Невербальная обратная связь
Личностное общение предполагает наличие обратной связи в форме встречной информации о результатах взаимодействия. Наиболее полно обратную связь отражает язык телодвижений, который широко используется всеми людьми, гораздо лучше слов передает их истинные мысли и настроения, но понимается немногими. В каждый момент времени восприятие человеком окружающего мира имеет конкретную психологическую окраску, что отражается мозгом в форме приказов различным частям тела занять определенное положение. Эти приказы практически не контролируются сознанием, а их отражение в знаках телодвижений играют в процессе общения очень большую роль. Крайне важно не только понимать язык телодвижений, но осознано говорить на этом языке и ощущать его восприятие окружающими.
Зигмунд Фрейд отмечал, что имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит и убедится, что нет такой тайны, которую бы мог скрыть простой смертный. Губы его сомкнуты, но он пробалтывается кончиками пальцев. Изо всех пор рвется наружу признание. Поэтому задача заключается в том, чтобы увидеть самое сокровенное и разгадать его. Читать человека как книгу, значит понимать язык жестов, который дает более достоверную информацию о мыслях, чувствах и свойствах человека, чем его слова. Человек, как правило, не контролирует свои позы, жесты, выражение лица, тон голоса. Внимание собеседника сосредоточено на том, что и как лучше сказать, чтобы быть правильно понятым и добиться своей цели. Поэтому слова иногда больше скрывают истинные мысли и чувства, чем раскрывают их. Из всей совокупности жестов можно выделить условно следующие группы:
• жесты — иллюстраторы (жесты сообщения) — указатели, образные картины изображения, движения телом, своеобразные движения руками, соединяющими воображаемые предметы вместе;
• жесты — регуляторы (жесты отношения говорящего к чему-либо) — улыбки, кивок, направление взгляда, целенаправленное движение
руками;
• жесты — эмблемы (заменители' слов или фраз в общении) — например, сжатые в форме рукопожатия руки на уровне пояса означают «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания»;
• жесты — адаптаторы (специфические привычки, связанные с движением рук) — почесывание, касание, поглаживание, перебира-ние отдельных предметов и т.п.;
• жесты — аффекторы — выражают через движения тела и мышцы лица определенные эмоции;
• жесты — оценки — почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки и т.д.;
• жесты —уверенности — соединение пальцев в пирамиду куполом вверх;
• жесты нервозности и неуверенности — переплетение пальцев рук, постукивание по столу пальцами, пощипывание ладони и т.д.;
• жесты ожидания — потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
• жесты отрицания — сложенные руки на груди, отклоненный назад корпус тела, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа;
• жесты расположения — прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику, движение рук ладонями вверх;
• жесты агрессии и готовности — человек стоит, положив руки на бедра.
Положение тела и головы передают большой объем важной информации о том, открыт человек для общения или нет, напряжен или удовлетворен. В ситуациях, когда человек не скрывает своих намерений, положение тела (поза) может быть описана прямой линией, соединяющей голову со ступнями. Если соответствие между мыслями и словами нарушается, то эта линия становится ломаной. Гибкие позы принимает смущенный и неуверенный человек.
Характерные позы стоя:
• Руки опущены вдоль тела — уверенный в себе человек, который в любых ситуациях действует спокойно и разумно. Его слова и поступки продуманы, логичны и корректны. Человек открыт и ведет себя естественно, чего ожидает и от других.
• Руки в карманах или на бедрах — человек настроен агрессивно и готов к атаке, это свидетельствует о его авторитарности, стремлении влиять на других, командовать.
• Руки скрещены на груди — неуверенный в себе человек, пытающийся скрыть это. Скрещенные руки являются защитной реакцией и демонстрируют реальный барьер в общении и взаимопонимании. Если такую позу принимает слушатель, это свидетельствует о его несогласии с вами, нежелании дальше слушать. Если в такой позе говорящий, то можно усомниться в его правдивости и искренности.
• Руки заложены за спину — жест превосходства и самоуверенности, позволяющий как бы выставлять вперед живот и грудь в неосознанной попытке бесстрашия. Если принять такую позу в стрессовой ситуации, то можете почувствовать некоторое облегчение, расслабление и самоуверенность. Чем выше обхватывающая рука передвигается по другой руке, тем более человек сердится. Человек контролирует себя и вряд ли говорит всю правду.
Условно можно разделить все позы и жесты на закрытые (скрещенные руки или ноги), свидетельствующие о самозащите, неискренности и недоброжелательности, и открытые, свидетельствующие об уверенности в себе, спокойствии и готовности к контакту и взаимопониманию.
