Позднее Возрождение
(1520–… гг.)
Архитектура.К архитекторам Позднего Возрождения относятся Виньола и Палладио.
Джакомо Бароцци да Виньола(1507–1573) — итальянский живописец и архитектор. Он внес значительный вклад в теорию архитектуры («Трактат о порядке») и разнообразил проектные решения. В двух небольших церквах возвел овальные купола — церковь Сан Андреи в Виа Фаминии, церковь св. Анны дэй Палафреннери. Церковь Иисуса стала образцом при строительстве многих церквей в Италии и Европе. Вместе с Вазари и Амманати он светские архитектурные сооружения — вилла Джулио в Риме, двор в палаццо Фарнезе в Капрароле.
Палладио(1508–1580) — теоретик, исследователь и практик–строитель, Палладио — мастер пластических и световых акцентов. В его архитектуре дом становится частью улицы, элементом городского ансамбля. Палладио создал также новый тип загородной виллы, в которой объединяются парадные и жилые помещения с хозяйственными. Палладио построил множество разных зданий и написал немало трудов, в числе которых трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570 г.), долгие годы служивший основанием для появившегося позднее классицизма. Его первым проектом была перестройка базилики в Виченце 1549 г. Он окружил уже существовавшее здание двухъярусными аркадами с «венецианскими» окнами (теперь называемыми «паладианскими»), копируя римские бани Диоклетиана.
Создал много паллацио — палаццо Тьене (1542 г.), палаццо Кьерикати (1550 г.), палаццо Вальмарана (1565 г.). Развивая почти все, сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, Палладио добивался естественной связи фасада с планом, а всего здания в целом — с городской застройкой.
Наиболее значителен вклад Палладио в развитие архитектуры дворцов и вилл. Вилла Ротонда близ Виченцы (1552 г.) — это идеальная центрическая постройка, перекрытая куполом, квадратная в плане. Свои многочисленные виллы Палладио строил по принципу совмещения удобства с функциональностью — вилла Польяна Маджоре (1549 г.), Ля Мальконтента.
Принципиально новое решение было присуще и трем культовым постройкам в Венеции — Сан-Джорджо Маджоре (1565 г.), Иль Реденторе (1576–1592 г.). Они знамениты своим ярким внутренним убранством и фасадами.
Подлинным шедевром Палладио явился театр Олимпико, сооруженный для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580–1585 гг., окончен В. Скамоцци). Он представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания. Небольшой высокий амфитеатр, вмещающий 100 тыс. человек, с каменными скамьями-ступенями обнесен сверху колоннадой, увенчанной скульптурными статуями. Амфитеатр примыкает к сцене, приподнятой над полом зала и обнесенной стенами с трех сторон. Но в отличие от античного театра пространство сцены развито в глубину, сцена имеет постоянную богатую архитектурную декорацию (колоннады двух ордеров, пилястры, ниши, сандрики, скульптурный декор из стукко), зрительный зал и сцена перекрыты общим плоским потолком. Сквозь центральный проем в виде арки и четыре боковых проема, сделанных в заднике оптически-иллюзорной сцены, видны расходящиеся улицы города. Элементы иллюзорной барочной перспективы, включенные в композиционное решение сцены, явились оригинальным нововведением зодчего, предвосхитив решения архитекторов и сценографов барокко.
Живопись.Паоло Веронезе (1528–1588) — венецианский живописец Позднего Возрождения. Работал, главным образом, в Венеции (с 1553 г.). К середине 1550-х гг. складывается самостоятельный стиль Веронезе, сочетающий лёгкий, артистически изощренный рисунок и пластику форм с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных созвучиях чистых цветов, объединённых светоносным серебристым тоном. Главная сфера деятельности Веронезе — монументально-декоративная живопись. Его исполненные маслом на холсте крупные многофигурные композиции, украшающие стены и плафоны светских и культовых зданий Венеции, часто служат прославлению величия и военных триумфов Венецианской республики. Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета — роспись Дворца Дожей.
Излюбленный вид станковой картины Веронезе — торжественные многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий и аудиенций, в которых человек выступает во взаимосвязи с окружающей его общественной средой — «Брак в Кане» (1563 г.); «Поклонение волхвов» (ок. 1571 г.), «Мадонна семьи Куччини». Смелое введение конкретных жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников стало причиной обвинения Веронезе инквизицией в 1573 г. в излишне светской трактовке религиозных тем. Немногочисленным портретам Веронезе свойственны мягкая лиричность, иногда оттенок жанровости — «Граф да Порто с сыном Адриано» (ок. 1556 г.). Последние годы творчества Веронезе отмечены признаками кризиса ренессансного мировоззрения. В поздних работах Веронезе появляются холодная парадность и внешняя патетика.
Якопо Тинторетто(наст. фамилия Робусти) (1518–1594) — выдающийся венецианский художник Позднего Возрождения. Он начинал как декоратор свадебных кессоне. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Работал в основном в Венеции. Для его работ характерны: манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита. В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков.
В портретах Тинторетто интересует внутренний мир человека. Все портреты бездейственны, им присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью»).
Работы Тинторетто на религиозные темы: «Введение во храм», «Страшный суд» (конец 1550-х гг.), «Тайная вечеря», цикл, посвященный легенде о св. Марке («Чудо св. Марка»). На картине «Страшный суд» движения и жесты то внезапно обрываются, то переплетаются или продолжаются в другой фигуре, жесты и позы — недосказанные, движения — затрудненные и порывистые.
Тинторетто создал ряд исторических картин: цикл Гонзага (1580 г.), «Битву архангела Михаила с сатаной» (1588–1590 гг.).
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 903;