Первая половина Нового царства
В первой половине нового царства в середине 2-го тыс. до н. э. Египет был объединён фараонами в единую могущественную державу, включающую в свою территорию Переднюю Азию и Нубию. Приток богатств, связи с другими культурами — очень характерны для периода Нового царства. Столицей Египта вновь стали Фивы, где в строительстве и зодчестве этого времени появились роскошь и изысканность. Особенно могущественными, получив богатства и земли, стали жрецы. Основное храмовое строительство посвящалось заупокойному культу и богу Амону вместе с поклонением богу Солнца — Ра.
Архитектура.В архитектуре этого периода окончательно формируется тип храма на платформе, в котором отсутствуют захоронения. Распространение получает тип храма с чётким прямоугольным планом, делением на три части: колонный зал, открытый двор и святилище. Гробницы строят отдельно в более укромных местах — заупокойный храм царицы Хатшепсут в долине Дейр-эль-Бахри (начало XV в. до н. э.), построенный архитектором Сенмутом. Заупокойный храм царицы Хатшепсут представлял собой ансамбль из трёх гигантских террас, расположенных ступенями друг над другом и объединённых пандусами. В комплексе были пилоны, гробница, храмы, скульптуры, искусственные пруды, дорога из сфинксов и овинов (очень длинная, к пирамиде статуи приобретали более четкие черты). Рельефы на стенах отображали главные события в жизни и в правлении царицы. Хатшепсут изображали с бородой, в мужской одежде.
В Фивах на протяжении ста лет были возведены колоссальные храмовые комплексы — храм в Карнаке (зодчий Инени, XVI в. до н. э.) и храм в Луксоре (зодчий Аменхотеп Младший, XV в. до н. э.), посвящённые богу Амону. Каждый правитель пристраивал к имеющимся в ансамбле храмам новые, украшая их статуями, от чего с течением веков комплексы Корнака и Луксора превратились в города с аллеями, колоннадами и храмами. Колонны Корнака и Луксора имели объёмные капители в виде гигантских цветов и бутонов лотоса и папируса. Новое веяние проникло в гробницы царей — храмы возводились у подножья гор.
Скальный храм в Абу-Симбеле. Два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле в Нубии были целиком вырублены в скалистом откосе левого берега Нила и повторяли, в целом, композицию наземных храмов на платформе. Плоскостям фасадов придана трапециевидная форма пилонов. На их фоне из того же скального массива выполнены гигантские статуи. Фасад Большого храма в Абу-Симбеле, посвященного Амону-Ра, украшают высеченные из той же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры царицы Нефертари — они кажутся совсем небольшими, но на самом деле достигают высоты человеческого роста. Всё архитектурно-пластическое построение ансамбля подчинено идее власти и силы. Малый храм, более простой и меньшего масштаба, украшен на фасаде стоящими в глубоких скальных нишах статуями Рамсеса II и царицы Нефертари в облике богини Хатор, которой храм посвящался.
Расположенный у воды храмовый ансамбль Абу-Симбела встречал восходящее солнце. Два раза в год, 22 февраля и 21 октября (по другой версии, один раз в год — в день рождения фараона), можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входной портал в проход длиной 65 м, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона-Ра и фараона Рамсеса II.
Получают распространения храмово-дворцовые комплексы — Рамессеум — заупокойный ансамбль, возведенный для Рамсеса II зодчим Пенра.
Первые фараоны XIX династии достроили начатый ранее гипостильный зал храма Амона в Карнаке. Зал имеет в ширину 103 м, а в глубину — 52 м. Его площадь более 5000 кв. м. Перекрытие поддерживают 16 рядов колон, центральные высотой — 20 м, а боковые — 16, которые символизируют стволы деревьев.
Скульптура.Скульптура круглых фигурв эпоху Нового царства, легко преодолевавшая технические трудности в моделировке частностей, особенно ног, головных уборов и одежды, отличалась еще большей тщательностью, но вообще была проще, чем в Древнем царстве. При портретном сходстве изваяний царей их лица приукрашиваются согласно установленным предписаниям; фигуры становятся все более стройными; их осанка, насколько это допускает египетская оцепенелость, делается все более натуральной и свободной. Гигантские статуи царей в сидячем положении, высеченные из красного гранита, воздвигались перед храмами. Среди глиняных фигурНового царства, которые массами клались в гробницы с покойниками, интересны фаянсовые фигурки с цветной, преимущественно синей поливой.
К значительным памятникам скульптуры этого периода относится сфинкс царицы Хатшепсут.
Рельефы и росписи.Их очень много. Использовались на колоннах и пилонах. Композиции стали мелкодетальные, много нюансов.
В росписях сочетание розового, фиолетового, желтого, голубого, золотого цветов. Цвет тела реальных тонов. В живописи возникает особый род плоских изображений — картины на папирусе, древнейшие в мире книжные иллюстрации или миниатюры. Первые свитки папируса с подобными изображениями относятся только к периоду Нового царства.
Появляется стекло и мозаики из стекол.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 855;