АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ЕГИПТА ПЕРИОДОВ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕГО ЦАРСТВ

 

1. Периоду Древнего царства в Египте предшествовал непродолжительный период Раннего царства, когда произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта (около 3000 г. до н.э.) при фараоне Нармере. Несколько позже была основана первая столица Египта – г. Мемфис (Минфи, Меннефер). Наиболее известным памятником искусства того времени является так называемая «Палетта Нармера» – победная плита фараона, посвященная им в храм бога Гора в Верхнем Египте. Этот памятник свидетельствует о том, что основные принципы изобразительного искусства Египта сложились уже 5000 лет назад.

Обе стороны Палетты, которая сделана из природного шифера и имеет высоту около 60 см., покрыты рельефными изображениями, причем, эти изображения расположены на плоскости четкими горизонтальными поясами. Лицевая сторона разделена на 4 пояса, а оборотная – на 3. Характерно то, что в те далекие времена изображение еще сохраняет характер пиктограммы: каждая фигура наделена определенным символическим смыслом. В верхнем поясе лицевой стороны изображены два лика богини Хатор с рогами коровы – матери богов, покровительнице дома фараона. Между ними – символическое изображение дворца фараона и знака его имени «Сом» – рыбы сома. Ярусом ниже изображен сам фараон в короне Верхнего Египта , сзади него идет высокопоставленный придворный – «Носитель сандалий фараона», впереди – Верховный Жрец, перед жрецом – 4 знаменосца, несущих знаки 4-х номов (областей) Верхнего Египта. Фараон изображен в 2 раза выше ростом, чем жрец и «Носитель сандалий», которые, в свою очередь, в 2 раза выше знаменосцев. Эта градация размеров четко отражает их социальный статус. Ряд завершается изображением 10-ти обезглавленных человеческих фигур, символизирующих 10 тысяч поверженных врагов. Третий, наиболее широкий пояс, заполнен изображением двух фантастических животных с переплетенными длинными шеями, символизирующих, скорее всего, объединение царств. Переплетение шей образует в центре круглую лунку для растирания ритуальной краски.

В нижнем ярусе изображен бык, разрушающий рогами крепостную стену, и под ним – фигура бегущего врага. На городской территории условно показан храм и несколько домов. Бык – это древнейший символ царя. В изображении города четко видна стена криволинейного очертания с множеством башен, планировка, построенная, скорее всего по принципу кварталов, разбитых по прямоугольной сетке.

В средней части оборотной стороны изображен фараон уже в короне Нижнего Египта. За ним идет тот же «Носитель сандалий». В правом верхнем углу – сокол Гор преподносит фараону символ Нижнего Египта – заросли папируса с мужской головой. Фараон поражает боевой палицей врага, скорее всего, фараона Нижнего Египта. Нижний пояс заполнен изображением двух бегущих фигур, а за ними – зубчатый прямоугольник – военная крепость.

2.Уже из древнейших изображений, подобных Палетте Нармера, становится ясным, что в период Раннего царства в Нижнем Египте существовали укрепленные города, имевшие в плане форму круга или овала с определенными принципами планировки. Сам египетский иероглиф «город» представлял собой круг с крестом внутри, возможно, отображавшим регулярный характер планировки. Возможно, и Мемфис первоначально был крепостью, т.к. его древнее название переводится как «Белые стены». От древнейших городов Египта, к сожалению, не осталось следов. Единственная сохранившаяся в развалинах крепость Нехеб дает представление о том, что первоначально укрепления имели форму, близкую к кругу диаметром 350 м. В этот круг был встроен прямоугольник – участок храма. Позже укрепления были перестроены в форме прямоугольника с размерами сторон 500 и 600 м., так, что участок храма оказался в центре крепости. Длинные стены имели по двое ворот, одни из которых были главными и выделялись в виде отдельного объема с башенками по углам. Ориентация города была угловой (северо-восток - юго-запад). Здесь прослеживается несомненное влияние принципов градостроительства Месопотамии.

Другим типом городов Египта были города линейного типа. Примерами таких городов могут служить столицы: Мемфис, Фивы, Ахетатон. Главная улица Мемфиса, служившая основой всей его структуры, тянулась вдоль реки Нил на протяжении 13 – 14 км. Этот город не сохранился и о его планировке ничего сказать нельзя.

