Прежде всего таким образом власть покупала политическую лояльность деклассированных элементов и вместе с тем обеспечивала социальную стабильность в обществе.
Увеселения и зрелища, которые были столь популярны среди римлян,можно разделить на несколько групп:
1. И г р ы в ц и р к е. Преобладающим видом увеселений здесь были
бега колесниц, выступления кулачных бойцов и борцов. Иногда устраивались сражения и военные парады.
2. И г р ы в а м ф и т е а т р е. Главным событием здесь были бои
гладиаторов. Гладиаторами становились военнопленные, обращенные в рабов, преимущественно соседних с римлянами племен - германцев, галлов,фракийцев, негров и др. Гладиаторами становились также осужденные преступники, иногда добровольцы. В зависимости от вида оружия, к которому они прибегали, различались несколько категорий гладиаторов. Их игры были простыми и жестокими одновременно. Жизнь побежденного определяли зрители: поднятый вверх палец означал жизнь, опущенный вниз - смерть для побежденного гладиатора. Впечатляющими были также зверинные бои. Так например, документы сохранили информацию, что во время одного из праздника было убито 17 слонов, до 600 львов и 410 других африканских животных.
Столь жестокие и кровожадные развлечения не осуждались общественным мнением, так как, с точки зрения свободного римского гражданина, военнопленные, рабы и преступники не были полноценными людьми.
3. Т е а т р а л ь н ы е п р е д с т а в л е н и я. Наибольшей популярно-
стью у римлян пользовались народные комедии - аттелана, действие которых было обычно одноактным с традиционным набором действующих лиц. Эти народные комедии отличали грубоватый юмор и довольно часто непристойности. Эти же черты были присущи и еще одному виду народной комедии мимам. Пантомима представляла из себя бытовые сцены, взятые из обыденной жизни и переданные игрой лица и жестов. Эти представления часто сопровождались пением хора, шествием участников и т.п.
4. И г р ы н а с т а д и и. Стадии - это специально устроенное при те-
атре место для спортивных состязаний. Атлетические игры и гимнастические
соревнования в Риме, которые получили название «капитолийских игр», про-
водились на манер олимпийских игр в Греции один раз в четыре года и поль-
зовались большой популярностью у римлян.
Привлекательность этих развлечений усиливалась фейерверками, ил-
люминацией, выступлениями фокусников, жонглеров и акробатов.
Но еще более заманчивым было то, что во время всех этих празднеств зрителям раздавали съестные припасы - фрукты, вино, сыр и др. Иногда зрителям выдавали жетоны на получение более или менее ценных вещей. Например, во времена правления Нерона (54–68 гг.) в праздники неимущие римляне могли получить жетоны не только на хлеб, одежду, но и на драгоценные камни, картины, животных, виллы и др.
Организация подобных мероприятий в Древнем Риме приобрела гран-
диозные масштабы в смысле грандиозности увеселений и зрелищ. В период
республики общая продолжительность праздников составляла 66 дней в году, в период империи - уже 175 дней в году. Из этого количества 10 дней отводились на бои гладиаторов, 64 - на игры в цирке, 101 день - для театральных представлений. Существовала практика проведения ч р е з в ы ч а й н ы х празднеств по каким-то конкретным случаям. Иногда такие чрезвычайные празднества могли длиться месяцами. Например, в 106 г. в ознаменование победы над даками римский император Траян организовал праздник, который считается самым продолжительным в истории человечества - он продолжался
123 дня.
Фактически, изложенная выше практика организации «хлеба и зрелищ» в Древнем Риме может быть классифицирована как своеобразная государственная филантропическая деятельность.
Но государственная филантропия в Древнем Риме не ограничивалась
только организацией «зрелищ», она приобрела социально организованный
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 770;