Искусство Франции. В XVII в. во Франции установился в абсолютизм
В XVII в. во Франции установился в абсолютизм. В искусстве сформировался новый стиль — классицизм.
Архитектура.Сооружение, давшее начало французскому классицизму — квадратный двор Лувра в Париже, начатый в 1546 г. Пьером Леско. В XVII в., до наступления эпохи барокко, классическая французская архитектура развивалась под влиянием стиля трех ведущих архитекторов — Соломона де Бросса, Жака Лемерсье и Франсуа Мансара.
Соломон де Бросс (1571–1626) проектировал свои здания в форме круга — Люксембургский дворец (ок. 1614 г.). Франсуа Мансара(1598–1666) был самым значительным архитектором Франции XVII в. — Шато Мезон (сегодня Мезон-Лафитт). Шато Мезон — гимн классическим архитектурным ордерам.
Ансамбль Версаль, находящийся в 17 км к юго-западу от Парижа, охватывает громадную территорию, включающую обширные парки с разнообразными сооружениями, бассейнами, каналами, фонтанами и зданием самого дворца. Строительство ансамбля Версаля шло в 1661–1700 гг. Роскошно, с использованием ценных материалов был отделан дворец, обильно украшенный скульптурными произведениями, живописью и т. д. Версаль стал нарицательным наименованием пышной дворцовой резиденции. Основные работы в Версале были произведены архитекторами Луи Лево и Ж. Ардуэ-Мансаром, садоводом-планировщиком Андре Ленотром и живописцем Шарлем Лебреном.
Версальский парк с его строго линейной, «централизованной» планировкой, бесконечными перспективами террас и аллей, плоскостностью рельефа, геометризированными массивами стриженой зелени, оживленными, на основе принципа контрастности, барочной, сугубо декоративной скульптурой, живыми струями фонтанов и монументальностью общего композиционного решения явился образцом и источником подражания для многих других садово-парковых комплексов Европы XVII–XVIII вв.
Лувр. Особо видное место среди строительства в Париже принадлежит дальнейшему строительству Лувра, работы по расширению которого были предприняты еще до полного развертыванию строительств в Версале.
Парижский Лувр носит имя средневекового замка, построенного в начале XIII в. Позднее он стал королевской резиденцией. Над строительством Лувра в разное время работали Клод Перро, Леско-Гужона, Лемерсье, Лево и др. Восточный фасад наряду с Версальским дворцом является характерным памятником французской архитектуры XVII в., в котором последовательно выражена классическая направленность фасадных решений того времени. Чеканный, четкий ритм стройных колонн, ограничивающих лоджии второго яруса восточного фасада Лувра, совершенно точно найденных пропорций, лаконизм общего решения при наличии сравнительно немногочисленных, превосходно выполненных деталей — все это создает ощущение монументальности и величавой торжественности. С первых лет истории Лувра здесь хранились произведения искусства, так, постепенно, на протяжении нескольких веков в Лувре образовалось грандиозное собрание.
Живопись.Среди художников Франции XVII в. много выдающихся мастеров: Жорж де Латур, Жак Калло, Шарль Лебрен, Клод Лоррен, Луи Ленен, Никола Пуссен.
Луи Ленен(1602–1648) — один из трех братьев-художников, имена которых стоят в ряду величайших французских живописцев. Ленен работал в крестьянском жанре. Для картин Ленена характерно: мощное рельефное построение, сдержанный колорит, в котором коричневые и серые тона едва оживлены несколькими цветовыми пятнами, уверенная простая и крепкая фактура. Сюжетам самым простым и непритязательным он придает особую значительность, торжественность самим характером пластического воплощения — «Возвращение с сенокоса» (1641 г.), «Трапеза крестьян» (1642 г.), «Семейство молочницы» (1640-е гг.). Примечательна в них продуманность композиции, построенной на контрасте между легким воздушным фоном и материальностью фигур переднего плана, четкое, почти геометрически правильное расположение масс, их уравновешенность.
