Возрождение в Германии
В XV столетии искусство в Германии стремилось точно фиксировать виденное, рассказывать и поучать. Неслучайно книгопечатание и искусство графики явились немецким изобретением. Но в Германии изобразительное искусство было стилистически неоднородным, с натурализмом сосуществовал крайне изощренный спиритуализм.
Основоположником немецкого Возрождения считается Альбрехт Дюрер (1471–1528), сумевший в своем творчестве очень тонко передать дух эпохи, где были распространены настроения хилиазма (веры в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствие конца света, но вместе с тем и появление нового гуманистического мышления. Гравюры Дюрера сохраняют тесную зависимость от готической живописи, главным средством выражения которой служит четкий линейный контур. Пластическая объемность фигур и глубина пространства не играют главенствующей роли.
Дюрер оформил ряд книг светского содержания. Гравюры Дюрера представляют собой жанровые сцены, показывающие пороки человека — невежество, распутство, пьянство, лень и т. д.
Ожидание пришествия антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость — все это в полной мере воплотилось в «Апокалипсисе», изображающем четырех апокалипсических всадников, мчащихся на косматых конях, направляемых ангелом. Эта гравюра — сложное сплетение средневекового символизма и мистической фантастики с реальными образами крестьянина, горожанина, императора и обилием бытовых деталей.
Такой же двойственностью отмечены знаменитые гравюры, известные под названием «мастерских гравюр» — «Всадник, смерть и дьявол», «Иероним в келье» и «Меланхолия». В этих гравюрах сосуществуют рационализм и мистика, вера в мощь человеческого гения и осознание его ограниченности. Не связанные сюжетно, эти гравюры составили единую образную цепь, в основу которой была положена вера.
Помимо гравюр по дереву и меди Дюрер писал портреты, алтарные картины, работал в акварели, рисунке, и везде проявлялась характерная черта его творчества — рационализм.
Для портретных образов Дюрера было типично асимметричное, некрасивое, полное сосредоточенной мысли лицо. В то же время индивидуальный облик был подчинен заранее обдуманному идеальному представлению — «Автопортрет».
Одной из самых глубоких картин портретного жанра, является диптих «Четыре апостола». В нем Дюрер подвел итог своим взглядам на человека. Картина была снабжена тщательно продуманными нравоучительными надписями, взятыми из евангельских текстов, освещающих духовную атмосферу в Германии после установления протестантизма.
К работам Дюрера относятся: «Адам и Ева», «Поклонение волхвов», «Рождество Христово», «Портрет Максимилиана I» и др.
Костюм
Главной законодательницей моды в XV в. была Флоренция, в XVI в.— Венеция. В костюме флорентинца XV в. сохраняется прилегающий силуэт французской готики. Основными видами мужской одежды были: сорочка, колет, чулки-штаны, симара, табар, плащ.
Сорочка чаще всего была из тонкого белого полотна длиной до середины бедер. Ее носили заправленной в штаны. Колет — верхняя плечевая одежда, короткая, до талии или бедер, распашная с застежкой на пуговицы или шнуровкой. Рукава его не вшивались в пройму, а привязывались на отдельных участках (низ проймы, плечо, по бокам). Чулки-штаны из эластичной ткани плотно облегали ноги. Они привязывали к колету шнурками через специальные отверстия. Долгое время сохранялась мода мипарти: одна штанина была гладкой, другая — полосатой. В конце XV в. сверху чулок-штанов стали надевать набедренные короткие штаны, длиной до середины бедер и выше.
Симара — распашная верхняя одежда разной длины с длинными широкими рукавами. Табар — верхняя одежда в виде короткого нарамника со свободной спинкой и подпоясанной по талии полой. Широкое распространение имели плащи различной длины и формы.
Мужской костюм дополняла удобная мягкая кожаная обувь с широкими носами («медвежья лапа»). Головные уборы были очень разнообразной формы: низкие шляпы, береты, фески. К этому же времени относится появление первой вязальной машины и ее продукции — трикотажных шелковых чулок.
Флорентийская женская одежда XV в. имела мягкие, подчеркивающие фигуру линии, естественные пропорции или некоторое повышение линии талии спереди, воронкообразную юбку, мягко и плавно расширяющуюся от талии к бедрам и низу. Лиф имел декольте — спереди квадратное, сзади удлиненное. Рукава присоединялись к платью различными способами. Верхнее платье — симара — состояло из трех частей: удлиненной свободной спинки, заложенной от горловины спинки складками, и более коротких полочек. По бокам симара не сшивалась и только спереди придерживалась поясом на талии.
Пышный живописный туалет женщин завершался вычурной обувью на очень высокой (до 55 см) деревянной подставке. Головные уборы итальянок — чепцы, мягкие шляпы, тюрбаны. Прически — гладкие, низкие, украшенные жемчугом, вуалями, лентами, цветами. Сочетание красных, зеленых, синих тяжелых шелков с золотом парчи и белизной рубашки создает прекрасное живописное решение итальянского костюма этого времени.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1050;