Декоративно-прикладное искусство
В области декоративного искусства египтяне достигли высокого уровня.
Камень.Использование твердых пород камня характерно для архаических эпох, в более поздние времена применялись мягкие породы. Минералы шлифовались с помощью цилиндрической трубки, заполнявшейся измельченным кварцем или наждаком. Резьба по камню применялась в области архитектурного декора: рельефы на стенах храмов, колоннах, пилонах, столбах; украшались рельефами двери, оконные решетки, водосточные трубы, заканчивающиеся головами львов.
Керамика.Египетская керамика разнообразна и делится на два вида: глиняная и фаянсовая. Глиняная посуда известна в Египте с начала неолита. Вначале горшечники лепили глиняное тесто руками, а примерно с 3200 г. — на гончарном круге, с последующей полировкой внешней поверхности сосуда галькой. Сосуды отличаются большим разнообразием форм, в декоре сочетаются мотивы геометрического орнамента с человеческими фигурами, кораблями, животными, деревьями. Существуют фигурные сосуды в виде животных (гиппопотам, птица, еж) и даже в виде женской фигуры.
Изделия из фаянса — одно из достижений художественных ремесел Египта. Уже со времен I династии существуют фаянсовые бусы и маленькие круглые игорные столики. Синий фаянс широко использовался для облицовки внутренних помещений.
Стекло.Древнейшими стеклянными предметами являются бусы, созданные еще до I династии. При XVIII династии происходит расцвет производства художественного стекла: две чаши синего стекла с темно-синим и желтым узором и именем Тутмоса III; полихромный плафон и т. д. Известны следующие стеклянные изделия: флаконы для глазных капель, сосуды для благовоний, амулеты, перстни, игральные пешки, подвески ожерелий. Из стекла делали материал для инкрустации и накладок, имитирующий полудрагоценные камни (яшму, лазурит).
Среди стеклянной скульптуры, достигающей порой крупных размеров, самое выдающееся произведение — женская голова конца XVIII династии.
Существовала мозаика из стекла. Разноцветные стеклянные пластинки разогревались до сплавления и затем вытягивались для получения тонких и очень длинных полосок.
Ювелирное дело.Ювелирное дело и изготовление украшений — ремесла, в которых египтяне достигли высокого совершенства. Ювелиры достигли виртуозного совершенства в технике. Они были настоящими чеканщиками и умели достигать в 20 раз более тонкого слоя металла, чем самый тонкий, которого достигают в наши дни. Они применяли литье, формовку, ковку (моделирование молотком). Для нанесения орнамента использовались: насечка, гравировка, золочение штамповкой, тиснение, инкрустация, зернь, травление, окраска.
Металлы.Наряду с драгоценными металлами египтянами обрабатывали медь и бронзу. Известны следующие изделия из металлов: медные сосуды, медные тазы, бронзовая овальная жаровня с ажурным обрамлением, церемониальные топоры с ажурным орнаментом, изображающим людей или животных. Среди предметов туалета заметное место принадлежит зеркалам, ручки которых выполнены в виде колонки или фигурки стоящей женщины. Значительное мастерство бронзовщиков демонстрируют статуэтки кошек. Кошки изображаются сидящими или лежащими в величественной позе. Хорошо передана природная грация животных.
Костюм
Одежда древних египтян была очень простая. Изготавливалась из льна, который по тонкости обработки не уступал натуральному шелку. Ткани окрашивали растительными красами в разные цвета, но преобладали голубой, красный и зеленый. В поздние периоды тяготение к коричневому и желтому цвету. Кроме льна одежды были из кожи, хлопка. Мужские одежды — небольшие передники — схенти прикреплялись на талии при помощи пояса. Иногда их носили по 2, а то и больше. Женщины носили прямые плотно облегающие фигуры рубашки — кала-зирис, которые крепились на одной или двух бретелях. Сословные различия выражались в качестве ткани. Крестьяне, войны надевали плащи из грубых тканей, предохраняющих от солнца и ветра.
Мужские набедренные повязки.Низшие классы или рабы прикрывали свою наготу куском кожи или бумажной материей. Одежда знати состояла из большого продолговатого куска материи, который плотно обертывался вокруг поясницы и верхней части ног, придерживался поясом. Жрецы и ученые поверх этого передника носили иногда еще один, из другой материи (более ценной) и сложенной в красивые складки.
Царская одежда, головные уборы и знаки власти.Одежда фараонов определялась старинным придворным церемониалом. Фараон являлся или в одном переднике, которому придавались разнообразные формы, или одетым сверх передника в длинную одежду из драгоценных прозрачных тканей с эмблемами своего достоинства. Существенную принадлежность царского костюма составлял широкий пояс.
Самый простой из царских головных уборов — диадема. Золотой обруч, усаженный драгоценными камнями или расписанный эмалью, иногда спирально обвитый уреем, завязывался на затылке узкими лентами. Короны Верхнего и Нижнего Египта были объединены, новая форма получила название пшент. Короны в разных случаях в соответствии с требованиями церемониала дополнялись эмблемами разных богов. Обязательная составляющая часть царского головного убора — урей. В руках цари держали знаки царской власти — посох и плеть.
Обувь.Египтяне носили сандалии и полубашмаки. Они делались из кожи либо плелись из разрезанных на узкие полоски листьев папируса.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 726;