Внутренний мир человека находит отражение в положении головы, выражении лица и глаз.
Полностью поднятая (выпрямленная) голова характеризует уверенность в себе, самосознание, внутреннюю свободу, открытость и внимание к окружающим, готовность к действиям, склонность к активному вмешательству в действия организационного окружения.
Подчеркнуто, слишком высоко поднятая голова, взгляд сверху создают условия для личностного дистанцирования и свидетельствуют об отсутствии близости, самопревознесении и высокомерии.
Запрокидывание головы назад характерно для смелых, импульсивных, вспыльчивых, мужественных, не колеблющихся личностей и свидетельствует о готовности или желании действовать, вызове по отношению к окружающим.
Склоненная набок голова, расслабленные мышцы шеи характеризуют отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику, стремление идти навстречу, вплоть до покорности.
Качание головой из стороны в сторону, часто при слегка поднятых плечах и опущенных уголках рта выдают нерешительность, скепсис и осторожность.
Расслабленная, свисающая вниз голова отражает безволие, недостаток готовности к действиям и отражению внешнего воздействия, отсутствие надежд на лучшее будущее.
Наклоненная голова с направленным вниз взглядом выдает стремление подчиняться, покорность (кивок головою вниз — выражение знака согласия).
В процессе делового общения собеседники прежде всего имеют в поле своего зрения лицо партнера. Мимическими признаками лица являются: радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание, которые образуют структуру различных лицевых экспрессии и отражают эмоциональное состояние собеседника.
Наслаждение возникает при смаковании вкусовых впечатлений и наиболее выражено у лиц, у которых развиты кинестетические способности восприятия.
Испытующая гримаса (губы вытянуты вперед, могут быть приоткрыты или неплотт чкрыты) возникает при оценивании собеседника или его высказывании.
Протест (уголки рта слегка приподняты, рот может быть слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.
Удивление (рот открыт максимально), при ошеломлении, высшей степени удивления — глаза широко открыты, брови подняты вверх, на лбу образуются горизонтальные складки.
Озабоченность (губы вытянуты в трубочку) часто сопровождается оценивающим взглядом, направленным в пустоту.
Открытый рот (отвисшая челюсть) означает не только удивление, но и неспособность в данной ситуации принять решения, проявить волевое усилие.
Подчеркнуто закрытый (напряженный) рот свидетельствует о твердости характера, часто об отсутствии желания продолжить разговор, об отрицании возможного компромисса.
Сжатый рот (зачастую побелевшие втянутые губы, узкая полоска рта) означает отказ, отрицание, упорство и даже жестокость, упрямство и досаду.
«Вытянутое» лицо возникает при расслаблении уголков губ и свидетельствует о разочаровании, грусти, тоске, нехватке оптимизма; опущенные уголки губ при напряженном рте характеризует активно-негативную позицию, злость, пренебрежение, отвращение, досаду, издевку.
Об отношении собеседника к партнеру и обсуждаемой проблеме можно судить по его зрачкам. При волнении зрачки увеличиваются в четыре раза по сравнению с нормальным размером, а при негативной реакции на ситуацию общения зрачки сокращаются. Когда собеседник смотрит на вас более двух третей времени разговора, это может означать, что собеседник находит вас интересным и привлекательным (зрачки увеличены) или чувствует к вам враждебность и невербально бросает вам вызов (зрачки сокращены). Когда собеседник пытается скрыть что-то от партнера или лжет, его глаза встречаются с глазами партнера менее одной трети времени разговора. Для установления хороших отношений с партнером по общению визуальный контакт должен существовать в течение 60-70% времени разговора. Продолжительность прямого визуального контакта зависит от особенностей национальной культуры, так, например, японцы практически никогда не смотрят в глаза собеседнику, предпочитая во время разговора смотреть на его шею. Важным аспектом является не только продолжительность визуального контакта, но и направление взгляда, та область лица и тела, на которую направлен взгляд.
Деловой взгляд, направленный на лоб собеседника, создает при общении деловую, серьезную атмосферу действительной заинтересованности собеседника.
Светский взгляд (направлен ниже уровня глаз собеседника) способствует созданию атмосферы непринужденного общения.
Интимный взгляд (направлен между грудью и глазами собеседника; при взгляде издалека это взгляд в центр треугольника между глазами и нижней половиной тела) свидетельствует о заинтересованности в собеседнике.
