Метод STP
Social Technology of Progress
социальная технология развития
Традиционная “медикаментозная” медицина считает, что человек, находящийся в некоторой патологической зависимости - алкогольной или табачной, пищевой или опийной - просто болен. В соответствии с этим убеждением людей лечат медикаментозно. Наркология, как направление, развилась в глобальную сеть. Но по признанию самих наркологов эффективность предпринимаемых ими усилий зачастую ничтожна.
Медикаментозно разрушая зависимость от алкоголя у людей, попавших в наркологическую сеть, но не разрушая алкогольных убеждений, не развивая новых потребностей и психологических установок ( кроме страха повторного лечения ), наркология, по-существу, выпускает в пьяную среду “белых ворон” - воздержанников, ощущающих свою ущербность при невозможности ( под действием запрета ) поддержать компанию. Долго это не продолжается, и в скором времени бывший воздержанник оказывается в исходном состоянии алкоголика у края “канавы”. Часто повторяются обращения к наркологу, повторяются “курсы”, во время которых отдыхает семья и близкие, а далее всё возвращается на круги свои. Таким образом, практика показывает /3, 5, 9, 12, 18/, что никакими таблетками не добиться трезвенных убеждений, а следовательно и трезвых мотиваций поведения.
Итак, лечить убеждения таблетками, травными сборами и уколами не удаётся. А может быть страхом, внушенным к пагубному веществу в состоянии гипноза? Та же практика показывает, что люди прошедшие кодирование по Довженко, действительно держатся, пусть не все, а около 25% /73/, имеющих хорошую вникаемость (гипнабельность). А остальные, коим страх не помеха, да и сила воли поболее, те кто лучше защищены от зомбирования, не гипнабельны, продолжают пить и курить или сразу или воздержавшись на некоторое время ( как правило равное времени ремиссии ) для жены или начальника или для подтверждения тщетности собственных героических усилий. Но, даже став после этого трезвым, то есть бросив спиртное, многие по-прежнему чувствуют свою ущербность в пьющей и курящей компании, ведь отношение к ним как к больным людям, сохраняется, для них соблазн велик. И если эти 25%, успешно прошедших кодирование, успевают за время воздержания получить достаточно трезвых убеждений и навыков трезвой жизни, то именно они становятся трезвенниками. Честь им и хвала, но именно им, решившим для себя этот вопрос.
Можно ли лечить алкоголизм? Конечно, да, если подразумевать его последствия, хорошо ощутимые уже во второй стадии. Это разрушенные почки, печень, желудок. Но вряд ли будет эффективно лечение печени, если человек продолжает пить. А как лечить мозг алкоголика третьей стадии? В психлечебнице? Выход только один - максимальная защита каждого человека от алкоабсурда средств массовой информации, рекламы, бытового абсурда и так далее. И именно путём формирования трезвенных убеждений, получаемых на основе правдивых знаний об алкоголе, табаке, о других более или менее распространённых наркотиках и токсических веществах. Выход в развитии естественных трезвенных потребностей, в развитии умения мотивации собственного поведения. Такой путь и был предложен Г.А.Шичко, который на практике показал эффективность триады Бехтерева. Как раз эта триада позволяет освоить в начальной школе и таблицу умножения, и письмо, и арифметику, и куда более сложные предметы, кажущиеся вначале абсолютно непостижимыми, и при этом практически всем, без исключения, нормальным детям, зачатым нормальными трезвыми родителями, то есть всем 100% и, в будущем нормальным людям. И что самое главное без таблеток, кодирования и гипноза.
