Искусство Италии
Италия — центр барокко. В искусстве тяготение к грандиозным размерам, сложным формам, пафосу. Скульптура и живопись подчиняются архитектуре. Красочные росписи украшают купола, стены. Развитие садово-парковой культуры.
Архитектура.В XVII в. архитектурные формы становятся динамичные, закругленные. Архитекторы барокко создали систему планирования, упорядочив застройку городов, сделали улицы прямоугольными, завершив их площадями.
Карло Модерна (1556–1629) — итальянский архитектор. С 1588 г. работал в Риме. Создал церковь Санта-Сусанна (1596–1606 гг.), палаццо Барберини (1625 г., закончили Л. Бернини и Ф. Борромини). С 1603 г. Модерна руководил постройкой собора св. Петра, коренным образом изменив план Микеланджело, удлинил главный неф, соорудил притвор и главный фасад собора.
Франческо Борромини (1599–1667) — итальянский архитектор. Учился в Милане, работал в основном в Риме. Он заменял прямые линии и плоскости изогнутыми, скругленными, извивающимися. Свободно используя классический ордер, Борромини изобретал все новые декоративные детали, с безудержной фантазией усложнял планы своих построек. На чередование вогнутых и выпуклых линий, расположенных в форме ромба, построил он церковь Сан-Карло у четырех фонтанов, дворец Фальконьери, закончил палаццо Барберини в Риме.
Лоренцо Бернини (1598–1680) — итальянский архитектор и скульптор, живописец, декоратор. Работал в Риме, в 1665 г. посетил Париж. Его работы выделяются размахом, парадной пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами. Его работы: церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1653–1658 гг.), оформление парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане (для соединения Папского дворца с собором) (1663–1666 гг.), окончание строительства собора Святого Петра в Риме и оформление площади перед ним (1657–1663 гг.). 284 колонны, 80 столбов высотой по 19 м, 96 статуй образуют четырехрядную крытую колоннаду, замыкающую пространство площади. Два фонтана и Египетский обелиск между ними образуют середину площади.
Скульптура.Лоренцо Бернини(1598–1680). Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой, а также отдельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетал различные материалы, использовал раскраску, позолоту, световые эффекты; по-разному обрабатывая и полируя мрамор, он достигал почти натуралистической имитации блеска и мягкости кожи, фактуры тканей. Его скульптурам присущи текучая стремительность движения — алтарная кафедра собора св. Петра, «Экстаз св. Терезы» (1644–1652 гг.), «Давид» (1623–1624 гг.) «Аполлон и Дафна» (1622–1625 гг.). В творчестве Бернини сформировались типы парадного портрета: бюсты эпохи барокко, сочетающего реалистическую достоверность облика с психологической остротой и бравурной декоративной пышностью; римского скульптурного фонтана; барочной гробницы с обилием аллегорических фигур — фонтан Тритона на Пьяцца Барберини (1637 г.), фонтан Четырех рек на Пьяцца Навона (1648–1651 гг.).
Живопись. У живописи барокко XVII в. есть отличительные черты: свободные темы, изображались простые люди, асимметрия композиции, контраст, декоративность. В Италии сильно развита живопись классицизма — братья Карачи, Микеланджело Караваджо.
Микеланджело да Караваджо(1573–1610) — итальянский живописец, человек неуживчивого характера, неистового темперамента, он сделал простого человека своим героем. Караваджо, считал главным индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы — «Юноша с лютней» (ок. 1595 г.). Новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы — «Отдых на пути в Египет», «Неверие Фомы». Отрицая господство жанров, художник внес большой вклад в становление натюрморта и бытового жанра, как самостоятельных видов станковой живописи — «Корзина с фруктами» (ок. 1596 г.), «Гадалка» (ок. 1594 г.), «Вакх» (1593–1594 гг.), «Юноша с корзиной фруктов» (1593–1594 гг.). Зрелые произведения Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой «Призвание апостола Матфея», «Мученичество апостола Матфея», «Св. Матфей и ангел» (1602 г.), «Положение во гроб», «Смерть Марии», «Обращение Савла» (1600–1601 гг.). Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом. Последователи Караваджо в Италии и за рубежом получили название караваджистов.
На рубеже XVI–XVII вв. складывается академическое направление в живописи. Его заложили в Болонской академии, основатели которой — братья Карраччи. Росписи палаццо Фарнезе в Риме — цикл фресок на темы любви богов украшает свод галереи и часть стен.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 774;