальные системы ухода за больными;
• создание профсоюзных касс помощи для больных, безработных и т.д.
Справедливости ради следует подчеркнуть, что разнообразные направ-ления в социальной работе сложились не только в Швеции, но и в другихстранах Европы. В Великобритании, например, в 1835 г. возникло Обществопо предотвращению нищенства, в 1869 г. в Лондоне было основано Обще-ство благотворительности. Тогда же появилось Национальное обществозащиты детей от жестокого обращения. В соответствии с законом 1853 г. облаготворительных фондах в Великобритании был учрежден специальныйорган - Комиссия по благотворительности. Одной из ее функций была и ос-тается регистрация благотворительных организаций. В 1865 г. (по некоторымисточникам в 1878 г.) в Лондоне возникла религиозно-благотворительная организация - Армия Спасения. Она была основана методистским священни-ком У. Бутом. Методизм возник как секта в рамках англиканской церкви вначале ХVIII в., а в конце ХVIII в. окончательно отделился от нее. Во главуугла методисты ставили широкую пропаганду христианской идеологии и мо-рали. Эта их деятельность включала в себя религиозное проповедничествосреди широких масс трудящихся, а также в тюрьмах, больницах и среди бед-ных. Методисты прибегали к проповедничеству мирян, а не только священ-нослужителей, создали религиозные миссии в рабочих районах и т.п. Слово«армия» в названии указывает на то, что она построена по военному принципу. Члены Армии Спасения подразделяются на «солдат», «офицеров», «гене-ралов». В организации предусмотрено ношение особой формы. Основным вдеятельности Армии Спасения является миссионерство и благотворитель-ность, причем масштабы их исключительно велики. С 1880 г. организациявышла за пределы Англии и в настоящее время имеет свои филиалы в болеечем 100 странах, где работает с использованием 127 языков. Международныйцентр Армии спасения находится в Лондоне, а по всему миру рассредоточены14 тыс. корпусов (приходов) с 3 млн. членов, а также большое количество со-циальных, медицинских, образовательных и других общественных служб.
Армия Спасения содержит на свои средства больницы, столовые, ночлежныедома и другие социальные заведения. Помощь Армии Спасения в первуюочередь всегда была направлена следующим группам нуждающихся: бедным,престарелым, инвалидам, беженцам и ветеранам.
Основатель Армии Спасения У. Бут выделил семь основных, ведущихпринципов планирования социальной работы. Этими принципами до сих порруководствуются в Армии Спасения при составлении социальных программ ипланов для индивидуальной работы с людьми.
1. Планом должна быть предусмотрена коррекция личности, если имен-но характер или поведение человека составляют основу его неудач.
2. Планом должны быть предусмотрены мероприятия по изменению об-стоятельств жизни человека, если они являются истинной причиной его тяже-лого положения и находятся вне его контроля.
3. План должен соответствовать ситуации, в которой предстоит дейст-вовать.
4. План должен отражать постоянную, «перманентную» на протяженииопределенного времени работу, а не единичное судорожное усилие справить-ся с несчастьями сегодняшнего дня.
5. План должен быть выполнимым практически.
6. Косвенное влияние действий, предусмотренных планом, не должнобыть таким, что оно может причинить вред человеку, для помощи которомуэтот план составлен.
7. Помощь одному классу или группе общества не должна подвергатьопасности благополучие других.
Для солдат Армии Спасения приоритетной и главной задачей всей ихдеятельности всегда была забота о людях - накормить голодного, одеть разде-того, посетить заключенного, навестить больного в больнице, приютить без-домного, следовательно, всегда быть с теми, кто не может сам подняться, самсебе помочь. Этот приоритет и исходные ценности солдаты Армии Спасенияобосновывают христианским вероучением.
В начале ХХ в. были сформулированы основные принципы, которыелегли в основу социальной работы Армии Спасения:
• Как бы ни был человек уничтожен, бедным, как бы низко он ни пал,ему следует предоставить возможность жить здоровой, чистой, трудовойжизнью.
• Таким людям следует помочь, поддержать их, ни из них не следуетделать нищих, давая им милостыню, и, если они в силах работать, не следуетпредоставлять им возможность добывать себе содержание, не работая.
• Простое улучшение обстоятельств жизни человека мало действенно,если в его нравственном облике не произошло очищения благодаря религиоз-но-нравственному воспитанию.
• Нет безнадежно павших, безвозвратно погибших. Как бы низко нипал человек, он имеет право на помощь, если в нем есть желание исправиться.
В многоплановой и разнообразной социальной работе в европейскихстранах в ХIХ в. следует отметить такое новое явление как движение сетт-льмента. Само слово «сеттльмент» означает «поселение, заселение». Перво-начально сеттльментами называли европейские кварталы в городах странВостока, прежде всего в Китае. Что же означает сеттльмент в социальной ра-боте? Основателем этого движения был Сэмюэл А. Барнетт, викарий одногоиз лондонских приходов. В 1884 г. он пригласил ряд студентов университетаприсоединиться к нему и его жене «поселиться» («settling») в одном из бед-ных районов Лондона – Истлэнде. Так возник Тойнби-Холл. Позднее сеттль-менты появились в других городах Великобритании. В этом движении при-нимали участие представители образованной, обеспеченной части английско-го общества. Живя по соседству с бедняками, ощущая на себе все последст-вия бедности, они становились помощниками местных жителей. Это были неморалисты и проповедники, а организаторы и практики. Со временем дея-тельность сеттльментов трансформировалась в социальную работу местныхцентров в территориальной общине. В Великобритании сеттльментыобъединились в Британскую ассоциацию сеттльментов и центровсоциального действия. В конце ХIХ – начале ХХ вв. движение сеттльментавышло за пределы Великобритании и широкораспространилось вбольшинстве западноевропейских стран, Соединенных Штатах Америки, вЮго-Восточной Азии и в Японии. В 1922 г. в Лондоне состоялась перваямеждународная конференция социальных работников сеттльментов, что при-вело к созданию в 1926 г. Международной Федерации сеттльментов исоседских центров. Штаб-квартира этой организации находится в ни-дерландском городе Утрехте и имеет своих наблюдателей в ООН.
В целом, следует отметить, что период нового времени в истории евро-пейских стран был насыщен множеством различных изменений в материаль-ной, производственной, духовной, социальной сферах. Часто эти измененияприводили к серьезным социальным трениям и конфликтам. Инструментом,позволявшим снимать и урегулировать эти проблемы, была деятельность раз-личных благотворительных организаций. Неслучайно, благотворительностьХIХ века рассматривается некоторыми исследователями, как период «классической благотворительности» без сколько-нибудь значительного участия го-сударственной власти.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 752;