Искусство Испании
В XVII в. в Испании был подъем искусства. Большую роль играла инквизиция. Главные заказчики — двор, церковь.
Живопись.Для испанского искусства было характерно преобладание традиций не классических, а средневековых, готических. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика. Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. Характерные черты испанской живописи правдивость, колорит, демократизм, интеллектуальность.
Хусе Рибера (1591–1652) родился в Валенсии в городе Хатива. Около 1613 г. художник уехал в Италию, а с 1616 г. Рибера жил в Неаполе при дворе короля. Рибера был одним из первых испанских художников, который начал работать в области гравюры, используя при этом технику офорта. Большинство офортов им выполнено в юности. Во второй половине 20-х гг. Рибера увлекся живописью. Вокруг художника ходило много сплетен, т. к. он делал много зарисовок при допросах в тюрьмах, наблюдал за людьми во время пыток.
Очень важна для Риберы тема аскета-отшельника — «Мученичество св. Варфоломея» (1630 г.).
Рибера не раз обращался и к мифологическим сюжетам. Им созданы образы поверженных и закованных в цепи титанов: Иксиона (1632 г.), Титиуса (1632 г.), сатира Марсия, наказанного Аполлоном (1633 г.)
Женские образы Рибера всегда прекрасны и одухотворены — «Мария Египетская» (1651 г.), «Св. Инесса» (1641 г.).
В 1642 г. Рибера пишет свою прославленную картину «Хромоножка». Несмотря на то, что его ноги и руки изуродованы болезнью ребенок смеется, глаза его умны и лукавы.
Некоторые темы художник разрабатывал во многих произведениях с различными эмоциональными и живописными нюансами.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664) всецело принадлежал Испании, из которой никогда не выезжал. Обучался у мастера по раскраске деревянной скульптуры. В период расцвета своего творчества — 30-е и 40-е гг. Сурбаран был крупным севильским мастером. Главные его заказчики были монастыри. Он исполнял для них и алтарные образы, и циклы картин, иллюстрирующие местные легенды. В творчестве художника преобладала религиозная тематика, хотя он также писал портреты, натюрморты, исторические и мифологические картины. Сурбаран избегал многофигурных композиций, создавал одиночные фигуры в тяжелых одеждах, суровые и монументальные, четко выделяющиеся на просторном фоне.
Первый большой заказ — написать сцены из жизни св. Доминика — Сурбаран получил в 1626 г. от севильского монастыря Сан Пабло. Лучшая картина из этой серии — «Распятие» (1627 г.).
Внимание к вещам окружающим человека сделала Сурбарана первоклассным мастером натюрмортов — «Натюрморт с апельсинами и лимонами» (1673 г.). Композиция его предельна, строга, в ней нет ничего лишнего. На столе симметрично расположены корзина с апельсинами и две тарелки по сторонам её.
Славу Сурбарану в 40-е гг. принесли ряд женских образов. Их одиночные фигуры так же монументальны и характерны, как мужские, облачены в тяжелые одежды из парчи, шёлка, атласа, которые ниспадают крупными складками, скрывая фигуру — св. Касильда, св. Маргарита, св. Инесса, св. Аполлония и др. Какая именно святая изображена можно определить по атрибутам.
Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599–1660). Его произведения — вершина испанской живописи XVII в. Первые самостоятельные работы мастера показывают его интерес к жанру бодегон — картины с изображением лавки или трактира, нечто среднее между натюрмортом и бытовой сценой — «Завтрак», «Водонос». У Веласкеса почти отсутствуют произведения на религиозные сюжеты, а те, которые он избирает, трактуются им близко к бодегону — «Христос в доме Марфы и Марии».
В 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и становится придворным художником короля Филиппа IV.
В середине 30-х гг. Веласкес пишет картину «Сдача Бреды» (1634–1635 гг.), посвященную единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами. Колористическое решение скупо, построено на немногочисленных тонах — черных, желтых, розовых и зеленых, объединённых серым разной силы, интенсивности и оттенка, от темно-серого до жемчужного.
Центральное место в творчестве Веласкеса занимал портрет — «Портрет инфанты Маргариты» (1660 г.), «Портрет Папы Иннокентия X» (1650 г.). Сидящий в кресле Иннокентий X остается как бы один на один со зрителем. Его пронизывающий умный взгляд холодных светлых глаз, его сжатые губы выдают характер целеустремленный, жестокий, волю непреклонную, темперамент активный, натуру, не знающую преград и сомнений.
В последнее десятилетие жизни Веласкес создал три самых известных своих произведения — «Венера перед зеркалом» (1644–1648 гг.), «Менины» (1656 г.), «Пряхи» (1644–1648 гг.).
«Венера перед зеркалом» — первое в испанском искусстве того времени изображение обнаженного женского тела. Венера написана со спины, ее торс как бы замыкает композицию с переднего плана, и только в зеркале, которое держит амур, отражается ее простое милое лицо. Такая замкнутая в самой себе композиция, по мнению многих исследователей, является характерной чертой искусства барокко. «Менины» по сути, группой портрет. Стоя у мольберта, сам художник пишет короля и королеву, отражение которых зрители видят в зеркале. На переднем же плане изображена инфанта Маргарита. Композиция усложнена тем, что в ней объединены черты жанровой картины и группового портрета. «Пряхи» — жанровая картина, поданная мастером монументально. На полотне изображена сцена из античного мифа.
Бартоломео Эстебан Мурильо (1618–1682) — один из основателей, а затем президент Севильской Академии художеств. Его любимые темы: Мадонна с младенцем, изображение святого семейства, вознесение Мадонны — «Мадонна с младенцем» (1655–1660 гг.), «Вознесения Мадонны», «Непорочное зачатие», «Святое семейство с птицей» (1645–1650 гг.). Большой известностью пользовались жанровые картины Мурильо, часто он изображал детей улицы (мальчишек-оборванцев) — «Мальчик с собакой» (1650-е гг.). Мурильо визуально владел мастерством живописи. Мягкая гармония цветовых переходов, перетекание форм обволакивает воздушная дымка. Сильные стороны искусства Мурильо — интимность настроения, задушевность и теплота чувства.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 678;