Мифология и религия.
Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян мифы – повествования о богах – не получили такого развития, как у греков, уступив в какой-то мере свое место историческим преданиям, особенно истории римских войн.
Римляне заимствовали пантеон богов у греков, присвоив божествам другие имена (н-р, Афродита стала Венерой, Гера – Вестой и т.д.). Но были у них и свои собственные божества. Это домашние боги.
Например, лары. Они охраняли какое-либо место, группу людей. Изображения некоторых Лар располагались на перекрестках. В домах существовали места поклонения семейным ларам. Там стояла статуя или рисунок, изображавший юношу, державшего рог и чашу, или двух молодых людей с собакой.
Пенаты – боги домашних сундуков и кладовых. Изображались в виде молодых людей. В отличие от ларов, которые не покидали дом, даже если семья переезжала, пенаты шли за хозяевами.
Двуликий Янус – бог дверей, ворот, входа и выхода (два лица смотрят в обоих направлениях). Янус считался богом любого начинания. В Риме была арка Двуликого Януса (если была война, то ее ворота были открыты, во время мира закрыты).
Маны – маски предков. Римляне знали жизнь предков (мифы о богах не были популярны), знали, как выглядят предки, т.к. дома хранились манны-маски. Если римлянин совершал что-либо выдающееся, ему делали маску-ману. В семье ее хранили в специальном помещении, которое имело форму миниатюрного храма. Также там хранилось описание человека, его приметы, привычки, строение тела, вес и т.д. Когда человек умирал, на похороны приглашали актера, который на похоронах должен был изображать умершего.
Веста – богиня домашнего очага. Обряды в храме богини исполняли специальные жрицы, которые назывались весталки.
Литература.
В конце 3 в. до н.э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе эпическая поэзия. Появляются талантливые поэты и драматурги, которые брали за образцы греческие трагедии и комедии. Одним из первых римских трагиков был Ливий Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь «Одиссею» (3 в. до н.э.). Участник Пунической войны Гней Невий прославился созданием так называемых паллиат и тогат – комедий из римской жизни а также эпической поэмой «Пуническая война».
На италийской почве возникли ателланы (от названия города Ателла) с персонажами-масками: глупца, обжоры, скряги, плута. Особенно знаменитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов – Тита Макция Плавт (стихотворные комедии «Ослы», «Хвастливый воин») и Публий Теренций («Евнух») (3-2 вв. до н.э.). Они брали за основу греческие комедии, наполняя их множеством подробностей из римского быта, фольклора, судебной практики.
Классиком римской литературы был Квинт Энний, воспевший военные победы Рима в эпосе «Летопись» (история Рима от Ромула).
Первым римским прозаиком считается Марк Порций Катон Старший (2 в. до н.э.). Катон враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания (полностью сохранился трактат «Агрокультура»).
С середины 2 в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится исторический. Римские исторические сочинения имели пропагандистский характер. Для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (2 в. до н.э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал «Всемирную историю» - историю римских побед, обусловленных римскими добродетелями и строем. Исследование причин этого феномена было основным содержанием труда Полибия.
В 1 в. до н.э. прославились своими историческими сочинениями Гай Саллюстий Крисп, который дал портреты современных ему римских политических деятелей, и Гай Юлий Цезарь, выдающийся политический деятель и полководец, в своих книгах «Записки о Галльской войне» и «Записки о гражданской войне» описал собственные деяния и политическую карьеру.
Наука и философия.
Наряду с историческими произведениями в римской литературе эпохи республики важное место занимали сочинения научные и философские. Крупнейшим ученым в 1 в. до н.э. был Марк Теренций Варрон. Ему принадлежало большое сочинение (41 книга), в котором изложена история римского народа, его культура, религия, обряды. Он был также автором трудов по юриспруденции, искусству, грамматике латинского языка, агрономии (трактат «О сельском хозяйстве»).
Во 2-1 вв до н.э. в Риме стали известны различные течения эллинистической философии. Для этого много сделал политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон. В своих философских трактатах («Об ораторе», «Об обязанностях», «О государстве») он изложил основы учения Платона и стоиков.
Одним из крупнейших философов был Тит Лукреций Кар – автор знаменитой поэмы «О природе вещей», выдающийся мыслитель-материалист, который писал о естественном происхождении Вселенной и всего живого без вмешательства богов.
Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира, литературный жанр чисто римского происхождения. Ярчайшим представителем является Луцилий.
Архитектура.
Римские храмы напоминали греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков (галерея на колоннах перед входом в здание), но в отличие от греческих, были грандиознее и воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей). В качестве строительного материала использовался обожженный кирпич и мрамор. Во 2 в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение арочно-сводчатых конструкций. Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры. Самым распространенным типом храма в Риме был периптер (прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой). Кроме периптера в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, т.е. круглого храма. Таким был храм Весты.
Весьма популярными в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые в честь воинских побед.
В середине 1 в. до н.э. в Риме появились первые величественные мраморные постройки. Юлий Цезарь приказал построить в Риме новый Форум (центральную площадь) достойный столицы великой державы.
Главные улицы и площади города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа.
Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 616;