Возрождение в Испании
Культура Испании формировалась в сложных условиях. С одной стороны, она унаследовала народные черты национальной испанской традиции, с другой — на её характере не могли не сказаться господство в стране реакционных сил и давление, оказываемое церковью. Отсюда — сложная смесь реализма с чертами фантастики, присущая изобразительному искусству Испании XV–XVI вв.
Отдельные фазы Возрождения в Испании не совпадали с соответствующими этапами Возрождения в других странах.
XV столетие в испанском искусстве представляет период зарождения нового художественного мировосприятия. В первые десятилетия XVI в. возникают стилевые явления, связанные с Высоким Возрождением, но все же преобладающими оказываются раннеренессансные традиции. Временем высших достижений испанской культуры является вторая половина XVI в.
Архитектура.В эпоху Возрождения господствующее положение занимает архитектура. Можно сказать, что ее «золотым веком» был период с конца XV и по начало XVII столетия. Расцвет переживает и скульптура, целиком подчиненная архитектуре. Орнаментальная система сменяется стихией изобразительных форм, наделенных пластическими формами выразительности. И в эпоху испанского Возрождения скульптура, еще тесно связанная со средневековым ремесленным мастерством и выросшая из многовекового опыта народной резьбы по дереву и камню, ценится выше живописи. Стиль испанского Возрождения, прозванный позже платереском (т. е. ювелирным), основан на живописно-пластических принципах; в произведениях трудно разграничить творчество архитектора от творчества скульптора.
Дворец Эскориал.Монастырь и светский дворец — обычно вещи трудно совместимые. И все же иногда бывает, что светская власть поселяется под одной крышей с духовной: путешествующий монарх пользуется гостеприимством монастырского настоятеля, либо член королевской семьи в заботе о бессмертии своей души платит монахам, чтобы они за него молились.
Называемый в Испании восьмым чудом света, Эскориал скорее похож на крепость. Он раскинулся обширным прямоугольником, размер внешних стен 206×161 м; его безыскусные, по-военному строгие и симметричные фасады могут показаться однообразными. Попытки подсчитать точное число окон и дверей почти никогда не дают одинаковых результатов. Известно, что общая протяженность коридоров этого дворца составляет 16 км, и в нем почти сотня лестничных маршей. В основном все сходятся на таких цифрах: около 1250 дверей и 2500 окон. В основе своей Эскориал создан двумя архитекторами Хуаном Баутиста де Толедо и Хуаном де Эррера. Возведение Эскориала продолжалось с 1559 по 1584 гг. Королевские покои были размещены в Эскориале таким образом, чтобы непосредственно из них король мог пройти в церковь. Когда Филипп II был уже стар и немощен, он все равно имел возможность видеть главный алтарь церкви прямо со своего ложа. Королевские покои, примыкающие к восточному приделу церкви, как бы «выпирают» из основной части ансамбля, поэтому их называют «рукоятью» решетки Святого Лаврентия. Наследники Филиппа II, предпочитая более пышные и просторные апартаменты, расширили дворец, сделав пристройки к северной стене церкви. К югу от нее находится двухъярусная галерея крестного хода, окаймляющая внутренний двор — «Дворик евангелистов», украшенный скульптурными изображениями евангелистов.
Эскориал служил не только дворцом и монастырем, он стал усыпальницей испанского королевского дома. «Пантеон королей», расположенный под главным алтарем церкви, и после смерти Филиппа II долго оставался незавершенным.
Живопись.К концу XV в. в Испании уже явно обнаружились все признаки экономического упадка. Безысходность и отчаяние, овладевавшие все более широкими слоями народа, сопровождались усилением мистических настроений, религиозным фанатизмом. Самим воплощением катастрофы, которая завершала эпоху Возрождения в Испании, явилось искусство Эль Греко.
Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541–1614) — первый подлинно великий живописец Испании. Он родился на Крите и был греком по происхождению (отсюда его прозвище). Эль Греко настолько субъективно и эмоционально преображает реальную действительность, что в результате рождается какой-то особый, существующий лишь в его полотнах мир, в котором земное и небесное образуют нерасторжимый сплав. Мир образов Эль Греко иллюзорен, духовное начало в нем преобладает. Греко использует неожиданные композиционные построения, резкие ракурсы, контрастные сопоставления фигур переднего и дальнего планов. Его гамма поражает смелостью и неожиданностью самых невозможных сочетаний: ярко-красного и зеленого, желто-оранжевого, золотистого и голубого, синего и фиолетового. Он вводить в свою живопись черную и белую краску. Благодаря сложной системе рефлексов, Эль Греко заставляет свои полотна буквально светиться.
В 1577 г. он закончил свою первую большую картину, алтарный образ «Успение Богородицы», и тогда же приступил к одной из самых знаменитых своих работ — полотну «Снятие одежд с Христа». Фигура Христа на этом полотне — одна из самых запоминающихся во всей европейской живописи. Христос выделяется на фоне окружающих Его людей своим ярко-красным одеянием и возвышенным, страдальческим выражением лица. В это же время для алтаря церкви Санто-Доминго эль Антигуо написана «Святая троица». В 1586–1587 гг. пишет «Погребение графа Оргаса».
Большую часть творческого наследия Эль Греко составляют картины религиозного содержания — «Моление о чаше» (Христос, молится в Гефсиманском саду незадолго до своего ареста), «Христос Спаситель» (правая рука Христа поднята для благословления, а левая покоится на глобусе), «Христос, несущий свой крест на Голгофу» (1594–1604 гг.).
Художник уделял достаточное внимание лишь одному жанру живописи — портрету. Чаще всего он писал портреты знатных людей: «Портрет кардинала Фернандо Ниньо де Гевара» (ок. 1600 г.).
Начиная с 1597 г., Эль Греко изображал город Толедо на заднем плане своих религиозных картин, писал виды этого города — «Вид Толедо» (1610 г.).
Художественный стиль позднего Эль Греко явно отодвинулся от натурализма к мистической проникновенности. Изменились размеры самих полотен — они выросли в высоту и «ужались». Цвета стали еще холоднее, а свет еще драматичнее — «Непорочное зачатие» (1607–1613 гг.).
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3929;