Нейрофизиология зрения
Первичный процесс; фотохимическая реакция.Диоптрический аппарат глаза фокусирует на сетчатке перевернутое и уменьшенное изображение окружающего мира. Если это изображение хорошо структурировано, то в каждый интервал времени на разные участки рецепторной мозаики падает разное количество световых квантов (фотонов) определенной длины волны. Некоторые фотоны поглощаются молекулами зрительного пигмента, погруженными в мембранозныё диски (рис. 4-10) фоторецепторов. Каждая молекула пигмента может поглотить только один фотон, вследствие чего она переходит на более высокий энергетический уровень. При этом возникает вероятность (равная около 0,5) перехода в конфигурационное изменение, которое ведет к многоступенчатому процессу распада молекулы пигмента (эта вероятность называется «квантовой эффективностью»). Зрительный пигмент в палочках (родопсин) состоит из белка (опсина) и ретиналя, альдегида витамина Ах. Максимум поглощения молекулы родопсина лежит при длине волны около 500 нм. При распаде родопсина образуются бесцветные опсин и витамин Ах. Состав колбочковых пигментов еще не полностью выяснен. Однако полагают, что они обладают структурой, сходной с родопсином. В колбочках сетчатки человека обнаружены три разных пигмента. Их максимумы поглощения составляют около 425, 535 и 570 нм. В сетчатке человека каждая палочка, очевидно, содержит только один пигмент.
Распад молекул пигмента, запущенный поглощением фотона, составляет первую ступень в зрительном процессе трансдукции (см. разд. 2.1), от которого зависят все остальные нейрофизиологические процессы возбуждения. Конфигурационные изменения молекулы пигмента, вероятно, приводят к повышению кальциевой проводимости мембраны диска, так
что ионы кальция (или другого, еще неизвестного внутриклеточного медиатора) диффундируют из мембранных дисков во внутриклеточное пространство наружного сегмента фоторецептора. Там взаимодействие с наружной мембраной наружного сегмента приводит_к снижинию проницаемости для мелких ионов, особенно для натрия. Это изменение*" проводимости вызывает рецепторный потенциал фоторецепторов, который будет рассмотрен ниже.
Распавшиеся молекулы пигмента снова восстанавливаются в результате цепи промежуточных стадий химического процесса, протекающего с поглощением энергии. «Мембранный насос» возвращает кальций внутрь мембранных дисков. При постоянном освещении достигается равновесие между фотохимическим распадом пигментов и их химическим ресинтезом. Достижение этого баланса представляет собой физико-химический компонент световой/темновой адаптации; при снижении адаптирующей освещенности концентрация зрительных пигментов в фоторецепторах возрастает.
Рецепторный потенциал.Если микроэлектрод расположен на поверхности или внутри одиночного фоторецептора при полной темноте, то он регистрирует относительно большой электрический ток, протекающий через клеточную мембрану (темновой ток). В__темноте потенциал покоя составляет лишь от -20 до -40. При освещении фоторецептора возникает гиперполяризация, т.е. увеличение электроотрицательности внутри клетки по отношению к внеклеточному пространству. В то же время электрический ток через мембрану слабеет. Таким образом, сопротивление мембраны фоторецептора повышается при освещении. Как уже было упомянуто, это повышение электрического сопротивления объясняется взаимодействием между_ионами кальция или медиа-торного вещества и клеточной мембраной. гиперполяризационный ответ на адекватный стимул является особенностью фоторецепторов сетчатки позвоночных. Во всех других исследованных до сих пор рецепторах возбуждение связано с деполяризацией мембраны; потенциал покоя в других рецепторах лежит в пределах между — 60 и — 80 мВ (см. разд. 2.1).
