Архитектура и изобразительное искусство.
Все императоры продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме Тиберий построил новый императорский дворец. Почти полностью перестроил центр Рима Нерон после пожара в 64 г. Новый дворец получил название «Золотой дом» из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке.
После гражданской войны 63-69 гг. пришедший к власти Веспасиан построил амфитеатр, а завершил строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей его сын Тит (80 г.). В честь его открытия были даны стодневные гладиаторские игры. В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это – трехэтажное сооружение (позднее добавлен четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Высота стены 50 м, состояла из трех ярусов арок – выходов (80 арок нижнего яруса позволяли 50 тысячам зрителей заполнить трибуны в считанные минуты). В жаркие дни для защиты от солнца (или в случае непогоды) над трибунами натягивали тент. В 400 г. гладиаторские бои были запрещены, как языческие зрелища.
К выдающимся достижениям римской архитектуры относятся триумфальные арки, которые ставились честь императора. В Риме сохранились арки Тита (80 г.), Септимия Севера (3 в.), Константина (4 в.).
Императоры ранней Римской империи продолжали украшать Форум. Самым грандиозным и красивым был Форум Траяна (начало 2 в.). Он включал в себя собственно форум, окруженный колоннадой, с конной статуей императора, два полукруглых сооружения – рынки. В глубине форума высилось грандиозное сооружение – Базилика Ульпия (базилика – прямоугольное здание, разделенное рядами колонн на продольные части) – здание для судебных заседаний. К базилике примыкали две библиотеки – латинская и греческая. Достопримечательностью форума Траяна была триумфальная колонна (высота 37 м).
Во 2 в. в Риме появляются первые конные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь. Одним из замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни. Термы были как общественными, так и частными. Общественные вмещали до 2-3 тысяч человек. Они включали в себя холодные и теплые бани, помещение для гимнастических упражнений и умственных занятий. Наиболее известными частными были термы Каракаллы (3 в.) – площадь 12 га, отделка – мрамор, мозаика.
Культура времени упадка римской империи (3-5 вв.н.э.)
События 3 века в Римской империи получили в науке название «кризис 3 века». Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гаржданские войны, «варваризация» Империи, растущий сепаратизм провинций, все усиливающийся натиск на империю племенных союзов германцев. В экономическом отношении к середине 3 в. Империя пришла в состояние полной разрухи.
Кризисные явления затронули и культуру. Практически пропал интерес к философии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к различным мистическим культам и суевериям.
В изобразительном искусстве практически единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет – одно из величайших достижений римского искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он достиг своего расцвета в эпоху Империи (выразительны портретные бюсты императоров: Каракаллы, Веспасиана, Домициана и т.д.) – целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете, если греческие статую содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью.
В конце 3 в. вступивший на императорский престол Диоклетиан и его преемник Константин провели ряд реформ, которые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет. Сильная императорская власть позволила добиться некоторых успехов в сохранении единства империи. Союзницей государства теперь выступала христианская церковь, признавшая императора наместником Бога на земле. Мелиоланский эдикт Константина (313 г.) признал равноправие христианства с другими религиями. В 4-5 вв. жили виднейшие представители христианского богословия, отцы церкви – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Мелиоланский, Аврелий Августин (создатель христианской философии истории). Христианство начало превращаться в господствующую религию.
Искусство.
Культу имперской власти способствовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана превзошли своими размерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана в окрестностях нынешнего Сплита. В пластическом искусстве отражена идея о том, что художник должен отображать не реальное, а только нечто внутреннее, т.е. душу. Та же тенденция проявляется и в знаменитых фаюмских портретах из Египта – она свидетельствует о скором приближении искусства византийских икон. Позднеримское искусство символично – статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающих душу.
Крах империи.
После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, римская империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно шла к своему концу. В 395 г. Римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался Рим, а Восточной римской империи (будущей Византии) стал Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой колонии Византии.
В 410 г. и 445 г. Рим подвергся страшному разгрому – сначала от готов, а затем – от вандалов (отсюда понятие вандализм). В середине 5 в. под властью императора осталась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской Империи. Восточная Римская империя не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом Римской Империи погибла и античная культура.
Античная культура легла в основу европейской культуры, которая периодически обращалась к идеям и мотивам греко-римского культурного наследия. Выдающиеся астрономы средневековья – Галилей, Коперник, Кеплер – опирались на труды Демокрита и Аристарха Самосского. Христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры, стало ведущей мировой религией. Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских стран. Современные виды и жанры литературы также восходят к античности. К ней постоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 1154;