Город Фивы (Уасет) – столица периодов Среднего и Нового царств также имел линейную структуру. Вдоль главной улицы, тянувшейся по восточному берегу Нила на протяжении 14 км., формировались кварталы жилой застройки. Так как дома строились в основном из кирпича-сырца, то следов рядовой городской застройки не сохранилось. О жилых домах Египта можно судить по достаточно подробным изображениям в гробницах. На одном из таких изображений показан разрез 3-х этажного богатого дома. Первый этаж занимают, по-видимому, мастерские и обслуживающие помещения, на втором, наиболее высоком этаже, находятся апартаменты хозяина дома, третий этаж занимают жилые помещения членов семьи. Этажи связаны между собой лестницей. Дом имеет плоскую, возможно, эксплуатируемую кровлю.

Особым типом древнеегипетских городов были города-поселки для строительных рабочих. Эти города существовали до тех пор, пока длилось строительство комплекса пирамиды фараона (15-20 лет). Примером такого города может служить Кахун ( ХIХ в. до н.э.), выстроенный в пустыне для строителей пирамиды фараона Сенусерта II. Город имеет в плане форму прямоугольника со сторонами 360 и 280 м., ориентированного почти точно по странам света. В западной части города выделен узкий прямоугольник, расположенный по рельефу несколько ниже восточной части. Он отделен от остальной территории города глухой стеной. Здесь жили строительные рабочие и рабы. Их тесные жилища сблокированы в прямоугольные кварталы сплошной застройки, расположенные вдоль главной улицы. Восточная же часть города, по пропорции близкая к квадрату, была застроена жилыми домами привилегированных жителей: руководителей строительства. Здесь же расположена и резиденция фараона, периодически приезжавшего для наблюдения за ходом работ, а также – дома его приближенных. К восточной стороне примыкали рынок и лавки купцов. Этот город, очевидно, строился по единому плану.

3.В каждом большом, а в особенности, в столичном городе Египта выделялся особый участок – «город мертвых». Он находился всегда на западной окраине города, так как Запад считался страной мертвых. Культ загробной жизни обусловил появление особых сооружений – гробниц, позже получивших название «мастаба» (от арабского «скамья»). По форме мастаба напоминали жилой дом, так как строились как жилище для загробного существования души умершего. Этот дом, так же, как и настоящий, имел несколько помещений, кладовые с запасом еды, хранилища различной утвари, которая, по мнению египтян, могла пригодиться человеку в загробной жизни. Размеры мастаба и отделка помещений зависели от уровня благосостояния хозяина. Все помещения этого загробного «жилища» находились под землей. Надземная же часть оформлялась в виде параллелепипеда с несколько скошенными гранями, в одной из которых был устроен вход в виде двери или углубленного в нишу портика. Вход вел в ритуальный зал, устроенный для отправления культа поминовения умершего. Сама гробница и сопутствующие ей помещения обычно находились значительно ниже под землей. Мастаба богатых вельмож иногда достигали в плане размеров 60 м. по длинной стороне и 40 м. – по короткой.

В период Древнего царства с появлением первых династий фараонов возникает потребность как то выделить их гробницы из общей массы мастаба. Вначале просто увеличивали размеры мастаба в плане. Затем, около 3000 г. до н.э. была построена первая из известных нам пирамид – ступенчатая пирамида фараона Ш династии Джосера в Саккара, недалеко от Мемфиса. Известно и имя автора комплекса этой пирамиды – Имхотеп.

В отличие от мастаба, имеющих сырцовое ядро, пирамида построена из каменных тесаных блоков. Возможно, форма ступенчатой пирамиды появилась в результате многократного повторения формы мастаба, как бы поставленных друг на друга. Это вполне вероятно, так как пирамида имеет не квадратный, а прямоугольный план. Ее высота около 60 м., площадь участка – 15 га. Комплекс заупокойных сооружений, в который входит пирамида Джосера, окружен каменной оградой. Здесь находятся заупокойные храмы, захоронения членов семьи фараона, площадки и дворы для ритуальных действий.

Однако, ступенчатая форма пирамиды существовала в Египте не долго, хотя она очень удобна с точки зрения технологии возведения. Очевидно, египтяне стремились к максимальной монументальности формы, а членение объема на ступени измельчает его масштаб. Поиски более монументальной формы демонстрирует более поздняя пирамида фараона Снофру в Медуме. Она имеет всего 3 ступени, причем, нижняя намного выше остальных, и угол наклона граней круче, чем в пирамиде Джосера.

Но, очевидно, такая форма обладала низкой самонесущей способностью: на нижней ступени появились глубокие трещины и осыпания углов. Тяжесть монолитной массы камня не позволяла увеличить высоту пирамиды. Другая пирамида фараона Снофру в Дашуре имеет форму шатра,– в верхней части наклон ее граней меняет угол. Но и такая геометрическая форма оказалась неподходящей: со временем грани у основания пирамиды обрушились. На рубеже III–II тысячелетий оптимальная форма пирамиды была наконец найдена, что позволило значительно увеличить высоту сооружаемых пирамид.