Амплитуда (А) гиперполяризационного рецепторного потенциала, возникающего в ответ на освещение, тем выше, чем больше интенсивность света / относительно предыдущего состояния адаптации (рис. 4-25). Отношение между А и / в известных пределах (двух-трех порядков /) выражается уравнением
A = klog I/Is мВ, [4-5]
в котором к выбирается таким, чтобы выразить А в милливольтах. Спектральная чувствительность рецепторных потенциалов одиночных фоторецепторов в сетчатке позвоночных животных была определена путем стимуляции монохроматическим светом разных длин волн, уравненных по энергии. При таких измерениях применяются микроэлектроды для внутриклеточного отведения от отдельных фоторецепторов. На рис. 4-26 показано, как амплитуда рецепторного потенциала зависит от длины волны в большом числе рецепторов, исследованных в таких опытах. В этих данных опять-таки выделяются колбочки трех разных классов. Максимум ответа палочек лежит примерно при 500 нм-длине волны максимального поглощения родопсина. Эти нейрофизиологические данные согласуются с упомянутыми выше результатами о наличии разных зрительных пигментов в палочках и колбочках и о присутствии трех разных типов колбочек в сетчатке позвоночных. Вместе взятые они подтверждают изложенную выше трихроматическую теорию цветового зрения.
Рис. 4-25. Рецепторный потенциал одиночной колбочки в сетчатке черепахи. Ответ на короткие световые вспышки при трех разных интенсивностях. (Baylor, Fuortes, J. Physiol. (Lond.), 207,72-92, 1970.)
Переработка сигнала в горизонтальных, биполярных и амакриновых клетках. Вопытах на животных удается проникать в нервные клетки сетчатки микроэлектродами и измерять мембранный потенциал внутри-клеточно. С помощью разных синаптических контактов нейроны сетчатки образуют тесно связанную нейронную сеть (см. рис. 4-10). В этой сети различаются два направления потока сигналов: главный-от рецепторов к биполярным, а затем к ганглиозным клеткам и латеральная передача сигнала-по слоям горизонтальных и амакриновых клеток. В горизонтальных, биполярных и амакриновых клетках переработка сигнала происходит путем медленных изменений мембранных потенциалов; потенциалы действия здесь не генерируются. Количество освобождаемого синаптического медиатора в этих клетках, очевидно, зависит от мембранного потенциала в синаптических терминальных структурах. На рис. 4-27 показана схема «переработки» сигналов в нервной сети сетчатки. Окончательный результат этой переработки находит отражение в функциональной организации рецептивных полей сет-чаточных ганглиозных клеток-«выходных элементов» сетчатки.
Рис. 4-26. Кривые спектральной чувствительности тр§х_дидод- колбоче«-в сетчат-кЛ4Шбы_~(кар11). Несмотря на значительный разброс индивидуальных данных, можно различить три разных типа колбочек; пределы разброса показаны затененными участками. (Tomita et al, Vision Res., 7, 519-531, 1967.)
Нейрофизиология ганглиозных клеток сетчатки.Термин «рецептивная единица» относится ко всей coвoкупности афферентных нейронных_эле-ментов, которые воздействуют на данную нервную клетку сенсорной системы.Таким образом, рецептивная единица ганглиозной клетки сетчатки состоит из всех тех рецепторов, биполярных, горизонтальных и амакриновых клеток, которые прямо или косвенно связаны с этой ганглиозной клеткой. Из рис. 4-10 видно, что рецептивная единица ганглиозной клетки охватывает большую область сетчатки. Рецептивная единица служит анатомической основой определяемых посредством стимуляции рецептивных полей ганглиозных клеток. В то время как мембрана рецепторов горизонтальных и биполярных клеток генерирует только медленные потенциалы, мембрана ганглиозных клеток способна генерировать потенциалы действия. Они проводятся к ЦНС по аксонам ганглиозных клеток. Эти аксоны составляют зрительный нерв, который проходит от соска глаза через стенку черепа в его полость; нерв входит в область промежуточного мозга, и аксоны ганглиозных клеток образуют синапсы с клетками латерального коленчатого тела, верхних бугорков и претектальной области.
