Амарнский период
Период Амарны, второй половины Нового царства, принято выделять как вершину в развитии египетского реалистического искусства. Фараон Аменхотеп IV, желая ослабить возрастающую власть знати и жрецов, провёл смелые реформы, сводившиеся к объявлению ложными всех старых богов; новым божеством стал Атон — само Солнце. В связи с этим фараон стал называть себя Эхнатоном («Дух Атона»). Столица из Фив была перенесена в Ахетатон («Небосклон Атона» — современная Тель-эль-Амарна: отсюда название — Амарнский период). Резкие перемены в жизни страны определили и значительные изменения в искусстве.
Архитектура.Фараон отказался от гипостильного зала, сделал открытый двор для поклонения Солнцу. В центре новой столицы построен дворец, состоящий из двух частей (жилой и светской), соединенных крытым, висячим через парадную дорогу переходом.
Скульптура.Для скульптуры характерно портретное сходство, гротеск, карикатура; пластичность и тонкость линей. Лучшие произведения Амарнского периода (вторая половина правления Эхнатона) отличаются человечностью, одухотворённостью, полны большого внутреннего обаяния. Фараон потребовал реального изображения своей семьи. Лучшие произведения этого времени — скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити (рельеф и круглая пластика), стела поклонения Эхнатона Солнцу. Впервые появились изображения в кругу семьи. Солнечный диск бога Атона повсюду простирает к ним свои лучи, оканчивающиеся как бы ладонями рук, благословляя их любовь и деяния — Эхнатон, Нефертити и принцессы — солнечный диск Атона благословляет царскую семью; портретная голова Эхнатона, портреты молодой и зрелой царицы Нефертити. Выполненные в мастерской знаменитого скульптора Тутмоса они свидетельствуют о новой трактовке образа человека.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 993;