4.Около 2900 – 2700 гг. до н.э. начинает складываться комплекс пирамид фараонов IV династии – Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура) недалеко от современного селения Гиза в нескольких десятках километров к северу от Мемфиса. Они по праву стали позже считаться первым из семи чудес света. В этих сооружениях, как в настоящих произведениях архитектуры, были решены все поставленные задачи: художественно-образная, функциональная и конструктивная.

Геометрия пирамиды предельно проста. В основании ее лежит квадрат, четко ориентированный по странам света. Грани пирамиды сходятся под углом около 51 градуса. Очевидно, этот правильно найденный угол наклона граней и явился залогом их небывалой долговечности. Этот угол соответствует углу естественного осыпания материала с определенным удельным весом, он образуется под действием естественной силы земного притяжения и способствует оптимальному распределению нагрузки на основание пирамиды. Кроме того, если в более древних пирамидах погребальная камера находилась, как и в мастаба, глубоко под землей, то в пирамидах Гизе погребальные камеры и коридоры, а также ложные ходы были расположены непосредственно в массиве пирамиды.

Самая большая пирамида фараона Хеопса имеет высоту около 147 м., сторону квадрата основания – 230 м. На ее сооружение в течение 20-ти лет пошло около 2 млн. 300 тыс. каменных блоков весом в среднем 2,5 т. каждый. Блоки эти вырубались вручную в каменоломнях, находившихся на другом берегу Нила. Сверху пирамида была облицована отполированными плитами из белого камня. Известно имя автора пирамиды Хеопса – это зодчий Хемиун (Хемон), сохранился его скульптурный портрет.

Планировка комплекса пирамид в Гизе построена по единому, геометрическому плану, несмотря на разновременность строительства самих пирамид (на протяжении жизни трех поколений одной династии). Прямая, соединяющая юго-восточные углы пирамид, имеет угол наклона 45 градусов к направлению восток-запад. Длины сторон квадратных оснований используются как модули при разбивке плана композиционных осей пирамид.

Кроме больших пирамид в комплекс входят также заупокойные храмы, малые пирамиды и мастаба приближенных и членов семьи фараонов, а также – большой сфинкс Хефрена высотой около 20 метров.

5.Древнейшие египетские храмы - это заупокойные сооружения, входящие в комплекс пирамиды фараона. Из-за несовершенства орудий труда (железо еще только начало появляться) строительство больших сооружений из обработанного камня было затруднено, архитектурные формы еще были несовершенны.

В комплексе пирамиды Джосера в Саккара кроме пирамиды есть целая система взаимоперетекающих пространств: большой двор перед пирамидой, двор храма Хеб-Сед, дворы пред гробницами двух дочерей фараона. Заупокойный храм фараона занимает в композиции комплекса малозаметное и подчиненное положение. Это абсолютно глухой снаружи прямоугольный в плане объем, примыкающий к пирамиде, имеет внутри сложную, запутанную планировку, лабиринтообразные, узкие коридоры и явно не был предназначен для большого количества людей. Внутреннее пространство здесь еще не подчиняется каким-либо композиционным закономерностям, в то время, как композиция всего комплекса построена вполне продуманно. Это свидетельствует о том, что принципы организации внутренних пространств появились в Египте значительно позже, чем композиционные приемы организации больших объемов в открытом пространстве.

Следующим шагом в развитии принципов планировки заупокойного храма стал сохранившийся храм Хефрена в Гизе. Храм этот, так же, как и храм в комплексе пирамиды Джосера, представляет собой плоский параллелепипед, примыкающий к пирамиде строго по центральной оси. Но его пропорции значительно вытянуты в направлении примыкающего к нему длинного и узкого крытого коридора. Этот коридор соединяет храм с пропилеями или входным залом, который во время разливов Нила служил пристанью. Эта пристань символизировала собой «пункт прибытия» мифической ладьи с душой умершего «на Запад» – в страну мертвых. Длинный темный коридор – это, очевидно, символ перехода из земного мира в потусторонний. Только через этот коридор можно было попасть в заупокойный храм. Здесь уже есть основная композиционная ось, вдоль которой расположена анфилада помещений: первый маленький зал с двумя колоннами, за ним – еще два зала (один поперечный, другой продольный). Эта система неосвещенных залов раскрывается в прямоугольный внутренний открытый двор, со всех сторон окруженный статуями фараона Хефрена, высеченными из базальта. За этим залом спрятана группа из пяти одинаковых продолговатых ниш, за которыми следует группа запутанных в плане узких помещений, предназначенных, очевидно, для жрецов. В планировке храма уже заметен характерный для Египта принцип контраста, ставший основным в создании интерьерных пространств: вход в основные помещения раскрывается не сразу, он как бы замаскирован в изломах коридоров, это создает у посетителя впечатление таинственности и неограниченности лабиринтообразного пространства. Продольные по конфигурации пространства чередуются с поперечными, темные – с ярко освещенными. Все формы геометрически просты, монументальны и величественны, они внушают чувство устойчивости, вечности и незыблемости силы фараона даже после его смерти. Отсутствуют какие-либо украшения на стенах и столбах, камень отполирован и подчеркнута его естественная текстура. Но внутренние пространства совершенно не согласованы с внешними формами, здание не имеет оконных проемов, фасад его никак не решен, общая масса каменных стен превышает намного площадь внутренних пространств.