Функциональную организацию рецептивных полей ганглиозных клеток сетчатки можно проанализировать, регистрируя микроэлектродами потенциалы действия их аксонов в зрительном нерве. У каждой ганглиозной клетки имеется небольшая область общего поля зрения (см. рис. 4-2), в пределах которой соответствующие световые стимулы могут вызывать возбудительные и тормозные ответы. Такая область называется рецептивным полем (РП). Рецептивные поля соседних ганглиозных клеток могут значительно перекрываться. При тестировании ответов многих ганглиозных клеток сетчатки стимулами белого света, проецируемыми на разные части их рецептивных полей, становится очевидным наличие двух больших классов нейронов-нейронов с «оn»-центром и нейронов с «оff»-центром. В светлоадаптированной сетчатке млекопитающих нейроны обоих классов обладают рецептивными полями, в которых стимулы в центре вызывают иные ответы, чем на периферии (рис. 4-28). В случае нейрона с «оп»-центром освещение центра РП вызывает возбуждение (т.е. повышение частоты потенциалов действия), тогда как освещение периферии РП вызывает торможение-понижение частоты потенциалов действия (рис. 4-28). При одновременном освещении центра и периферии обычно преобладает ответ, связанный с центром. При выключении маленького светового стимула возникает торможение, если он нанесен на центр, и активация, если на периферию, т.е. возникают ответы, обратные ответам на «on».
Рецептивные поля нейронов с «оn»-центром тоже имеют «антагонистическую» организацию, приблизительно обратную рецептивным полям нейронов с «оn»-центром. Освещение центра РП вызывает торможение, а выключение света в центре-возбуждение ганглиозной клетки; освещение периферии РП вызывает активацию, а выключение света на периферии -торможение (рис. 4-28).
Нейрофизиология одновременного контраста.На основе функциональной организации рецептивных полей сетчатки можно представить себе, каким образом возникает одновременный контраст (см. разд. 4.2). На рис. 4-29 в виде схемы показано, как меняется ответ нейрона сетчатки с «оn»-центром, когда граница или край между светом и темнотой проецируется на разные части рецептивного поля. Числа на рисунке означают относительные уровни возбуждения или торможения нейрона. Если край занимает положение А, то и периферия, и центр равномерно освещены светлой частью стимула. В нейроне с «оn»-центром преобладает нейронная активация от центра поля (в итоге возбуждение-4). Но если край находится в положении Б, то освещена только часть тормозной периферии. Поэтому торможение будет слабее, чем при стимуле в положении А, и возбуждение ганглиозной клетки в итоге будет больше (_= 5). Если край занимает положение В, освещается только малая часть тормозной периферии, а центр РП остается темным. В этом случае результатом явится торможение спонтанной активности клетки. Таким образом максимальная активация возникает тогда, когда край находится как раз на границе между центром и периферией рецептивного поля (положение Б). Если принять обоснованное допущение, что субъективно воспринимаемая степень «яркости» положительно коррелирует с частотой импульсации в нейронах с «оn»-центром, то такие ответы ганглиозных клеток должны предсказывать явление одновременного контраста (см- Рис- 4-11).
Рис. 4-28. Функциональная организация рецептивных полей ганглиозных клеток в сетчатке млекопитающих. Для анализа рецептивных полей белые пятнышки света проецируются либо на центр, либо на периферию поля, или же и туда и сюда
Рис. 4-27. Схема расположения нервных элементов в сетчатке и потенциалы, отводимые от них внутриклеточными микроэлектродами при освещении (прямом или косвенном) связанных с ними рецепторов. Трансформация медленных мембранных потенциалов в серию потенциалов действия типа «все или ничего» происходит только в ганглиозных клетках. (Dowling, Invest. Opthalmol., 9, 655-680, 1970, с изменениями).
Рис 4-29- Схема активации нейрона с «оп»-центром, объясняющая явление одновременного контраста; объяснение см. в тексте.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1390;