Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках процессы привели сначала к разграничению, а затем и к противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще стали встречаться аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Весьма отчетливо эта точка зрения была выражена немецким педагогом И.Ф. Гербартом, который отмечал, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств.
Учитель немецких учителей Адольф Дистервег подчеркивал, что «…принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания, и наоборот».
Более глубоко идея целостности педагогического процесса выражена К.Д. Ушинским. Он понимал эту идею как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности.
Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П.Ф. Каптерев. Он всесторонне проанализировал проявления педагогического процесса с внешней и внутренней стороны и пришел к выводу: «Обучение, образование, приучение, воспитание, наставление, увещание и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого − педагогического процесса»[2].
Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса возобновился в середине 70-х г.г. Но решение ее тогда было сведено к частной проблеме воспитывающего обучения.
Таким образом, изучение истории развития взглядов на сущность педагогического процесса свидетельствует о том, что поиск адекватных представлений о нем, как о целостном процессе, хотя и волновал умы многих педагогов, но не получил однозначного решения. Авторы современных концепций по этому вопросу едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса с точки зрения целостности, можно только на основе методологии системного подхода. А это значит, что необходимо определить состав, структуру и организацию основных компонентов, установить ведущие взаимосвязи между ними, выявить внешние связи системы, выделить из них главную, определить функции системы и ее роль среди других систем, установить на этой основе закономерности и тенденции развития системы в направлении ее целостности.
«Система − выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление (Ильина Т.А., 1972).
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1334;