Более поздний заупокойный храм фараона Сахура в Абусире имеет более четкую композиционную структуру плана. Здесь уже нет изломов на главной оси движения, сохраняется лишь принцип контраста пространств. Открытый внутренний двор окружен галереей, перекрытие которой опирается на колонны с круглыми монолитными стволами и пальмообразными капителями – это ранний прототип египетского ордера. Капители были окрашены в зеленый цвет, потолок был синим с голубыми звездами. На стенах были росписи, изображающие фараона в виде победоносного завоевателя, охотника и т.п. На стволах колонн появились рельефы. Постепенно, как в архитектурных формах, так и в декоре вырабатывается ряд художественных приемов, получивших дальнейшее развитие в культовом зодчестве Египта.

Новым типом храмов в период V династии стали Солнечные храмы, посвященные культу бога Ра. Здесь используются как традиционные архитектурные элементы (пристань-пропилеи на берегу Нила, длинный крытый коридор, входной зал), так и новые: большой прямоугольный открытый двор, окруженный глухой стеной, внутри которой был обходной коридор, гигантский культовый обелиск на постаменте, стоящий в глубине двора, и жертвенник перед ним. С северной стороны двора находились амбары, кладовые и бойни жертвенного скота. Примером Солнечного храма может служить храм в Абусире, сооруженный фараоном Ниусерра около 2560 – 2470 гг. до н.э. Солнечные храмы возводились по соседству с «городом мертвых» – комплексами пирамид – и, обычно, посвящались тридцатилетию царствования фараона.

6.В период правления V династии власть фараона в Египте постепенно ослабляется, подлинными хозяевами страны становятся люди знатного происхождения: они постепенно заняли все основные государственные должности вместо родственников фараона. Пирамиды фараонов становятся все меньше, а гробницы знати – все больше и богаче. Постепенно страна распадается на отдельные полунезависимые области. Ослаблению страны способствовало также вторжение в дельту Нила ливийцев и «азиатов». Социальные противоречия оказались наиболее сильными на севере страны. Но разобщенность ирригационной системы приводит к голоду: в Верхнем Египте начинается засуха, а в Нижнем – заболоченность земель. Необходимость восстановления ирригационной сети способствует объединению страны. Новое объединение Египта в период правления ХI династии начинается с юга. Столицей объединенного государства стал г. Фивы (Уасет). Фараоны ХII династии перенесли свою столицу в г. Птауи, построенный в Фаюмском оазисе.

Экономическое ослабление государства отразилось и в строительстве. Главным материалом стал кирпич-сырец, из которого невозможно было строить монументальные и долговечные сооружения. Исчезают исполинские пирамиды. Гробницы знатных людей оформляются в виде мастаба длиной до 15 м. и увенчиваются небольшой пирамидой, внутри которой остается пустое пространство, перекрытое ложным сводом. Таким образом, пирамида превращается в символ – знак гробницы. В Верхнем Египте в период Среднего царства появляются богатые гробницы номархов (правителей номов - областей). Эти гробницы вырубались в скальной породе и представляли собой сложный лабиринт помещений и переходов. Для установки заупокойных статуй делались специальные ниши в стенах. Вход в гробницу выделялся навесом-портиком с установленными перед ним обелисками.

Стены гробниц обильно украшаются жанровыми росписями, появляются новые красители, которые привозили из других стран. Композиции росписей становятся все более сложными, многофигурными, мастерство художников совершенствуется. И в живописи, и в скульптуре большое внимание уделяется точности изображения всех деталей одежды и обстановки, но, в то же время, встречаются работы, выполненные на недостаточно высоком профессиональном уровне, что говорит об ослаблении подготовки художников в то нестабильное время.

