Среднее царство
(XXI–XVIII вв. до н. э.)
Падение Древнего Царства, внутренняя борьба поколебали древние устои, многие представления были пересмотрены. Стремления монархов к независимости, усиленный рост городов способствовали появлению разнообразия местных художественных направлений, новым исканиям в искусстве, литературе, науке.
Архитектура.В архитектуре Среднего царства был выработан новый тип заупокойного храма на платформе из скал и гор — храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (XXI в. до н. э.) на берегу Нила. Новые конструктивные решения появляются в период XII династии. Приобретают особое значение колоннады, окружающие террасы и дворы храмов. Каноническим стал приём постановки пилонов — двух мощных башен с проходом посредине, являющихся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм.
Скульптура.Скульптура этого периода более разнообразна стилистически, повышается внимание к индивидуальным, портретным чертам в изображении человека. Хотя еще широко распространены статуи царей аналогичные древним — массивные, статичные и монументальные — статуя Ментухотека I (XXI в. до н. э).
Во время правления XII династии скульптуры фараонов устанавливаются в храмах, как и божества. Черты лица властелинов более детально моделируются, мастера уделяют внимание возрастным особенностям, создаётся впечатление пробуждения сложного мира чувств за внешне спокойной оболочкой лица — портретная голова Сенусерта III из обсидиана (XIX в. до н. э.). Характер и возраст человека ощущается в портретах сына Сенусерта III — Аменемхета III.
Рельефы и росписи.В оформлении интерьера наряду с раскрашенными рельефами значительное место отводится живописи. Темы рельефов становятся менее схематичными и более разнообразными: появляются сцены охоты, ремесленников за работой, сбора папируса. Росписи в сравнение периода Древнего царства становятся композиционно более свободными, краски — нежнее и прозрачнее. Появилось тональное объединение всех изображений с фоном. Менее навязчивыми становятся контурные линии изображения. Росписи выполняются темперой по сухому грунту; используются золотистый, зелёный, белый, синий цвета. Силуэты становятся более объёмными, но при этом лёгкими и живописными. В гробницах номархов — Хнумхотепа II, Сенби, Уххотепа — созданы одни из самых лучших росписей в искусстве Египта Древнего царства, изображающие сцены охоты, диких зверей и птиц — птицы на акации; кормление антилоп.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 628;