Искусство Голландии
В результате победы буржуазной революции в Нидерландах образовался союз 7 самостоятельных провинций — Голландия, в которой городское население преобладало над сельским, а источником прибыли была торговля.
Архитектура.Специфика природных условий вызвала появления плотин и дамб, шлюзов и каналов, обилие зелени, воды, своеобразный вид зданий, спускающихся к воде. Городские общественные здания — ратуши, биржи, торговые ряды, бюргерские дома с высокой крутыми кровлями и многоярусными фронтонами. В архитектуре господствовал стиль классицизм.
Ведущим архитектором того времени в Амстердаме был Хендрик де Кейсер (1565–1621). Он создал особый тип зданий протестантских церквей, который быстро распространился по всей Голландии. Здание Кампена — Маурицхейс в Гааге — можно рассматривать как первый пример раннего классицизма.
Для формирования голландского классицизма большое значение имело французское влияние. Сложившийся в результате этого взаимодействия традиций голландский классицизм существовал в разных вариантах до 1840 г.
Живопись.Картины украшали дома и правящей верхушки, бюргеров, ремесленников, крестьян. Они продавались на ярмарках и аукционах. Картины — товар, средство наживы, поэтому наиболее талантливые мастера, отстаивающие свою самостоятельность, погибали в нужде и одиночестве. Главный объект изображения — окружающая действительность: бытовой жанр, портрет, натюрморт, пейзаж.
Франс Халс(1580–1666) — основоположник голландского реалистического портрета. В портретах Халса все слои общества, изображенные без прикрас. Его портреты граничат с бытовым жанром. Халс — живописец смеха, веселой, жизнерадостной улыбки.
Ранним портретам («Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1616 г.), жанровым сценам («Супружеская пара в парке», ок. 1622 г.), образам евангелистов («Евангелист Матфей», ок. 1623–1625 гг.) Халса свойственны теплые тона колорита, четкая моделировка форм с помощью плотных мазков.
С конца 1620-х гг. складывается зрелое мастерство художника. Работая теперь исключительно в области портрета, он создает целую галерею типов голландского общества — от офицерства и богатых бюргеров до социальных низов, предстающих в трактовке Халса воплощением неистощимой жизненной энергии народа — «Цыганка» (1628–1630 гг.), «Мулат», «Малле бабе» (ок. 1630 г.), «Шут с лютней», «Веселый рыбак». Живописная манера Халса обретает к этому времени необычайную легкость, свободу и темперамент: смелыми динамичными раздельными мазками мастер воспроизводит живую естественность и неповторимую индивидуальность своих моделей, сохраняя при этом впечатление случайно выхваченного момента жизни. В этот же период Халс работает над популярным в Голландии жанром группового портрета — «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана» (1633 г.).
С 1640-х гг. психологические характеристики в портретах Халса углубляются, в колорите начинают преобладать богатые переходами оттенков серебристо-серые тона — «Регенты госпиталя св. Елизаветы» (1641 г.). В поздних работах художника, построенных на строгих, напряженных контрастах черных и белых тонов, оттененных редкими красно-коричневыми пятнами, нередко появляются ноты безысходности и горького пессимизма — «Регентши приюта для престарелых в Харлеме» (1664 г.). Перестав в старости получать заказы и впав в беспросветную нужду, Халс умер 26 августа 1666 г. в харлемской богадельне.
Рембрандт Харменс ван Рейн(1606–1669)—голландский живописец, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. В 1632 г. Рембрандт получает заказ, изменивший всю его дальнейшую жизнь — групповой портрет для гильдии амстердамских хирургов. «Анатомия доктора Тулпа» принесла художнику признание публики. Теперь амстердамские богачи наперебой заказывали ему свои портреты. Создал много портретов своей жены — «Даная» (1636 г.).
С 1640-х гг., в творчестве Рембрандта, особенно в картинах на религиозные темы, значение приобретает светотень, создающая напряжённую эмоциональную атмосферу. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. В 1642 г. он пишет своё самое выдающееся и известное полотно «Ночной дозор», композиционное решение которого не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом. Рембрандт создал не имеющую аналогов галерею портретов — «Автопортрет» (1640 г.), «Мужчина в красном» (1652–1654 гг.), «Старуха в красном», «Портрет Тупса». Его последние работы поражают отточенностью мастерства. Он пишет все более великие шедевры — «Европейская невеста» (1666 г.), «Возвращение блудного сына» (1668–1669 гг.).
Рембрандт создал замечательные произведения почти во всех жанрах, пользовался разнообразной техникой письма (живопись, рисунок, офорт). За свою жизнь Рембрандт создал около 600 картин, почти 300 офортов и более 1400 рисунков.
Ян Вермеер Дельфтский (1632–1675) — нидерландский художник, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Ранние картины на мифологические и евангельские темы («Диана с нимфами») свидетельствуют о влиянии итальянского барокко.
Любовь в самом широком, равно плотском и духовном, смысле, является лейтмотивом его картин. Героини Вермеера вникают в амурные послания, музицируют, любуются драгоценностями; все эти сцены, в большинстве случаев однофигурные, полные покоя и уюта — «Девушка с письмом» (1657 г.), «Дама, примеряющая ожерелье», «Кружевница» (1664–1665 гг.), «Девушка с жемчужиной».
Применяя камеру-обскуру в качестве вспомогательного средства для перевода реального мотива на поверхность картины, в своих городских видах Вермеер достиг почти фотографической объективности, привычно соединяя ее с задушевной поэзией («Вид Дельфта», ок. 1660 г.).
«Малые голландцы».Среди художников Голландии XVII в. выделяются три имени — Рембрандт, Халс и Вермеер Делфтский, остальных принято называть «малыми голландцами», к ним относятся Эмманюэль де Витте и Питер де Хох, Эсайас ван де Велде, Ян ван Гойен, Питер Клас и др.
Эмманюэль де Витте (1616/18–1692) писал интерьеры церквей: иногда с натуры, часто — воображаемые («Интерьер церкви», 1668 г.). Питер де Хох (1629–ок. 1685) изображал скромный уют бюргерского дома. В ясных и гармоничных интерьерах де Хоха открытые окна или двери уводят зрителя в мир улицы или во внутренние покои дома («Хозяйка и служанка», ок. 1660 г.).
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 786;