Портреты кисти Луи Ленена просты и бесхитростны. Религиозные композиции, а их тоже случалось писать художнику, носят ярко выраженный жанровый характер. Немногочисленные пейзажи отличаются верностью наблюдения, некоторой интимностью восприятия природы и необычайным мастерством передачи серебристого прозрачного воздуха.
Никола Пуссен (1594–1665) — знаменитый французский художник, основатель стиля классицизм. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести. Одной из особенностей творчества Пуссена был рационализм, сказывавшийся не только в сюжетах, но и в продуманности композиции. В 1627 г. Пуссен написал картину «Смерть Германика» по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считает программным произведением классицизма.
Пуссен писал станковые картины главным образом среднего размера — «Снятие с креста», картины на мифологические и литературные сюжеты — «Танкред и Эрминия» (1629–1630 гг.), «Аркадские пастухи» (1650-е гг.), «Царство Флоры». Во второй половине 40-х гг. Пуссен создал цикл «Семь таинств», в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм. В последний период творчества (1660–1665 гг.) Пуссен пишет пейзажи, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: «Пейзаж с Полифемом». Последнее, незавершенное полотно мастера — «Аполлон и Дафна» (1664 г.).
Значение творчества Пуссена для истории живописи огромно. Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции.
Костюм
Определяющее влияние на одежду большинства стран с середины XVII в. оказывает французский королевский в Версале.
Костюм французов.Одежда является преимущественно свободной, легкой, живописной. На мужском свободно лежащем завитом парике неплотно сидит широкополая шляпа с низкой тульей, украшенная перьями, и развивающимися лентами. В это время сформировались три важнейших компонента мужской одежды — сюртук, жилет и штаны. Штаны удерживали чулки, чаще красные или светло-синие. Плотные полусапожки были на высоких, в основном красных каблуках. Шею плотно охватывал длинный, похожий на косынку платок, концы которого, обшитые кружевом, прилегали к груди.
Женская юбка на кринолине колокол, делалась с разрезами и поднималась на боках. Лиф туго стягивался шнуровкой, а прямоугольный вырез отделывался кружевами. Кружева украшали также рукава, манжеты и сложную прическу. Платья шились в основном из парчи и шелка алого, бронзового и темно-синего цвета, на отделку использовались ленты, кайма, шнуры, вышивка и кружева. Их плели не только из обычных ниток, но из золота, серебра. Все элементы одежды создавали очаровательный образ художественного беспорядка. Основная особенность этой моды — большой завитой парик, золотистый или рыжеватый, расчесанный на пробор по середине темени. Лицо украшали маленькими черными наклейками — мушками.
Костюм голландцев. В мужском костюме появился камзол с завышенной талией. Нижняя часть напоминала юбку. Шов на талии украшался бантами. Вниз одевалась белая сорочка. На ногах носили бриджи. В XVII в. белье и воротник были прекрасного качества и являлись важной особенностью костюма. На рубеже 20–30-х гг. XVII в. мужчины носили натуральные слегка завитые волосы, а не парики. В моде были закрученные вверх усы и маленькая острая бородка. Модная широкополая шляпа была украшена большими страусовыми перьями. Сапоги изготавливали из мягкой кожи. Важным аксессуаром костюма были перчатки, украшенные вышивкой и бахромой.
Из женской одежды исчез жесткий корсет. Ткани оставались тяжеловесными и дорогими, но их украшение сводилось к минимуму. Силуэт был более естественным и удобным, талия стала выше. Характерен вырез декольте, который заканчивается либо стоячим воротником с кружевами по краям, либо отделанным кружевом отложным воротником. Юбка была широкой и длинной. Обычно носили три юбки. Женщины носили лайковые или шелковые перчатки, длиной по локоть. Женщины гладко зачесывали волосы на затылок, а на лоб свисала короткая кудрявая челка. Украшались прически просто: обычно жемчугом, бантиками. На улице шейные платки и капюшоны служили для защиты лица от холода и дождя.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 714;