Использование триады, открытой человечеству для осознанного применения Бехтеревым, прослеживается из глубокой древности. Так, ещё в эпоху первобытно общинного строя, шаманы или вожди племён регулярно, используя язык жестов а позднее и речь, проводили настрой соплеменников, например, на ахоту, разъясняя необходимость коллективных целенаправленных действий, внушая в ритуальных танцах цели охоты, применяли цучела и изображения опредметов охоты - животных, для ритуальных игр и далее отправляли охотников в лес для самостоятельных действий. Аналогично, триаду можно проследить и на примере современных религий, куда триада вошла как неотъемлемая часть. Это - проповедь, служба, с песнопениями и публичными молитвами и обрядами, и самостоятельные молитвы и обряды вне храмов. В школьной практике триада наиболее очевидна, это знания, их краткий пересказ в конце урока и домашнее задание.
Поэтому, на самом деле эта универсальная триада применима не только для алкоголиков и курильщиков табака, а может быть использована, как и в любой школе, гораздо шире. Особенно в области разрушения патологических зависимостей, обучении в школе, ВУЗе, нормам поведения в семье, обществе и развитии человека как личности вообще. К настоящему времени накопленный опыт позволяет подобные обобщения, делает их вполне земными и превращает в социальную технологию развития человека и человечества в целом.
Примером успешной реализации триады Бехтерева может служить социальная технология развития (STD, привилегия № 1009002) описание которой приведено в /29/.
Конечно, сделать подобное обобщение из ничего было бы невозможно. Потребовалось около десяти лет развития и дополнения метода, доведения его до совершенства. Но недооценивать вклад и первичный толчок, данный Г.А.Шичко, неправомерно. В результате удалось сформулировать и, следовательно, сделать метод доступным для широкого круга преподавателей трезвости. Метод зарегистрирован под названием: “социальная технология развития”, однако, для избежания путаницы он получил английскую абривиатуру: STP, привилегия № 1202000, от 20 апреля 1997 года.
3.1 Описание метода STP
Итак, разберёмся, кто же приходит на первичный курс? Практика показывает, что основная часть людей обращается именно за помощью. Другими словами, это люди уже хотя бы частично осознающие пагубность привычек к алкоголю и табаку. Многих приводит на первичный курс отрицательный пример пострадавших знакомых или, наоборот, успехи отрезвевших людей. Следует учитывать и тот факт, что часть слушателей приходит из любопытства, под давлением семьи,
из-за осложнений, рано или поздно возникающих на службе. Поэтому, начиная с первых занятий и в последующих, основным является убеждение, блоки 1 и 8 ( рисунок 7), на основе только бесспорных знаний, целенаправленно сообщаемыех слушателям по интересующей их проблеме.
Обязательными компонентам убеждений 1 этапа I являются знания, сообщаемые на первых занятиях для адаптации слушателей:
- освещение краткого содержания курса,
- правила ведения дневника,
- основные требования к работе на курсах, посещаемости и взаимодействия с преподавателем,
- элементарные терминологические понятия,
- теоретические знания по проблемам алкоголизма и курения.
При этом каждое занятие обязательно заканчивается устным внушением, блоки 2 и 9: суть внушения - краткое обобщение сообщаемых на занятии знаний, с обязательным подчеркиванием и закреплением внимания слушателей на основных фармакологических эффектах воздействия алкоголя и никотина на организм, а так же настроем на проведение самонаблюдения 3 и самовнушения 4, то есть на дневник, о которых подробно рассказано в разделе 1.11.
Как видно из схемы на рисунке 7, последующие занятия, следует начинать, опираясь на проведённый заранее анализ 5, с коррекции 6 дневниковых записей слушателей обращая общее внимание всей группы на следующее:
- выявление ошибочных оценок в соответствии с сообщёнными ранее знаниями,
- выявление противоречий или двоякого толкования и оценок фактов,
- обязательное обсуждение обнаруживаемых ошибок самооценки,
- обсуждение и разрешение вопросов, содержащихся в дневниках,
- обязательное требование полных ответов (содержа-щих подлежащее и сказуемое), с указанием конкретной цели ответа на вопросы дневника.
Как правило, представление анализа 5 и коррекция 6 самонаблюдений 10 и самовнушения 11 занимает первый час
I
Убеждение 1 KJA
ВХОД
Т2
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 672;