Личность ребенка в целостном педагогическом процессе
( Ш.А. Амонашвили о гуманном педагогическом процессе,
его целостности)
Гуманно-личностный образовательный процесс строится на целостности Природы Ребенка. С момента зачатия и сразу после рождения Природа в течение длительного времени продолжает свое становление в Ребенке, очеловечивает и окультуривает себя в нем. Ребенок развивается по законам Природы, по ее календарному плану. Это движение Природы в Ребенке происходит через силы, которые названы Ш.А. Амонашвили стихийными страстями.
Первая страсть − это страсть к Развитию. Ребенок не может не развиваться − духовно, нравственно, умственно, физически. «Стихийное» стремление к развитию есть природное состояние Ребенка: развитие прирожденных возможностей происходит в процессе преодоления противоречий и трудностей[3].
Задача педагогическая, говорит Ш.А. Амонашвили, заключается в том, чтобы создать такой педагогический процесс, который бы дал возможность удовлетворить эту страсть. Более того, этот процесс должен опережать проявление иных свойств Ребенка и приглашать их к активному движению[4]. Также подчеркивается, что младшешкольное (и предшкольное) детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем эта страсть слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, далее не будет доведено до совершенства, или даже может быть утеряно.
Вторая страсть − это страсть к взрослению. Дети стремятся к взрослению, хотят быть более взрослыми, чем они есть. Эта страсть сначала сопровождает страсть к развитию, но затем усиливается и начинает влиять на все сферы жизни ребенка. Страсть к взрослению несет ребенку много осложнений, особенно если взрослые не понимают и не принимают эту природную силу в ребенке.
Удовлетворение этой страсти происходит в общении, и в первую очередь со взрослыми. Отсюда требования к взрослым, которые задействованы в процессе образования и воспитания ребенка: общаться с ребенком на равных, постоянно утверждать в нем личность, проявлять доверие, поручать дела взрослых, устанавливать сотруднические взаимоотношения, возлагать обязанности, обращаться к нему для сочувствия и сопереживания.
Третья страсть − это страсть к свободе. Ребенок проявляет ее с раннего детства, в разных формах и многогранно. Но свобода для ребенка не предполагает хаотическую вседозволенность. Ребенок внутренне готов к свободной несвободе, к упорядоченной, узаконенной, общественно дозволенной свободе. Это видно на примере групповой игры. Ребенок вправе включиться или не включиться в коллективную игру. Заставить его играть невозможно, возможно только приохотить его к игре. Однако если он включается в игру и выбирает в ней роль, то он знает, что обязан будет подчиниться правилам игры.
Объективная закономерность педагогического процесса заключается в том, что в нем существует необходимость принуждения, то есть ограничения свободы ребенка. От его хотений не зависят ни содержание образования, ни формы его организации, ни общий порядок школы и т.д. Это правила игры: их надо принять, им надо подчиниться. В гуманно-личностном педагогическом процессе процесс принуждения может быть нивелирован, так как в нем созданы условия для дальнейшего развития и становления природных сил ребенка. Страсть к свободе рождает принцип сохранения за ребенком чувства свободного выбора. Среди этих условий одно из ведущих мест занимает изящное, искусное исполнение педагогических процессов, а также равноправное общение с ребенком, любовь к нему, вера в его возможности, сотворчество и сотрудничество, взаимное уважение и взаимная обязанность[5].
Если ребенок в качестве непосредственного природного существа наделен природными силами и если он является деятельным природным существом, то педагогический процесс должен стать для него продолжением бесконечно кропотливой работы Природы по приведению к жизнедеятельности этих сил, по завершению процесса очеловечивания ребенка[6].
Нельзя заигрывать с Природой, обманывать ее какими-то общепедагогическими или дидактическими принципами. Нужно, чтобы это деятельное природное существо, притом живое, наделенное жизненными силами, из рук в руки переданное Природой человеку, людям, уже ставшим взрослыми, умными, образованными, находило в нашем педагогическом процессе, берущем на себя ответственность завершить начатое Природой дело сотворения человека, полное соответствие для становления всех его жизненных сил. Педагогический процесс должен охватить ребенка полностью, принимать его таким, какой он есть, и творить в нем свободного, свободно развитого и образованного человека для жизни и деятельности в обществе свободных людей, живущих по законам гуманности, заботящихся о людях прошлого и будущего[7].
Таким представляется Ш.А. Амонашвили целостность педагогического процесса. «Основа целостности педагогического процесса есть развивающаяся в многообразных формах жизнь ребенка, жизнь детей» (Амонашвили Ш.А., 2001).
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 802;