Храмовые постройки в период Среднего царства были невелики, в них появляется новый элемент входной пилон (ворота из двух башен).

Города, находящиеся на окраинах страны, строятся в виде крепостей с двойными стенами и с башнями. Примером может служить крепость фараона Сенусерта III в районе вторых порогов Нила. Центр государственной жизни переносится в Файюмский оазис. Этот район благоустраивается путем осушения болот и устройства ирригационных систем. Ведется ряд завоевательных войн в Ливии, Нубии (Эфиопии), соседней Азии и на Аравийском полуострове. На захваченных территориях строились военные крепости (вдоль течения Нила), при помощи которых контролировались торговые пути.

Принципиально меняется архитектура заупокойного храма. Самым значительным памятником периода Среднего Царства стал заупокойный храм фараона Ментухотепа III (ХI Династия) в Дейр-эль-Бахри (Долине Царей) в окрестностях г. Фивы. В этом сооружении осуществлен переход от горизонтального развития объемно-пространственной композиции к вертикальному путем изменения взаимного расположения пирамиды и храма. Вместо входного зала появился открытый портик, над которым на втором уровне помещался гипостильный (многоколонный) зал, окруженный обходной галереей с двумя рядами колонн. Над гипостильным залом возвышалась небольшая символическая пирамида. Сзади пирамиды располагались небольшой открытый двор, окруженный с трех сторон колоннами и следующее за ним святилище. Подъем на уровень гипостильного зала осуществлялся по пандусу. Такая многоярусная композиция хорошо сочеталась с окружающим горным пейзажем. В сооружении появляется две композиционных оси: традиционная продольная, соответствующая направлению движения к святилищу, и вертикальная, зафиксированная вершиной пирамиды, которая придает мемориальному сооружению статичность и торжественность. Огромный открытый двор перед храмом был озеленен и имел искусственные водоемы: среди каменистого и пустынного пейзажа создавался своего рода «оазис» со своим микроклиматом. По сравнению с памятниками Древнего Царства здесь сделан значительный шаг вперед в разработке, как наружного объема здания, так и его интерьера. Основным элементом фасада становится открытый портик, а не глухая стена.

Фараоны ХП династии делают попытку вернуться к сооружению пирамид, но материальные затруднения не позволяют им сооружать такие грандиозные постройки в полном объеме. В качестве основного материала используется кирпич, камень употребляется только для наружной и внутренней облицовки. Пирамиды в период Среднего Царства сооружались совершенно иным способом: они имели внутренние стенки в виде ребер жесткости, между ними засыпали щебень и песок. Снаружи эта «ложная пирамида» облицовывалась плитами известняка. Система запутанных подземных ходов предохраняла царскую гробницу от разграбления.

В период Среднего Царства возводились также обелиски, но они уже утратили доминирующую роль в композиции, хотя по-прежнему были связаны с культом Солнца и символизировали своей формой солнечный луч. Они стали применяться как фланкирующие элементы у входа в храмы. По пропорциям обелиски стали выше и стройнее. Их высота могла составлять от 30 до 57 м., а отношение ширины основания к высоте – 1:10.

Около 1750 г. до н.э. мощное восстание бедноты в Египте привело к новому распаду страны, что положило конец периоду Среднего царства. Это облегчило проникновение в страну кочевников – гиксосов, которые захватили власть в стране на 110 лет.

 




 

Мастаба.

 

 

Пирамида Снофру в Дашуре.

Зодчий Имхотеп.

 

 

Пирамида Джосера в Саккаре

 

Схема мастаба.

 

 

Пирамида Снуфру в Медуме. Древнее царство.

 

 



 

Комплекс пирамид Джосера в Саккара. Древнее царство.

Зодчий Имхотеп. Реконструкция.

 


 

Заупокойная статуя Рахотепа.

Древнее царство. Фрагмент

 

 

Заупокойные фигуры царевича Рахотепа

и его жены Нофрет. Древнее царство

 

.

 

 

Заупокойная статуя фараона Хефрена.

Древнее царство


 


 

Комплекс пирамид в Гизе. Реконструкция

 


 

 

Комплекс пирамид в Гизе. Древнее царство. В современном состоянии.

 



Пропорциональные соразмерности комплекса в Гизе. Реконструкция.

 

 

 

Большой Сфинкс в Гизе.

 

Разрез пирамиды Хеопса в Гизе. Древнее царство. Зодчий Хемиун.

 

 

Перекрытие коридора

в пирамиде Хеопса.

 

 

 

Конструкция ложного свода в пирамиде Хеопса.

 



 








Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 3009;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.04 сек.