Взгляд поверх очков создает у собеседника впечатление о критическом отношении к нему, что вызывает серию защитных жестов: скрещивание рук на груди, закидывание одной ноги \\& другую и т.п. Собеседнику, носящему очки, рекомендуется снимать их при визуальном контакте с партнером и надевать снова, выслушивая ответ.
Взгляд искоса говорит об интересе или о враждебности собеседника. Интерес проявляется в слегка поднятых бровях или улыбке, враждебность — сопровождает опущенные, нахмуренные брови и опущенные уголки рта.
«Пустой» взгляд, установленный при этом в какую-то определенную точку, свидетельствует о смущении, стеснении, стыде, недостатке знаний и уверенности.
Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды подают сигнал к установлению контакта, а стремление избежать взгляда является одним из признаков затруднений и барьеров в общении. Пристальный, неподвижный взгляд также характеризует возникновение трудностей в общении.
«Вытаращенные» широко открытые глаза свидетельствуют о неожиданном удивлении, озабоченности, неожиданности встречи; могут быть сигналом внезапной радости или внезапного испуга, большого любопытства или растерянности, неспособности понять происходящее, полной невинности.
Полностью открытые глаза говорят о высокой восприимчивости, выражают мечтательность, беспредельное доверие, могут быть использованы как прием при создании образа наивного человека, простака.
Прикрытые «занавешенные» глаза выражают равнодушие, покорность, инертность и даже тупость; по отношению к собеседнику — это неподдельное отсутствие интереса, утомление разговором, скука, но порой может выражать высокомерие, чванство, высокое самомнение.
Суженный или прищуренный взгляд чаще всего означает пристальное наблюдение, напряженное внимание, а при взгляде сбоку — хитрость и коварство.
Сверкание глазами (резкое, повторяющееся, усиленное мигание) может быть сигналом неуверенности, затруднений, нервозности, нервной возбудимости.
Прямой взгляд с лицом, полностью обращенным к партнеру, обозначает интерес, уважение и самоуважение, открытую позицию, уверенность, готовность к контакту.
Взгляд, направленный вдаль, свидетельствует о задумчивости, сосредоточенности, сомнениях и колебаниях.
Взгляд, направленный «сквозь» партнера, выражает подчеркнутое неуважение, возможность агрессивной реакции на собеседника.
Взгляд, направленный мимо партнера, означает эгоцентризм, направленность и нацеленность на себя.
Взгляд сбоку выражает скептическое отношение к собеседнику, цинизм, незаметное тайное наблюдение, скрываемый интерес, дистанцию, недоверие, озабоченность.
Взгляд снизу (при наклоненной голове) при малой напряженности и согнутой спине означает подчинение, покорность, услужливость, но при сильном напряжении может выражать мобилизацию, готовность к борьбе.
Взгляд сверху вниз выражает чувство превосходства, гордость, высокомерие, презрение.
Взгляд вверх («небесный») при отсутствии напряжения в лице означает глубокое размышление, восхищение, очарованность, высокие мысли, но может1 быть связан с желанием создать видимость таких мыслей.
Твердый, фиксированный взгляд характеризует устремленность к цели, уверенность в себе. Жесткий, слишком фиксированный взгляд сопровождается сужением сектора обзора и означает бесцеремонность, недоверие, иногда проницательность, догадку, чаще всего скрытность и агрессивность.
Попеременный контакт глазами говорит о внимании, уважении к партнеру, полному доверию.
Оценивающе-блуждающий взгляд при движении снизу вверх и в стороны свидетельствует о восхищении и даже почитании, но при движении сверху вниз и в стороны означает критичность и подчас пренебрежение.
Спокойный взгляд выражает удовлетворенность, вдумчивость, рассудительность (но спокойный, вялый взгляд говорит о заторможенности, оцепенении).
Беспокойный взгляд свидетельствует о возбудимости, непостоянстве, замешательстве, отсутствии определенной направленности на восприятие собеседника и его информации.
Быстрые, торопливые движения глаз выдают болезненно развитую чувствительность, возбудимость.
Рекомендуемая литература
1. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990.
2. Дизель П.М., Раньян У. А/. Поведение человека в организации. М., 1993.
3. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. М., 1997.
4. Кричевский P.JI. Если Вы — руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М., 1996.
5. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М., 1994.
6. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха. Для высшего управленческого персонала: Учебное пособие. / Авт.-сост. P.P. Кашапов. Ижевск, 1996.
7. Лэнд П.Э. Менеджмент — искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента. М., 1996.
8. Фомин IO.A. Психология делового общения. Минск, 2000.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1745;